Напоминание

"Особенности обучения в классе клавишного синтезатора"


Автор: Собенникова Светлана Аркадьевна
Должность: преподаватель по классу синтезатора
Учебное заведение: МБОУ СОШ им. В.М.Комарова с УИАЯ ЗАТО г.о.Звёздный городок МО Структурное подразделение "ДМШ"
Населённый пункт: Звёздный городок
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Особенности обучения в классе клавишного синтезатора"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В.М. КОМАРОВА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗВЁЗДНЫЙ ГОРОДОК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Структурное подразделение – «Детская музыкальная школа»

141160, Московская область, ЗАТО п. Звёздный городок, д. 2, корп. 1, ДМШ,

тел. 8 (498) 950-29-15, факс 8 (498) 950-03-50, dmshzvezdniygorodok

@

rambler

.

ru

ОКПО 51944441 ОГРН 1025006524685 ИНН/КПП 5050032085/505001001

Учебно-методический материал

«Особенности обучения в классе клавишного синтезатора»

Составитель - преподаватель по классу синтезатора

Собенникова С.А.

Обучение игре на клавишном синтезаторе обладает ярко выраженной

спецификой.

Она

обусловлена

электронно-цифровой

природой

нового

музыкального инструмента которая значительно расширяет его художественный

потенциал по сравнению с традиционными механическими инструментами и

определяет

коренное

изменение

содержания

и

методов

обучения

в

инструментальном классе.

Если обучение игре на каком-либо традиционном инструменте всегда связано

с исполнением музыкальных произведений, то такая исполнительская направлен-

ность музыкально-учебной деятельности при обращении к синтезатору оказывается

недостаточно. Чтобы озвучить на синтезаторе нотный текст, с начало надо выбрать

с большого числа наличных электронных тембров и ритмов, которые лучше всего

подходят данному тексту и соответственно скорректировать фактуру изложения, то

есть создать проект его аранжировки (элемент композиторской деятельности). Затем

надо озвучить этот проект – исполнить его или ввести в память инструмента (испол-

нительская деятельность), а так же – выстроить виртуальную электроакустическую

среду звучания (то есть провести звукорежиссерскую работу).

Основная задача педагога, обучающего игре на синтезаторе, как и педагога любой

другой специальности, научить детей чувствовать, слышать, переживать музыку,

вызывать эмоциональный отклик на музыкальные образы. Пение, подбор мелодии

по слуху, транспонирование (ученик должен чувствовать себя одинаково удобно в

любой тональности) являются обязательными составляющими как начального, так и

всего последующего обучения.

Цель уроков преподавания игры на синтезаторе – активизировать различные

грани музыкального чувства учащихся и помочь им в интересной форме обогащать

художественный опыт, элементы которого они приобретают во всех видах деятель-

ности на уроке.

Обучение игры на клавишном синтезаторе связано с решением следующих пе-

дагогических задач:

1.Стимулировать исполнительскую деятельность учащихся во внеклассной ра-

боте, на концертах, праздниках, фестивалях, конкурсах.

2.Способствовать формированию у них художественного вкуса и интересов.

3.Воспитать интерес к индивидуальному музицированию и игре в ансамбле.

4.Активизировать развитие музыкальных способностей (ладовое чувство, чув-

ство ритма, музыкальной формы; тембровый, гармонический, мелодический слух).

5.Способствовать формированию представлений о выразительной сущности

элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности.

Непринужденная прямая посадка, активный мышечный тонус, скоординирован-

ные движения всей руки и пальцев - залог успехов ученика в овладении не только

таким инструментом как фортепиано, но и синтезатором. Как и при обучении игре

на любом другом инструменте, должно уделяться внимание вопросам постановки

рук, тем более, что мы имеем клавиатуру с двумя видами звукоизвлечения, а это на-

кладывает еще большую ответственность на педагога в классе клавишного синтеза-

тора. При помощи функции «touch» (туше) мы можем иметь активную клавиатуру

(то есть от силы нажатия пальцев зависит сила и характер звука), и она получается

аналогичной фортепианной. При отключении кнопки «touch» клавиатура теряет

свою активность и характер звука не зависит от замаха пальцев. Пальцевая актив-

ность становится даже вредной, так как вызывает лишнее напряжение рук, быстрый

износ контактных резинок под клавишами.

Задача педагога - научить ученика оптимальной постановке рук, постоянно да-

вать (не только на начальном этапе, как в процессе обучении игре на фортепиано)

различные упражнения на постановку рук. Отсутствие живого звука увеличивает

роль артикуляции, роль выбора нужного тембра. В отличие от пианистов, учащиеся

в классе синтезатора обучаются как стоя, так и сидя, вследствие этого постановка

исполнительского аппарата претерпевает изменения, и их нельзя упускать из виду.

Другое свойство инструмента - механистичность автоаккомпанемента - увели-

чивает роль формы в музыке. Так, с первого урока ученик начинает отделять струк-

туры формы (периоды, предложения) различными приемами, характерными только

для синтезатора (используя сбивки, переходы из стиля в стиль, тембровые перехо-

ды).

