Автор: Дарья Викторовна Челтыгмашева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "Начальная школа- детский сад №68" ОАО "РЖД"
Населённый пункт: рп. Аскиз Аскизский район Республика Хакасия
Наименование материала: ПОМНИМ, ЧТИМ, ГОРДИМСЯ НОМИНАЦИЯ
Тема: Патриотическое воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Частное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад №68
открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
ПРОЕКТ
ПОМНИМ, ЧТИМ, ГОРДИМСЯ
НОМИНАЦИЯ
ЛУЧШАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
р.п.Аскиз, 2022год.
Цель проекта: Расширить представления детей об истории Родины. Формиро-
вать у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств,
любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защит-
ников отечества в Великой Отечественной войне.
Задачи проекта:
- Воспитывать бережное отношение к народной памяти, чувство благодарно-
сти к ветеранам ВОВ. - Воспитывать любовь к Родине, интерес к ее героиче-
ской истории.
- Формировать чувство гордости за воинов – защитников.
- Воспитывать любовь и уважение к ветеранам войны, вызвать желание быть
похожими на них.
- Обогатить представление детей о мужестве, героизме, отваге народа, о зна-
чении победы нашего народа в ВОВ.
- Развивать связную речь, через пересказ текстов, разучивание стихотворений
о войне.
- Расширить музыкальный кругозор детей. Развить интерес к песням, создан-
ным в дни ВОВ, познакомить с песнями о войне.
- Привлечь родителей к совместным познавательно - тематическим меропри-
ятиям.
Тип проекта: долгосрочный.
Срок реализации: 4 месяца
Наличие межпредметных связей: интеграция образовательных областей - по-
знавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное раз-
витие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Вид проекта: познавательный, творческо-исследовательский.
Участники проекта: Воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);
- дидактические игры;
- подбор стихов, песен;
- выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Необходимые условия для реализации проекта:
- заинтересованность родителей и детей;
- методические разработки.
Актуальность проекта: Современные дети разделены во времени с непосред-
ственными участниками Отечественной войны уже несколькими поколения-
ми. Каждое следующее поколение знает о Великой Отечественной войне все
меньше и меньше. Время всё дальше отодвигает события Великой Отече-
ственной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все
меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не оста-
нется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о
героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте ле-
леять ростки памяти о прадедах, их мужестве. Поэтому мы взяли тему проек-
та «Помним, чтим, гордимся».
Методы проекта:
- игровые: дидактические игры, подвижные игры, инсценировки;
- словесные: чтение и рассказывание стихов, разговор, беседа, рассматрива-
ние фотографий, инсценировки;
- наглядные: показ предметов обихода солдат.
Метод трех вопросов: Что знаем? Знаем, что была ВОВ. Что хотим узнать?
Как люди защищали нашу Родину? Как жили и выживали? Где и как найдем
ответы на вопросы? Будем спрашивать у взрослых. Будем рассматривать
фотографии
Задачи по работе с родителями:
- Повысить компетентность родителей по теме;
- Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагоги-
ческого сотрудничества.
Предполагаемый результат:
- Приобретение знаний об истории Родины.
- Понимание детьми подвига, совершённого нашим народом.
- Активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный.
Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, созда-
ние условий для организации работы, составление плана мероприятий по ор-
ганизации детской деятельности Задачи:
- Определить знания детей о ВОВ.
Формы организации работы 1 этапа:
- сбор информации, материалов по теме;
- организация предметно- развивающей среды;
- беседы «Ни кто не забыт и ни что не забыто!», ««Дети – герои»;
- выставка художественной литературы на военную тематику;
-выставка рисунков «Наша армия родная»
2 этап – практический: Поиск ответов на поставленные вопросы разными
способами, через практическую деятельность детей.
Задачи: - закрепить знания о ВОВ;
- формировать представление о том, как люди жили и защищали свою Роди-
ну;
- пополнить развивающую среду группового помещения материалами и обо-
рудованием по теме проекта;
- воспитывать гордость за наш народ.
Формы организации работы 2 этапа:
- Конспект непосредственно образовательной деятельности по художе-
ственно - эстетическому развитию в подготовительной группе на тему
«Мы голосуем за Мир!»
