Автор: Зуева Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Школа "КвантУм" дошкольное отделение №4
Населённый пункт: Одинцовский городской округ, г.Звенигород
Наименование материала: представление опыта работы
Тема: "Конструирование, как средство познавательного развития"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 комбинированного вида города Звенигород
Представление опыта работы:
«Конструирование, как средство познавательного развития»
Воспитатель
Зуева Марина Александровна
(высшая квалификационная
категория)
г. Звенигород, 2020
В наше время вопрос о развитии конструктивной деятельности важен. Дети стали
больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса. Для
полноценного развития ребенка дошкольного возраста особое значение имеют игра и
первые попытки продуктивной деятельности. Конструирование – это из важнейших для
дошкольников вид продуктивной деятельности по моделированию как реально
существующих, так и придуманных детьми объектов. Это интересное, увлекательное и
полезное занятие.
Основная цель:
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в
процессе конструктивно-модельной деятельности.
Для
достижения
поставленной
цели
был
определен
ряд
задач:
* формировать у детей необходимые умения и навыки конструирования. Дать детям
знания о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности. Научить детей
работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность, а затем
анализировать выполненную работу.
* Воспитывать у детей самостоятельность в работе, творческую инициативу.
Формировать умение детей пользоваться при конструировании схемами, чертежами.
Учить аккуратно пользоваться строительным материалом.
* Воспитывать у детей чувство уважения к своему и чужому труду, работать в
коллективе.
Термин «конструирование» (от латинского слова соnstruerе) означает
приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов
Конструктивно-модельная деятельность — это практическая деятельность,
направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта,
соответствующего его функциональному назначению.
Материал, используемый для конструирования:
1.Деревянный настольный и напольный - самый распространенный
материал для конструирования.
Он прост и удобен в использовании, имеет яркие насыщенные цвета,
изготовлен из экологических материалов.
2. Конструктор LEGO
У конструктора lego широкие возможности: можно конструировать на
столе и на полу, постройки можно без труда переносить и видоизменять,
использовать в играх.
3.Металлический конструктор.
Имеет большое количество металлических деталей, крепление с
помощью винтов и гаек.
Предназначен для детей от 6 лет. Работа
с металлическим
конструктором приучает
ребенка
использовать
инструменты, развивает моторику, логику и инженерное мышление.
4.
Конструктор
«Магформерс»-
это
развивающий
магнитный
конструктор
нового
поколения.
Он
состоит
из
деталей
простых
геометрических форм( треугольников, ромбов, квадратов и т. д)., которые
легко соединяются между собой силой магнитного притяжения. С его
помощью ребенок может создавать 3D-модели.
5. Игольчатый конструктор
6. Конструктор CLICS
Выделяется
несколько
основных
форм
организации
конструирования:
образовательная
деятельность,
самостоятельная
конструктивная деятельность, индивидуальная работа.
Игротека для детей. Дидактические игры на основе современных
конструкторов:
Игра «Лего – лабиринт» (4-5лет)
Цель: закреплять ориентировку на плоскости, понятия «направо», «налево»,
«вверх», «вниз»; развивать пространственное мышление, сообразительность.
Варианты заданий:
Воспитатель предлагает ребенку: помочь лисичке дойти до петушка, пройди
быстро лабиринт; расскажи, как лисичка дошла до петушка (используя слова
«направо», «налево», «вверх», «вниз»)
Игра «Цифры – акробатки» (4-7 лет)
Цель: закреплять счет в пределах первого десятка, учить соотносить цифры и
количество; закреплять понятия больше – меньше; развивать мелкую
моторику.
Варианты заданий:
Воспитатель предлагает ребенку: собрать цифры и выложить числовой ряд в
пределах первого
десятка; сравнить числа (<, >,
=); выложить цифру и
соотнеси с количеством предметов.
Игра «Симметрия» (4-7 лет)
Цель:
развивать
логическое
мышление,
умение
ориентироваться
на плоскости, воображение, мелкую моторику
Варианты заданий:
Воспитатель
предлагает
ребёнку:
выложить
вторую
половинку
узора;
самостоятельно придумать симметричный узор
Игра «Собери модель по памяти» (4-7 лет)
Цель:
развивать
зрительное
внимание,
образную память,
логическое мышление, мелкую моторику.
Варианты заданий:
Воспитатель предлагает ребёнку: посмотреть 3-5 секунд на модель и собрать
её по памяти; собрать по памяти 2 модели; собрать по памяти на время.
Игра «Логическая линейка» (4-7 лет)
Цель: закреплять цвет; развивать мышление, внимание память, мелкую
моторику.
Варианты заданий:
Воспитатель предлагает ребёнку: выложить ряд, чередуя детали по одной, по
две, опираясь на образец; выложить ряд, чередуя детали по одной, по две по
памяти.
Игра «Математическая лесенка» (5-7 лет)
Цель: закреплять состав числа, порядковый счёт, соотношение цифры и
числа в пределах 5;
развивать навыки счета;
развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Варианты заданий:
Воспитатель предлагает ребёнку: положить заданное количество кубиков
напротив каждой цифры; разложить кубики по цвету, и назвать какого цвета
первый ряд и т.д.; выложить лесенку по заданию, например: пятый ряд 2
синих, 3 красных или 1желтая 4 зелёных и т.д.
Игра «Поставь кубик столько же, сколько указывает цифра»
Цель:
закреплять навыки счёта, соотношение цифры с количеством; состав
числа первого десятка; развивать внимание, мелкую моторику.
Варианты заданий:
Воспитатель предлагает ребёнку: собери башенки
с
заданным
количеством кубиков; собери
башенки
с
заданным
цветом
в
соответствии с цифрой.
Игра «Выложи по образцу» (4-7 лет)
Цель:
концентрация внимания, развитие мышления, закрепление цвета.
Варианты заданий:
Воспитатель предлагает ребёнку: Выложить узор по заданному образцу.
Игра «Расставь по местам» (4-7 лет)
Цель: закреплять ориентировку на плоскости, понятия «направо», «налево»,
«вверх», «вниз»; развивать пространственное мышление, сообразительность.
Варианты заданий:
Воспитатель предлагает ребёнку: поставить
квадрат
в
правый (левый)
верхний угол; правый (левый)
нижний
угол,
посередине
пластины,
посередине
правой
(левой, нижней, верхней) стороны.
Игра «Трудная задача» (5-6 лет)
Цель: совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза трёх звучных
слов; закреплять представления
о
твёрдости-мягкости,
глухости-
звонкости согласных звуков; развивать мышление, внимание, восприятие,
мелкую моторику.
Варианты заданий:
Воспитатель предлагает ребёнку: выбрать слово и сделать звуковой анализ с
обязательным проговариванием.
Игра «Составь слово» (6-7 лет)
Цель: закреплять навыки детей составлять самостоятельно, составлять слова
из знакомых букв, совершенствование звукового анализа слова, закреплять
представления о твёрдости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков;
развивать мышление, внимание, восприятие, мелкую моторику.
Варианты заданий:
Воспитатель предлагает ребёнку: из предложенных букв составить слово;
найти пропущенную букву.
Игра «Угадай сказку» (4-7 лет)
Цель:
развивать память, творчество, воображение формировать у детей
умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очередность,
отвечая на вопросы, слушать другого ребенка, не – перебивая. Воспитывать
такие качества как умение играть в команде, дружелюбие, честность в игре,
справедливость; Закреплять умение собирать по схеме. Обобщить и
систематизировать знания детей о сказках.
Вывод:
При грамотной организации занятий конструирование может стать и
мощным толчком к познавательному развитию, и любимым видом досуга для
ребёнка.