Напоминание

Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора


Автор: Осинцева Наталья Паловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 8"
Населённый пункт: Челябинская область г.Снежинск
Наименование материала: Творческий отчет
Тема: Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были

актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое

внимание. Ранний возраст имеет особое значение для речевого развития

ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего

возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

К сожалению, в настоящее время наблюдается тенденция увеличения

количества детей с речевыми отклонениями или нарушениями в результате

воздействия какого-либо потенциального фактора.

Работая с детьми я

обратила внимание что, у многих недостаточный словарный запас, не все

дети могут отвечать на вопросы взрослого по содержанию знакомых сказок,

игровые и бытовые действия сопровождать речью, в основном используют в

общении со сверстниками преимущественно неречевые средства (мимику,

жесты, интонацию). Чтобы дети, как можно лучше, могли овладевать

средствами

общения

и

способами

взаимодействия

со

взрослыми

и

сверстниками я поставила перед собой следующую цель развитие речи детей

раннего возраста.

Результаты диагностики детей на начало года показали, что большинство

детей затрудняются в оформлении предложений, помогают себе жестами,

словами заменителями. В общение по своей инициативе не вступают. Речь

детей невнятная, с грамматическими ошибками. В раннем возрасте очень

важно ускорить «рождение» первых сознательных

слов у ребёнка.

Увеличить запас помогут малые формы фольклора. Звучность, ритмичность,

напевность, занимательность народных произведений, привлекает внимание

детей, вызывает желание повторить их, запомнить, что в свою очередь

способствует развитию разговорной речи.

Я поставила перед собой задачу систематизировать работу по использованию

произведений устного народного творчества для формирования у малышей

речевой активности.

Прежде чем начать работать над этим вопросом, я изучила литературу.

Еще великий русский педагог К. Д. Ушинский охарактеризовал русское

народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он

подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок,

должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной

жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей

ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются

произведения устного народного творчества во всем его жанровом

многообразии.

Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим

образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к

детским проблемам. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию

народного слова, раскрывают его богатство и красоту, являются образцом

речи. Но еще К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше

обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. «Народные сказки,

способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность

выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» -

писал К. Д. Ушинский.

А. М. Горький писал о том, что в фольклоре, как и в языке, сказывается

«коллективное творчество всего народа, а не личное мышление одного

человека», что «гигантской силой коллектива, возможно, объяснить

непревзойденную и по сей день глубокую красоту мифа и эпоса, основанную

на совершенной гармонии идеи с формой».

Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Он отражает и

те народные черты, которые сформировались под влиянием трудового образа

жизни, и те, которые сопутствовали условиям подневольного труда в

классовом обществе.

Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали

предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития

детей. (Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин,

А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба, А. А. Пешковский, В. В.

Виноградов, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Ф. АСохин.)

Работы представителей разных направлений наука отчетливо доказывают,

насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной

коммуникации.

Е. Н. Тихеева, Е. А. Флерина также считали, что фольклор дает

прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно

учится родному языку. Они писали: «Загадки, пословицы, поговорки -

образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, метафорами,

в них много определений, олицетворений. Поэтический язык малых

фольклорных форм прост, точен, выразителен, содержит синонимы и

антонимы, сравнения и гиперболу. В основе многих пословиц лежит

метафора. Она служит средством достижения наибольшей экспрессии и

живописности. Не менее богат и язык загадок. Широкий спектр

изобразительно-выразительных средств используется здесь для кодирования

образов предметов и явлений». Эти особенности привлекают детей к малым

фольклорным жанрам.

Изучив работы ученых, пришла к выводу, что источником развития

выразительности детской речи являются произведения устного народного

творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички,

потешки,

прибаутки,

песенки,

скороговорки,

пословицы,

поговорки,

считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора

огромно,

так

как

он

расширяет

знания

ребенка

об

окружающей

действительности, развивает умение чувствовать художественную форму,

мелодику и ритм родного языка. Дети хорошо воспринимают фольклорные

произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и

знакомым жизненным ситуациям. Через устное народное творчество ребёнок

не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту,

лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые

впечатления о ней. Поэтому тема моей работы была определена следующая:

«Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора».

