Автор: Братухина Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель - эколог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 50
Населённый пункт: Удмуртская республика, город Ижевск
Наименование материала: статья
Тема: Эмоциональное благополучие дошкольника средствами природы"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №50»
«ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ
МИР РЕБЁНКА»
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Доклад подготовлен
воспитателем старшей группы «Кораблик»
Братухиной Ириной Анатольевной
Высшая квалификационная категория
Ижевск
1
Экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста
является социальным заказом общества в системе дошкольного образования.
Эмоциональное благополучие ребёнка
– это основа его физического и
психического здоровья.
Здоровый, грамотный, гуманный, образованный, культурный, творческий,
активный и позитивный человек необходим современному обществу и окружающей
природе.
Главная задача, начиная с детского сада – прививать любовь к природе,
навыки бережного отношения к ней.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической
культуры
личности.
В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из
окружающей
среды,
развивается
эмоционально-ценностное
отношение
к
окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности,
которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, а также в его
поведении
в
природе.
Именно
благодаря
этому
появляется
возможность
формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с
природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых
экологических проблем. Исходя из этого, первые основы экологической культуры
должны закладываться нами – дошкольными работниками.
Ребёнок - часть природы. Начиная свой путь на Земле ещё зародышем, все
мы проходим, эволюционный путь развития от животного к человеку.
Появившись
на
свет,
поведение
ребёнка,
во
многом
определяется
естественными причинами. И как часто это поведение похоже на поведение
животных в природе. Может быть, и поступки, которые мы принимаем за
непослушание, и за которые порой наказываем, всего-навсего лишь проявление
древнего инстинкта? Ну,
например,
инстинкт собственности
– один из
мучительных для ребёнка. «Не дам», «Не хочу делиться», «Это моё», «Отдай» -
взрослые принимают такое поведение за упрямство, они часто ругают «жадину»
и помогают чужому чаду забрать игрушку, а лишение собственности делает
ребёнка завистливым и вороватым. Сравните это поведение с поведением
некоторых птиц, таких как сороки или чайки.
Или
пример
собирательства,
когда
ребёнок
начинает
«коллекционировать» всё, что угодно у себя в карманах, коробочках или
баночках. А вспомните наши «секретики», зарытые в детстве в земле под
бутылочным стёклышком – это всего лишь отголоски животных инстинктов
прятать в дупло, расщелину, почву.
Невозможно воспитать ребёнка вне природы. Одними из первых
предметов окружающего мира становятся объекты природы. Находясь ещё на
руках матери, малыш видит
красоту природы.
Учится с ней общаться:
понюхать распустившийся цветок, погладить забавную кошечку с мягкой
шёрсткой, послушать капельки дождя за окном, рассмотреть и порадоваться
колючей ёлочке с праздничными игрушками… Как важно именно в этот момент,
быть нам взрослым рядом, заложить и поддержать зерно доброго отношения к
2
природе в душах наших детей, научить
взаимодействовать с природой и
выстраивать своё поведение в ней.
Именно в дошкольном возрасте необходимо создать благоприятные условия
для выстраивания взаимоотношения ребёнка и природы. И в нашем детском саду
такие условия существуют, это:
Два Зимних сада
с экзотическими растениями и обитателями живых
уголков. «Островки живой природы» так мы называем наши Зимние сады. Каждое
утро в них начинается с традиционного приветствия: «Здравствуй, зимний сад!».
Ежедневно здесь проходят экскурсии с детьми, начиная с младшего возраста, а
также интересные занятия с элементами экспериментально-исследовательской
деятельности с детьми старших и подготовительных групп.
Помещения
для
зимних
садов
просторное,
с
высокими
потолками,
специально спроектированное (с дренажной системой для посадки растений,
системой водоснабжения и циркуляции воды). Дорожки из бетонных плит
свободного очертания, в садах есть небольшие площадки, где удобно размещается
плетёная мебель: диванчики, столы, кресла.
Помимо
комнатных
растений
в
зимнем
саду
размещаются
отдельные
водоплавающие животные: рыбы, черепаха, а также есть клетка с пернатыми –
волнистыми попугайчиками.
Разнообразен
ассортимент
комнатных
растений
(который
постоянно
пополняется),
что
позволяет
варьировать
фитокомпозиции
основных
типов
(«Тропический лес», «Пустыня», «Берега водоёмов», «Зелёная стена» и др.) Зимние
сады отличное условие для познавательной деятельности и релаксации, для
отвлечения ребёнка от расставания с мамой.
Обширная
прилегающая
территория
детского
сада
с
зелёными
насаждениями позволила разместить на ней экологическую тро
пу
. Среди видовых
точек выбраны растения - представители разных жизненных форм: деревья разного
возраста, кустарники и травянистые растения. Они могут служить объектами для
наблюдений по блоку «Растения». Увидеть необычное, интересное, увлекательное в
обычном и привычном дереве или травинке, вот отличная перспектива для
посетителей экологической тропинки.
На экологической площадке,
дети с удовольствием рассматривают
подростки – деревья (наш подлесок): дуб, сирень, сосну, рябиновидную спирею,
пихту, серебристый тополь. Они внимательно слушают рассказы педагогов о
цветочном царстве.