Многообразнейший выбор тембров из банка голосов синтезатора, овладение

артикуляцией, характерной для конкретного звучания инструмента, дают возмож-

ность ученику познать удивительные богатства музыкального мира. А постоянное

стремление уйти от механистичности сопровождения, как ничто другое, развивает

чувство формы музыкального сочинения, умение оркестровать его, слышать все де-

тали оркестровой фактуры. Постоянное гармоническое сопровождение дает несрав-

нимые ни с одним другим инструментом навыки гармонизации любой мелодии.

Большим плюсом обучения на этом инструменте является то, что синтезатор заме-

няет целые ансамбли, а все обучение – это, по сути, игра в ансамбле. Ученик нахо-

дится в постоянном диалоге с оркестром.

На Normal – клавиатуре почти полностью повторяет курс обучения на фортепиа-

но. Многотембровость синтезатора позволяет прибавить к основному репертуару

пианистов огромные пласты из репертуаров духовиков, «народников», органистов,

струнников. Это приводит к еще более разностороннему образованию учащихся на

данном инструменте.

Имитация традиционных инструментов (клавесина, арфы, форте-

пиано и др.) позволяет максимально приблизиться к звучанию музыки, специально для

них написанной. А достижение аутентичности звучания вполне может стать специальной

художественной задачей аранжировки. К тому же живое звучание многих из этих

инструментов недоступно ученикам, и игра на синтезаторе - единственный способ с

ними познакомиться. Данный режим хорош в сопоставлении с другими, например, в

целях создания контраста соло — тутти. Этот режим часто используется и в ансамбле-

вой игре, где партия синтезатора ограничена какой-либо одной фактурной функцией.

Разновидностью режима Normal можно считать режим Lауег (Dual), также предпо-

лагающий однородное звучание по всей клавиатуре, но не одного, а двух голосов. Слу-

чаи использования этого режима аналогичны описанным выше, но при этом фактура

может обрести большую насыщенность и объемность.

Значительно рельефнее становится фактура при обращении к режиму Split , который

предполагает разделение клавиатуры по регистрам на верхнюю и нижнюю части с

присвоением каждой из них своего тембра. С помощью этого режима можно ярко

экспонировать две контрастные фактурные функции, например, бас и средние голоса

с мелодией, мелодию и сопровождение, два полифонически независимых пласта.

Техника игры на синтезаторе начинает напоминать технику игры на двухмануальных

инструментах - органе, клавесине, а звучание приближается к ансамблевому, состоя-

щему из двух тембровых групп, например бас-гитары и медных духовых, флейты и

струнных, гобоя и фагота.

Примерно ту же сферу применения имеет разновидность данного режима - ре-

жим Lауег (Dual) + Split, с помощью которого клавиатура по регистрам делится на

две части и на каждую из них назначается по два голоса. Одновременное звучание

четырех разных голосов способствует еще большему обогащению фактуры.

Режим Normal + Drum machine, в котором игра одним голосом по всей клавиатуре

сопровождается автоматическим остинато ударных, применяется в тех случаях, когда

аранжируемое произведение выдержано в одном метре и обладает квадратностью. Вме-

сте с тем рисунок голосов фактуры оригинала достаточно индивидуален, что не позво-

ляет использовать шаблоны автоаккомпанемента в полном объеме, а функции этих го-

лосов или их регистровое положение часто меняются, поэтому поделить их на два тем-

бровых пласта с помощью режима Split невозможно. Благодаря акцентированию рит-

мических долей с помощью звуков, имитирующих ударную установку, стиль аранжи-

ровки приобретает эстрадно-бытовой оттенок.

Разновидностью данного режима, позволяющей сделать звучание более насыщен-

ным, является Lауег (Dual) + Drum machine.

Режим Split + Drum machine , в котором звучание двух разделенных по диапазону

клавиатуры голосов сопровождается ритмом ударных, применяется, если голоса фак-

туры разграничены по регистрам и группируются в две функции, а их рисунок облада-

ет художественной значимостью, что не позволяет применить автоаккомпанемент.

Разновидностью данного режима следует считать Lауег (Dual) + Split + Drum ma-

chine, где в каждой из разделенных частей клавиатуры на фоне остинато ударных зву-

чит по два голоса. Это позволяет индивидуализировать и обогатить каждый из фактур-

ных пластов. Звучание приобретает оркестровую полноту без помощи автоаккомпане-

мента.

Автоаккомпанемент часто используется в музицирования на клавишном синтезато-

ре. Как было сказано выше, он представлен на синтезаторе, как правило, тремя режи-

мами, различающимися по способу взятия аккордов: упрощенным – Casio Chord

(Single Finger), обычным - Fingered и по всей клавиатуре –Full Range Chord (Full Key-

board).

Первый режим предназначен для начинающих учеников, незнакомых с интерваль-

ной структурой аккордов, второй - для более опытных. Но в обоих случаях аккорды

автоаккомпанемента извлекаются левой рукой в левой части клавиатуры, соответству-

ющей низкому регистру. При этом, взятие клавиш инициирует не закрепленные за

ними звуки, а звучание разных (до четырех и более) формирующих аккордовую струк-

туру виртуальных инструментов в наиболее оптимальных для той или иной связанной

с ними фактурной функции регистрах.

