Напоминание

Цифровые трансформации в образовании


Автор: Удовенко Дарья Александровна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБУ ДО "СДЮТиЭ"
Населённый пункт: Красноярский край, г.Норильск
Наименование материала: Цифровые трансформации в образовании
Тема: Цифровые трансформации в образовании
Раздел: дополнительное образование





Назад




Цифровые

трансформации в

образовании

Январский методический

практикум

Удовенко Д.А., педагог – организатор

МБУ ДО «СДЮТиЭ»

Мир стремительно меняется

Все мы – часть цифрового общества и нового

поколения педагогов, учащихся и современных

технологий. Обучение должно адаптироваться в

соответствии с требованиями нового контекста.

Как организовать процесс обучения в условиях

цифрового общества? Что такое цифровизация

образования?

Что такое цифровая

трансформация?

Многие думают, что цифровая трансформация

— это просто внедрение новых технологий в

существующей организации: достаточно

разработать сайты, чат-боты, приложения и

подключить соцсети, чтобы считаться

цифровым образованием.

На самом деле, цифровая трансформация — это

не только инвестиции в новые технологии

(искусственный интеллект, блокчейн, анализ

данных и интернет вещей), но и глубокое

преобразование продуктов и услуг, структуры

организации, стратегии развития. Иными

словами, это революционная трансформация

модели организации.

Цифровая трансформация – это системное обновление

базовых составляющих образовательного процесса включая:

Результаты

образовательной работы

Содержание образования

Организацию

образовательного

процесса

Оценивание его

результатов

Организация образовательного

процесса

Цифровая трансформация неразрывно связана с:

уточнением целей обучения и образовательных

результатов (чему учить);

разработкой новых педагогических инструментов

(педагогический дизайн, методы и техники

педагогической поддержки и воспитательной

работы, совершенствования управления работой

образовательных организаций и др.)

обновлением педагогических практик с

использованием цифровых технологий (как учить).

Система образования — это информационное

производство, которое всегда осуществляется в

информационной среде. Последние десятилетия

мы наблюдаем переход от «бумажной» к

«цифровой» информационной образовательной

среде. Этот процесс прошел несколько этапов

своего развития.

Вслед за компьютеризацией и информатизацией

образования пришло время его цифровой

трансформации. Цифровая трансформация

образования помогает преодолению неравенства, в

первую очередь цифрового разрыва среди населения.

Для этого нужно существенно расширить спектр и

изменить характер взаимодействий, которые доступны

участникам образовательного процесса в системе

«ученики - информационная среда - преподаватели».

Поэтому отечественная стратегия цифровой

трансформации образования

предусматривает достижение двух целей:

сокращение неравенства в доступе к ЦТ путем развития

цифровой образовательной среды: подключения учебных

заведений к широкополосному Интернету, расширения зон

беспроводного доступа, развития сетевых сервисов, широкого

использования современных цифровых инструментов всеми

участниками образовательного процесса;

преодоление неравенства в использовании ЦТ путем

обновления содержания, методов и организационных форм

учебной работы, модернизации образовательных программ,

разработки и внедрения в практику результативных цифровых

учебно-методических материалов и перехода к

персонализированной организации образовательного

процесса.

Цифровую трансформацию образования можно

рассматривать как развитие культуры

использования информации на основе новых

цифровых информационных инструментов.

Например, педагоги осваивают:

новые культурные

общепользовательские цифровые

инструменты для повышения

эффективности своей

производственной и учебной работы,

трансформирующееся содержание,

методы и формы учебной работы,

специализированные цифровые

инструменты и сервисы, которые

повышают эффективность

меняющейся организации

образовательного процесса.

Что включает в себя цифровая

педагогика?

смешанное обучение, методики онлайн-

обучения, изменение очного обучения, игровая

педагогика и игрофикация образования

проектное обучение и проектная деятельность

Плюсы цифровизации

образования

приучение учеников к самостоятельности с раннего возраста;

устранение бумажной волокиты: учащимся не придется

постоянно носить с собой многочисленные тетради и учебники, а

учителям — всевозможные пособия: один планшет заменит

собой килограммы макулатуры;

экономия — снижение затрат на канцелярию, использование

электронных версий учебников/тетрадей требует меньших

затрат;

более высокая доступность знания для людей в отдаленных

населенных пунктах.

Минусы цифровизации

образования

Риск отрицательного результата

Отсутствие творчества

Снижение умственной активности. Способностей детей

Плохая социализация детей

Проблемы с физическим развитием

Абсолютный контроль

Цифровая трансформация образовательного процесса –

это сложная и многогранная проблема, которую можно

и необходимо рассматривать в реализации комплекса

мер и действий.

В заключении хотелось бы отметить, что данный вид трансформации

способствует:

повышению уровня образовательной подготовки всех учащихся – и хорошо

успевающих, и отстающих (изменения затрагивают все группы учащихся,

что стимулирует включение в инновационный процесс всех участников

образовательной работы, помогает избежать появления «застойных зон»);

сокращению разрыва в уровне образовательной подготовки между хорошо

и слабо подготовленными учащимися (выравнивание образовательной

подготовки – не только важная социальная задача, но и хороший стимул

для изменения организационных форм и методов учебной работы).

повышению мотивации учащихся и педагогов к успешной учебной работе,

ведут к распространению новых, высокоэффективных педагогических

практик;

кооперации и последовательному расширению масштабов совместной

(коллективной) работы участников образовательного процесса (и учащихся,

и педагогов);

воздействию на все, без исключения, образовательные организации и всех

работающих здесь педагогов.

Спасибо за внимание!



В раздел образования