Напоминание

Эмоциональное благополучие дошкольника средствами природы"


Автор: Братухина Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель - эколог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 50
Населённый пункт: Удмуртская республика, город Ижевск
Наименование материала: статья
Тема: Эмоциональное благополучие дошкольника средствами природы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №50»

«ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ

МИР РЕБЁНКА»

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Доклад подготовлен

воспитателем старшей группы «Кораблик»

Братухиной Ириной Анатольевной

Высшая квалификационная категория

Ижевск

1

Экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста

является социальным заказом общества в системе дошкольного образования.

Эмоциональное благополучие ребёнка

– это основа его физического и

психического здоровья.

Здоровый, грамотный, гуманный, образованный, культурный, творческий,

активный и позитивный человек необходим современному обществу и окружающей

природе.

Главная задача, начиная с детского сада – прививать любовь к природе,

навыки бережного отношения к ней.

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической

культуры

личности.

В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из

окружающей

среды,

развивается

эмоционально-ценностное

отношение

к

окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности,

которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, а также в его

поведении

в

природе.

Именно

благодаря

этому

появляется

возможность

формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с

природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых

экологических проблем. Исходя из этого, первые основы экологической культуры

должны закладываться нами – дошкольными работниками.

Ребёнок - часть природы. Начиная свой путь на Земле ещё зародышем, все

мы проходим, эволюционный путь развития от животного к человеку.

Появившись

на

свет,

поведение

ребёнка,

во

многом

определяется

естественными причинами. И как часто это поведение похоже на поведение

животных в природе. Может быть, и поступки, которые мы принимаем за

непослушание, и за которые порой наказываем, всего-навсего лишь проявление

древнего инстинкта? Ну,

например,

инстинкт собственности

– один из

мучительных для ребёнка. «Не дам», «Не хочу делиться», «Это моё», «Отдай» -

взрослые принимают такое поведение за упрямство, они часто ругают «жадину»

и помогают чужому чаду забрать игрушку, а лишение собственности делает

ребёнка завистливым и вороватым. Сравните это поведение с поведением

некоторых птиц, таких как сороки или чайки.

Или

пример

собирательства,

когда

ребёнок

начинает

«коллекционировать» всё, что угодно у себя в карманах, коробочках или

баночках. А вспомните наши «секретики», зарытые в детстве в земле под

бутылочным стёклышком – это всего лишь отголоски животных инстинктов

прятать в дупло, расщелину, почву.

Невозможно воспитать ребёнка вне природы. Одними из первых

предметов окружающего мира становятся объекты природы. Находясь ещё на

руках матери, малыш видит

красоту природы.

Учится с ней общаться:

понюхать распустившийся цветок, погладить забавную кошечку с мягкой

шёрсткой, послушать капельки дождя за окном, рассмотреть и порадоваться

колючей ёлочке с праздничными игрушками… Как важно именно в этот момент,

быть нам взрослым рядом, заложить и поддержать зерно доброго отношения к

2

природе в душах наших детей, научить

взаимодействовать с природой и

выстраивать своё поведение в ней.

Именно в дошкольном возрасте необходимо создать благоприятные условия

для выстраивания взаимоотношения ребёнка и природы. И в нашем детском саду

такие условия существуют, это:

Два Зимних сада

с экзотическими растениями и обитателями живых

уголков. «Островки живой природы» так мы называем наши Зимние сады. Каждое

утро в них начинается с традиционного приветствия: «Здравствуй, зимний сад!».

Ежедневно здесь проходят экскурсии с детьми, начиная с младшего возраста, а

также интересные занятия с элементами экспериментально-исследовательской

деятельности с детьми старших и подготовительных групп.

Помещения

для

зимних

садов

просторное,

с

высокими

потолками,

специально спроектированное (с дренажной системой для посадки растений,

системой водоснабжения и циркуляции воды). Дорожки из бетонных плит

свободного очертания, в садах есть небольшие площадки, где удобно размещается

плетёная мебель: диванчики, столы, кресла.

Помимо

комнатных

растений

в

зимнем

саду

размещаются

отдельные

водоплавающие животные: рыбы, черепаха, а также есть клетка с пернатыми –

волнистыми попугайчиками.

Разнообразен

ассортимент

комнатных

растений

(который

постоянно

пополняется),

что

позволяет

варьировать

фитокомпозиции

основных

типов

(«Тропический лес», «Пустыня», «Берега водоёмов», «Зелёная стена» и др.) Зимние

сады отличное условие для познавательной деятельности и релаксации, для

отвлечения ребёнка от расставания с мамой.

Обширная

прилегающая

территория

детского

сада

с

зелёными

насаждениями позволила разместить на ней экологическую тро

пу

. Среди видовых

точек выбраны растения - представители разных жизненных форм: деревья разного

возраста, кустарники и травянистые растения. Они могут служить объектами для

наблюдений по блоку «Растения». Увидеть необычное, интересное, увлекательное в

обычном и привычном дереве или травинке, вот отличная перспектива для

посетителей экологической тропинки.

На экологической площадке,

дети с удовольствием рассматривают

подростки – деревья (наш подлесок): дуб, сирень, сосну, рябиновидную спирею,

пихту, серебристый тополь. Они внимательно слушают рассказы педагогов о

цветочном царстве.

