Автор: Фурсова Елена Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия №5
Населённый пункт: Свердловская область г.Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Исследовательская деятельность в начальной школе."
Раздел: начальное образование
Исследовательская деятельность в начальной школе.
«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на
одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного
участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе»
А.Н.Колмогоров
Происходящие изменения в практике современной начальной школы,
требуют внедрения таких способов организации учебно-воспитательной
работы, которые были бы направлены на решение следующих задач:
-создание условий для возникновения у учащихся желания самим добывать
знания;
- создание условий для развития у учащихся познавательного интереса,
желания узнать что-то новое и делиться своими знаниями с другими
учащимися;
- создание условий для формирования общеучебных (т.ч. исследовательских
и рефлексивных умений, умения работать с разного рода информацией).
Решение поставленных задач возможно при организации исследовательской
деятельности уже в начальных классах. Педагог должен хорошо знать и
представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом,
педагогическая профессия требует двойной подготовки – человеческой и
специальной. В современных условиях развитие педагога приобретает
особое значение, которое требует от него постоянного повышения
квалификации. Выполнение новых функций – не преподавание суммы
знаний, а учить учиться. Быть «штурманом знаний», научить самостоятельно
мыслить, находить, использовать и создавать новые знания.
Немаловажную роль в формировании исследовательской деятельности
играет компетентностный подход, который реализуется путем
формирования у учащихся системы ключевых компетенций, составляющих
его субъективный опыт. Понятие компетентности включает мотивационную,
эстетическую, социальную и поведенческую линии, а также результаты
обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки.
Система ключевых компетенций составляет опыт личности младшего
школьника и формируется путем усвоения социального опыта, заложенного
в содержании начального образования: в области предметных и
надпредметных знаний («Я знаю») , в области предметных и надпредметных
умений и навыков («Я умею») , в области творчества («Я создаю»). В области
эмоций и ценностей («Я стремлюсь»). Каждая из ключевых компетенций
находит отражение в содержании начального образования и
конкретизируется в более узких характеристиках учебно- познавательной
деятельности ребенка. Исследовательскую деятельность можно
рассматривать как один из путей реализации компетентностного подхода в
обучении младших школьников.
Чтобы ребенок мог участвовать в исследовательской деятельности, он
должен уметь:
1) самостоятельно мыслить;
2) находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных
областей;
3) обладать способностью прогнозировать результаты и возможные
последствия разных вариантов решения;
4) устанавливать причинно-следственные связи.
По данным психологов, названные умения начинают усваиваться детьми к
концу 3 класса, если усвоение знаний организуется учителем как поиск
решений.
Как отмечает О,А, Ивашова, учет возрастных возможностей младших
школьников требует внести ряд уточнений в методику организации
проектно- исследовательской деятельности:
1)
в начальных классах проектная деятельность должны стать
специальным предметом обучения;
2)
проект исследования младших школьников в большей степени
предопределен (подсказан) взрослыми;
3)
по объему – это мини- проект;
4)
по способу построения – исследовательский;
5)
по форме – это групповое проектирование, индивидуальная работа
возможна на уровне выполнения отдельных действий.
Организация обучения через проектирование и исследование требует
изменений в деятельности учителя.
-