Напоминание

Патриотическое воспитание дошкольников


Автор: Дарья Викторовна Челтыгмашева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "Начальная школа- детский сад №68" ОАО "РЖД"
Населённый пункт: рп. Аскиз Аскизский район Республика Хакасия
Наименование материала: ПОМНИМ, ЧТИМ, ГОРДИМСЯ НОМИНАЦИЯ
Тема: Патриотическое воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Частное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад №68

открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

ПРОЕКТ

ПОМНИМ, ЧТИМ, ГОРДИМСЯ

НОМИНАЦИЯ

ЛУЧШАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

р.п.Аскиз, 2022год.

Цель проекта: Расширить представления детей об истории Родины. Формиро-

вать у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств,

любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защит-

ников отечества в Великой Отечественной войне.

Задачи проекта:

- Воспитывать бережное отношение к народной памяти, чувство благодарно-

сти к ветеранам ВОВ. - Воспитывать любовь к Родине, интерес к ее героиче-

ской истории.

- Формировать чувство гордости за воинов – защитников.

- Воспитывать любовь и уважение к ветеранам войны, вызвать желание быть

похожими на них.

- Обогатить представление детей о мужестве, героизме, отваге народа, о зна-

чении победы нашего народа в ВОВ.

- Развивать связную речь, через пересказ текстов, разучивание стихотворений

о войне.

- Расширить музыкальный кругозор детей. Развить интерес к песням, создан-

ным в дни ВОВ, познакомить с песнями о войне.

- Привлечь родителей к совместным познавательно - тематическим меропри-

ятиям.

Тип проекта: долгосрочный.

Срок реализации: 4 месяца

Наличие межпредметных связей: интеграция образовательных областей - по-

знавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное раз-

витие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Вид проекта: познавательный, творческо-исследовательский.

Участники проекта: Воспитатели, дети подготовительной группы, родители.

Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:

- подбор методической и художественной литературы;

- подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);

- дидактические игры;

- подбор стихов, песен;

- выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.

Необходимые условия для реализации проекта:

- заинтересованность родителей и детей;

- методические разработки.

Актуальность проекта: Современные дети разделены во времени с непосред-

ственными участниками Отечественной войны уже несколькими поколения-

ми. Каждое следующее поколение знает о Великой Отечественной войне все

меньше и меньше. Время всё дальше отодвигает события Великой Отече-

ственной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все

меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не оста-

нется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о

героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте ле-

леять ростки памяти о прадедах, их мужестве. Поэтому мы взяли тему проек-

та «Помним, чтим, гордимся».

Методы проекта:

- игровые: дидактические игры, подвижные игры, инсценировки;

- словесные: чтение и рассказывание стихов, разговор, беседа, рассматрива-

ние фотографий, инсценировки;

- наглядные: показ предметов обихода солдат.

Метод трех вопросов: Что знаем? Знаем, что была ВОВ. Что хотим узнать?

Как люди защищали нашу Родину? Как жили и выживали? Где и как найдем

ответы на вопросы? Будем спрашивать у взрослых. Будем рассматривать

фотографии

Задачи по работе с родителями:

- Повысить компетентность родителей по теме;

- Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагоги-

ческого сотрудничества.

Предполагаемый результат:

- Приобретение знаний об истории Родины.

- Понимание детьми подвига, совершённого нашим народом.

- Активное участие родителей в реализации проекта.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный.

Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, созда-

ние условий для организации работы, составление плана мероприятий по ор-

ганизации детской деятельности Задачи:

- Определить знания детей о ВОВ.

Формы организации работы 1 этапа:

- сбор информации, материалов по теме;

- организация предметно- развивающей среды;

- беседы «Ни кто не забыт и ни что не забыто!», ««Дети – герои»;

- выставка художественной литературы на военную тематику;

-выставка рисунков «Наша армия родная»

2 этап – практический: Поиск ответов на поставленные вопросы разными

способами, через практическую деятельность детей.

Задачи: - закрепить знания о ВОВ;

- формировать представление о том, как люди жили и защищали свою Роди-

ну;

- пополнить развивающую среду группового помещения материалами и обо-

рудованием по теме проекта;

- воспитывать гордость за наш народ.

