Автор: Захарова Жанна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Подпорожская СОШ №1 имени А.С.Пушкина"
Населённый пункт: Ленинградская область, город Подпорожье
Наименование материала: Урок русского языка
Тема: Обобщение изученного о предложении и тексте как единицах речи.
Раздел: начальное образование
Конспект урока русского языка для 2 класса
Тема урока: Обобщение изученного о предложении и тексте как
единицах речи.
Цель урока: обобщить знания по теме «Предложение. Текст »
Тип урока: обобщающий
Личностные УУД
- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки,
понимание смысла учебной деятельности.
Коммуникативные УУД
- развивать внимание, мышление, смекалку, наблюдательность,
любознательность учащихся;
- развивать умение сотрудничать в паре;
-правильно формулировать ответы на вопросы;
Регулятивные УУД
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-оценивать свои достижения и достижения других учащихся;
-оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия:
учиться распознавать в тексте разные типы предложений,
устанавливать причинно-следственные связи
осуществление анализа языкового материала по заданным критериям
Формы работы: парная, фронтальная, индивидуальная, обсуждение
проблемных вопросов.
Оборудование: карточки для групповой работы, презентация,
мультимедийный проектор, экран
Ход урока
1.
Мотивация к учебной деятельности
- Сегодня на уроке у нас много гостей. Повернитесь к гостям и
поприветствуйте их.
- Оцените свое рабочее место. Все ли вы приготовили к уроку
принадлежности.
2. Минутка чистописания
Открывает тетради, записываем число.
Сегодня Двадцать первое апреля.
На след. Строчке Классная работа.
Физминутка для пальчиков
Спишите с доски следующие буквосочетания:
скв ор ец рч
Возьмите в руки простой карандаш и подчеркните самое удачно написанное
буквосочетание.
Прочитайте. Что здесь записано? Предложение? Почему?
Слова связаны между собой по смыслу.
Спишите предложение.
На шесте - дворец,
Во дворце - певец.
3. Работа со словарными словами.
Чтобы наш урок был интересным и увлекательным вам надо быть очень
внимательными, не бояться проявлять свои знания, быть активными. И я
уверена, что у нас все получится. Итак, в добрый путь!
Знаю, что все вы любите отгадывать загадки.
Я приготовила для вас несколько таких сегодня на урок. Кто знает ответ,
поднимает руку.
(ЗАПИСЬ за доской)
Записываем словарное слово. Ставим ударение. Подчеркиваем опасное
место.
1.Если б не было его, не сказала бы ничего (ЯЗЫК)
2.
Вертится, стрекочет, весь день хлопочет (СОРОКА)
3.
Железный нос в землю врос, копает, землю разрыхляет (ЛОПАТА)
4.
Рыжая с пушистым хвостом живёт в лесу под кустом(ЛИСИЦА)
5.
Никто не пугает, а вся дрожит(ОСИНА)
6.
Жидко , а не вода, бело, а не снег (МОЛОКО)
Проверяем. Работу на доске. Согласны- тишина, нет - хлопок в ладоши.
Поиграем в учителя и ученика. Берем простые карандаши. Проверяем свою
работу. Обозначьте смайлики. Оцените себя, работу.
2.Актуализация знаний
Слайд
Посмотрите на слайд.
- Что объединяет эти слова?
(о весне, слова названия, обозначают предмет)
- Подберите к слову весна слова признаки
Ранняя, тёплая, долгожданная.
А слова действия?
наступила, идет, расцветаю, журчит, набухаю
3.Постановка познавательных задач детьми
Давайте составим предложение с любым из этих слов.
Какое предложение вам больше всего понравилось? Давайте запишем его.
(Один ученик работает у доски)
-Какой знак поставили в конце предложения?
-Как обозначаем на письме начало предложения?
-Какое это предложение? (по цели, по интонации)
Наступила долгожданная весна!
-Обозначим части речи, подчеркнем основу предложении (ОЦЕНИМ)
-Ребята, а мы все смогли рассказать о весне с помощью одного предложения?
-А чтобы рассказать больше, что надо сделать?
- А мы можем составлять тексты?
- А всегда у нас получается хороший текст?
-Так, чему же мы сегодня будем учиться на уроке?
составить текст
учиться составлять тексты
-А для чего нам надо этому учиться?
чтобы уметь писать грамотно (красиво) и правильно, чтобы было всем и все
понятно
4.Вывод и целеполагание учителя
- Правильно, ребята,
- А что важнее? Слово, Предложение и Текст? Послушайте мой рассказ.
Однажды текст, предложение и слово поспорили: кто из них главнее для
человека?
Текст сказал: «Конечно, я. Я больше вас. Без меня нельзя раскрыть мысль».
Предложение возразило: «Но ты состоишь из предложений – значит, я
главнее».
А слово не стало спорить. Оно решило, что каждый школьник сумеет
постоять за него. Выяснять же, кто человеку нужнее, - только время тратить.
Есть и другие вопросы, над которыми интересно поразмышлять.
- Ребята, как вы считаете, кто главнее?
- Так с кем же вы согласны?
Вывод: Конечно, все они важны, но без слов не было бы ни предложений, ни
текстов.
5.Работа по теме.
Экран
Работа в парах.
- Определите среди карточек на экране, на которой из них – текст. Работаем
в парах. Чья пара готова - поднимаем домики.
- Почему?
Как называются предложения, которые состоят только из главных членов.
(НЕРАСПОСТРАНЕННЫЕ)
Выпишите нераспространенные предложения.
6.Физ. минутка.
7. Закрепление .
Скоро заканчивается наш урок, и мы откроем конверты, которые лежат на
столах.
Следующее задание. Из данных слов составьте предложения.
Работа в парах.
Что перед вами? (предложения)
Выберете для себя только распространенные предложения. Прочитайте.
- А можно это назвать текстом?
- Что для этого надо сделать?
- Давайте соединим (расположим) предложения по смыслу.
Самостоятельная работа по карточкам
- Что же у нас получилось?
- А чего не хватает?
- Как можно озаглавить наш текст?
Вывод. Это – текст?
-Докажите, что это текст.
9.Контроль и коррекция знаний
Работа с тестом.
Экран
Близится наш урок к концу. А умеете ли вы работать самостоятельно?
Давайте покажем зимнему лесу умение самостоятельно работать.
Выполни тест
10. Рефлексия
Подведем итог нашего урока. Продолжите предложение
сегодня я повторил…
было трудно…
у меня получилось …
11. Д.З. ребята 1 варианта получаю деформированный текс.
2 вариант: написать небольшое сочинение 4-5 предл. На тему «Весна»