Автор: Хрусталев Алексей Витальевич
Должность: преподаватель отделения "оркестровые духовые и ударные инструменты"
Учебное заведение: ГБПОУ КК "Новороссийский музыкальный колледж им. Д.Д.Шостаковича"
Населённый пункт: г. Новороссийск, Краснодарский край
Наименование материала: Статья
Тема: Культура и выразительность звука при игре на духовых инструментах
Раздел: среднее профессиональное
Культура и выразительность звука при игре на духовых инструментах
Основой
исполнительского
мастерства
является
искусство
управления звуком. Говоря о культуре звука необходимо определить не
только его художественные, но и технологические характеристики. С
художественной точки зрения звук должен быть наполненным, объемным,
глубоким, полетным, чистым без призвуков (шипение, хрипы, зудение),
осмысленным, выразительным, раскрывая в полной степени характер и
стиль
музыкального
произведения
и
т.д.
К
технологическим
характеристикам звука относятся такие понятия как звукообразование,
звукоизвлечение,
звуковедение
на
основе
правильной
постановки
исполнительского дыхания, амбушюра, аккуратного владения атакой
звука.
Выдающийся флейтист,
профессор Московской государственной
консерватории им. П.И. Чайковского, заслуженный деятель искусств
РСФСР Юлий Григорьевич Ягудин в своей методической работе «О
развитии выразительности звука» очень точно отмечает все моменты
развития
выразительности
звука:
«Музыкальный
звук,
являющийся
важнейшим элементом исполнительского процесса, требует неустанной
заботы и внимания на протяжении всех ступеней обучения. Как лучше
работать над качеством звука, как добиться положительных результатов?
Этот вопрос занимал и занимает внимание исполнителей, педагогов и
учащихся. Красивый звук на духовом инструменте должен быть полным,
выразительным,
интонационно
чистым,
несколько
вибрирующим,
сохраняющим свой характер во всех регистрах, независимо от динамики.
Однако было бы ошибочно подходить к определению звука вне связи с
конкретными
задачам
и
художественно-исполнительского
порядка.
Понятие о красивом звуке у исполнителя должно быть связано с
фразировкой, стилем и характером произведения. Виднейшие советские
музыканты, исполнительское мастерство которых отличается, прежде
всего, высокой культурой владения инструментом, рассматривают красоту
звука как одно из основных средств музыкальной выразительности,
подчиненное
задаче
раскрытия
художественного
содержания
произведения. «Музыка,— писал Г.Г. Нейгауз,— искусство звука, она
говорит только звуками, но говорит также ясно и понятно, как говорят
слова и зримые образы» Раз музыка есть звук, то главной заботой, первой
и важнейшей обязанностью любого исполнителя и педагога является
работа над звуком. Бережное и сосредоточенное отношение к звуку
является необходимой предпосылкой художественного исполнения. Мы не
хотим, разумеется, утверждать, что работа над звуком должна вестись
одинаково на всех этапах обучения, а также на всех этапах изучения
произведения. Естественно, пока ученик не знает, какие ноты он будет
играть, пока не разобрался в метроритме, нельзя заниматься отделкой
звучания. Однако и в этот период важно, чтобы он схватил основной
характер звучания, приучился ощущать развитие фразы. Если ученик
играет невыразительным звуком, лишь механически нажимая нужные
клапаны, необходимо сейчас же направить его внимание на качество звука.
Внимание к качеству звука имеет такое значение потому, что звук —
важнейшее средство передачи музыкальной речи» [5, с.1].
Так,
например,
профессор
Московской
государственной
консерватории им. П.И. Чайковского, заслуженный деятель искусств
РСФСР, кандидат искусствоведения, доктор искусствоведения Борис
Александрович
Диков,
рассматривая
проблему
качества
звука
с
художественно-эстетических позиций, в своей работе «Методика обучения
игре
на
кларнете»
пишет:
«Музыкальный
звук,
какими
бы
положительными качествами он ни обладал, сам по себе имеет настоящую
ценность лишь тогда, когда он является выразителем определённого
музыкального содержания. Лишь художественное содержание музыки, её
жанрово-стилистические
особенности,
характер
каждой
отдельной
музыкальной фразы диктует музыканту-исполнителю выбор тех или иных
звуковых средств, тончайших нюансов звучания, необходимых для
реализации его исполнительских замыслов. Раскрытие художественного
содержания нередко требует от исполнителя специфического звучания, не
соответствующего общепринятому понятию о красоте звука. В таких
случаях
нужно
иметь
в
виду,
что
«красота
звука»
–
понятие
диалектическое и самым красивым звуком следует считать тот, который
наилучшим образом выражает данное содержание» [1, с.116].