Формы организации работы 2 этапа:

- Конспект непосредственно образовательной деятельности по художе-

ственно - эстетическому развитию в подготовительной группе на тему

«Мы голосуем за Мир!»

- Экскурсия в краеведческий музей с.Аскиз.

- Чтение и разучивание с детьми стихотворения А. Усачев « День Победы»,

С. Маршак «Ленинградское кольцо», и д.р.

- Чтение художественной литературы: Рассказ педагога о ВОВ, Л. Кассиль

«Памятник солдату», С. Баруздин «Точно в цель», «За Родину», Ю .А. Агеба-

ев «День Победы», А. Митяев «Мешок овсянки», О. Высоцкая «Салют», Ю.

Коваль «Алый».

- Заучивание пословиц, поговорок о солдатской службе, дружбе, долге.

- Оформление приемной ко Дню Победы.

- Выставка детских рисунков, посвященной Дню Победы.

Дидактические игры: «Как называется военный…», «Узнай и назови боевую

технику ВОВ», «Назови город – герой», «Что лежит у солдата в вещевом

мешке».

Разучивание и прослушивание песен: «Нам нужна одна победа», автор Б.

Окуджава; «Не стареют душой ветераны», муз. С. Туликов, сл. Я. Белинский;

«Пусть всегда будет солнце», муз. А. Островский, сл. Л. Ошанин; «Солнеч-

ный круг»; «Здравствуй мир»; Д. Чибисова и А. Филиппенко «Вечный

огонь», «Ленинградцы», «Бравые солдаты», «Священная война», «Аист на

крыше».

Формы работы с родителями

1.Беседа с родителями «Мы помним»

2.Памятка для родителей «Как рассказать детям о ВОВ».

3. Выставка совместного творчества родителей и детей «Никто не забыт и ни

что не забыто».

4. Консультация «Книги для детей о войне».

3 этап – обобщающий (заключительный).

Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний,

формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы

детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проекта.

Задачи: - вызвать сострадание и гордость за наш народ;

- развивать творческие способности;

- воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности.

В ходе реализации проекта «Помним, чтим, гордимся»:

- мы обогащаем опыт детей в сфере социального воспитания путем исполь-

зования разных методов и приемов;

- собираем материал по теме «ВОВ»,

- изготовляем дидактическую игру «Собери картинку»;

- пополняем словарный запас детей;

- на протяжении всего проекта у детей формируется чувство гордости за наш

народ и нашу страну.

Итог проекта: Изготовление совместно с детьми стенгазеты, которая доступ-

на для просмотра педагогам детям и родителям. Экскурсия и возложение цве-

тов к вечному огню.

ло время, когда ненадолго, умолкали взрывы гранат, небо очищалось от едко-

го дыма, начинали петь птицы. В эти редкие часы солдаты отдыхали, писали

письма домой.Еду готовили и развозили прямо на поле-боя в полевых кух-

нях, а ели солдаты из котелков (воспитатель предлагает детям посмотреть

принадлежности, которые имел при себе каждый солдат: котелок, фляжка,

алюминиевая

ложка)

Воспитатель: Пройти тяжелые годы ВОВ могли только смелые, волевые, и

отважные люди. За мужество и отвагу, солдат награждали орденами и меда-

лями (рассмотреть награды).

Воспитатель: В мае 1945 года после ожесточенных сражений наши войска

взяли штурмом столицу фашистской Германии и 30 апреля водрузили флаг

своего отечества над рейхстагом в центре Берлина. А в ночь с 8 на 9 мая не-

мецким командованием был подписан акт о капитуляции Германии. А 24

июня 1945 года в Москве на Красной площади в ознаменовании победы про-

шел парад. Принимал его Маршал Советского Союза Жуков, командовал —

Маршал Советского Союза Рокоссовский. В параде принимали участие сол-

даты и офицеры. Герои Советского Союза несли 200 опущенных знамен раз-

громленных немецких войск и бросали их к подножию мавзолея Ленина знак

сокрушительной победы над врагом.

