Напоминание

"Развитие связной речи детей дошкольного возраста"


Автор: Екатерина Викторовна Христолюбова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: НРМ ДОБУ ЦРР-д/с Теремок
Населённый пункт: гп.Пойковский Нефтеюганского района Ханты-Мансийского АО-Югры
Наименование материала: Семинар
Тема: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»

СЕМИНАР

Тема: «Развитие связной речи детей

дошкольного возраста»

Разработчик:

Учитель-логопед:

Христолюбова Екатерина Викторовна

гп.Пойковский, 2022г.

Цель семинара: ознакомление педагогов с инновационными технологиями для развития речи

детей.

Задачи:

-совершенствование работы педагогов по речевому развитию дошкольников;

-в игровой форме систематизировать теоретические знания педагогов по формированию связной

речи у дошкольников, развивать кругозор;

-развивать у педагогов умения применять современные педагогические технологии, игровые

методы и приёмы для формирования речи дошкольников;

-повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников.

Теоретическая часть.

Связная речьвысшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень

речевого и умственного развития ребёнка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее

условие успешной подготовки детей к школе.

Речь считается связной, если для неё характерны:

-содержательность (хорошие знания предмета, о котором говорится);

-точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний

наиболее подходящих к данному содержанию);

-логичность (последовательное изложение мыслей);

-ясность (понятность для окружающих);

-правильность, чистота, богатство (разнообразие).

Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. Она носит характер

последовательного систематического развёрнутого изложения.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов.

Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не

могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как

изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и

дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение

звуков речи - это сложный двигательный навык.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных

положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения

звуков.

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев

рук, что также является одной из причин более позднего становления речи.

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной

систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений

кистями и пальцами рук и ног.

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно.

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда

движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами,

формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при

своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме

того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит,

систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством

повышения работоспособности головного мозга.

Формированию правильного звукопроизношеня у детей способствует хорошо развитый

фонематический (речевой) слух.

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без неё нельзя

научиться слушать и понимать речь.

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью

осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую и смысловую

оболочку слова.

Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений

звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не

овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у таких детей на этапе

обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как

дислексия и дисграфия.

Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом

и грамматическим строем речи, тормозит развитие связной речи.

Грамматический строй речи – это наука, свод правил об изменении слов и их сочетании в

предложении. Грамматический строй речи является показателем умственного развития ребенка и

средством формирования связной речи.

Дети, у которых не сформирован грамматический строй речи, затрудняются в

выражении своих мыслей, хуже овладевают навыками чтения, с трудом решают задачи,

пассивны на уроках, испытывают затруднения в общении со сверстниками. Чтобы дети хорошо

учились и могли самостоятельно высказывать свои мысли, необходимо учить их пользоваться

простыми и распространенными предложениями в учебной деятельности и в свободной речи.

Связная речь – это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на

определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время.

Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать

познавательные книги, энциклопедии, стихи. Правильное произношение звуков наряду с богатым

словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из

основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Одним из направлений развития

связной речи у детей является работа с пословицами. Пословицы - это краткие народные изречения

афористического характера. Далеко не все взрослые, не говоря уже о детях, употребляют в

своей речи пословицы, или говорят их к месту. Именно поэтому начинать работу с пословицами

нужно как можно раньше, объяснять смысл пословиц, применять их к различным современным

ситуациям. Работа с пословицами развивает у дошкольников и абстрактное мышление.

Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с

речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание,

сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.

Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно

психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Методика мнемотехники — несложный прием для развития речи, облегчающая запоминание и

реализующаяся через использование мнемотаблиц и графических рисунков.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и

среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у

детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, елочка- зеленая Суть

мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание

придумывается картинка (изображение, таким образом, весь текст зарисовывается схематично.

Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.



В раздел образования