Автор: Воловик Валентина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КГБОУ ШИ 1
Населённый пункт: г.Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: "Привлечение родителей к образовательному процессу в условиях школы-интерната"
Раздел: начальное образование
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа — интернат № 1»
«Привлечение родителей к образовательному процессу
в условиях школы-интерната»
Подготовила
Воловик Валентина Михайловна,
учитель начальных классов
Хабаровск
2022 г
Взаимодействие педагога с родителями - важная и очень сложная часть
деятельности школы и классного руководителя. Введение федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования придает этому направлению работы принципиально новую
значимость. От учителя требуется разносторонняя подготовка, знания
психологии и педагогики, умение привлечь родителей к образовательному
процессу.
У глухих обучающихся первичное нарушение слуха вызывает отклонение в
развитии словесной речи, которое ограничивает общение с окружающими,
накладывает отпечаток на развитие коммуникативных способностей и ведет
к социальной ограниченности, дезадаптации. Установление партнерских
отношений педагогов с семьей каждого обучающегося, создание атмосферы
взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителей - одно
из условий успешной адаптации обучающегося. Семья – это первый
коллектив, в котором ребенок находится с момента появления на свет,
первый институт социализации, и происходящие процессы в семье,
безусловно, отражаются на процессе становления личности.
Привлечение родителей к образовательному процессу в условиях школы-
интерната -
одна из задач воспитания и социализации, которая дает
родителям искорку надежды, что вместе мы сможем одолеть все преграды и
трудности. В своей работе использую различные варианты сотрудничества.
Это и спортивные соревнования, общешкольные праздники:
«Новый год», 23
февраля,
«Масленичные
гуляния»,8
Марта,
9
мая,
акции:
«Добрый
апельсин», «Бумаге вторую жизнь», «Покормите птиц зимой», «Спеши
творить
добро»,
«Бессмертный
полк»,
развивающие
конкурсы
и
интеллектуальные игры и викторины. В любое удобное время отправляю
сообщение, памятку о безопасности, видеоролик с выступлением ребенка, с
фотографиями
воспитательских
мероприятий,
школьных
выставок
и
концертов.
Подобные
мероприятия
способствуют
сближению
семьи,
налаживанию контакта между обучающимися, учителями, воспитателями и
родителями и оставляют яркий эмоциональный отклик в душе каждого
участника.
Благодаря этому родители активно вникают в дела класса, помогают в
организации
и
проведении
мероприятий,
участвуют
в
оформлении
образовательного
пространства.
Регулярно
провожу
личные
беседы,
консультации
по
телефону,
классные
часы,
дни
открытых
дверей,
анкетирование, дни Здоровья. Телефонная связь с родителями - современная
форма взаимодействия семьи и педагогов, казалось бы, незначительная,
неформальная, но очень эффективная, что дает возможность находиться
круглосуточно на связи и решать проблемы различного характера (начиная с
самочувствия, заканчивая успехами ребенка). Работа с родителями включает
в себя и посещение семей на дому.
Есть родители, которые категорически не
хотят посещать школу, выходить на связь – такие семьи находятся на
постоянном внутришкольном контроле, и я совместно с педагогом-
психологом
и
социальным
педагогом
выезжаю
на
местопроживания
несовершеннолетнего обучающегося, выясняю причины долгого отсутствия
ребенка в школе.
С учётом особенностей глухих обучающихся
в
образовательно-
коррекционном процессе и в работе с родителями применяю рациональное
сочетание вербальных и невербальных средств коммуникации - устной,
письменной,
устно-дактильной
и
жестовой
речи,
разных
источников
информации – различных электронных образовательных ресурсов, цифровых
образовательных онлайн-платформ. Традиционно участвуем на платформе
Учи.ру
в
олимпиаде
«Безопасные
дороги»,
в
волонтерском
и
благотворительном движении помощи дому «Малютки», ветеранам школы-
интерната.
В этом учебном году в рамках национальных проектов России в режиме
онлайн проходит марафон «Мы семья», в котором семья Корнелюк Миланы
обучающейся нашего класса, приняла активное участие. Совместно с
родителями подали заявку, подготовили визитку в виде презентации, в
которой отразили традиции и интересы неслышащей семьи, прошли 1 тур и
сейчас готовимся к следующему этапу марафона - семейное видео.
Следующее направление, на котором акцентирую внимание- совместное
формирование портфолио, индивидуального «портфеля» образовательных и
спортивных достижений, результатов олимпиад, интересных творческих
работ
обучающихся.
Одна из наиболее важных и сложных задач обучения глухих детей -
формирование у них восприятия и воспроизведения устной речи, развитие
достаточно внятной и членораздельной, необходимой для осуществления
устной коммуникации с родителями, сверстниками, окружающими. Богатый
материал портфолио помогает накоплению активного словаря обучающихся.
В работе использую следующие ситуации: я и моя семья, мои друзья,
беседуем дома, помогаем маме, животные рядом с нами, я заболел. Диалоги,
составленные мною для работы по закреплению произносительных навыков,
специально насыщены закрепляемыми у обучающегося в данный период
обучения элементами ритмико-интонационной и звуковой структуры речи.
При выборе коммуникативных ситуаций учитывается их необходимость для
общения, соответствие жизненному и эмоциональному опыту обучающихся,
содействие
их
личностному
развитию,
расширению
и
обогащению
познавательных интересов. К данному процессу я
активно привлекаю
родителей.
Таким образом, можно говорить о взаимном дополнении семейного и
общественного воспитания, в процессе которого раскрывается личность
ребёнка, его индивидуальность, творческий потенциал, основанный на
сотрудничестве и сотворчестве.
Мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем искать новые
пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна общая цель – добиться
успешного результата во всестороннем развитии и воспитании наших детей.