По мнению
профессора Российской академии музыки имени
Гнесиных,
народного
артиста
РСФСР,
Тимофея
Александровича
Докшицера, «звук считается даром природы инструменталиста; в какой-то
мере это так. У одного сразу можно заметить богатые краски в звучании, у
другого их нет. Но это не значит, что краски не могут появиться. Звук
поддается
развитию!
Надо
знать,
что
восприятие
исполнителем
качественной
стороны
звука
намного
сложнее,
чем
определение
качественной
стороны
технических
приемов.
Двигательные
навыки
(подвижность, легкость, ловкость языка, губ, пальцев) более наглядны, чем
объемность, окраска, динамичность, выразительность звука» [2, с. 84].
Интересно
профессиональное
мнение
о
звуке
профессора
музыкально-педагогического
института
им.
Гнесиных,
заслуженного
деятеля искусств РСФСР Ивана Фёдоровича Пушечникова: «Звук как
средство музыкально-художественной выразительности, – отмечает он, –
включает в себя ряд компонентов, причём отсутствие или плохое качество
одного из них ведёт к антихудожественному звучанию в целом. Эти
компоненты
следующие:
атака
и
прекращение
звука,
сила
звука,
интонация
(художественное
интонирование),
нюансировка,
исполнительский приём, выразительные возможности дыхания (главным
образом выдоха). Все эти компоненты находятся в тесной взаимосвязи, и
рассматривать каждый из них в отдельности можно лишь условно» [4,
с.101].
Аспирантка МГУКИ Ирина Александровна Попова в своей работе
подробно раскрывает понятие о культуре звука: «Культура звука в
широком смысле – это степень совершенства воспроизведения на
инструменте тех или иных художественно-выразительных средств, которая
достигается в процессе обучения, приобретения исполнительского опыта и
под влиянием личной потребности музыканта в постоянном развитии и
совершенствовании
исполнительского
мастерства.
Работа
над
формированием
и
развитием
культуры
звука
–
это
первооснова
исполнительского мастерства музыканта- духовика. Данная работа – это не
только составная часть технологии игры, но и процесс развития
музыкально-эстетического
вкуса,
музыкального
мышления,
эмоциональной отзывчивости на исполняемую музыку» [3, с.203].
Опираясь на многолетний педагогический опыт, мною выработаны
определенные пути развития красивого и тембральноокрашенного звука
при игре на кларнете и саксофоне:
1. правильная постановка исполнительского дыхания и владение опорным
исполнительским выдохом;
2. развитие правильного представления о художественной красоте звука,
на
основе
изучения
исполнительства
выдающихся
музыкантов-
духовиков – ровность, объёмность, полётность, выразительность и т.д.;
3. выработка осмысленного отношения студентов к звукообразованию,
звукоизвлечению и звуковедению;
4. при звукоизвлечении пользоваться только подготовленной атакой;
5. владение разнообразными штрихами, на основе мягкой, твердой и
фрикативной атак;
6. при игре студента на инструменте необходимо найти самый красивый
один звук из всего диапазона и дальнейшее постепенное развитие и
расширение однороднотембрового и качественного звука поступенно
вверх и поступенно в низ;
7. определение системы самостоятельной работы студентов над звуком.
Изучая научную и учебно-методическую литературу о культуре и
выразительности звука, в педагогической практике необходимо опираться
не только на собственные умения и знания, но и обобщать опыт
выдающихся преподавателей и исполнителей на духовых инструментах. В
заключение можно с уверенностью сказать, что высокопрофессиональный
музыкант, прежде всего, определяется красотой и культурой звучания
инструмента,
выразительностью
исполнения
и
умением
раскрыть
содержание исполняемой музыки.
Список литературы:
1. Диков Б. Методика обучения игре на кларнете. – М.: Музыка,
1983. – 192 с.
2. Докшицер Т. Из записной книжки трубача: Заметки об
исполнительском мастерстве музыканта. – М.: ЮФЦ «Русские
фанфары», 1995. – 108 с.
3. Попова И. Культура звука музыканта-духовика: теоретический анализ
проблемы // Вестник МГУКИ. – 2014. – № 3. – С. 200 – 204.
4. Пушечников И. Искусство игры на гобое. – СПб.: Композитор,
2005. – 312 с.
5. Ягудин Ю. О развитии выразительности звука – 11 с.