Напоминание

"Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе ОУ и педагога"


Автор: Ибрагимова Юлия Валерьевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №137 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе ОУ и педагога"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагог дополнительного образования (хореограф)

Высшей квалификационной категории

Ибрагимова Юлия Валерьевна

ГБДОУ №137 Выборгского района г. Санкт-Петербурга

Статья на тему «Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных

проблем в работе ОУ и педагога. (Мозаика педагогического мастерства:

традиции и новаторство)»

«Потанцуем? Родители. Дети. Педагоги.»

Проект «День Семьи».

Детский сад и семья – два важнейших образовательных института, которые изначально

призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Современные

федеральные государственные требования, изменение культурного уровня, степень

педагогического просвещения родителей, побуждают использовать на ряду с

традиционными, новые методы и формы взаимодействия ДОУ и семьи. В 2008 году в

нашем детском саду впервые была опробована новая форма проведения праздника

«День Семьи», в котором семьи воспитанников принимали активное участие. Этот

праздник объединил в себе такие даты, как 23 февраля и 8 марта. Основной целью было

формирование у детей осознанного отношения к семье, семейным отношениям:

почтение к маме, девочке, а также уважение к папам и мальчикам, содействие

укреплению взаимопонимания между родителями и детьми. Подготовка и проведение

праздника позволили увидеть родителей в другом ракурсе (активные, эмоциональные,

творческие, сопереживающие, креативные, заинтересованные, ответственные…) Первые

праздники такого характера включали в себя конкурсы и викторины (например: «Что?

Где? Когда?», «Поле Чудес», «КВН»), но позднее они трансформировались в совместные

театрально-хореографические постановки по мотивам известных произведений.

Идея проекта.

Проект нацелен на:

социально – коммуникативное развитие, на усвоение норм и ценностей, принятых в

обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и

взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,

целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и

эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми,

формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к

сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к

различным видам творчества;

1

познавательное развитие, которое предполагает развитие интересов детей, развитие

воображения и творческой активности; об отечественных традициях и праздниках;

речевое развитие, которое включает в себя владение речью, как средством общения и

культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и

монологической речи;

художественно – эстетическое развитие: восприятие музыки, художественной

литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных

произведений.

В процессе реализации проекта происходит переход от понятия “работа с родителями” к

понятию “взаимодействие”; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания,

признание сильных и слабых сторон друг друга. В связи с этим возникла идея создания

проекта « День Семьи».

Задачи:

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- создать творческую атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной

взаимоподдержки, через подготовку, организацию и проведение праздника «День

Семьи» для всех участников проекта;

- развивать социально-личностную сферу дошкольников, посредством совместной

творческой деятельности детей и родителей;

- повышать педагогическую компетентность родителей - поддерживать их уверенность в

собственных педагогических возможностях;

- способствовать раскрытию творческого потенциала всех участников проекта.

Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители

Срок реализации: 2 месяца

Ожидаемые результаты:

- создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и

педагогами;

- развитие творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности при

подготовке и проведении мероприятия;

- появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;

- обобщение опыта семейного воспитания;

- повышение уровня педагогической компетентности родителей;

- увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий;

Приобщение всех участников проекта к танцевальной культуре.

Этапы работы:

2

I. Подготовительный этап

Педагогическая деятельность:

- беседа с родителями на предмет новой формы проведения мероприятия;

- планирование и разработка сценария праздника «День Семьи»;

Работа над сценарием включает в себя несколько этапов:

1 этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое

формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема –

круг жизненных событий, явлений, которые найдут свое отражение в сценарии. Идея –

это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет

рассказать детям о чем-либо. Идея наших праздников состоит в том, чтобы через песни,

танцы, игры пробудить интерес к творчеству. Тема праздника задается в сценарии, как

правило, с самого начала. К идее, как общему главному выводу, подводят в процессе

театрализованного действия.

2й этап – построение композиции – реализация сюжета и конфликта в развивающемся

конкретном сценическом действии.

