Напоминание

Приёмы обучения в технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе


Автор: Бадрутдинова Нурия Талховна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Мурзинская средняя школа"
Населённый пункт: с.Эбалаково, Апастовский район, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Приёмы обучения в технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Использование новых современных педагогических технологий

ФГОС не позволяют работать по - старому. Какими методиками и технологиями

необходимо владеть современному педагогу, как строить урок, чтобы развивать у школьников

умения, навыки, которые они смогут применить в различных жизненных ситуациях?

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить

интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и

многие другие вопросы задаём мы себе, приходя сегодня в класс.

Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной

нагрузки

на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора

содержания образования, через внедрение новых образовательных технологий.

Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но это требование

времени. Сегодня

каждый

педагог

ищет

наиболее

эффективные

пути

повышения

заинтересованности учащихся. Если ребенок не может проявить свои способности на уроке,

он равнодушен к происходящему на уроке, ему скучно. Процесс обучения необходимо

строить таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только

помогал ему, направлял на нужный путь.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве,

искусстве (толковый словарь).

Есть множество определений понятия «педагогическая технология».

Мы изберем следующее: технология - это такое построение деятельности педагога, в

которой

все

входящие

в

него

действия

представлены

в

определенной

последовательности

и

целостности,

а

выполнение

предполагает

достижение

необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Поскольку в современной школе на первое место выходит личность ребенка и его

деятельность, системно-деятельностный подход к образованию учащихся,

то среди

приоритетных

технологий,

удовлетворяющих

требованиям

ФГОС,

можно

выделить

следующие:

Технология игровых методов обучения

Здоровьесберегающие технологии

Информационно-коммуникационные технологии

Проблемное обучение

Коммуникативные технологии

Проектная деятельность

дифференцированное обучение

технология обучения в сотрудничестве

квест-технология

Технологии развития критического мышления

Тема. Приёмы обучения в технологии развития критического мышления

«Недостаточно иметь хороший ум,

главное – правильно его использовать»

Рене Декарт

философ, механик, математик, физик, физиолог,

создавший аналитическую геометрию и

современную алгебраическую символику.

Критическое мышление - очень важная и нужная форма мышления.

Поскольку в настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и

образованную личность, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося

мира - формирование критического мышления в период расширения информационного

пространства приобретает особую актуальность.

Критическое мышление - это:

-

открытое мышление, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный

опыт.

- отправная точка для развития творческого мышления.

В чем заключаются особенности критического мышления?

Критическое предполагает не простое усвоение информации, а осмысленное.

Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиций логики, умение

выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к

стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

То есть ученик должен научиться не воспринимать информацию как самодостаточную, а

относится к ней критически: анализировать, сравнивать, оценивать, выбирать и нести

ответственность за свой выбор.

Еще один важный момент: концепция технологии развития критического мышления

исключает пассивность учащихся. Они оказываются максимально вовлеченными в процесс

обучения. А роль учителя стала сводиться к роли координатора, который помогает,

подсказывает направление, но никак не преподносит готовое знание.

Основная идея технологии критического мышления

-создать такую атмосферу учения, при которой обучающиеся совместно с учителем активно

работают, сознательно размышляют, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют

знания, новые идеи, чувства.

Базовая модель урока в рамках технологии развития критического мышления строится

следующим образом:

стадия вызова;

стадия осмысления;

стадия размышления или рефлексия.

Для каждого этапа в технологии РКМ предлагаются свои приемы.

Этап «Вызов»

Вызов — подготавливает учащихся к восприятию новой информации. В уроках старого типа

этот этап часто называли актуализацией знаний.

Этап урока "Вызов" предназначен для того, чтобы вызвать:

вызвать в памяти учащихся ту информацию, которая пригодится на данном уроке;

интерес к новой теме;

активность учащихся.

В технологии критического мышления делается упор на то, что учащиеся сами будут

определять — что они хотят узнать на этом уроке, для чего это им нужно. Вот этот круг целей

и задач и определяется на стадии вызова.

По сути, вызов является решающим в том смысле, что задает темп и тон урока.

Именно на этом этапе происходит не только повторение пройденного материала (если

оперировать привычными терминами), не только актуализация знаний, но и самое главное —

дается положительная мотивация, формируется интерес.

