Автор: Гераськова Ирина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С№20
Населённый пункт: город Анжеро-Судженск Кемеровской обл.
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: здоровьесбережение в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Методические рекомендации
по здоровьесбережению
Актуальность
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и
ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего
возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным
примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее
поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно,
интеллектуально, духовно. Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. И одной
из сторон данного процесса должно явиться формирование здоровья, как жизненно
важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью,
здоровью окружающих людей и природной среды.
Цель: сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться
осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Задачи: формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье,
беречь его, учиться быть здоровым и вести здоровый образ жизни;
Прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию;
Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья
дошкольников.
Формирование навыков общения дети – родители – воспитатели.
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте
рекомендуются следующие группы средств:
1.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия,
на прогулке, в групповой комнате – малой, средней и высокой степени
подвижности.
Г.А. Сперанский писал: «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его
здоровья». Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не
менее 3-х часов. С детьми необходимо как можно больше находиться на свежем
воздухе.
2. Физкультминутки и динамические паузы.
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомленности детей.
Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления.
Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и
других в зависимости от вида занятия.
3.
Пальчиковая гимнастика – гимнастика проводится с младшего возраста
индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно
с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
4.
Дыхательная гимнастика
Гимнастика рекомендуется в различных формах физкультурно-оздоровительной
работы. Обеспечить проветривание помещения, дать детям инструкции об
обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры:
- «Найди и покажи носик»;
- «Помогите носику собраться на прогулку» (очищение носа салфеткой или носовым
платком);
- «Носик гуляет» - вдох и выдох через нос;
- Носик балуется» - вдох через нос с сопротивлением;
- «Носик нюхает приятный запах» - 10 вдохов и выдохов через правую и левую
ноздрю поочередно;
- «Носик поет песенку» - на вдохе постукивать указательным пальцем по крыльям
носа и произносить «ба – бо – бу»;
- «Погреем носик» - массаж носа указательными пальцами.
5. Гимнастика для глаз – ежедневно по 3 – 5 мин. В любое свободное время в
зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Массаж глаз – проводится во время утренней гимнастики и на занятиях.
Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в
тканях глаза. Зрительная гимнастика – дает возможность глазу справиться со
значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуйтесь на занятиях
рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении. Тренировочные
упражнения для глаз проводите несколько раз в день, в зависимости от
длительности, вызывающие напряжение. Зрительные ориентиры (пятна) – снимают
утомление глаз и повышают двигательную активность в течении дня.
«Солнышко»
« В небе солнце катится –
Словно желтый мячик.
То за тучку спрячется,
То по елкам скачет.
Погуляло, покружилось
И за тучку закатилось»
Закаливание – важное звено в системе физического воспитания детей.
Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его
устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды.
Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного
осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:
- закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
- проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на
фоне их положительного эмоционального настроя;
- проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния
здоровья, уровня закаленности.
7. Самомассаж.
Наряду с традиционными формами работы проводятся с детьми самомассаж от
простуды (автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые
точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек
повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать несложно. Дети
слегка надавливают на точку и делают круговые движения 9 раз по часовой стрелке.
Массаж делать 1 – 2 раза в день.
8.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно -
оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве
профилактики болезней опорного свода стопы.
9.
Релаксация.
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных
и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и
жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит в не том, чтобы подавлять
или искоренять эмоции, а в том чтобы научить детей ощущать свои эмоции,
управлять своим поведением, слышать свое тело. С этой целью в работе
используется специально подобранные упражнения на расслабление определенных
частей тела и всего организма.
Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и
целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная
классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких
упражнений очень нравится детям, так как в них есть элемент игры. Они быстро
обучаются этому непростому умению расслабиться.
Чаще используется минутка покоя:
- «Посидим, молча с закрытыми глазами»;
- «Посидим и полюбуемся на горящую свечу»;
- «Ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы»;
- «Помечтаем под эту прекрасную музыку».
10. Аромотерапия.
Большой оздоровительный эффект имеет «Аромотерапия» - процесс дыхания
ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг.
Запахи сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус. Запах березы –
улучшает работу сердечнососудистой и дыхательной системы. Запах ели и тополя –
очищает пищеварительный тракт. Запах крапивы уничтожает бациллы. Букеты из
веток березы, сосны, кедра, можжевельника для очищения помещения. (Букеты и в
сухом виде очищают воздух).
Работа с детьми во всех видах деятельности
НОД
«Наши верные друзья».
Цель: Развивать у детей представление о том, что как помочь себе и другим
оставаться здоровыми.
«Одежда и здоровье».
Цель: Объяснить ребенку, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя
и ветра. Чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться.
«Витамины, полезные продукты и здоровый организм».
Цель: Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека;
объяснить, как витамины влияют на организм человека. Помочь понять, что
здоровье зависит от правильного питания: еда должна быть не только вкусной, но и
полезной.
«Личная гигиена».
Цель: Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических
процедур.
«Добрый доктор Айболит».
Цель: формировать навыки ЗОЖ. Рассказать о значении органов чувств в познании
окружающего мира; дать представление об опасностях, которые угрожают органам
чувств. Познакомить с правилами сохранения зрения, слуха, учить детей
сознательному отношению к своему здоровью.
Беседа
«Телевизор, компьютер и здоровье».
Важную роль в формировании жизненных ценностей играет семейное воспитание.
Следовательно, создание условий для взаимодействия родителей и детей в
различных сферах деятельности, в том числе и в сфере здоровьесбережения,
является актуальным.
Консультация на темы: «Зеленая аптека», «Здоровье всему голова», «Как научить
ребенка не бояться врача?», «Обширное умывание, как один из видов закаливания».
Фотовыставка: «Сильные, смелые, умелые»
Оформление информационных стендов
Анкетирование
Совместные спортивные праздники
Открытые совместные мероприятия родителей и детей.
Совместные экскурсии
Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с
применением развивающей программы оздоровления, приводит не только к
сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности,
он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.
Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем
эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «Здоровый ребенок –
успешный ребенок», считаю невозможным решение проблемы воспитания
социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по
оздоровительной работе и физическому воспитанию детей
Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений
педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада
здоровьесберегающих технологий.