Так, музыка непосредственно воздействует на чувства детей, она побуждает их к

сопереживанию. Важно создать вначале общий подъем чувств, праздничную атмосферу,

в условиях которой будет происходить чередование различных видов деятельности.

Песня и танец на детском празднике – это средства общения и единения всех

собравшихся. Здесь не должно быть актеров и зрителей. Все участвуют в праздничном

действии и веселье благодаря играм. В музыкально-ритмической деятельности дети с

большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и

двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и музыкально-игровая

драматизация побуждают их изобразить картину жизни в предлагаемых обстоятельствах.

Слово как средство информации несет на празднике дополнительную информацию.

Звучащее в стихах, пословицах, загадках и пр., оно воодушевляет участников. Важно

донести до детей красоту, емкость художественного слова, закрепить в их сознании, что

оно всегда имело живое хождение в народе, использовалось им в определенных целях.

Игра на детском празднике выступает, с одной стороны, как прием активизации ребенка,

с другой – как важная форма освоения жизни. Коллективные игры характеризуются

событийностью, сюжетностью, действием, образностью. Эмоции "цементируют" игру,

делают увлекательной, создают благоприятный климат для общения. Важно увлечь детей

и сделать так, чтобы окончание игры не было затянутым, характеризовалось яркостью,

эмоциональной насыщенностью, результативностью.

Таким образом, объединение всех этих этапов способствует наделить сценарий

праздника наиболее яркими и интересными действиями, находящими положительный

эмоциональный отклик у детей и взрослых, а также приятные воспоминания на долгие

годы (как показывает практика).

3

- оформление фотовыставок с предыдущих мероприятий такого вида;

- размещение виртуальной афиши на сайте детского сада;

- обсуждение и изготовление костюмов и атрибутов к празднику;

Взаимодействие с родителями:

- обсуждение сценариев;

- распределение ролей;

- знакомство с расписанием предстоящих репетиций для родителей (индивидуальных и

групповых);

- знакомство с расписанием совместных репетиций детей и родителей

- консультации для родителей по вопросам подготовки к празднику;

Работа с детьми:

- чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций;

- заучивание стихов и текстов;

- разучивание танцевальных композиций;

- работа с атрибутами;

- предварительная работа в соответствии с темой праздника;

II. Формирующий этап

- оформление коллективных афиш и открыток к празднику;

- создание условий для успешной реализации мероприятия;

- обеспечение сотрудничества с педагогами ДОУ;

- организация репетиций с участниками праздника «День Семьи»;

- участие родителей в проведение мероприятий;

- съемка видеороликов мероприятий;

- практическая деятельность совместно с детьми.

III. Итоговый этап

- проведение праздника «День Семьи» по сказке С. Я. Маршака «Кошкин дом»

- обобщение материалов проекта;

- создание слайдовых презентаций;

- оценка эффективности работы в проекте с педагогами ДОУ на Педагогическом Совете;

- оценка проведенного мероприятия с родителями и детьми (в форме чаепития);

- рисунки детей;

4

- создание фотоколлажа с праздника.

Критерии эффективности:

- рост количества родителей и других членов семьи, желающих принимать участие в

мероприятиях такого рода;

- согласованность действий педагогов и родителей;

- соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта;

- положительное общественное мнение родителей о работе педагога ДОУ;

- повышение положительного эмоционального настроя детей, участвующих в совместных

проектах.

Продукты проектной деятельности:

- слайдовые презентации новых нетрадиционных форм работы с родителями;

- фотоматериалы, фонограммы, видеоматериалы;

- новые разработки, сценарии нетрадиционных форм работы с семьей;

- анкеты;

- семейные стенгазеты;

- проектная папка;

- декорации, костюмы и атрибуты.

Благодаря такой форме мероприятий мы пришли к выводу, что это – перспективная

форма сотрудничества дошкольного учреждения с семьей. И такие совместные проекты

как нельзя лучше подходят к атмосфере детского сада, которую мы стремимся создавать

и поддерживать на протяжении многих лет.

5



В раздел образования