Напоминание

Методика формирования представлений о культуре ислама в урочной и внеурочной деятельности по истории и обществознанию


Автор: Трускова Наиля Гирфановна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ Краснооктябрьская СОШ
Населённый пункт: посёлок Ишалино, Аргаяшский район, Челябинская область
Наименование материала: методическая работа
Тема: Методика формирования представлений о культуре ислама в урочной и внеурочной деятельности по истории и обществознанию
Раздел: среднее образование





Назад




Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» Кафедра общественных и художественно–эстетических дисциплин Трускова Наиля Гирфановна
Методика формирования представлений о культуре ислама в урочной и

внеурочной деятельности по истории и обществознанию
Челябинск, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
…………………………………………………………….............. 3
ГЛАВА 1. ПРЕПОДАВАНИЕ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

В СВЕТСКОЙ ШКОЛЕ
……………………………………………………….. 11 1.1. Задачи, функции и методы религиоведения……………………………..... 11 1.2. Религиоведение: объект и предмет исследования………………………... 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО

СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ

ИСЛАМА
.............................................................................................................. 25 1.3. Значение исламской культуры……………………………………………... 30 2.1. Методы изучения ислама в школе…………………………………………. 30 2.2 Результаты изучения религии в МОУ Краснооктябрьская сош Аргаяшского района Челябинской области…………………………….……… 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
………………………………………………………………… 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
...... 43
ПРИЛОЖЕНИЯ
2