Выставка рисунков «Наша Армия родная»

Беседа «Дети – герои»

Цель: прививать детям чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Образовательная задача: рассказать о подвигах детей-героев во время Ве-

ликой Отечественной войны, как они наравне со взрослыми боролись с вра-

гом и работали в тылу.

Развивающая задача: развивать чувства детей: гордости за родину, любви к

Отчизне, благодарности к тем, кто защищал нас во время Великой Отече-

ственной войны.

Воспитательная задача: воспитывать такие качества как храбрость, сила

духа, гордость за свой народ и его историю.

Материалы: портрет Вали Котика, Вани Андриянова, Лиды Вашкевич, ил-

люстрации с изображением военных действий, с изображением ветеранов Ве-

ликой Отечественной войны.

Ход занятия.

9 мая этого года наша страна отмечает 75 лет со Дня Победы над немецкими

фашистами. А началась эта война 22 июня 1941 года. Во главе Германии то-

гда был Гитлер, который хотел подчинить весь мир. Почти 4 года длилась эта

война.

Тяжелы они были для нашего народа, но особенно тяжко пришлось малень-

ким детям. Многие остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие по-

теряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но

и родного дома. Дети лицом к лицу столкнулись с жестокой, беспощадной,

злой силой фашизма.

Война – не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война – не место для детей!

Ребенку нужен теплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И елочные огоньки,

С горы веселое катанье,

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье!

Дети – герои… До войны они были самые обыкновенные мальчишки и дев-

чонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали. Их имена знали

только родные, одноклассники и друзья. Пришел час – и они показали, ка-

ким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в

нем священная любовь к родине и ненависть к ее врагам. Мальчишки. Дев-

чонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных

лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали Маленькие герои большой

войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Их повзрос-

левшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже

самый талантливый писатель, трудно было бы поверить. Но это было. Было в

истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обык-

новенных мальчишек и девчонок.

Валя Котик (на мольберт выставить портрет) родился в селе Хмелевка

Хмельницкой области. Учился в школе. Он был призванным вожаков пио-

неров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Ко-

тик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте

боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

– Ребята, а кто такие партизаны?

Ответы детей.

Воспитатель: Партизаны – это отряды жителей городов и деревень, которые

не были военными, но тоже хотели бороться с немецкими захватчиками.

Жили они в лесах, внезапно нападали на немцев, уничтожали их, подрывали

мосты, эшелоны там, где враги их не ждали. Фашисты их очень боялись и ис-

кали их всюду.

Присмотревшись к Вале, партизаны доверили ему быть разведчиком в сво-

ей подпольной организации. Валя узнавал расположение вражеских постов,

порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против

партизан, а Валя, выследив немецкого офицера, который возглавлял кара-

телей, убил его…

А когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором

ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось 14 лет,

сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его

счету – шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Ко-

тик погиб как герой, и Родина посмертно наградила его званием Героя Совет-

ского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, по-

ставлен ему памятник.

Андрианов Ваня. (Выставить на мольберт портрет). Он родился в селе Ново-

Михайловское. Однажды в октябре месяце немцы ворвались в их село. Это

было рано утром. Ваня услышал автоматную очередь. Он выбежал на улицу

и побежал к школе. Немцы выбрасывали стулья, парты на улицу, а один офи-

цер грубо ударил мальчика кулаком по лицу. Пошла кровь.

Мальчик вернулся домой. Фашисты грабили дома людей. Забирали все:

хлеб, картошку, яйца, теплые вещи. В домах селили немецких солдат.

Ване было невыносимо сидеть в избе. Он побежал к другу Сене. Его нашел в

сарае. Друг в руках держал пистолет.

- У немцев стащил?- спросил Ване.

- Не-а, нашел в поле, возле кургана, там оружия полно.

И ребята решили отнести оружие партизанам. Затем по ночам они начали

таскать гранаты у немцев, пока те спали.

Немцы рвались в эти ноябрьские дни к Москве. Первое наступление у них

провалилось. Советские солдаты отогнали врагов от столицы.

Однажды появились партизаны. Трое. Они повели ребят в лес. В самой

глухой чаще Ваня и Сеня увидели большую поляну и хорошо замаскирован-

ный вход в блиндаж.