- Экскурсия в краеведческий музей с.Аскиз.
- Чтение и разучивание с детьми стихотворения А. Усачев « День Победы»,
С. Маршак «Ленинградское кольцо», и д.р.
- Чтение художественной литературы: Рассказ педагога о ВОВ, Л. Кассиль
«Памятник солдату», С. Баруздин «Точно в цель», «За Родину», Ю .А. Агеба-
ев «День Победы», А. Митяев «Мешок овсянки», О. Высоцкая «Салют», Ю.
Коваль «Алый».
- Заучивание пословиц, поговорок о солдатской службе, дружбе, долге.
- Оформление приемной ко Дню Победы.
- Выставка детских рисунков, посвященной Дню Победы.
Дидактические игры: «Как называется военный…», «Узнай и назови боевую
технику ВОВ», «Назови город – герой», «Что лежит у солдата в вещевом
мешке».
Разучивание и прослушивание песен: «Нам нужна одна победа», автор Б.
Окуджава; «Не стареют душой ветераны», муз. С. Туликов, сл. Я. Белинский;
«Пусть всегда будет солнце», муз. А. Островский, сл. Л. Ошанин; «Солнеч-
ный круг»; «Здравствуй мир»; Д. Чибисова и А. Филиппенко «Вечный
огонь», «Ленинградцы», «Бравые солдаты», «Священная война», «Аист на
крыше».
Формы работы с родителями
1.Беседа с родителями «Мы помним»
2.Памятка для родителей «Как рассказать детям о ВОВ».
3. Выставка совместного творчества родителей и детей «Никто не забыт и ни
что не забыто».
4. Консультация «Книги для детей о войне».
3 этап – обобщающий (заключительный).
Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний,
формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы
детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проекта.
Задачи: - вызвать сострадание и гордость за наш народ;
- развивать творческие способности;
- воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности.
В ходе реализации проекта «Помним, чтим, гордимся»:
- мы обогащаем опыт детей в сфере социального воспитания путем исполь-
зования разных методов и приемов;
- собираем материал по теме «ВОВ»,
- изготовляем дидактическую игру «Собери картинку»;
- пополняем словарный запас детей;
- на протяжении всего проекта у детей формируется чувство гордости за наш
народ и нашу страну.
Итог проекта: Изготовление совместно с детьми стенгазеты, которая доступ-
на для просмотра педагогам детям и родителям. Экскурсия и возложение цве-
тов к вечному огню.
ло время, когда ненадолго, умолкали взрывы гранат, небо очищалось от едко-
го дыма, начинали петь птицы. В эти редкие часы солдаты отдыхали, писали
письма домой.Еду готовили и развозили прямо на поле-боя в полевых кух-
нях, а ели солдаты из котелков (воспитатель предлагает детям посмотреть
принадлежности, которые имел при себе каждый солдат: котелок, фляжка,
алюминиевая
ложка)
Воспитатель: Пройти тяжелые годы ВОВ могли только смелые, волевые, и
отважные люди. За мужество и отвагу, солдат награждали орденами и меда-
лями (рассмотреть награды).
Воспитатель: В мае 1945 года после ожесточенных сражений наши войска
взяли штурмом столицу фашистской Германии и 30 апреля водрузили флаг
своего отечества над рейхстагом в центре Берлина. А в ночь с 8 на 9 мая не-
мецким командованием был подписан акт о капитуляции Германии. А 24
июня 1945 года в Москве на Красной площади в ознаменовании победы про-
шел парад. Принимал его Маршал Советского Союза Жуков, командовал —
Маршал Советского Союза Рокоссовский. В параде принимали участие сол-
даты и офицеры. Герои Советского Союза несли 200 опущенных знамен раз-
громленных немецких войск и бросали их к подножию мавзолея Ленина знак
сокрушительной победы над врагом.
Выставка рисунков «Наша Армия родная»
Беседа «Дети – герои»
Цель: прививать детям чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Образовательная задача: рассказать о подвигах детей-героев во время Ве-
ликой Отечественной войны, как они наравне со взрослыми боролись с вра-
гом и работали в тылу.
