Автор: Удовенко Дарья Александровна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБУ ДО "СДЮТиЭ"
Населённый пункт: Красноярский край, г.Норильск
Наименование материала: Цифровые трансформации в образовании
Тема: Цифровые трансформации в образовании
Раздел: дополнительное образование
Цифровые
трансформации в
образовании
Январский методический
практикум
Удовенко Д.А., педагог – организатор
МБУ ДО «СДЮТиЭ»
Мир стремительно меняется
Все мы – часть цифрового общества и нового
поколения педагогов, учащихся и современных
технологий. Обучение должно адаптироваться в
соответствии с требованиями нового контекста.
Как организовать процесс обучения в условиях
цифрового общества? Что такое цифровизация
образования?
Что такое цифровая
трансформация?
Многие думают, что цифровая трансформация
— это просто внедрение новых технологий в
существующей организации: достаточно
разработать сайты, чат-боты, приложения и
подключить соцсети, чтобы считаться
цифровым образованием.
На самом деле, цифровая трансформация — это
не только инвестиции в новые технологии
(искусственный интеллект, блокчейн, анализ
данных и интернет вещей), но и глубокое
преобразование продуктов и услуг, структуры
организации, стратегии развития. Иными
словами, это революционная трансформация
модели организации.
Цифровая трансформация – это системное обновление
базовых составляющих образовательного процесса включая:
•
Результаты
образовательной работы
•
Содержание образования
•
Организацию
образовательного
процесса
•
Оценивание его
результатов
Организация образовательного
процесса
Цифровая трансформация неразрывно связана с:
•
уточнением целей обучения и образовательных
результатов (чему учить);
•
разработкой новых педагогических инструментов
(педагогический дизайн, методы и техники
педагогической поддержки и воспитательной
работы, совершенствования управления работой
образовательных организаций и др.)
•
обновлением педагогических практик с
использованием цифровых технологий (как учить).
Система образования — это информационное
производство, которое всегда осуществляется в
информационной среде. Последние десятилетия
мы наблюдаем переход от «бумажной» к
«цифровой» информационной образовательной
среде. Этот процесс прошел несколько этапов
своего развития.
Вслед за компьютеризацией и информатизацией
образования пришло время его цифровой
трансформации. Цифровая трансформация
образования помогает преодолению неравенства, в
первую очередь цифрового разрыва среди населения.
Для этого нужно существенно расширить спектр и
изменить характер взаимодействий, которые доступны
участникам образовательного процесса в системе
«ученики - информационная среда - преподаватели».
Поэтому отечественная стратегия цифровой
трансформации образования
предусматривает достижение двух целей:
•
сокращение неравенства в доступе к ЦТ путем развития
цифровой образовательной среды: подключения учебных
заведений к широкополосному Интернету, расширения зон
беспроводного доступа, развития сетевых сервисов, широкого
использования современных цифровых инструментов всеми
участниками образовательного процесса;
•
преодоление неравенства в использовании ЦТ путем
обновления содержания, методов и организационных форм
учебной работы, модернизации образовательных программ,
разработки и внедрения в практику результативных цифровых
учебно-методических материалов и перехода к
персонализированной организации образовательного
процесса.
Цифровую трансформацию образования можно
рассматривать как развитие культуры
использования информации на основе новых
цифровых информационных инструментов.
Например, педагоги осваивают:
•
новые культурные
общепользовательские цифровые
инструменты для повышения
эффективности своей
производственной и учебной работы,
трансформирующееся содержание,
методы и формы учебной работы,
•
специализированные цифровые
инструменты и сервисы, которые
повышают эффективность
меняющейся организации
образовательного процесса.
Что включает в себя цифровая
педагогика?
•
смешанное обучение, методики онлайн-
обучения, изменение очного обучения, игровая
педагогика и игрофикация образования
•
проектное обучение и проектная деятельность
Плюсы цифровизации
образования
•
приучение учеников к самостоятельности с раннего возраста;
•
устранение бумажной волокиты: учащимся не придется
постоянно носить с собой многочисленные тетради и учебники, а
учителям — всевозможные пособия: один планшет заменит
собой килограммы макулатуры;
•
экономия — снижение затрат на канцелярию, использование
электронных версий учебников/тетрадей требует меньших
затрат;
•
более высокая доступность знания для людей в отдаленных
населенных пунктах.
Минусы цифровизации
образования
•
Риск отрицательного результата
•
Отсутствие творчества
•
Снижение умственной активности. Способностей детей
•
Плохая социализация детей
•
Проблемы с физическим развитием
•
Абсолютный контроль
Цифровая трансформация образовательного процесса –
это сложная и многогранная проблема, которую можно
и необходимо рассматривать в реализации комплекса
мер и действий.
В заключении хотелось бы отметить, что данный вид трансформации
способствует:
•
повышению уровня образовательной подготовки всех учащихся – и хорошо
успевающих, и отстающих (изменения затрагивают все группы учащихся,
что стимулирует включение в инновационный процесс всех участников
образовательной работы, помогает избежать появления «застойных зон»);
•
сокращению разрыва в уровне образовательной подготовки между хорошо
и слабо подготовленными учащимися (выравнивание образовательной
подготовки – не только важная социальная задача, но и хороший стимул
для изменения организационных форм и методов учебной работы).
•
повышению мотивации учащихся и педагогов к успешной учебной работе,
ведут к распространению новых, высокоэффективных педагогических
практик;
•
кооперации и последовательному расширению масштабов совместной
(коллективной) работы участников образовательного процесса (и учащихся,
и педагогов);
•
воздействию на все, без исключения, образовательные организации и всех
работающих здесь педагогов.
Спасибо за внимание!