И партизаны сказали детям, чтобы они писали записки обо всем, что проис-

ходит в деревне. А записки клали в дупло одного дерева, стоящего недалеко

от деревни.

Но недолго пришлось класть детям туда записки, потому что партизаны

ушли с этого места из – за того, что немцы узнали об их существовании.

Как-то в дом Вани пришли немцы и заняли их дом и сарай, потому что они

были крайними в деревне. Немцы выпилили в сарае окошки и поставили там

пулеметы. Ваня понял, что будут наступать наши солдаты. Ваня насчитал 14

пулеметов.

Он хотел сообщить об этом солдатам. Командир послал разведчиков, те

подобрались к крайней избе, и их тут же сразил автоматный огонь. Что же

делать? Вдруг Ваню осенило. Он надел телогрейку, кубарем скатился под

гору к реке. Вслед ему застрочили пулеметы. Ваня упал и зарылся в снег. Он

лежал долго. Огонь прекратился. Видно, немцы решили, что мальчик убит. А

он вскочил и бросился к берегу реки. Там его подхватили партизаны. Ваня

рассказал партизанам, где находятся пулеметы и танки. Вечером Ваня другой

дорогой повел бойцов в село.

Автоматчики ударили по огневым точкам врага. Фашисты этого не ожидали.

Началась паника, неразбериха, немцы начали убегать из села, а не успевших

партизаны взяли в плен.

На другой день все жители села собрались у школы. Перед строем солдат ко-

мандир вызвал Ваню и сказал:

- Вот кто нам помог в победе!

Через несколько дней генерал армии Ефремов наградил Ваню орденом

Красной Звезды. Вместе с бойцами ушел на запад и Ванюша. Во многих сра-

жениях довелось ему участвовать. Но жив он остался, после войны окончил

военно-морское училище, потом он служил в авиачастях Черноморского фло-

та. Потом он работал в Москве электриком – испытателем.

Вашкевич Лида (выставить на мольберт портрет) родилась в городе Гродно.

Стоит он на широкой реке Неман. Жила Лида весело, счастливо, отлично

училась в школе.

И вдруг война! Она пришла, как черная птица, как будто закрыла собой го-

лубое небо, унесла радость, принесла боль, смерть и кровь. С того дня, как

фашисты ворвались в город, отец Лиды стал руководителем подполья города.

И Лида часто выполняла задание папы.

Вот и сегодня она глухими улочками, зарослями кустарника вывела парти-

зана Колю в лес. Вскоре подпольщики начали выпускать листовки, где

рассказывалось об успехах советских войск. А Лида потихонечку покупала

бумагу для этого в разных магазинах. Немцы сдирали эти листовки каждое

утро, чтобы жители города не читали их. Вскоре бумагу начали продавать

только в одном магазине. Но Лида все равно просила друзей помочь ей поку-

пать бумаги для печатания листовок. Скоро Лида получила очень трудное за-

дание – пробраться за реку Неман. Нужно было перенести в условленное ме-

сто взрывчатку и сделать надо было это именно сегодня. Медленно шла де-

вочка с сумкой, в которой был уголь, а под ним – взрывчатка. Она подошла к

мосту. Мост охраняли фашисты. Едва она вступила на мост, ее окликнули:

- Эй, девочка, куда спешишь?

- Угля насобирала в городе, несу домой печку топить. Она смело раскрыла

сумку. Но немцы не увидели взрывчатку.

Лида быстро дошла до условленного места и сунула взрывчатку в заросли

картофеля. Вечером мощный взрыв потряс окрестность, в городе погас свет.

Лида погибла во время взрыва. Юная партизанка Лида Вашкевич награждена

медалью «Партизану Великой Отечественной войны».

Дети в тылу. Война исковеркала судьбы и тех детей, которые были в тылу.

Вместо беззаботного детства с веселыми играми маленькие дети работали по

10 – 12 часов в день на станках, помогая взрослым изготавливать оружия для

победы над врагом. Дети были плохо одеты, они были опухшие от голода, не

высыпавшиеся, работали наравне со взрослыми.

Война – ты мачеха злая!

Малых детей обижала,

Страхом душу терзая,

Детство у них отнимала.

Война – ты мачеха злая!

