Автор: Екатерина Викторовна Христолюбова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: НРМ ДОБУ ЦРР-д/с Теремок
Населённый пункт: гп.Пойковский Нефтеюганского района Ханты-Мансийского АО-Югры
Наименование материала: Семинар
Тема: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»
СЕМИНАР
Тема: «Развитие связной речи детей
дошкольного возраста»
Разработчик:
Учитель-логопед:
Христолюбова Екатерина Викторовна
гп.Пойковский, 2022г.
Цель семинара: ознакомление педагогов с инновационными технологиями для развития речи
детей.
Задачи:
-совершенствование работы педагогов по речевому развитию дошкольников;
-в игровой форме систематизировать теоретические знания педагогов по формированию связной
речи у дошкольников, развивать кругозор;
-развивать у педагогов умения применять современные педагогические технологии, игровые
методы и приёмы для формирования речи дошкольников;
-повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников.
Теоретическая часть.
Связная речьвысшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень
речевого и умственного развития ребёнка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее
условие успешной подготовки детей к школе.
Речь считается связной, если для неё характерны:
-содержательность (хорошие знания предмета, о котором говорится);
-точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний
наиболее подходящих к данному содержанию);
-логичность (последовательное изложение мыслей);
-ясность (понятность для окружающих);
-правильность, чистота, богатство (разнообразие).
Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. Она носит характер
последовательного систематического развёрнутого изложения.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов.
Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не
могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как
изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и
дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение
звуков речи - это сложный двигательный навык.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных
положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения
звуков.
У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев
рук, что также является одной из причин более позднего становления речи.
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной
систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений
кистями и пальцами рук и ног.
О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно.
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда
движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами,
формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при
своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме
того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит,
систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством
повышения работоспособности головного мозга.
Формированию правильного звукопроизношеня у детей способствует хорошо развитый
фонематический (речевой) слух.
Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без неё нельзя
научиться слушать и понимать речь.
Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью
осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую и смысловую
оболочку слова.
Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений
звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не
овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у таких детей на этапе
обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как
дислексия и дисграфия.
Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом
и грамматическим строем речи, тормозит развитие связной речи.
Грамматический строй речи – это наука, свод правил об изменении слов и их сочетании в
предложении. Грамматический строй речи является показателем умственного развития ребенка и
средством формирования связной речи.
Дети, у которых не сформирован грамматический строй речи, затрудняются в
выражении своих мыслей, хуже овладевают навыками чтения, с трудом решают задачи,
пассивны на уроках, испытывают затруднения в общении со сверстниками. Чтобы дети хорошо
учились и могли самостоятельно высказывать свои мысли, необходимо учить их пользоваться
простыми и распространенными предложениями в учебной деятельности и в свободной речи.
Связная речь – это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на
определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время.
Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать
познавательные книги, энциклопедии, стихи. Правильное произношение звуков наряду с богатым
словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из
основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Одним из направлений развития
связной речи у детей является работа с пословицами. Пословицы - это краткие народные изречения
афористического характера. Далеко не все взрослые, не говоря уже о детях, употребляют в
своей речи пословицы, или говорят их к месту. Именно поэтому начинать работу с пословицами
нужно как можно раньше, объяснять смысл пословиц, применять их к различным современным
ситуациям. Работа с пословицами развивает у дошкольников и абстрактное мышление.
Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с
речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание,
сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.
Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно
психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Методика мнемотехники — несложный прием для развития речи, облегчающая запоминание и
реализующаяся через использование мнемотаблиц и графических рисунков.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и
среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у
детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, елочка- зеленая Суть
мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание
придумывается картинка (изображение, таким образом, весь текст зарисовывается схематично.
Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.