Таким образом, стадия вызова на уроке призвана решать сразу несколько задач:

сформировать положительную мотивацию;

вызвать интерес учащихся к новой теме;

сформировать главные цели урока;

наметить круг вопросов, которые будут решаться на уроке;

активизировать деятельность учащихся, включить их в работу.

Приемы для стадии вызова на уроке

Приемы разные — многие сочетают этапы индивидуальной и групповой работы, что важно

для активизации всех учеников в классе.

Важное условие всех приемов стадии вызова: никакой критики и никакого анализа!

Ученики могут высказывать свои мнения и предположения, не стесняясь, не боясь

ошибиться. На данном этапе идет простой набор всех идей и предложений. А все ошибки,

неточности будут исправляться уже в ходе урока.

Вот некоторые приемы стадии ВЫЗОВ

Корзина идей

— в условную "корзину" тезисно записываются все соображения и

предположения учащихся по заявленной теме. В ходе урока все мнения корректируются

и либо остаются в корзине, либо выбрасываются из нее. На этапе рефлексии учащиеся

вновь возвращаются в корзине и систематизируют накопленные ЗУН.

Верно — не верно

. Учитель предлагает несколько утверждений по теме урока. Учащиеся

фиксируют свои ответы, соглашаясь или отрицая услышанное. На стадии рефлексии

необходимо вновь вернутся к этим вопросам и скорректировать свои ответы в связи с

полученной информацией.

Верные и неверные утверждения. Детям предлагается поиграть в игру «Верите ли вы,

что…».

Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы

обсуждаете ответы в группах.

Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

Изучив новый материал на стадии осмысления, учитель предлагает обучающимся

вернуться к заполненной таблице. - А теперь давайте вернемся к нашим вопросам, снова

ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях.- Я снова

читаю вопросы. Во 2-ой строке вы ставите нужный знак. Учитель читает вопросы, дети

отвечают. - По каким вопросам ваше мнение совпало? - Объясните, почему вы так

решили? - По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Кластер

— прием, который помогает не только вспомнить все, что относится к теме, но и

систематизировать ЗУН. Задается ключевое слово. Учащиеся называют факты, термины,

даты, относящиеся к этому слову. Затем "гроздья" кластера можно группировать,

объединяя ответы по какому-либо принципу.

Дерево предсказаний

. На доске — изображение дерева. Его ветви — это направления

размышлений. Листья — мнения и предположения учащихся.

Таблица "ЗХУ"

. Ученик вспоминает все, что он знает по теме и записывает свои мысли в

таблицу:

Я это знаю

Хочу узнать

Узнал на уроке

На стадии вызова заполняются первые две колонки. Третья пополняется фактами и сведениями

во время урока. А на этапе рефлексии учащиеся проводят анализ таблицы.

Таблицу ЗХУ легко использовать уже в начальной школе. Для облегчения систематизации

знаний учитель может задавать наводящие вопросы.

Например, на уроках чтения:

Какие произведения этого писателя вы знаете?

Что интересного в его рассказах?

Что вы хотите узнать о нем? И т.д.

Прогнозирование по иллюстрации. Учащимся предлагается рисунок или иллюстрация. Они

выдвигают свои теории и предположения о том, что изображено и как это связано с темой

урока.

Ассоциации. Называется тема урока или предлагается рисунок. Учащиеся высказывают свои

мнения

— какие ассоциации вызывает

эта тема?

Например,

озвучивается название

произведения. Какие ассоциации вызывает это название? Что может происходить в рассказе с

таким названием? и т.д.

Мозговой штурм — один из вариантов создания "банка идей". Собираются и записываются

все мнения учащихся, даже самые фантастические. Никакой критики! Затем следует этап

коллективного обсуждения, в ходе которого в каждом из предположений пытаются найти

рациональное зерно. Оставляются в банке только самые перспективные по версии учащихся

идеи.

Перепутанные цепочки. Учитель предлагает ряд перепутанную последовательность событий,

действий. Ученики должны восстановить правильную последовательность.

Ключевые слова. Учитель перечисляет ключевые слова, относящиеся к новой теме. Учащиеся

пытаются предположить, о чем пойдет речь на уроке, какие вопросы будут рассматриваться.