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблемы религии всегда волновали человечество, так как она оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на культуру, общественную жизнь, деятельность конкретного человека. Даже самому вдумчивому человеку трудно найти в духовной жизни общества фактор, который на протяжении многих веков играл бы в ней большую роль, чем религия. От начала осмысленной человеческой истории и до сегодняшних дней, претерпевая удивительные изменения, живёт религия неразрывно с человеческим духом, с мировой культурой. Религия – сложное, неоднозначное явление, и поэтому существует довольно много различных подходов к её определению и объяснению. Она является продуктом общества, возникающим на определённых этапах его развития. Религия необходимо возникает и существует в обществе, включена в контекст мировой культуры и подвержена изменениям в соответствии с общественными переменами. То есть религия есть сфера духовной жизни общества, группы, индивида, способ практически духовного освоения мира и особая область духовного производства. Как и любая другая сфера духовной жизни, религия зависима от материального производства. Она создаёт прибавочный продукт, который используется в духовной области, в том числе и в религии. Непосредственное воздействие на неё оказывают политика, мораль, искусство философия, наука. Религия оказывает влияние, как на экономику, так и на различные области духовной сферы. Она является способом существования и преодоления человеческого самоотчуждения. Отчуждение - это превращение человеческой деятельности и её продуктов, отношений и институтов в силы, господствующие над людьми. Такое превращение совершается в различных областях жизни: в экономике, политике, социальной сфере, морали и т.д., - а в религии оно находит своеобразное выражение. Происходит как бы удвоение мира, результаты духовной деятельности отделяются от человека и противопоставляются ему самому. Создаётся представление о другом, отличном от действительного мире, 3
который населяется самостоятельными, сверхъестественными существами, одарёнными собственной жизнью. Созданные существа вступают в определённые отношения с людьми и друг с другом. В результате описанных преобразований над человеком начинает господствовать продукт его собственного сознания, человек-творец преклоняется перед своим творением. Господство мыслей и духовных образований дополняет действительные отношения отчуждением. По отношению к обществу в целом религия предстаёт как общественная подсистема. Каждая сфера духовной жизни представляет собой сложное образование, в котором осуществляется деятельность, имеются элементы, складывается структура. Основой всякой религии являются религиозные представления, выраженные в форме догматов, поучений, культовых предписаний и запретов. Чувства людей приобретают религиозную окраску только в связи с представлениями о сверхъестественных свойствах объекта, на который они направлены. Страх или преклонение перед Богом могут возникнуть лишь у человека, верующего в реальное существование Бога как творца мира. То же самое относится и к культу. Те или иные действия приобретают религиозный смысл лишь пи наличии соответствующих представлений и идей. Таким образом, религиозные представления, настроения и действия, а на более поздних этапах развития религии – религиозные организации составляют единый религиозный комплекс, все элементы которого неразрывно связаны. Совокупность этих элементов образует такое специфическое социальное явление, как религия. Чтобы ориентироваться в современном религиоведении, общепринята следующая классификация религий: - мировые (буддизм, христианство, ислам); - национальные (индуизм, иудаизм, синтоизм, конфуцианство и др.); - племенные (религии американских индейцев, африканские религии, сибирские религии и др.); - современные нетрадиционные культы («Общество сознания Кришны», «Церковь объединения», «Церковь сайентологии», сатанизм и др.). 4
21 июля 2009 года президент РФ Медведев Д. А. высказался и предложил, что бы школьники могли получать адекватные знания о религии и религиозной культуре. Министерство образования и науки РФ в ответ на слова президента, объявило о начале эксперимента с марта 2010 года по введению школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики», который начался в 19 регионах нашей страны. Данный предмет должен позволить школьнику свободно ориентироваться в современном духовном мире и многообразии вероисповедальных практик. Аргументы в пользу преподавания религиоведческих знаний, указывают на то, что современному человеку необходимо и полезно иметь знания из области религиоведения. Об этом, говорят как сторонники изучения религий (религиоведческие знания, т. е. знания, дающие научно-объективные