Автор: Панькова Оксана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СКШ № 53
Населённый пункт: город Новосибирс
Наименование материала: Особенности развития диалогической речи УО школьников начальных классов.
Тема: Особенности развития диалогической речи УО школьников начальных классов.
Раздел: начальное образование
Особенности развития диалогической речи УО школьников
начальных классов.
В данной статье рассматриваются
особенности
развития устной
диалогической речи у школьников начальных классов с умственной
отсталостью.
Речь
выполняет
многообразные
функции
в
жизни
ребенка. Основной
и
первоначальной
является
коммуникативная
функция - назначение речи быть средством общения. Целью общения может
быть
поддержание
социальных
контактов, обмен
информацией. Формирование функций речи побуждает ребенка к овладения
языком, его
фонетикой, лексикой, грамматическим
строем, к
освоению
диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма
речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Выделяются
две основные сферы общения учащихся с умственной отсталостью - со
взрослыми и со сверстниками. Проблема становления диалогической речи
умственно отсталых школьников теснейшим образом связана со многими
важными вопросами их обучения и воспитания. Поэтому она привлекла к
себе внимание многих русских дефектологов. Отдельное, чрезвычайно
интересное сведенье можно найти в работах различных авторов - и
психологов и педагогов (М.Ф. Гнездилова, Г.М. Дульнева, Л.В. Занкова,
М.П. Феофанова др.). Диалог редко возникает по инициативе умственно
отсталого ребенка. Эти дети обычно мало интересуются окружающим. У них
мало поводов задавать взрослым вопросов или вступать с ними в беседу.
Чаще инициатором выступает взрослый, который намеренно вовлекает
ребенка в разговор и сознательно прилегает к этому определенные условия.
Дети не всегда адекватно реагируют на обращенные к ним реплики, не
выражают заинтересованности в получении информации.
Свойственная
умственно
отсталым
недостаточность
мышления
затрудняет понимания услышанного. Это создает определенное препятствие
для поддержания беседы. Диалогическая форма общения не дана человеку от
рождения. Ее осваивают так же, как и любой другой вид деятельности, в
процессе
взаимодействия
с
более
опытным
партнером
-
носителем
коммуникативной культуры. Многие специалисты пришли к выводу, что
диалогу нужно учить. Для организации диалога с учениками могут быть
использованы несложные жизненные ситуации, требующие рассмотрения
реальных предметов и выполнения с ними простых практических действий, а
также сюжетные картины, представления детей, полученные в результате их
жизненного опыта, поделки, различные собранные во время экскурсий
предметы и т. п. По мнению Е.И. Разуван, «экскурсии с включением заданий
практического характера позволяют ученикам приобретать совершенно
необходимый в их дальнейшей жизни опыт общения». По мере работы над
диалогической речью необходимо постепенно задавать более разнообразные
вопросы, усложнять их по форме и содержанию. Следует внимательно
относиться
к
задаваемым
учениками
вопросам,
отвечать
на
них
доброжелательно, спокойно, просто. Важно поставить детей в условия
необходимости общения,
вызвать побуждение к обмену мыслями и
впечатлениями на основе все большего усложнения различного рода
выполняемой ими деятельности. В коррекционной работе определенное
место следует отвести воспитанию у умственно отсталых школьников
активного внимания. Дети постепенно должны научиться, не отвлекаясь
слушать свою и чужую речь. Таким образом, необходимо помнить, что
проводимая беседа на первых порах должна быть недлительной, интересной,
вызывать
у
умственно
отсталого
школьника
начальных
классов
положительные эмоции.