Круги по воде. Ключевое слово или понятие записывается в столбик. И на каждую букву

учащиеся предлагают существительные или словосочетания по теме.

Многие приемы стадии вызова предполагают возвращение к ним на стадии рефлексии или

размышления, что делает урок цельным.

Фаза «Осмысление» (изучение нового материала

Осмысление — это этап получения новых знаний, ввод новых понятий и терминов.

в его ходе происходит непосредственная работа ученика с информацией, причём работа

направленная, осмысленная.

Приемы стадии "Осмысление"

Инсерт или «Пометки на полях»;

«Кластер»;

«Чтение с остановками»;

«Толстые и тонкие вопросы»;

Таблица «Знаю-Хочу узнать -Узнал»;

«Взаимоопрос»;

«Взаимообучение»;

«Дневник двойной записи»

Прием «INSERT»

Этот прием является средством, позволяющим отслеживать свое понимание прочитанного

задания, текста. Технически он достаточно прост, достаточно познакомиться с рядом

маркировочных знаков:

V - «Эта информация мне уже известна»;

+ - «Новые факты для меня»;

— - «У меня было другое представление об этом», «Я думал по-другому»;

? - «В этом материале есть что-то непонятное для меня», «Нужны объяснения, уточнения».

Ставить их нужно по мере чтения карандашом на полях текста. Помечать следует отдельные

задания или предложения в тексте

Чтение с остановками. Остановки в тексте - своеобразные шторы: по одну сторону находится

уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая

способна серьезно повлиять на оценку событий. 1. При чтении важно найти оптимальный

момент для остановки. 2. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных

уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»

Таблица З-Х-У. Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал,

расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица

«знаю – хочу знать – узнал»:

Прием «Толстый и тонкий вопрос».

Для организации взаимного опроса. После изучения темы учащимся предлагается

сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом.

Затем – они опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов».

Толстые ? В эту графу мы записываем те вопросы, на которые предполагается развернутый,

«долгий», обстоятельный ответ.

Тонкие ? В эту графу мы записываем те вопросы, на которые предполагается однозначный,

«фактический», обстоятельный ответ.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

толстые ?

тонкие ?

Дайте три объяснения,

почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думает6е…?

Почему Вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет,

если…?

Что, если…?

Кто…? Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…? Мог

ли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли

Вы…?

Верно ли…?

Фаза «Рефлексия»

Это стадия размышления, сами учащиеся подводят итог, определяют личные результаты и

проводят оценку собственной деятельности

Приемы стадии "Рефлексия"

«Авторский стул»

«Кластер»;

«Метод 6 шляп»;

«Синквейн»;

«Пятиминутное эссе»;

«Толстые и тонкие вопросы»;

«Ромашка Блума»

Ромашка «Блума»

Выделяется шесть типов вопросов:

Простые вопросы или «тонкие» вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты,

вспомнить, воспроизвести некую информацию.

Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов:

То есть ты говоришь, что... ?;

Если я правильно понял, то... ?.

Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику возможности обратной

связи с тем, что он только что сказал.

Объясняющие вопросы или «толстые» вопросы. Обычно начинаются со слова

Почему?..

Творческие вопросы. Тот случай, когда в вопросе есть частица бы, а в его

формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: Что бы

изменилось…, если бы... ?; Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?.

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных

событий, явлений, фактов. Почему что-то хорошо, а что-то плохо?, Чем один герой отличается

от другого?.

Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между

теорией и практикой. Например, Как бы вы поступили на месте героя?

Вывод. Использование современных образовательных технологий позволяет учителям

добиваться высокого качества обучения, способствует развитию у школьников познавательной

активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению

самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.

Технология развития критического мышления:

1) развивает навыки критического анализа, особенно необходимого для изучения исторических

документов (используются приемы сравнения, систематизации, анализа, обобщения и т. д.)

2) активизирует образовательный процесс, повышает самостоятельность обучающихся

3) обеспечивает учет индивидуальных особенностей обучающихся

Технология дает ученику

1) повышение эффективности восприятия информации

2) повышение интереса к изучаемому материалу и процессу обучения – умение критически

мыслить

3) умение работать в сотрудничестве с другими

Технология дает учителю

1) умение создавать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества

2) возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые

способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения



В раздел образования