Исходя из обозначенных проблем поставила перед собой цель.

Цель: Использовать произведения русского народного фольклора, как

возможность развития речи детей раннего возраста.

Исходя из всего этого определила следующие задачи:

Развивающие задачи:

- Развивать речевые способности детей раннего возраста;

-Расширять словарный запас;

-Формировать связную речь;

Образовательная задача:

- Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки,

пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);

Воспитательные задачи:

- Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;

-

Обеспечить

формирование

открытости,

доброжелательности,

коммуникативности;

-

Доставить

детям

радость

и

обогатить

новыми

эмоциональными

впечатлениями.

Знакомство с устным народным творчеством осуществляла через:

- совместную деятельность с детьми, режимные моменты, наблюдение, игру,

индивидуальную работу

- специально-организованное обучение на занятиях по развитию речи,

познавательному развитию, лепке, рисованию, музыкальному развитию,

физкультурному развитию;

Знакомство малышей с фольклором начала с потешек, колыбельных песенок.

Детям нравилось, когда я укладывала куклу или мишку спать. Брала игрушку

на руки и начинала петь ласково и выразительно, не забывая покачивать

«Баю- баю -баю деточку качаю…». Чтобы дети быстрее запомнили

колыбельную песенку, показывала, каклает собачка Белолоба. Дети дружно

просили ее: «Ты собачка, не лай, Белолоба, не скули». После таких

обыгрываний, малыши быстрее запоминали песенки и переносили их в

повседневную

игру.

Старалась

использовать

малые

фольклорные

произведения в разные режимные моменты: при подготовке к обеду, во

время умывания, во время одевания и т.д.Одевание сложный режимный

процесс. Малыши не любят одеваться. И вот для того, чтобы дети быстрее

осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с помощником

воспитателя проговариваем потешку: «Вот они сапожки…».

Потешка помогает и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание

есть, произносила: «На моей тарелочке рыженькая белочка…», «Кастрюля-

хитрюля нам кашки сварила…»

Не все дети ложились спать, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски

по тоски по дому, маме. Такое поведение не редкость в первые дни

пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям пела песенки «Ходит сон

по лавочке…», «Спи, усни, детка Андрюшенька…» и другие.

По мере усвоения материала, стала подбирать для детей потешки более

посложнее. Ставила перед ними задачу не только запомнить потешку,

эмоционально ее прочитать, но и самим попытаться ее обыграть. Дети с

удовольствием учились двигаться, говорить, как лисичка, заяц, медведь и т.

д. в зависимости от того, о ком потешка..

Использую фольклор непосредственно на занятиях. Детям показываю

иллюстрацию (предмет, игрушку, например, петушка Они рассматривают

игрушку (предмет, высказывают свои впечатления (отмечают, какой золотой

гребешок, масленна бородушкаи т. д.) Затем читаю потешку «Петушок,

петушок…». Используя фланелеграф, демонстрирую картинки (предметные,

сюжетные). Например, к потешке «Вот и люди спят…»- изображения спящих

детей и зверей («лисы спят на горочках, зайки спят на травушке, утки на

муравушке, детки все по люлечкам…»). По просьбе педагога малыши

показывают на картинках лис, зайчиков, деточек. Запоминают, кто где спит,

после чего с удовольствием слушают потешку.Перед чтением потешки

проводится дидактическая игра, связанная с ней по содержанию. Например,

прежде чем познакомить малышей с потешкой «Водичка, водичка, умой мое

личико..» воспитатель организует игру «Кто что ест?». Малыши

рассматривают зерно, капусту, корочку хлеба и определяют, кому они

приготовлены - синичке, зайчику, мышке (игрушки, картинки).