знания о религии), так и сторонники обучения религии (конфессионально-теологические знания, которые помогают «воцерковлению» их носителю). Стоит рассмотреть этот спорный момент, который возникает, при указании на то, что школьнику необходимо преподавать религию именно исходя из понимания того, что необходимо изучение религиозной культуры. Один из ведущих российских религиоведов профессор М. Г. Писманик пишет: «Демократические реформы затронули и систему государственного образования. Антирелигиозную школу заменила школа светская, она ч р е з в ы ч а й н о н е о бхо д и м а д л я н а ш е й м н о г о н а ц и о н а л ь н о й и поликонфессиональной страны. В ней в настоящее время функционируют около семидесяти религиозных конфессий». И дальше он поясняет, какой должна быть светская школа, и на каких правовых принципах и почему именно на них, должно строиться, обучение в светской школе. Указывая, на право, каждого, гражданина получить религиозное образование в образовательных учреждениях при религиозных организациях, названный Закон (ст. 5.2) оговаривает: «Воспитание и образование детей осуществляется родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания». По просьбе родителей, с согласия детей и по согласованию с органами местного 5
самоуправления Закон (ст. 5.4) предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии в обычной школе, но «вне рамок образовательной программы». Эти требования нашли свое отражение в федеральных законах «Об образовании», в «Государственном образовательном стандарте» и в других документах. Как уже говорилось, школа в демократическом обществе должна равным образом гарантировать защиту учащихся от давления, как религии, так и атеизма. Закон Российской Федерации «Об образовании» не разрешает создавать в государственных и муниципальных учреждениях образования религиозные движения и организации. Свобода, плюрализм и светский характер образования здесь провозглашены принципами работы государственных и муниципальных учебных заведений. Разумеется, реализовать свое право на свободу и плюрализм мировоззренческих взглядов и убеждений школьник может лишь в том случае, если он имеет некоторый научный базис, о чем и говорится в ст. 14.2 Закона «Об образовании»: «Содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира». Различные предметы школьной программы обеспечивают формирование у учащихся гармоничной картины мира. Именно она соответствует современным достижениям науки, исключает суеверия и предрассудки, предвзятость и предубежденность по отношению к объективной (часто непривычной и даже парадоксальной) информации о научных открытиях и в то же время развивает у школьников критический подход к надуманным сенсациям. Бесспорно, некоторые из достижений науки, с которыми знакомятся учащиеся в школе, допускают альтернативные (материалистические или идеалистические, атеистические или религиозные) толкования. Учителю не следует умалчивать об этом. Разумеется, школьнику (даже старшекласснику) бывает трудно выработать самостоятельное суждение в подобных ситуациях. Учитель, на наш взгляд, должен знакомить учащихся с этими альтернативами и 6
давать им собственную оценку. Но он не вправе навязывать ученикам свою точку зрения: те должны самостоятельно принять решения [там же]. Все выше сказанное можно подытожить и сказать, что если языком современной культуры начинает выступать язык науки, культурный человек в современности не «человек верующий», а «человек знающий», в первую очередь ориентированный на разум и просвещение, а значит и школа должна ориентироваться на этот социальный заказ. Не религиозная ортодоксальность, а фундаментальное жизненное значение является критерием отбора в учебный предмет новых сведений, черпаемых на основе критического подхода также и из данных текущей жизни, из формирующихся социальных смыслов, мировоззрения, а не только науки и искусства. Учебный предмет современного информационного общества не может не быть (при всей культурной преемственности) существенно иным по сравнению с учебным предметом не только средневековой, но и «нововременной» школы. Новая общественно-политическая ситуация, сложившаяся в России в 90-х годах, привела к кардинальному изменению места и роли религии и религиозных объединений в жизни российского общества. Значительно выросли их общественный престиж и воздействие на различные стороны общественной жизни, изменился юридический статус. Законодательно были сняты действовавшие десятилетиями неоправданные ограничения на деятельность религиозных организаций по распространению своих вероучений и религиозному образованию и просвещению детей, молодежи и взрослых. За короткий срок в несколько раз увеличилось количество религиозных объединений различных конфессий, активизировалась их деятельность в обществе, выросло число их последователей. Значительную часть их составляют неофиты, имеющие лишь отрывочные и поверхностные знания о вероучении и культовой практике конфессий, к которым они приобщились. Эти люди испытывают потребность в восполнении недостатка знаний. Увеличилось число семей, которые хотели бы, чтобы их дети обучались религии. Быстрый рост числа религиозных объединений привел к острой нехватке подготовленных кадров духовенства. Все это обусловило потребность 7