Третий режим Full Range Chord (Full Keyboard), напротив, при взятии клавиш того или

иного аккорда не только «запускает» многотембровый автоаккомпанемент по соот-

ветствующим гармоническим тонам, но и позволяет извлечь конкретные звуки взято-

го на клавиатуре аккорда.

Изучение электронных особенностей синтезатора, общепринятых обозначений

и названий, многотысячная вариантность нажатий кнопок управления функциями

прибавляет нагрузку учащемуся. Выработка некоторых специфических навыков,

связана с переключением режимов звучания во время игры на электронной клавиа-

туре.

Урок по классу клавишного синтезатора включает в себя различные виды му-

зыкальной деятельности:

- теория музыки

- индивидуальная игра

- игра в ансамбле

- освоение приемов аранжировки

- чтение с листа

- подбор по слуху

- концертная деятельность

Практика работы в нашей школе показала, что в процессе игры на синтезаторе

развивается чувство лада, ритма, чувство формы, творческие способности. Среди

учащихся есть немало детей с удовлетворительными и даже с неудовлетворительны-

ми вокальными возможностями, с низким уровнем координации слуха и голоса. Для

них усвоение ладовых представлений только на основе пения представляет опреде-

ленную трудность. Преодолению этих недостатков способствует инструментальное

мышление, ибо оно сосредотачивает внимание ребенка на ладовом значении звуков

мелодии в процессе игры.

Программа отводит большое место развитию звуковысотного слуха и чувства

лада:

- восприятие выразительной сущности регистров в процессе слушания произве-

дений;

- восприятие и воспроизведение звуков по высоте в ярких, образных интонаци-

ях, мотивах, мелодиях;

- осознание выразительной сущности направления движения мелодии (напри-

мер, при исполнении прибауток, музыкальных загадок, детских песен).

Учащиеся знакомятся со ступенями лада и усваивают его через характерные ла-

довые интонации. Формируется представление о ладе и его разновидностях (мажор,

минор), о тонике, тоническом трезвучии, устойчивых и неустойчивых ступенях.

Большое значение на уроке уделяется развитию чувства ритма:

- восприятие и воспроизведение равномерной пульсации метрических долей

музыки (в процессе игры в ансамбле);

- различие сильных и слабых долей в музыке при слушании и исполнении мар-

шевых и танцевальных пьес на инструменте;

- осознание выразительной и изобразительной сущности ритма;

- развитие внутреннего ритмического слуха;

- формирование понятия о ритме, как об одном из средств музыкальной вырази-

тельности.

- самостоятельный выбор паттернов в работе над электронной аранжировкой.

На уроках синтезатора большую роль играет развитие тембрового слуха:

- знакомство с различными видами музыкальных инструментов (струнными,

духовыми, ударными);

- определение на слух заданного тембра на инструменте;

- определение инструмента при прослушивании музыкальных произведений;

- самостоятельный выбор тембров инструментов в работе над электронной

аранжировкой;

В программе по классу клавишного синтезатора уделяется внимание развитию

чувства музыкальной формы (чувство целого). Акцентируется внимание учащихся

на развитие элементов музыкального языка. Формируется представление о делении

музыкального периода на фразы, предложения, об основных принципах развития

музыки (повторяемость, вариациозность, контрастность).

Музыкальный материал для обучения игре на клавишном синтезаторе состоит

из народной музыки (русской, белорусской, украинской, немецкой, французской и

т.д.), из произведений классиков, эстрадной музыки. Специальные сборники для

синтезатора включают в себя доступный, интересный, увлекательный и познава-

тельный музыкальный репертуар для детей младшего, среднего и старшего школь-

ного возраста. Большим интересом у учащихся пользуется народная музыка, музыка

академических жанров (классическая и современная), музыка массовых жанров.

Главные критерии отбора музыкальных произведений – яркость их образного

строя, соответствие уровню развития музыкального мышления учащихся различных

возрастных групп и соответствие возможностям современной музыкальной элек-

тронной клавиатуры.

В учебном процессе важно стремится использовать все преимущества, предо-

ставленные современным электронным инструментарием. Компьютерные техноло-

гии, расширяя его художественные возможности делают клавишный синтезатор

чрезвычайно эффективным средством приобщения детей и подростков к музыкаль-

ному творчеству.

ЛИТЕРАТУРА И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

1.

Красильников И.М. Школа игры на синтезаторе.-М.: ВЛАДОС, 2005

2.

КрюковаИ.А.Клавишная электроника и технология звука. Учеб. пособие для учыщихся

класса синтезатора. М.: Современная музыка, 2009.

3.

М.: журнал Музыка и электроника 2/2019.

4.

М.: журнал Музыка и электроника 3/2021.

5.

Пешняк В. Самоучитель игры на синтезаторе. Учебник. – М., 2002.

6.

Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: издательский

центр «Академия», 2003.



В раздел образования