Напоминание

Особенности развития диалогической речи УО школьников начальных классов.


Автор: Панькова Оксана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СКШ № 53
Населённый пункт: город Новосибирс
Наименование материала: Особенности развития диалогической речи УО школьников начальных классов.
Тема: Особенности развития диалогической речи УО школьников начальных классов.
Раздел: начальное образование





Назад




Особенности развития диалогической речи УО школьников

начальных классов.

В данной статье рассматриваются

особенности

развития устной

диалогической речи у школьников начальных классов с умственной

отсталостью.

Речь

выполняет

многообразные

функции

в

жизни

ребенка. Основной

и

первоначальной

является

коммуникативная

функция - назначение речи быть средством общения. Целью общения может

быть

поддержание

социальных

контактов, обмен

информацией. Формирование функций речи побуждает ребенка к овладения

языком, его

фонетикой, лексикой, грамматическим

строем, к

освоению

диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма

речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Выделяются

две основные сферы общения учащихся с умственной отсталостью - со

взрослыми и со сверстниками. Проблема становления диалогической речи

умственно отсталых школьников теснейшим образом связана со многими

важными вопросами их обучения и воспитания. Поэтому она привлекла к

себе внимание многих русских дефектологов. Отдельное, чрезвычайно

интересное сведенье можно найти в работах различных авторов - и

психологов и педагогов (М.Ф. Гнездилова, Г.М. Дульнева, Л.В. Занкова,

М.П. Феофанова др.). Диалог редко возникает по инициативе умственно

отсталого ребенка. Эти дети обычно мало интересуются окружающим. У них

мало поводов задавать взрослым вопросов или вступать с ними в беседу.

Чаще инициатором выступает взрослый, который намеренно вовлекает

ребенка в разговор и сознательно прилегает к этому определенные условия.

Дети не всегда адекватно реагируют на обращенные к ним реплики, не

выражают заинтересованности в получении информации.

Свойственная

умственно

отсталым

недостаточность

мышления

затрудняет понимания услышанного. Это создает определенное препятствие

для поддержания беседы. Диалогическая форма общения не дана человеку от

рождения. Ее осваивают так же, как и любой другой вид деятельности, в

процессе

взаимодействия

с

более

опытным

партнером

-

носителем

коммуникативной культуры. Многие специалисты пришли к выводу, что

диалогу нужно учить. Для организации диалога с учениками могут быть

использованы несложные жизненные ситуации, требующие рассмотрения

реальных предметов и выполнения с ними простых практических действий, а

также сюжетные картины, представления детей, полученные в результате их

жизненного опыта, поделки, различные собранные во время экскурсий

предметы и т. п. По мнению Е.И. Разуван, «экскурсии с включением заданий

практического характера позволяют ученикам приобретать совершенно

необходимый в их дальнейшей жизни опыт общения». По мере работы над

диалогической речью необходимо постепенно задавать более разнообразные

вопросы, усложнять их по форме и содержанию. Следует внимательно

относиться

к

задаваемым

учениками

вопросам,

отвечать

на

них

доброжелательно, спокойно, просто. Важно поставить детей в условия

необходимости общения,

вызвать побуждение к обмену мыслями и

впечатлениями на основе все большего усложнения различного рода

выполняемой ими деятельности. В коррекционной работе определенное

место следует отвести воспитанию у умственно отсталых школьников

активного внимания. Дети постепенно должны научиться, не отвлекаясь

слушать свою и чужую речь. Таким образом, необходимо помнить, что

проводимая беседа на первых порах должна быть недлительной, интересной,

вызывать

у

умственно

отсталого

школьника

начальных

классов

положительные эмоции.



В раздел образования