Напоминание

"ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ"


Автор: Елена Викторовна Красноперова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №137"
Населённый пункт: Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: конспект урока окружающего мира
Тема: "ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок окружающего мира

Класс: 4

Программа: УМК «ШКОЛА РОССИИ» А.А. ПЛЕШАКОВ

Тема урока: Природные зоны России

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

• знать и уметь называть основные природные зоны России;

• различать основные и промежуточные природные зоны;

• пользоваться картой природных зон России как источником информации;

• строить модель, демонстрирующую нагревание поверхности Земли солнечными лучами;

• объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране.

Метапредметные результаты:

• понимать, самостоятельно формулировать и сохранять целевые установки урока;

• сравнивать физическую карту России и карту природных зон России;

• использовать знаково-символические средства (схема, модель) для объяснения смены

природных зон в нашей стране;

• устанавливать причинно-следственные связи между нагреванием поверхности Земли

солнечными лучами и сменой природных зон;

• взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;

• формулировать выводы из изученного материала;

• осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

• осознавать уникальность природного многообразия России и его ценность как нашего

общего достояния.

Оборудование:

Настенная карта природных зон России; иллюстративные материалы (картины, слайды,

видеофрагменты), показывающие основные природные зоны России; таблички с

названиями основных и промежуточных природных зон.

Ход урока

Этап урока и его

задачи

Ход

Комментарий

Мотивация и

целеполагание.

-Обратите внимание на материалы выставки «Где

мы были».

-Зачитайте сочинения на тему «Какой я представляю

себе Россию, глядя на карту».

-Какие моря, озера, реки России особо загрязнены?

Что делается для их охраны?

-Расскажите о Дальневосточном морском

заповеднике по материалу рубрики «Для самых

любознательных».

(Даю общую оценку домашней работы детей)

-Тема сегодняшнего урока «Природные зоны

России».

-Прочтите содержание рубрики «На следующем

уроке» (слова Муравьишки-Вопросика) и на

основании этого сформулируйте целевые установки

урока. (1) узнать, какие природные зоны есть в

России; 2) познакомиться с картой природных зон;

3) научиться объяснять, почему происходит смена

природных зон в нашей стране)

В начале урока

учащиеся

представляют

классу

материалы,

подготовленн

ые для

выставки «Где

мы были». 2—

3 ученика

зачитывают

сочинения на

тему «Какой я

представляю

себе Россию,

глядя на

карту»; другие

сочинения

могут быть

представлены

на выставке

для

ознакомления

с ними всех

учащихся.

Ученики,

выполнившие

задание

повышенной

трудности,

связанное с

поиском

информации в

Интернете (с.

69 учебника,

№ 3),

сообщают

классу о

результатах

работы.

Актуализация

знаний и умений.

-Расскажите, что вам известно о разнообразии

природы России (из предыдущих классов,

телепередач, книг о природе, личных наблюдений)?

Возможно, в

ответах детей

прозвучат

упоминания о

различных

природных

зонах — в

описательном

плане или на

уровне

общеупотреби

тельных

названий

(тайга,

пустыня и др.).

Особо выделив

эти

упоминания,

перехожу к

следующему

этапу урока.

Освоение нового

содержания и его

применение.

Задачи:

1.Заложить

образную основу

представлений о

смене природных

зон.

2 Уточнить

- На территории Росси расположено несколько

природных зон. Чтобы с ними познакомиться мы

отправимся в путешествие из северных районов

нашей страны в южные. Мы проследим, как будет

меняться картина природы, и подумаем, почему это

происходит.

(Демонстрирую иллюстративный материалы

(картины, слайды видеофрагменты), подчеркиваю

особую красоту каждой природной зоны и

уникальность природного многообразия России,

Учитель

демонстрирует

иллюстративн

ые материалы

(картины,

слайды

видеофрагмент

ы),

сопровождая

их ярким,

конкретизировать

самостоятельно

добытые

учащимися знания.

3. Формировать

умения находить

природные зоны на

карте,

ориентируясь по

легенде карты.

4.Сформировать

понимании детьми

причин смены

природных зон.

составляющего общее достояние всех граждан

страны).

-Далее организуем работу в парах по заданиям

учебника (с. 71). Прочтите задания.

-С целью сравнения карт один ученик в паре

открывает в учебнике физическую карту (с. 58—59),

а другой — карту природных зон (с. 72—73). Затем

оба ученика работают с картой природных зон и

текстом учебника (с. 74 первый абзац). Результаты

работы обсудим.

***

-Обсудим результаты. Что обозначают разные цвета

на карте природных зон? (Разными цветами

обозначены разные природные зоны)

- Как разобраться каким цветом обозначены

природные зоны? Например, тундра?

(Ориентироваться надо по легенде карты, где

находятся условные обозначения (цветовые) с

разъяснением их значения

-Прочтите.

-Определите по карте, какие природные зоны есть

на территории России? (Читают по легенде)

-Обратите внимание, мы несколько раз произносили

«леса». Тайга-это лес? (Да)

-Какие породы деревьев произрастают в тайге?

(хвойные)

-Среди основных природных зон России выделяют:

зону тайги; зону смешанных и широколиственных

лесов. На карте природных зон в учебнике

смешанные и широколиственные леса выделены

разными оттенками зелёного цвета.

- Особо обозначены смешанные леса Дальнего

Востока (показываю на настенной карте),

своеобразие которых в нашем курсе не

рассматривается и субтропические леса (показываю

на настенной карте), составляющие естественную

растительность Черноморского побережья Кавказа,

относятся к зоне субтропиков.