практически всех конфессий в создании собственной системы религиозного образования. В ответ на эту потребность возникло большое число приходских воскресных школ, катехизических пунктов и кружков, других форм добровольного обучения религии детей и взрослых. Во всех конфессиях выросло число духовных школ разного уровня, значительно увеличился контингент обучающихся в них. Религиозное образование получило юридическую базу в виде ст.5 Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». В целом в обществе, в его различных слоях и группах, в том числе нерелигиозных, вырос интерес к религии как социокультурному явлению, к ее роли в истории, культуре и жизни общества. Этот интерес породил массовую потребность в объективных научных знаниях о религии, которая не сводится или, по крайней мере, не ограничивается усвоением и принятием истин того или иного вероучения, а носит общекультурный познавательный характер. Эту потребность призваны удовлетворять система религиоведческого образования в структуре государственной и муниципальной школы, а также религиоведческое просвещение, осуществляемое культурно-просветительными учреждениями и средствами массовой информации. Общественная потребность в широкой постановке религиоведческого образования обусловливается и тем, что религия и церковь (религиозные объединения) играют существенную роль в духовной жизни общества, в межнациональных отношениях, в государственном строительстве. Поэтому религиозный фактор следует учитывать в разработке и совершенствовании законодательства, в управлении различными сферами общества, во всей деятельности государственных и муниципальных органов власти, направленной на консолидацию общества, достижение социального, межэтнического, межконфессионального мира и согласия. Это делает необходимым вооружение достаточным объемом религиоведческих знаний широкого круга политических и общественных деятелей, государственных служащих, хозяйственных руководителей, работников органов и учреждений культуры, образования, силовых структур и т.д. 8
Если определенная система религиозного образования в России существует, то религиоведческое образование находится пока в стадии становления и представлено лишь небольшим числом кафедр религиоведения в отдельных вузах и факультативными курсами религиоведческих дисциплин в незначительном числе общеобразовательных школ. Предпринимаются попытки поставить под сомнение или обойти принцип светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Наличие в обществе потребности, как в религиоведческом, так и религиозном образовании делает актуальным четкое разграничение их сфер, содержания и функций. При этом следует иметь в виду, что и тот, и другой виды образования, связанные с познанием религиозных феноменов, имеют большое значение для практической реализации права на свободу совести. Настоящая работа имеет своей целью выявить основные причины и характер имеющихся в области религиоведческого образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях недостатков и дать предложения по оптимизации политики государства в области свободы совести и свободы вероисповеданий, а так же совершенствованию процесса обучения воспитания в этой сфере. В своей работе я наиболее подробно раскрыла основные направления и течения в исламе, а также их положения в современном обществе. Объект исследования – система урочной и внеурочной деятельности по истории и обществознанию в сельской школе. Предмет исследования – методика формирования представлений о культуре ислама в урочной и внеурочной деятельности по истории и обществознанию. Цель работы – изучить методику формирования представлений о культуре ислама в урочной и внеурочной деятельности по истории и обществознанию. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: 1. Рассмотреть преподавание религиоведческих дисциплин в светской школе. 9
2. Показать систему формирования представлений о культуре ислама в школе. 3. Проанализировать опыт формирования представлений о культуре ислама в МОУ Краснооктябрьская СОШ Аргаяшского района Челябинской области. Нами сформулирована гипотеза – формирование представлений о культуре ислама будет эффективным при условии интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе изучения истории и обществознания. 10