Развивающая задача: развивать чувства детей: гордости за родину, любви к
Отчизне, благодарности к тем, кто защищал нас во время Великой Отече-
ственной войны.
Воспитательная задача: воспитывать такие качества как храбрость, сила
духа, гордость за свой народ и его историю.
Материалы: портрет Вали Котика, Вани Андриянова, Лиды Вашкевич, ил-
люстрации с изображением военных действий, с изображением ветеранов Ве-
ликой Отечественной войны.
Ход занятия.
9 мая этого года наша страна отмечает 75 лет со Дня Победы над немецкими
фашистами. А началась эта война 22 июня 1941 года. Во главе Германии то-
гда был Гитлер, который хотел подчинить весь мир. Почти 4 года длилась эта
война.
Тяжелы они были для нашего народа, но особенно тяжко пришлось малень-
ким детям. Многие остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие по-
теряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но
и родного дома. Дети лицом к лицу столкнулись с жестокой, беспощадной,
злой силой фашизма.
Война – не место для детей!
Здесь нет ни книжек, ни игрушек.
Разрывы мин и грохот пушек,
И море крови и смертей.
Война – не место для детей!
Ребенку нужен теплый дом
И мамы ласковые руки,
И взгляд, наполненный добром,
И песни колыбельной звуки.
И елочные огоньки,
С горы веселое катанье,
Снежки и лыжи, и коньки,
А не сиротство и страданье!
Дети – герои… До войны они были самые обыкновенные мальчишки и дев-
чонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали. Их имена знали
только родные, одноклассники и друзья. Пришел час – и они показали, ка-
ким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в
нем священная любовь к родине и ненависть к ее врагам. Мальчишки. Дев-
чонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных
лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали Маленькие герои большой
войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Их повзрос-
левшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже
самый талантливый писатель, трудно было бы поверить. Но это было. Было в
истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обык-
новенных мальчишек и девчонок.
Валя Котик (на мольберт выставить портрет) родился в селе Хмелевка
Хмельницкой области. Учился в школе. Он был призванным вожаков пио-
неров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Ко-
тик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте
боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
– Ребята, а кто такие партизаны?
Ответы детей.
Воспитатель: Партизаны – это отряды жителей городов и деревень, которые
не были военными, но тоже хотели бороться с немецкими захватчиками.
Жили они в лесах, внезапно нападали на немцев, уничтожали их, подрывали
мосты, эшелоны там, где враги их не ждали. Фашисты их очень боялись и ис-
кали их всюду.
Присмотревшись к Вале, партизаны доверили ему быть разведчиком в сво-
ей подпольной организации. Валя узнавал расположение вражеских постов,
порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против
партизан, а Валя, выследив немецкого офицера, который возглавлял кара-
телей, убил его…
А когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором
ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось 14 лет,
сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его
счету – шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Ко-
тик погиб как герой, и Родина посмертно наградила его званием Героя Совет-
ского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, по-
ставлен ему памятник.
Андрианов Ваня. (Выставить на мольберт портрет). Он родился в селе Ново-
Михайловское. Однажды в октябре месяце немцы ворвались в их село. Это
было рано утром. Ваня услышал автоматную очередь. Он выбежал на улицу
и побежал к школе. Немцы выбрасывали стулья, парты на улицу, а один офи-
цер грубо ударил мальчика кулаком по лицу. Пошла кровь.
Мальчик вернулся домой. Фашисты грабили дома людей. Забирали все:
хлеб, картошку, яйца, теплые вещи. В домах селили немецких солдат.
Ване было невыносимо сидеть в избе. Он побежал к другу Сене. Его нашел в
сарае. Друг в руках держал пистолет.
- У немцев стащил?- спросил Ване.
- Не-а, нашел в поле, возле кургана, там оружия полно.
И ребята решили отнести оружие партизанам. Затем по ночам они начали
таскать гранаты у немцев, пока те спали.
Немцы рвались в эти ноябрьские дни к Москве. Первое наступление у них
провалилось. Советские солдаты отогнали врагов от столицы.
Однажды появились партизаны. Трое. Они повели ребят в лес. В самой
глухой чаще Ваня и Сеня увидели большую поляну и хорошо замаскирован-
ный вход в блиндаж.