-Покажите на настенной карте природных зон

России зону тайги, назвав цвет, которым она

обозначена. (Ученик показывает зону на карте)

-Оцените ответ. Расскажите, как надо показывать

объекты на карте, в данном случае природную зону.

-Назовите и покажите на карте основные природные

зоны России? (Арктические пустыни, тундра, тайга,

смешанные и широколиственные леса, субтропики)

-Назовите промежуточные зоны? (Лесотундра,

лесостепь, полупустыни).

-Покажите на карте лесотундру? Объясните, что

значит «лесотундра»?

эмоциональны

м рассказом.

-Покажите на карте лесостепь? Объясните, что

значит «лесостепь»?

-Покажите на карте полупустыни? Объясните, что

значит «полупустыни»?

-Прочтите текст учебника (с. 74 второй абзац).

(Читают)

-Объясните, сопровождая схемой учебника (с. 74).

причины смены природных зон.

-Уточним как происходит смена зон с севера на юг

(Показывают и называют)

-Поиграем? (Прошу выйти 10 человек, каждый

выбирает карточку с названием зон, во время

выбора дети не видят названий).

-Пусть к доске выйдут ученики с табличками, на

которых написаны названия основных природных

зон, и встанут друг за другом в том порядке, как эти

зоны сменяются с севера на юг.

- Правильно? (Дети с мест находят ошибки и

говорят, кому как встать)

-Ученики с табличками, на которых написаны

названия промежуточных природных зон займите

места между учениками первой группы.

-Правильно? (Дети с мест находят ошибки и

говорят, кому как встать)

-Прошу вас «перемешаться», а затем вновь

выстроиться в нужной последовательности.

-Правильно? (Дети с мест находят ошибки и

говорят, кому как встать)

(При наличии времени возможны и другие

упражнения с табличками: например, ученики у

доски выстраиваются, сознательно допуская 1—2

ошибки, а дети с мест находят ошибки и говорят,

кому как встать).

-Внимательно посмотрите на карту в учебнике, все

зоны мы рассмотрели и обсудили?

-Какая зона обозначена красным цветом? (Области

высотной поясности)

-Вернитесь к физической карте, прочтите какие

географические объекты находятся в этой зоне,

обратите внимание на цвет, по легенде карты

сделайте вывод. (Горы)

-К какой природной зоне можно отнести горные

участки? Степь? Лес? Тайга..?

-Рассмотрите фотографию на стр. 62. Назовите.

-Что заметили? (На верху лежит снег).

-Почему? Дайте этому объяснение.

-Сравните, как изменяются погодные условия с

подъемом в верх к вершите?

- В связи с этим, подумайте как будет меняться

природа от подножия к вершине?

-Верно, изменения в горах с высотой в общих

Целесообразно

провести ряд

тренировочны

х упражнений,

закрепляющих

различение

детьми

основных и

промежуточны

х природных

зон, а также

последователь

ность их

смены.

Изученный

материал о

смене

природных зон

с севера на юг

дополняю

рассказом о

высотной

чертах повторяют последовательность природных

зон на равнинах: поднимаясь в горы, мы словно

движемся на север от той природной зоны, которая

расположена у подножия гор.

-Прочтите об этом в учебнике на стр. 75. (Читают)

- Вернитесь на стр. 71 познакомьтесь с планом

изучения каждой природной зоны. Этим планом

будем пользоваться на следующих уроках. По этому

же плану будем давать характеристику изученных

природных зон.

поясности,

демонстрируя

соответствующ

ую картину

или слайды, а

также

показывает

области

высотной

поясности на

настенной

карте.

Первичное

закрепление.

Работа в тетради.

-Выполним задания в рабочей тетради № 1—4, с. 36

—38) (Задания № 1 и 2 предусматривают работу с

контурной картой, имеющейся в тетради)

-Рассмотрите. Прочтите задания.

- Задание № 1 выполняйте в парах, сопоставляя

карту в учебнике и контурную карту в тетради.

Ваша задача — найти на контурной карте области,

соответствующие каждой природной зоне,

не закрашивая их.

- Прочтите задание 2 и выполните в полном

соответствии (Задание № 2 предусматривает поиск,

обведение по контуру и закрашивание

соответствующим цветом областей высотной

поясности)

-Выполняйте далее №3,4. Проверьте себя по

учебнику. (Задание № 3 предусматривает

формирование одного из видов УУД — сериации.

Учащимся предлагается пронумеровать основные

природные зоны в порядке их смены с севера на юг

и, наоборот, с юга на север. Задание 4

предусматривает построение модели-аппликации с

использованием деталей из Приложения (с. 103) и

последующее объяснение причины смены

природных зон с помощью построенной модели)

Уровень

освоения

контурной

карты на этом

этапе

ориентировочн

ый (на

следующих

уроках, по

мере изучения

природных

зон, дети будут

закрашивать

каждую

природную

зону своим

цветом)

Контроль и оценка

достижений.

-По вопросам и заданиям рубрики «Проверь себя»

(с. 75 учебника) проведем самопроверку и оценку

своих достижений на уроке (Читают вопросы,

отвечают)

-Достигли целей, поставленных в начале урока?

(-узнали, какие природные зоны есть в России;

-познакомились с картой природных зон;

-научились объяснять, почему происходит смена

природных зон)

Выводы и

обобщения.

-Прочтем слова мудрой черепахи на с. 75 учебника.

Домашнее задание

-В учебнике: выполнить «Задание

для домашней работы» (с. 75); проработать

материалы рубрики «На следующем уроке» (с. 75); в

рабочей тетради: выполнить задание № 5 (с. 38).



В раздел образования