Как правило, после первого чтения педагог повторяет потешку еще 3-4

раза. При этом можно использовать следующие методические приемы:

• Воспитатель видоизменяет прежний вариант, варьирует игровые

ситуации. Например, к детям «приходит» еще один игрушечный кот с

просьбой и про него прочесть потешку «Как у нашего кота…». Или же

потешку «Заинька, походи…» воспитатель в первый раз читает, манипулируя

зайцем-игрушкой. При втором чтении дети водят хоровод. В центре хоровода

- ребенок в шапочке зайчика. Воспитатель читает потешку, а заинька

«ходит», «топает ножкой» и т. д.

• По предложению педагога дети показывают то, о чем говорится в тексте

(как бабка пекла оладушки и поливала их маслом - «Ладушки»)Этот

методический прием способствует развитию у детей фантазии, творческого

начала.

• Педагог адресует потешку определенному ребенку, т. е. там, где это

возможно по тексту, называется имя ребенка, присутствующего на занятии:

«Умой Коле (Оле, Ане) личико», «Самому ли съесть или Бореньке снесть»;

«Кате два, Коле два».

Русские народные сказки - эффективный фактор развития речи.

В образовательной деятельности и в свободное время, работая над речью

детей, большое внимание уделяла русским народным сказкам. Сказка -

дорогой гость, как у малышей, так и у детей постарше. Малыши с

удовольствием слушают сказки: «Репка», «Курочка ряба», «Теремок», «Волк

и семеро козлят» и другие. Сказки стараюсь не читать, а рассказывать. Когда

воспитатель не смотрит в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с

каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и

понимать

монологическую

речь.

Народные

сказки

дают

образцы

ритмической речи. Дети быстро запоминают такие образы, как петушок -

золотой гребешок, козлятушки - ребятушки, коза - дереза и другие.

После рассказывания сказки проводила беседу, которая помогает детям

лучше понять содержание, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз

повторить интересные сравнения, описания.

Знакомя детей со сказками, я вела словарную работу: объясняла непонятные

слова, выражения, дети осваивали новые слова, рассказывала о назначении

предметов, обозначенных этими словами. Эту работу так же проводила и при

рассматривании иллюстраций к сказкам и потешкам. По иллюстрациям дети

знакомились не только с героями сказок, но и с природой, окружающей их, с

предметами быта.

Рассказывание сказок целесообразно завершала одной из традиционных для

русского фольклора концовок, например: «Так они живут, пряники жуют,

медом запивают, нас в гости поджидают» и другие.

Одним их эффективных приемов развития речи детей считаю театрализацию

сказок. Дети из слушателей превращаются в героев с разными характерами,

речевыми интонациями, движениями. Участвуя в театрализованных играх,

дети знакомились с окружающим миром через образы, краски, звуки. В

процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных

высказываний

незаметно

активизировался

словарь

ребенка,

совершенствуется звуковая сторона речи.

Самое трудное в театрализованной деятельности - это добиться единство

слов и действия. Сохранить непосредственность и живость игры помогал

подробный анализ того, что происходит в сказке, и уточнение конкретных

действий каждого персонажа. В театральной игре ребенок воспроизводит

знакомые сюжеты сказок, и это активизирует его мышление, тренирует

память и художественно - образное восприятие, развивает воображение и

фантазию, совершенствует речь. В своей группе с детьми инсценировали

сказки: «Репка», «Курочка ряба».

Развитие речи детей, их творчество и кукольный театр. Как много

значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с

ним! Уже в раннем возрасте детей знакомят с куклами, давала с ними играть,

спрашивала, из какой они сказки. Разыгрывали хорошо знакомые сказки:

«Колобок», «Репка», «Курочка ряба».

Использую фольклорные произведения и в продуктивной деятельности.