И партизаны сказали детям, чтобы они писали записки обо всем, что проис-
ходит в деревне. А записки клали в дупло одного дерева, стоящего недалеко
от деревни.
Но недолго пришлось класть детям туда записки, потому что партизаны
ушли с этого места из – за того, что немцы узнали об их существовании.
Как-то в дом Вани пришли немцы и заняли их дом и сарай, потому что они
были крайними в деревне. Немцы выпилили в сарае окошки и поставили там
пулеметы. Ваня понял, что будут наступать наши солдаты. Ваня насчитал 14
пулеметов.
Он хотел сообщить об этом солдатам. Командир послал разведчиков, те
подобрались к крайней избе, и их тут же сразил автоматный огонь. Что же
делать? Вдруг Ваню осенило. Он надел телогрейку, кубарем скатился под
гору к реке. Вслед ему застрочили пулеметы. Ваня упал и зарылся в снег. Он
лежал долго. Огонь прекратился. Видно, немцы решили, что мальчик убит. А
он вскочил и бросился к берегу реки. Там его подхватили партизаны. Ваня
рассказал партизанам, где находятся пулеметы и танки. Вечером Ваня другой
дорогой повел бойцов в село.
Автоматчики ударили по огневым точкам врага. Фашисты этого не ожидали.
Началась паника, неразбериха, немцы начали убегать из села, а не успевших
партизаны взяли в плен.
На другой день все жители села собрались у школы. Перед строем солдат ко-
мандир вызвал Ваню и сказал:
- Вот кто нам помог в победе!
Через несколько дней генерал армии Ефремов наградил Ваню орденом
Красной Звезды. Вместе с бойцами ушел на запад и Ванюша. Во многих сра-
жениях довелось ему участвовать. Но жив он остался, после войны окончил
военно-морское училище, потом он служил в авиачастях Черноморского фло-
та. Потом он работал в Москве электриком – испытателем.
Вашкевич Лида (выставить на мольберт портрет) родилась в городе Гродно.
Стоит он на широкой реке Неман. Жила Лида весело, счастливо, отлично
училась в школе.
И вдруг война! Она пришла, как черная птица, как будто закрыла собой го-
лубое небо, унесла радость, принесла боль, смерть и кровь. С того дня, как
фашисты ворвались в город, отец Лиды стал руководителем подполья города.
И Лида часто выполняла задание папы.
Вот и сегодня она глухими улочками, зарослями кустарника вывела парти-
зана Колю в лес. Вскоре подпольщики начали выпускать листовки, где
рассказывалось об успехах советских войск. А Лида потихонечку покупала
бумагу для этого в разных магазинах. Немцы сдирали эти листовки каждое
утро, чтобы жители города не читали их. Вскоре бумагу начали продавать
только в одном магазине. Но Лида все равно просила друзей помочь ей поку-
пать бумаги для печатания листовок. Скоро Лида получила очень трудное за-
дание – пробраться за реку Неман. Нужно было перенести в условленное ме-
сто взрывчатку и сделать надо было это именно сегодня. Медленно шла де-
вочка с сумкой, в которой был уголь, а под ним – взрывчатка. Она подошла к
мосту. Мост охраняли фашисты. Едва она вступила на мост, ее окликнули:
- Эй, девочка, куда спешишь?
- Угля насобирала в городе, несу домой печку топить. Она смело раскрыла
сумку. Но немцы не увидели взрывчатку.
Лида быстро дошла до условленного места и сунула взрывчатку в заросли
картофеля. Вечером мощный взрыв потряс окрестность, в городе погас свет.
Лида погибла во время взрыва. Юная партизанка Лида Вашкевич награждена
медалью «Партизану Великой Отечественной войны».
Дети в тылу. Война исковеркала судьбы и тех детей, которые были в тылу.
Вместо беззаботного детства с веселыми играми маленькие дети работали по
10 – 12 часов в день на станках, помогая взрослым изготавливать оружия для
победы над врагом. Дети были плохо одеты, они были опухшие от голода, не
высыпавшиеся, работали наравне со взрослыми.
Война – ты мачеха злая!
Малых детей обижала,
Страхом душу терзая,
Детство у них отнимала.
