Автор: Ибрагимова Юлия Валерьевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №137 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе ОУ и педагога"
Раздел: дошкольное образование
Педагог дополнительного образования (хореограф)
Высшей квалификационной категории
Ибрагимова Юлия Валерьевна
ГБДОУ №137 Выборгского района г. Санкт-Петербурга
Статья на тему «Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных
проблем в работе ОУ и педагога. (Мозаика педагогического мастерства:
традиции и новаторство)»
«Потанцуем? Родители. Дети. Педагоги.»
Проект «День Семьи».
Детский сад и семья – два важнейших образовательных института, которые изначально
призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Современные
федеральные государственные требования, изменение культурного уровня, степень
педагогического просвещения родителей, побуждают использовать на ряду с
традиционными, новые методы и формы взаимодействия ДОУ и семьи. В 2008 году в
нашем детском саду впервые была опробована новая форма проведения праздника
«День Семьи», в котором семьи воспитанников принимали активное участие. Этот
праздник объединил в себе такие даты, как 23 февраля и 8 марта. Основной целью было
формирование у детей осознанного отношения к семье, семейным отношениям:
почтение к маме, девочке, а также уважение к папам и мальчикам, содействие
укреплению взаимопонимания между родителями и детьми. Подготовка и проведение
праздника позволили увидеть родителей в другом ракурсе (активные, эмоциональные,
творческие, сопереживающие, креативные, заинтересованные, ответственные…) Первые
праздники такого характера включали в себя конкурсы и викторины (например: «Что?
Где? Когда?», «Поле Чудес», «КВН»), но позднее они трансформировались в совместные
театрально-хореографические постановки по мотивам известных произведений.
Идея проекта.
Проект нацелен на:
социально – коммуникативное развитие, на усвоение норм и ценностей, принятых в
обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и
взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми,
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к
сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к
различным видам творчества;
1
познавательное развитие, которое предполагает развитие интересов детей, развитие
воображения и творческой активности; об отечественных традициях и праздниках;
речевое развитие, которое включает в себя владение речью, как средством общения и
культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи;
художественно – эстетическое развитие: восприятие музыки, художественной
литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных
произведений.
В процессе реализации проекта происходит переход от понятия “работа с родителями” к
понятию “взаимодействие”; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания,
признание сильных и слабых сторон друг друга. В связи с этим возникла идея создания
проекта « День Семьи».
Задачи:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- создать творческую атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной
взаимоподдержки, через подготовку, организацию и проведение праздника «День
Семьи» для всех участников проекта;
- развивать социально-личностную сферу дошкольников, посредством совместной
творческой деятельности детей и родителей;
- повышать педагогическую компетентность родителей - поддерживать их уверенность в
собственных педагогических возможностях;
- способствовать раскрытию творческого потенциала всех участников проекта.
Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители
Срок реализации: 2 месяца
Ожидаемые результаты:
- создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и
педагогами;
- развитие творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности при
подготовке и проведении мероприятия;
- появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;
- обобщение опыта семейного воспитания;
- повышение уровня педагогической компетентности родителей;
- увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий;
Приобщение всех участников проекта к танцевальной культуре.
Этапы работы:
2
I. Подготовительный этап
Педагогическая деятельность:
- беседа с родителями на предмет новой формы проведения мероприятия;
- планирование и разработка сценария праздника «День Семьи»;
Работа над сценарием включает в себя несколько этапов:
1 этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое
формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема –
круг жизненных событий, явлений, которые найдут свое отражение в сценарии. Идея –
это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет
рассказать детям о чем-либо. Идея наших праздников состоит в том, чтобы через песни,
танцы, игры пробудить интерес к творчеству. Тема праздника задается в сценарии, как
правило, с самого начала. К идее, как общему главному выводу, подводят в процессе
театрализованного действия.
2й этап – построение композиции – реализация сюжета и конфликта в развивающемся
конкретном сценическом действии.
