Напоминание

здоровьесбережение в ДОУ


Автор: Гераськова Ирина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С№20
Населённый пункт: город Анжеро-Судженск Кемеровской обл.
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: здоровьесбережение в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методические рекомендации

по здоровьесбережению

Актуальность

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и

ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего

возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным

примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее

поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно,

интеллектуально, духовно. Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. И одной

из сторон данного процесса должно явиться формирование здоровья, как жизненно

важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью,

здоровью окружающих людей и природной среды.

Цель: сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться

осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Задачи: формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье,

беречь его, учиться быть здоровым и вести здоровый образ жизни;

Прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию;

Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья

дошкольников.

Формирование навыков общения дети – родители – воспитатели.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте

рекомендуются следующие группы средств:

1.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия,

на прогулке, в групповой комнате – малой, средней и высокой степени

подвижности.

Г.А. Сперанский писал: «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его

здоровья». Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не

менее 3-х часов. С детьми необходимо как можно больше находиться на свежем

воздухе.

2. Физкультминутки и динамические паузы.

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомленности детей.

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления.

Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и

других в зависимости от вида занятия.

3.

Пальчиковая гимнастика – гимнастика проводится с младшего возраста

индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно

с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

4.

Дыхательная гимнастика

Гимнастика рекомендуется в различных формах физкультурно-оздоровительной

работы. Обеспечить проветривание помещения, дать детям инструкции об

обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры:

- «Найди и покажи носик»;

- «Помогите носику собраться на прогулку» (очищение носа салфеткой или носовым

платком);

- «Носик гуляет» - вдох и выдох через нос;

- Носик балуется» - вдох через нос с сопротивлением;

- «Носик нюхает приятный запах» - 10 вдохов и выдохов через правую и левую

ноздрю поочередно;

- «Носик поет песенку» - на вдохе постукивать указательным пальцем по крыльям

носа и произносить «ба – бо – бу»;

- «Погреем носик» - массаж носа указательными пальцами.

5. Гимнастика для глаз – ежедневно по 3 – 5 мин. В любое свободное время в

зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Массаж глаз – проводится во время утренней гимнастики и на занятиях.

Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в

тканях глаза. Зрительная гимнастика – дает возможность глазу справиться со

значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуйтесь на занятиях

рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении. Тренировочные

упражнения для глаз проводите несколько раз в день, в зависимости от

длительности, вызывающие напряжение. Зрительные ориентиры (пятна) – снимают

утомление глаз и повышают двигательную активность в течении дня.

«Солнышко»

« В небе солнце катится –

Словно желтый мячик.

То за тучку спрячется,

То по елкам скачет.

Погуляло, покружилось

И за тучку закатилось»

Закаливание – важное звено в системе физического воспитания детей.

Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его

устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды.

Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного

осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

- закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;

- проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на

фоне их положительного эмоционального настроя;

- проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния

здоровья, уровня закаленности.

7. Самомассаж.

Наряду с традиционными формами работы проводятся с детьми самомассаж от

простуды (автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые

точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек

повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать несложно. Дети

слегка надавливают на точку и делают круговые движения 9 раз по часовой стрелке.

Массаж делать 1 – 2 раза в день.

8.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно -

оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве

профилактики болезней опорного свода стопы.

9.

Релаксация.

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных

и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и

жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит в не том, чтобы подавлять

или искоренять эмоции, а в том чтобы научить детей ощущать свои эмоции,

управлять своим поведением, слышать свое тело. С этой целью в работе

используется специально подобранные упражнения на расслабление определенных

частей тела и всего организма.

Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и

целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная

классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких

упражнений очень нравится детям, так как в них есть элемент игры. Они быстро

обучаются этому непростому умению расслабиться.

Чаще используется минутка покоя:

- «Посидим, молча с закрытыми глазами»;

- «Посидим и полюбуемся на горящую свечу»;

- «Ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы»;

- «Помечтаем под эту прекрасную музыку».

10. Аромотерапия.

Большой оздоровительный эффект имеет «Аромотерапия» - процесс дыхания

ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг.

Запахи сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус. Запах березы –

улучшает работу сердечнососудистой и дыхательной системы. Запах ели и тополя –

очищает пищеварительный тракт. Запах крапивы уничтожает бациллы. Букеты из

веток березы, сосны, кедра, можжевельника для очищения помещения. (Букеты и в

сухом виде очищают воздух).

Работа с детьми во всех видах деятельности

НОД

«Наши верные друзья».

Цель: Развивать у детей представление о том, что как помочь себе и другим

оставаться здоровыми.

«Одежда и здоровье».

Цель: Объяснить ребенку, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя

и ветра. Чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться.

«Витамины, полезные продукты и здоровый организм».

Цель: Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека;

объяснить, как витамины влияют на организм человека. Помочь понять, что

здоровье зависит от правильного питания: еда должна быть не только вкусной, но и

полезной.

«Личная гигиена».

Цель: Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических

процедур.

«Добрый доктор Айболит».

Цель: формировать навыки ЗОЖ. Рассказать о значении органов чувств в познании

окружающего мира; дать представление об опасностях, которые угрожают органам

чувств. Познакомить с правилами сохранения зрения, слуха, учить детей

сознательному отношению к своему здоровью.

Беседа

«Телевизор, компьютер и здоровье».

Важную роль в формировании жизненных ценностей играет семейное воспитание.

Следовательно, создание условий для взаимодействия родителей и детей в

различных сферах деятельности, в том числе и в сфере здоровьесбережения,

является актуальным.

Консультация на темы: «Зеленая аптека», «Здоровье всему голова», «Как научить

ребенка не бояться врача?», «Обширное умывание, как один из видов закаливания».

Фотовыставка: «Сильные, смелые, умелые»

Оформление информационных стендов

Анкетирование

Совместные спортивные праздники

Открытые совместные мероприятия родителей и детей.

Совместные экскурсии

Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с

применением развивающей программы оздоровления, приводит не только к

сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности,

он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.

Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем

эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «Здоровый ребенок –

успешный ребенок», считаю невозможным решение проблемы воспитания

социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по

оздоровительной работе и физическому воспитанию детей

Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений

педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада

здоровьесберегающих технологий.



В раздел образования