Напоминание

"Исследовательская деятельность в начальной школе."


Автор: Фурсова Елена Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия №5
Населённый пункт: Свердловская область г.Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Исследовательская деятельность в начальной школе."
Раздел: начальное образование





Назад




Исследовательская деятельность в начальной школе.

«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на

одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного

участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе»

А.Н.Колмогоров

Происходящие изменения в практике современной начальной школы,

требуют внедрения таких способов организации учебно-воспитательной

работы, которые были бы направлены на решение следующих задач:

-создание условий для возникновения у учащихся желания самим добывать

знания;

- создание условий для развития у учащихся познавательного интереса,

желания узнать что-то новое и делиться своими знаниями с другими

учащимися;

- создание условий для формирования общеучебных (т.ч. исследовательских

и рефлексивных умений, умения работать с разного рода информацией).

Решение поставленных задач возможно при организации исследовательской

деятельности уже в начальных классах. Педагог должен хорошо знать и

представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом,

педагогическая профессия требует двойной подготовки – человеческой и

специальной. В современных условиях развитие педагога приобретает

особое значение, которое требует от него постоянного повышения

квалификации. Выполнение новых функций – не преподавание суммы

знаний, а учить учиться. Быть «штурманом знаний», научить самостоятельно

мыслить, находить, использовать и создавать новые знания.

Немаловажную роль в формировании исследовательской деятельности

играет компетентностный подход, который реализуется путем

формирования у учащихся системы ключевых компетенций, составляющих

его субъективный опыт. Понятие компетентности включает мотивационную,

эстетическую, социальную и поведенческую линии, а также результаты

обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки.

Система ключевых компетенций составляет опыт личности младшего

школьника и формируется путем усвоения социального опыта, заложенного

в содержании начального образования: в области предметных и

надпредметных знаний («Я знаю») , в области предметных и надпредметных

умений и навыков («Я умею») , в области творчества («Я создаю»). В области

эмоций и ценностей («Я стремлюсь»). Каждая из ключевых компетенций

находит отражение в содержании начального образования и

конкретизируется в более узких характеристиках учебно- познавательной

деятельности ребенка. Исследовательскую деятельность можно

рассматривать как один из путей реализации компетентностного подхода в

обучении младших школьников.

Чтобы ребенок мог участвовать в исследовательской деятельности, он

должен уметь:

1) самостоятельно мыслить;

2) находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных

областей;

3) обладать способностью прогнозировать результаты и возможные

последствия разных вариантов решения;

4) устанавливать причинно-следственные связи.

По данным психологов, названные умения начинают усваиваться детьми к

концу 3 класса, если усвоение знаний организуется учителем как поиск

решений.

Как отмечает О,А, Ивашова, учет возрастных возможностей младших

школьников требует внести ряд уточнений в методику организации

проектно- исследовательской деятельности:

1)

в начальных классах проектная деятельность должны стать

специальным предметом обучения;

2)

проект исследования младших школьников в большей степени

предопределен (подсказан) взрослыми;

3)

по объему – это мини- проект;

4)

по способу построения – исследовательский;

5)

по форме – это групповое проектирование, индивидуальная работа

возможна на уровне выполнения отдельных действий.

Организация обучения через проектирование и исследование требует

изменений в деятельности учителя.

-



В раздел образования