Досыта есть не давала,

С белого света сживая,

Радость у них отбирала.

Война – ты мачеха злая!

Вволю поспать не давала,

Рано детей поднимая,

Тяжким трудом донимала.

Мы соберем все силы –

Прогоним злую старуху,

Чтоб детям она не грозила

Голодом, смертью, разрухой!

Дети в тылу продолжали учиться в школах. В классах было очень холодно. В

школе детям выдавали по 50 граммов ржаного хлеба. Школьники поднимали

фронтовикам боевой дух, вселяли веру в победу, ободряли добрым словом.

Они писали письма бойцам, собирали для них теплые шерстяные носки, ва-

режки, шарфы.

Мальчишки-девчонки военной страны!

Мы вам до земли поклониться должны:

Вы бились с врагом в тех кровавых боях,

Вы смены стояли в холодных цехах,

Вы в поле работали за четверых,

Вы ждали, молились за ваших родных,

Вы тылом надежным были отцам,

Опорой вы стали своим матерям,

Вы мстили за павших, вставая с ружьем,

Вы шли в рукопашный за поруганный дом,

Вы связь обеспечивали для партизан,

Вам ангел победы в руки был дан.

И кто-то из вас не вернулся домой

А кто-то сейчас, слава Богу, живой.

Девчонки-мальчишки великой страны!

Мы вам до земли поклониться должны!

Наталия Бессонова

Вот такими были смелыми, мужественными дети во время войны.

Мы, те, кто не участвовал в войне, обязаны низко склонить головы перед па-

мятью павших. Дети-герои показали великий пример служения нашей Отчиз-

не и своему народу.

В подготовительной группе « Почемучки» проводя проект под названием

«Помним, чтим, гордимся !». Мы постарались донести до ребят информацию

о том времени. Оформили фотовыставку по теме «Дети – войны». Рассказали

о том, как было тяжело взрослым и детям в годы войны. Но народ стойко

перенёс все тяготы, и сумел победить врага. Дети рисовали на тему «Мы го-

лосуем за мир!» В своих рисунках они изображали цветы, салют, и символ

мира - голубя.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художе-

ственно - эстетическому развитию в подготовительной группе на тему

«Мы голосуем за Мир!»

Задачи: Обучающая: Отрабатывать различные приёмы рисования, формиро-

вать умение подбирать краски по цветовой гамме. Развивающая: Развивать

мелкую моторику пальцев рук, внимание, память. Воспитательная: Воспиты-

вать патриотические чувства, любовь к Родине и гордость за отечество. Ход

занятия: Воспитатель. Много лет назад так же мирно жили люди. Пахали

землю, сеяли хлеб, дети играли и учились, взрослые работали. В одно пре-

красное утро на наши города стали падать бомбы - пришла война, которая

принесла много горя. Весь народ встал на защиту Родины. (Просмотр слай-

дов фотографий военных действий). «Дорогую цену», мы заплатили за побе-

ду: погибло много людей, но память о них не умрёт никогда. Пришло мирное

время, но шрамы той войны остались в каждом городе, в каждом селе. Народ

помнит о тех, кто погиб, защищая свою страну. Созданы памятники с крас-

ными звёздами, они хранят имена погибших героев. Но на многих не уви-

дишь табличек с именами, только лишь количество захороненных. Каждый

год наша страна отмечает праздник - День Победы. Много героических по-

ступков было совершенно во время войны Всё дальше в прошлое уходят

годы страшной войны. Но подвиг людей, ставших на защиту Отечества, бу-

дет вечно жить в памяти народа. Мало осталось ветеранов той страшной вой-

ны. Но все они встречаются каждый год 9 мая и празднуют победу над фа-

шизмом.

- Сегодня на нашем занятии мы с вами будем рисовать победу: мирное небо,

салют, цветы.

Итог занятия: Много на свете есть важных слов: Мама, Родина, Счастье.

- А ещё есть важное слово - МИР! Мир - это Земля, мир - это Солнце, небо,

звёзды, люди, дети. Мир - это спокойная радостная жизнь. Нет войны, нет

горя, нет слёз. Мир - главное слово на свете. Мир нужен всем.



В раздел образования