Автор: Клишина Юлия Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ специальная коррекционная школа №60
Населённый пункт: горо Новосибирск
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ С ТМНР"
Раздел: среднее профессиональное
Использование инновационных методов и приемов в работе с детьми с ТМНР
индивидуального обучения
Обязательной компетенцией профессиональной деятельности педагога-дефектолога-
овладение современными педагогическими технологиями:
1. Информационно- коммуникативные технологии (ИКТ).
2. Технология разноуровнего обучения в рамках СИПРа.
3. Игровые технологии.
4. Здоровьесберегающие технологи.
5. Личностно-ориентированные технологии (индивидуально- дифференцированный
подход).
В работе с детьми с ТМНР большую роль отвожу игровым технологиям, так как через игру
можно заинтересовать ребенка, т е поднять познавательный интерес.
Например, на занятиях с учеником 7 класса Данилом (неговорящий ребенок, II
вариант) использую настольные игры: «ходилки» на математических представлениях.
Посмотрим приемы использования игры: напиши число, на котором стоит фишка; бросай
кубик, прибавь, сколько выпало на кубике; запиши в тетрадь пример; походи фишкой,
запиши ответ и т.д.
Так как в этом учебном году у ребенка появился интерес к динозаврам- используем
на уроках разные фигурки динозавров, которые прилипают к ламинированной бумаге.
На математических представлениях: на таблице чисел в пределах ста найди число 23,
поставь на него динозавра, запиши число в тетради; или назови число, на которое
поставили динозавра.
На речи и альтернативной коммуникации:найти в красном домике гласный звук, а в
синем домике согласный звук, поставить на них динозавриков; прочитать слог или слово;
записать в тетрадь.
На уроках изобразительной деятельности и в целях предупреждения аффективных
вспышек на занятиях предлагаю инновационные методы- это элементы арт терапии:
лепка из пластилина или рисование красками по желанию ребенка (в данном случае
мальчик лепит динозавров из пластилина).
В работе с неговорящими детьми с тяжелой формой детского церебрального
паралича- ученицей 7 класса (II варианта) использую специальные утяжеленные
предметы, чтобы ребенок самостоятельно мог взять его и переложить в другое место по
заданию.
Большинство действий (письмо, аппликация, лепка, рисование...) с Настей выполняется
способом «рука в руке», а девочке очень хочется самой что-то изготовить руками-
подобрали для нее легкий шариковый пластилин. В отличии от классического и воскового
пластилина- шариковый ребенок может самостоятельно сминать. Развиваем фантазию!
Настя самостоятельно мнет(лепит) из пластилина «фантастическое животное» либо
«фантастический предмет». Затем вместе определяем на кого или на что похожа
полученная масса , добавляем некоторые детали из пластилина другого цвета и смотрим
что получается!...
С учеником 5 класса , у которого уровень развития не выше уровня годовалого ребенка,
целесообразен принцип многократного повторения действий с предметами. Например:
сначала все предметы Даниил брал в рот; сейчас использует коробку по назначению-
складывает в нее игрушку, а у погремушки научился прокручивать крутящуюся деталь
пальчиком.
Таким образом,использование данных методов и приемов повышает познавательный
интерес у обучающихся с ТМНР.