Например, малыши коллективно лепили зернышки для цыплят. Курочка

созвала и накормила цыпляток зернами. Дети, сразу подхватывая игру,

вспоминают хорошо знакомую потешку «Вышла курочка гулять…». На

занятиях по конструированию дети строили разнообразные домики-теремки.

При обыгрывании постройки отвечали на вопросы: «Кто постучался в твой

теремок?», «Как он попросился жить в твой теремок?». Дети самостоятельно

переносили действия и разговор персонажей хорошо знакомого произведения

на совершенно другие игрушки: куклы, матрешки, уточки. Интонацией своего

голоса пытались передавать характер того или иного персонажа: за уточку

поют тонким голосом, за матрешку – обыкновенным, за медведя грубым. При

повторном строительстве домика, обыгрывали постройку потешками: «Кошка в

окошке рубашку шьёт», «Курочка в сапожках избу метёт». Неоднократное

использование произведений народного творчества на занятиях по развитию

речи и в продуктивных видах деятельности, в игровой значительно обогатило

словарь детей, сделало их речь эмоционально-выразительной.

В работе моими помощниками являются родители. В первые годы жизни

ребёнок почти все время находится в окружении самых близких людей, и

только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к

богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Работая с

родителями, провожу консультации по теме: «Фольклор в жизни малышей»

(как использовать фольклорные произведения дома), «Баю – баюшки–

баю…»(как укладывать ребенка спать), «Значение книги в жизни малышей».

Используемые мною на занятиях с детьми потешки, дидактические игры,

подвижные игры, пальчиковые игры я предлагаю родителям в виде памяток,

буклетов, рекомендаций для закрепления дома. Провела анкетирование с

родителями. Для родителей оформила папку-передвижку: «Фольклорные

произведения, используемые в разные режимные моменты».

Родители являются активными участниками всех мероприятий проводимых в

ДОУ: участвуют в организации и проведении утренников, вечеров –

развлечений, общественной жизни ДОУ, города. В результате систематической

работы у меня сложились с родителями доброжелательные и доверительные

отношения, которые помогают формированию у детей положительных черт

характера, усвоению программного материала. С их активной помощью создана

развивающая среда группы. Поэтому в моей группе первоначальное внимание

было направлено на обогащение предметно-развивающей среды. В интерьер

группы включила элементы русского фольклора: пособия в игровых уголках,

мягкие игрушки из ткани, самодельные куклы в русских национальных

костюмах, различные виды театров. Обязательным элементом стал уголок

ряжения. Понять мир народного творчества помогает специально собранный

иллюстрированный материал, настольно-печатные игры, подборка книг со

сказками и потешками, антураж игровой деятельности: домик, заборчик,

скамейки, ворота, колодец – это помогает окунуться в мир, запечатленный в

словах произведений народного творчества. Эпизодическое внесение тканевых

ковриков, сундучка с интересными вещами, кроватки с младенцем, предметами

быта (горшочек с деревянной ложкой, посуда)- все это оживляет общение,

создает своеобразный диалог между прошлым и настоящим, помогает ввести

детей в игровую ситуацию фольклорного произведения, создает настрой на

эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым.

Постоянно повышаю свой профессиональный уровень: посещаю

городские

методические

объединения,

семинары,

изучаю

новинки

специальной педагогической литературы. Активно участвую в методической

работе ДОУ.

Изучаю передовой педагогический опыт коллег на образовательных сайтах для

работников дошкольного образования: В своей работе я стараюсь следовать

передовым идеям современной педагогики и психологии, профессиональным

интересам педагогического общества.

Использую

материалы:

перспективное

и

календарное

планирование,

диагностические карты, анкетирование, сценарии праздников, дидактические

игры,

соответствующую развивающую среду.

Стараюсь соответствовать

основополагающим закономерностям, принципам, подходам современной

педагогики, психологии и методики преподавания.