Так, музыка непосредственно воздействует на чувства детей, она побуждает их к
сопереживанию. Важно создать вначале общий подъем чувств, праздничную атмосферу,
в условиях которой будет происходить чередование различных видов деятельности.
Песня и танец на детском празднике – это средства общения и единения всех
собравшихся. Здесь не должно быть актеров и зрителей. Все участвуют в праздничном
действии и веселье благодаря играм. В музыкально-ритмической деятельности дети с
большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и
двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и музыкально-игровая
драматизация побуждают их изобразить картину жизни в предлагаемых обстоятельствах.
Слово как средство информации несет на празднике дополнительную информацию.
Звучащее в стихах, пословицах, загадках и пр., оно воодушевляет участников. Важно
донести до детей красоту, емкость художественного слова, закрепить в их сознании, что
оно всегда имело живое хождение в народе, использовалось им в определенных целях.
Игра на детском празднике выступает, с одной стороны, как прием активизации ребенка,
с другой – как важная форма освоения жизни. Коллективные игры характеризуются
событийностью, сюжетностью, действием, образностью. Эмоции "цементируют" игру,
делают увлекательной, создают благоприятный климат для общения. Важно увлечь детей
и сделать так, чтобы окончание игры не было затянутым, характеризовалось яркостью,
эмоциональной насыщенностью, результативностью.
Таким образом, объединение всех этих этапов способствует наделить сценарий
праздника наиболее яркими и интересными действиями, находящими положительный
эмоциональный отклик у детей и взрослых, а также приятные воспоминания на долгие
годы (как показывает практика).
3
- оформление фотовыставок с предыдущих мероприятий такого вида;
- размещение виртуальной афиши на сайте детского сада;
- обсуждение и изготовление костюмов и атрибутов к празднику;
Взаимодействие с родителями:
- обсуждение сценариев;
- распределение ролей;
- знакомство с расписанием предстоящих репетиций для родителей (индивидуальных и
групповых);
- знакомство с расписанием совместных репетиций детей и родителей
- консультации для родителей по вопросам подготовки к празднику;
Работа с детьми:
- чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций;
- заучивание стихов и текстов;
- разучивание танцевальных композиций;
- работа с атрибутами;
- предварительная работа в соответствии с темой праздника;
II. Формирующий этап
- оформление коллективных афиш и открыток к празднику;
- создание условий для успешной реализации мероприятия;
- обеспечение сотрудничества с педагогами ДОУ;
- организация репетиций с участниками праздника «День Семьи»;
- участие родителей в проведение мероприятий;
- съемка видеороликов мероприятий;
- практическая деятельность совместно с детьми.
III. Итоговый этап
- проведение праздника «День Семьи» по сказке С. Я. Маршака «Кошкин дом»
- обобщение материалов проекта;
- создание слайдовых презентаций;
- оценка эффективности работы в проекте с педагогами ДОУ на Педагогическом Совете;
- оценка проведенного мероприятия с родителями и детьми (в форме чаепития);
- рисунки детей;
4
- создание фотоколлажа с праздника.
Критерии эффективности:
- рост количества родителей и других членов семьи, желающих принимать участие в
мероприятиях такого рода;
- согласованность действий педагогов и родителей;
- соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта;
- положительное общественное мнение родителей о работе педагога ДОУ;
- повышение положительного эмоционального настроя детей, участвующих в совместных
проектах.
Продукты проектной деятельности:
- слайдовые презентации новых нетрадиционных форм работы с родителями;
- фотоматериалы, фонограммы, видеоматериалы;
- новые разработки, сценарии нетрадиционных форм работы с семьей;
- анкеты;
- семейные стенгазеты;
- проектная папка;
- декорации, костюмы и атрибуты.
Благодаря такой форме мероприятий мы пришли к выводу, что это – перспективная
форма сотрудничества дошкольного учреждения с семьей. И такие совместные проекты
как нельзя лучше подходят к атмосфере детского сада, которую мы стремимся создавать
и поддерживать на протяжении многих лет.
5