О
пытнический огород
, цветники и газоны с архитектурно-ландшафтными
композициями и сказочными персонажами: гномик, аист, лягушки, мышонок,
лебеди, старичок-Боровичок – они помогают ребёнку попасть в сказочный мир
природы, заинтересовать его окружающими объектами растительного и животного
мира, ненавязчиво предлагают распутать проблемную ситуацию, заинтриговывают
дошкольника и добавляют эмоции в познавательные занятия.
Нельзя не сказать и ещё об одном основном экологическом центре детского
сада – это экологическая гостиная. Здесь сконцентрирован весь методический,
дидактический, лабораторный и игровой материал, необходимый для осуществления
3
экологического воспитания и образования детей.
В
экологической
гостиной
рационально
разместились
несколько
функциональных зон: зона коллекций, зона обучения, зона релаксации, зона
библиотеки, зона игр, лабораторная зона. Экологическая гостиная создаёт особую,
неповторимую
обстановку,
вызывает
положительные
эмоции,
помогает
расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят
любую деятельность в этом помещении. Экологическая гостиная даёт возможность
проводить экологические занятия, знакомить детей с литературой, коллекциями
природного
материала,
предоставляет
им
условия
для
самостоятельных
экспериментов и опытов, наблюдений, игр.
Мои наблюдения за детьми показали, что, чем больше взрослые
рассказывают о каких-то предметах или явлениях природы, тем больше интереса к
ним проявляют дети. Так, основным и самым увлекательным способом познания
окружающего мира стал метод проектов, которые ежегодно проходят в нашем
детском саду, такие как:
«Юный спасатель», «Здравствуй птичка-невеличка»,
«Живая ёлочка – зелёная иголочка», «Солнышко», «В мире нет вещей ненужных!»,
«Волшебница – вода», «Экология души и тела», «Природа-целительница» и др.
В формировании человеческого отношения к природе у детей отличным
материалом, считается использование экологических сказок. Сказка во все времена
воспитывала душу ребёнка, экологические сказки также позволяют нам решать
задачи
эмоционального
отношения
к
природе,
умения
ей
сочувствовать,
сопереживать.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря
которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда,
приумножать, не разрушая. Развивать творчество детей можно различными путями,
в том числе используя природный материал. Работа с ним таит в себе большие
возможности и сближает ребёнка с природой. Достаточно внимательно приглядеться
к её дарам, чтобы увидеть: в каждом листочке или корешке деревца таится
волшебство.
В результате творческих поисков и решений у наших детей, совместно с их
родителями и педагогами сада создаются удивительные работы. И чтобы это не
было: «письма ли животным», изготовленная кормушка для птиц, работа по
аппликации «Дельфины – спасатели», или нарисованное море с беззаботно
плещущимися рыбками, картина Царевны - лебедь или Старичка – паучка или
слепленные из камушка и пластилина зверушки, живущие в царстве гор… Эти
работы настолько разнообразны. Что все их невозможно перечислить. Особую
радость доставляет детям видеть результат своего труда – готовую поделку, картину
или композицию, а нам, взрослым, доставляет радость то, что ребёнок в процессе
творчества,
удовлетворил
исследовательскую
потребность,
у
него
возникли
разнообразные чувства, воздействующие на душу: сопереживание и уважение,
радость и успех, жалость и любовь к окружающему миру.
В
ходе
проведения
экологических
проектов
и
использовании
разнообразных приёмов и методов, незаметно для всех участников, неизбежно
происходит
экологизация
разных
видов
деятельности
(изобразительной
4
деятельности, конструирования, ручного труда и аппликации, развития движений и
музыкальных способностей, познавательно-речевой, игровой деятельности и др.)
Попробуйте выполнить с детьми задание «Выбери для себя», где ребятам
предлагается
раскрасить
два
рисунка,
на
одном
из
которых
изображен
урбанистический пейзаж с забором из дымящих труб, со свалкой и машинами, а на
другом — мирный пейзаж с небольшим домиком у озера, поросшего по берегам
лесом. После раскрашивания дети выбирают для своей взрослой жизни место,
которое им больше нравится, и объясняют выбор. Как правило, они выбирают то
место, где их «душа радуется и отдыхае
т», а не то, где она «тревожится
и напряжена».
Творчество, познание, экспериментирование, игра, проходящие в атмосфере
любви к себе самому, людям и природе помогает ребёнку научиться чувствовать,
формирует его нравственную позицию к миру, создаёт прочную основу для его
эмоционального благополучия.
И я, как педагог - эколог детского сада, вижу, что моя работа не
напрасна. Дети начинают «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать»,
что поломанной ветке дерева, выброшенному кем-то бездомному котёнку,
ползущему по асфальтовой дороге дождевому червяку, вылупившемуся
птенцу волнистого попугайчика и упавшему из гнезда в Зимнем саду
нужна человеческая помощь и участие, забота и любовь.
Ребёнок
начинает чувствовать!
Ежегодное участие нашего ДОУ в городских, а также республиканских конкурсах
на лучшую постановку работы по экологическому образованию в городских ДОУ в
рамках «Дни защиты окружающей среды от экологической опасности»
позволило всему педагогическому коллективу во главе
с заведующим ДОУ
Комиссаровой Юлией Александровной, завоевать грамоты, благодарственные
письма и дипломы разных степеней в разнообразных номинациях. Нам очень
приятно, что нашу работу заметили на уровне городской администрации и
республиканского оргкомитета Дней защиты. В настоящее время наш детский сад
является одним из лидеров в городе среди ДОУ
по постановке работы по
экологическому образованию детей дошкольного возраста.
5