О

пытнический огород

, цветники и газоны с архитектурно-ландшафтными

композициями и сказочными персонажами: гномик, аист, лягушки, мышонок,

лебеди, старичок-Боровичок – они помогают ребёнку попасть в сказочный мир

природы, заинтересовать его окружающими объектами растительного и животного

мира, ненавязчиво предлагают распутать проблемную ситуацию, заинтриговывают

дошкольника и добавляют эмоции в познавательные занятия.

Нельзя не сказать и ещё об одном основном экологическом центре детского

сада – это экологическая гостиная. Здесь сконцентрирован весь методический,

дидактический, лабораторный и игровой материал, необходимый для осуществления

3

экологического воспитания и образования детей.

В

экологической

гостиной

рационально

разместились

несколько

функциональных зон: зона коллекций, зона обучения, зона релаксации, зона

библиотеки, зона игр, лабораторная зона. Экологическая гостиная создаёт особую,

неповторимую

обстановку,

вызывает

положительные

эмоции,

помогает

расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят

любую деятельность в этом помещении. Экологическая гостиная даёт возможность

проводить экологические занятия, знакомить детей с литературой, коллекциями

природного

материала,

предоставляет

им

условия

для

самостоятельных

экспериментов и опытов, наблюдений, игр.

Мои наблюдения за детьми показали, что, чем больше взрослые

рассказывают о каких-то предметах или явлениях природы, тем больше интереса к

ним проявляют дети. Так, основным и самым увлекательным способом познания

окружающего мира стал метод проектов, которые ежегодно проходят в нашем

детском саду, такие как:

«Юный спасатель», «Здравствуй птичка-невеличка»,

«Живая ёлочка – зелёная иголочка», «Солнышко», «В мире нет вещей ненужных!»,

«Волшебница – вода», «Экология души и тела», «Природа-целительница» и др.

В формировании человеческого отношения к природе у детей отличным

материалом, считается использование экологических сказок. Сказка во все времена

воспитывала душу ребёнка, экологические сказки также позволяют нам решать

задачи

эмоционального

отношения

к

природе,

умения

ей

сочувствовать,

сопереживать.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря

которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда,

приумножать, не разрушая. Развивать творчество детей можно различными путями,

в том числе используя природный материал. Работа с ним таит в себе большие

возможности и сближает ребёнка с природой. Достаточно внимательно приглядеться

к её дарам, чтобы увидеть: в каждом листочке или корешке деревца таится

волшебство.

В результате творческих поисков и решений у наших детей, совместно с их

родителями и педагогами сада создаются удивительные работы. И чтобы это не

было: «письма ли животным», изготовленная кормушка для птиц, работа по

аппликации «Дельфины – спасатели», или нарисованное море с беззаботно

плещущимися рыбками, картина Царевны - лебедь или Старичка – паучка или

слепленные из камушка и пластилина зверушки, живущие в царстве гор… Эти

работы настолько разнообразны. Что все их невозможно перечислить. Особую

радость доставляет детям видеть результат своего труда – готовую поделку, картину

или композицию, а нам, взрослым, доставляет радость то, что ребёнок в процессе

творчества,

удовлетворил

исследовательскую

потребность,

у

него

возникли

разнообразные чувства, воздействующие на душу: сопереживание и уважение,

радость и успех, жалость и любовь к окружающему миру.

В

ходе

проведения

экологических

проектов

и

использовании

разнообразных приёмов и методов, незаметно для всех участников, неизбежно

происходит

экологизация

разных

видов

деятельности

(изобразительной

4

деятельности, конструирования, ручного труда и аппликации, развития движений и

музыкальных способностей, познавательно-речевой, игровой деятельности и др.)

Попробуйте выполнить с детьми задание «Выбери для себя», где ребятам

предлагается

раскрасить

два

рисунка,

на

одном

из

которых

изображен

урбанистический пейзаж с забором из дымящих труб, со свалкой и машинами, а на

другом — мирный пейзаж с небольшим домиком у озера, поросшего по берегам

лесом. После раскрашивания дети выбирают для своей взрослой жизни место,

которое им больше нравится, и объясняют выбор. Как правило, они выбирают то

место, где их «душа радуется и отдыхае

т», а не то, где она «тревожится

и напряжена».

Творчество, познание, экспериментирование, игра, проходящие в атмосфере

любви к себе самому, людям и природе помогает ребёнку научиться чувствовать,

формирует его нравственную позицию к миру, создаёт прочную основу для его

эмоционального благополучия.

И я, как педагог - эколог детского сада, вижу, что моя работа не

напрасна. Дети начинают «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать»,

что поломанной ветке дерева, выброшенному кем-то бездомному котёнку,

ползущему по асфальтовой дороге дождевому червяку, вылупившемуся

птенцу волнистого попугайчика и упавшему из гнезда в Зимнем саду

нужна человеческая помощь и участие, забота и любовь.

Ребёнок

начинает чувствовать!

Ежегодное участие нашего ДОУ в городских, а также республиканских конкурсах

на лучшую постановку работы по экологическому образованию в городских ДОУ в

рамках «Дни защиты окружающей среды от экологической опасности»

позволило всему педагогическому коллективу во главе

с заведующим ДОУ

Комиссаровой Юлией Александровной, завоевать грамоты, благодарственные

письма и дипломы разных степеней в разнообразных номинациях. Нам очень

приятно, что нашу работу заметили на уровне городской администрации и

республиканского оргкомитета Дней защиты. В настоящее время наш детский сад

является одним из лидеров в городе среди ДОУ

по постановке работы по

экологическому образованию детей дошкольного возраста.

5



В раздел образования