Организация работы по использованию народного фольклора в развитии речи

детей раннего возраста строилась, согласно:

-общих принципов дидактики;

-современных педагогических требований и технологий;

-социальных запросов времени и общества;

-с ориентацией на психические особенности каждого ребёнка, учитывая его

темперамент, физические данные, личностные качества, степень одаренности

и заинтересованности.

Для решения поставленных целей и задач выбрала следующие направления:

фольклорно-игровые занятия: «В гостях у бабушки Варварушки», «В гостях

у Сороки-вароны», «Котинька-коток» и др. (приложение 2);

дидактические игры: «Совушка-сова», «На птичьем дворе», «Поезд», «Еду-

еду», «Отгадай загадку», «Узнай потешку» (приложение 3);

игры-забавы «Ушки», «Тяни холсты», «Строим дом» и др. (приложение 4);

пальчиковые игры: «Сидит белка на тележке», «Пальчик-мальчик», «У нашей

бабушки», «Дарики-дарики», «За работу» и др. (приложение 5);

хороводные игры: «Карусели», «Пузырь», «Снежок» и др. (приложение 6);

подвижные народные игры: «Колпачок», «Репка», «В поясок», «Кот Васька»,

«Петух», «Огуречик, огуречик» и др. ( приложение 7);

игры инсценировки по потешкам и сказкам, инсценировки с игрушками;

-чтение сказок и потешек, рассматривание к ним иллюстраций;

-использование фольклора в адаптационный период (приложение 8);

-использование фольклора в режимных моментах ( приложение 9);

-работа с родителями: родительское собрание «Фольклор в жизни малышей»,

консультации «Значение книги в жизни малышей», «Колыбельные песенки

для детей» (приложение 10).

В результате обобщения опыта своей работы, я пришла к выводу, что

приобщение к устному народному творчеству (фольклору), способствует

развитию связной речи детей, обогащение активного словарного запаса,

развитию грамматического строя речи, правильного звукопроизношения,

развитию

творческих

способностей

детей,

формированию

любви

к

прекрасному, к своему народу, его обычаям, традициям, богатству языка.

Приобщение детей к фольклору на занятиях и в свободное время дало свои

положительные

результаты.

Знакомясь

с

потешками,

поговорками,колыбельными, дети научились образно воспринимать героев,

раскрывать особенности их характеров. Заучивая заклички, они как бы

соприкасаются с природой, ее красотой, щедростью. Она близка и желанна

детям, вызывая в них эмоции радости и доверия. Составление небольших

сказок по потешкам активизировало связную речь, заставляло подбирать

различные языковые средства. Знакомство с народной сказкой учило детей

ритмике речи, красочности и образности. Изображая героев сказок, дети

научились двигаться, выразительно говорить. Застенчивые дети которые

боялись участвовать в инсценировании сказок к концу года могли уже

участвовать без стеснения в инсценировках.

Целенаправленное

и

систематическое

использование

произведений

фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психического

благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития в

дошкольный период детства.

Результатом моей работы являются положительные эмоции, весёлое, бодрое

настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком,

развивает память, воображение, мышление.

Подводя итоги учебного года, по результатам диагностики выявлено, что

уровень освоения программы по разделу «Развиваем речь детей» значительно

увеличился.

Положительные

результаты

подтверждают

эффективность

построенной мною системы работы с детьми (приложение 11).

Исходя из результатов проведенной работы, я сделала вывод, что русский

народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости

в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.

Следовательно, систематическая организация работы способствует:

-пониманию речи ребёнком;

-свободному использованию простых предложений в разговоре;

-активизации ребёнка в речевом общении с воспитателем и детьми;

-инициативности в речевых контактах.

Работа по данному направлению еще не завершена. Я буду и дальше

продолжать развивать речь детей через устное народное творчество, знакомя

детей с русской культурой и бытом.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №8»

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

«Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»

Выполнила: Осинцева Н.П.

Снежинск 2022 г.



В раздел образования