Напоминание

Формирование математических представлений у дошкольников через дидактические игры с использованием пособия " Дары Фрёбеля".


Автор: Тезенина Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/сад "Солнышко"
Населённый пункт: рп Большое Мурашкино
Наименование материала: статья
Тема: Формирование математических представлений у дошкольников через дидактические игры с использованием пособия " Дары Фрёбеля".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тезенина Наталья Александровна

Воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ – д/с «Солнышко»

Нижегородской области, р.п. Большое Мурашкино

Формирование математических представлений у дошкольников через

дидактические игры с использованием пособия « Дары Фрёбеля».

В основе STEM – образования, так как теоретические позиции и

практические разработки автора созвучны современным педагогическим

идеям. В дошкольном возрасте образовательный модуль «Дидактическая

система Ф. Фрёбель» используется в полном объёме. Выбор содержания

осуществляется исходя из индивидуальных особенностей и приоритетов

воспитанников.

Большое значение в системе Ф. Фрёбеля отводилось активности самих детей,

организации их самостоятельной деятельности.

Ф. Фрёбель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают

материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме.

Поэтому игре уделялось особое внимание. Кроме игр в детском саду с

детьми рисуем, лепим, делаем разные поделки, аппликации, занимаемся

музыкой и стихами, конструируем.

Игра является базовой потребностью ребёнка, естественным состоянием,

жизнью, считал Фрёбель. Именно через игру ребёнок транслирует своё

восприятие действительности и свои внутренние силы.

Фридрих Фрёбель писал: «Игра есть высшая ступень детского развития,

развития человека этого периода… Игра – самое чистое и самое духовное

проявление человек на этой ступени… Игра является прообразом всей

человеческой жизни».

Ф. Фрёбель разработал свой дидактический материал (т.е. «обучающий»

материал) для детей дошкольного возраста – первый в мире дидактический

материал для дошкольников. Он получил название «Дары Фрёбеля». В дары

Фрёбеля входит разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб,

мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д.

Наше дошкольное учреждение оборудовано разнообразными

дидактическими, игровыми материалами, среди которых мне хотелось бы

выделить набор « Дары Фрёбеля».

Комплект легко применяем, эстетичен, сделан из экологически чистого

продукта – дерева.

Данные игровые пособия я использую в своей работе для формирования у

дошкольников

элементарных

математических

представлений.

Их

использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребёнок

принимает активное участие в познавательном процессе. Задания стараюсь

подбирать посильные по объёму и сложности выполнения, чтобы у детей не

пропал интерес к деятельности, чтобы не было разочарования в своих силах.

Устойчивый интерес у дошкольников вызывает игра «Зеркало». Дети

становятся парами, друг напротив друга и смотрят внимательно, стараясь

запомнить все особенности своего партнёра. По команде ведущего они

должны выложить «отражение» своего партнёра из деталей наборов,

лежащих на столе. Когда отражения будут закончены, дети должны

рассказать о своём партнёре: какой он и чем отличается от других, а так же

можно попросить нарисовать, этот вариант для детей подготовительного и

старшего возраста. Для младшего возраста игра строится таким образом:

дети находят большой круг (это лицо) и два маленьких кружка (глаза), рот

можно предложить им выложить маленькими кружками или маленькой

палочкой (на выбор). В среднем возрасте дети уже могут использовать

другие геометрические фигуры для построения лица (предложить выложить

по образцу).

Дети старшего и подготовительного возраста выкладывают не

только «отражение», но и части тела, одежду, обувь. Данная игра

способствует

формированию

у

дошкольников

таких

математических

понятий как пространство, форма, цвет, размер, количество. Кроме того, у

детей формируются первичные представления о себе и других людях.

В своей практике я часто использую дидактическую игру «Золушка»,

которую можно модернизировать на разные возраста.

Детям предлагаю

побыть «Золушками», а сама играю роль «мачехи». Задания можно давать

самые различные. Например: разделить фигуры на группы по цветам, форме

или размеру. Если в младшем возрасте дети могут выбрать один цвет из

четырёх предложенных, в среднем уже два цвета, то в старшем и

подготовительном возрасте выбирают по разным признакам (размер, цвет),

отвечают на вопросы: мало или много? один или несколько? Усваивают

понятия «больше», «меньше», «поровну». Так же детям старшего возраста

можно усложнить задания предложив им выложить современные бытовые

приборы, облегчающие труд Золушки, из определенных фигур, посчитать

количество необходимых геометрических фигур для постройки того или

иного бытового прибора. Кроме того детям подготовительного возраста

можно предложить

«примерить на себя» роль мачехи и придумать задания

для Золушки. Вариаций может быть бесконечное множество. Главное – не

принуждать к игре, а побуждать. Давать игре правильное направление.

Я считаю, что для формирования математических представлений –

ребёнку важно придать уверенности в своих силах. И вот здесь мне в своей

работе очень помогает данное методическое пособие. В свободное время

дети (или подгруппа детей) сами выбирают себе игры, и вместе мы начинаем

играть. Дети младшего возраста могут выполнять задания с помощью

воспитателя,

с

детьми

среднего

возраста

воспитатель

прилагает

незначительную помощь со стороны, а дети старшей и подготовительной

группы выполняют задания полностью самостоятельно, под контролем

воспитателя. Игры с данным методическим пособием, вырабатывают

усидчивость, концентрацию в процессе игры, чего очень не хватает нашим

«современным» детям.

Работу

по

развитию

у

детей элементарных

математических

представлений при помощи игрового набора «Фрёбеля» я организую 1 раз в

неделю. Тема игр зависит от комплексно-тематического планирования.

Интенсивность на протяжении всего года увеличивается постепенно.

И тут самое главное помнить о том, что в детях нужно поддерживать

уверенность в своих силах, одобряя и поощряя их настойчивость, терпение,

желание довести работу до конца. Ведь игра-это

естественный способ

развития ребёнка.



В раздел образования