Война – ты мачеха злая!
Досыта есть не давала,
С белого света сживая,
Радость у них отбирала.
Война – ты мачеха злая!
Вволю поспать не давала,
Рано детей поднимая,
Тяжким трудом донимала.
Мы соберем все силы –
Прогоним злую старуху,
Чтоб детям она не грозила
Голодом, смертью, разрухой!
Дети в тылу продолжали учиться в школах. В классах было очень холодно. В
школе детям выдавали по 50 граммов ржаного хлеба. Школьники поднимали
фронтовикам боевой дух, вселяли веру в победу, ободряли добрым словом.
Они писали письма бойцам, собирали для них теплые шерстяные носки, ва-
режки, шарфы.
Мальчишки-девчонки военной страны!
Мы вам до земли поклониться должны:
Вы бились с врагом в тех кровавых боях,
Вы смены стояли в холодных цехах,
Вы в поле работали за четверых,
Вы ждали, молились за ваших родных,
Вы тылом надежным были отцам,
Опорой вы стали своим матерям,
Вы мстили за павших, вставая с ружьем,
Вы шли в рукопашный за поруганный дом,
Вы связь обеспечивали для партизан,
Вам ангел победы в руки был дан.
И кто-то из вас не вернулся домой
А кто-то сейчас, слава Богу, живой.
Девчонки-мальчишки великой страны!
Мы вам до земли поклониться должны!
Наталия Бессонова
Вот такими были смелыми, мужественными дети во время войны.
Мы, те, кто не участвовал в войне, обязаны низко склонить головы перед па-
мятью павших. Дети-герои показали великий пример служения нашей Отчиз-
не и своему народу.
В подготовительной группе « Почемучки» проводя проект под названием
«Помним, чтим, гордимся !». Мы постарались донести до ребят информацию
о том времени. Оформили фотовыставку по теме «Дети – войны». Рассказали
о том, как было тяжело взрослым и детям в годы войны. Но народ стойко
перенёс все тяготы, и сумел победить врага. Дети рисовали на тему «Мы го-
лосуем за мир!» В своих рисунках они изображали цветы, салют, и символ
мира - голубя.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художе-
ственно - эстетическому развитию в подготовительной группе на тему
«Мы голосуем за Мир!»
Задачи: Обучающая: Отрабатывать различные приёмы рисования, формиро-
вать умение подбирать краски по цветовой гамме. Развивающая: Развивать
мелкую моторику пальцев рук, внимание, память. Воспитательная: Воспиты-
вать патриотические чувства, любовь к Родине и гордость за отечество. Ход
занятия: Воспитатель. Много лет назад так же мирно жили люди. Пахали
землю, сеяли хлеб, дети играли и учились, взрослые работали. В одно пре-
красное утро на наши города стали падать бомбы - пришла война, которая
принесла много горя. Весь народ встал на защиту Родины. (Просмотр слай-
дов фотографий военных действий). «Дорогую цену», мы заплатили за побе-
ду: погибло много людей, но память о них не умрёт никогда. Пришло мирное
время, но шрамы той войны остались в каждом городе, в каждом селе. Народ
помнит о тех, кто погиб, защищая свою страну. Созданы памятники с крас-
ными звёздами, они хранят имена погибших героев. Но на многих не уви-
дишь табличек с именами, только лишь количество захороненных. Каждый
год наша страна отмечает праздник - День Победы. Много героических по-
ступков было совершенно во время войны Всё дальше в прошлое уходят
годы страшной войны. Но подвиг людей, ставших на защиту Отечества, бу-
дет вечно жить в памяти народа. Мало осталось ветеранов той страшной вой-
ны. Но все они встречаются каждый год 9 мая и празднуют победу над фа-
шизмом.
- Сегодня на нашем занятии мы с вами будем рисовать победу: мирное небо,
салют, цветы.
Итог занятия: Много на свете есть важных слов: Мама, Родина, Счастье.
- А ещё есть важное слово - МИР! Мир - это Земля, мир - это Солнце, небо,
звёзды, люди, дети. Мир - это спокойная радостная жизнь. Нет войны, нет
горя, нет слёз. Мир - главное слово на свете. Мир нужен всем.