ГЛАВА 1. ПРЕПОДАВАНИЕ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В

СВЕТСКОЙ ШКОЛЕ

1.1.

Задачи, функции и методы религиоведения
Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает «способ познания», «путь исследования». Метод - это определенный способ достижения какой-либо цели или решение конкретной задачи. Методика обучения религиоведческим знаниям - это совокупность приемов и подходов при взаимодействии учителя и учеников в процессе обучения религиоведческим знаниям. Основной функцией методики обучения является внутренняя организация и регулирование процесса познания учеником религиоведческих фактов и феноменов. Поэтому методика обучения религиоведения должна опираться на совокупность определенных правил, способов, системы предписаний, принципов и требований которые должны ориентировать ученика на получение и освоения знаний в области религиоведения, благодаря которым школьник сможет достигнуть определенного результата в этой сфере познавательной деятельности. Педагог, который приступает (или уже приступил) к преподаванию религиоведения в школе, должен обязательно учитывать все выше изложенные факторы в процессе обучения, знать законодательную базу и учитывать ее при подготовке к занятиям. Так же необходимо заметить, что недопустимо впадать в крайности: а) недооценка методологических проблем, расчет на то, что это незначительное дело, может отвлечь от настоящих проблем при преподавания; б) так же, преувеличение методологии, говоря о том, что она может быть более важным, чем сам предмет, превращая методику в «универсальный ключ», который позволяет без проблем открывать детям сложную информацию. Методика обучения тесным образом связана с основными факторами обучения. Факторами религиоведческого обучения являются:  цели, которые ставятся перед религиоведческим курсом государством и обществом; 11
 содержание и структура религиоведческого курса, которые закреплены в стандартах и программах, на их основе должны быть изложены в школьных учебниках;  научно-методологическая организация в процессе обучения;  познавательные возможности учащихся;  результаты обучения. Ориентируясь на методику и факторы обучения можно сформировать методологические и организационные проблемы, которые возникают при введения религиоведческого курса в школах. Одной из первейших проблем в современном российском обществе, в связи с преподаванием религиоведческих знаний в школе, является кадровый «голод». Министерством образования выдвигается очень важное требование: «Преподавать в школах и в учреждениях внешкольного дополнительного образования историю религий и другие религиоведческие дисциплины должны учителя и педагоги дополнительного образования, имеющие специальную профессиональную подготовку». А это значит, руководство органами образования требует, чтобы для преподавания религиоведческих дисциплин привлекались религиоведы. Но таких на данном этапе развития религиоведения в России не очень много даже для областных центров, не говоря о большинстве городских и сельских школ. Конечно, можно переподготовить определенный процент учительских кадров, но здесь возникает новая проблематика. В своей основе люди, получившие не религиоведческого образование мало знакомы с методологией этой научной дисциплины, для более яркой картины можно указать на классическую работу в этой области Красников А. Н. «Методология классического религиоведения», если кратко очертить позицию этой книги, то стоит обратиться к статье того же автора в журнале «Религиоведение»: «..Анализируя причины кризисного состояния религиоведения во второй половине XX века, профессор Иерусалимского университета Цви Вербловский выдвинул суждение о том, что «религиоведение должно научиться защищать себя от дилетантизма, теологии идеализма». Это суждение было одобрено подавляющим большинством современных религиоведов. На конференции 12
Международной ассоциации истории религий никогда не приглашаются теологи, хотя во второй половине XX века на Западе взошли теологические звезды первой величины (К. Ранен, Б. Логерган, , И. Б. Метц, В. Панненберг и др.). Теологическая терминология и аргументация не встречают одобрения в религиоведческой среде. На передний план выдвигается проблема преодоление христоцентризма. Очень многие понятия, образы, символы теологии не вписываются в современный категориально-понятийный аппарат современного религиоведения. К сожалению, в нашей стране нередко можно увидеть богослова, читающего лекционный курс по религиоведению в светском учебном заведении, и напротив - религиоведов, занимающихся пропагандой теологических идей. Что касается дилетантизма и идеализма, то они расцвели пышным цветом в отечественном религиоведении. Если мы хотим избежать ошибок, которые уже очевидны для наших западных коллег, то мы должны четко разделить сферы теологии и религиоведения и не допускать «дилетантов, теологов и идеалистов» к религиоведческим исследованиям. В рамках религиоведения необходимо уделить большее внимание методологическим основам этой науки, усилив акцент на принципах компаративизма, эмпирической достоверности, теоретической обоснованности, объективности, толерантности, политической неангажированности и подлинной научности» [Красников А. Н. Тенденции современного религиоведения. // Религиоведение № 1, 2001. ст. 5]. Опираясь на эту методологическую установку надо сказать, что религиоведение это научная дисциплина предметом которой является религия и религиозное мировоззрение, и именно в таком виде она и должна преподаваться в школе, так как это требуют российское законодательство в сфере образования и Конституция РФ. А значит и переподготовкой учителей должны заниматься профессионалы, если переквалификацией учителей займутся священники, то результат может получиться плачевным. Могут ли далекие от педагогики люди дать учителям нечто важное для работы с детьми - большой вопрос. Значительная часть учителей истории (а именно им придется вести новый 13
предмет) относится к таким мероприятиям примерно так же, как в советские времена - к политзанятиям: неинтересно и малополезно, но надо, раз начальство требует. Разумеется, верующие учителя пойдут на эти курсы с радостью, но детям они будут преподавать, скорее всего, именно православие, ислам, либо другую религиозную доктрину, а не религиоведческо- культурологический курс, как того требует российское законодательство. Затруднение возникает при подходе, который должен придерживаться сам учитель, он должен при изложении программы курса быть свободен от тех или иных конфессиональных предпочтений, а так же и от собственных мировоззренческих пристрастий. Следующая проблема в преподавания религиоведческих курсов в школе видится как отсутствие учебников для данных дисциплин. Есть, конечно, прекрасные учебные пособия, созданные профессионалами в данной отрасли, к ним можно отнести учебное пособие под редакцией профессора Писманика М. Г. «Религия в истории и культуре», Кулаков А. «Религии мира», академик А. Чубарьян «Религии мира: история, культура, вероучение», А. Сахаров «История религий», но данные учебные пособия рассчитаны на старшие классы в своей основе это 10-11 классы, а эксперимент по введению религиоведческих дисциплин предполагается начать с 4 класса. Стоит сказать, что в последнее время ведется работа над новым учебником «Основы Православной культуры» под руководством Кураева А. Но здесь заказчиком учебного пособия выступила Московская патриархия. Ориентируясь на состав Редакционного совета и Редакционной коллегии можно сказать о том, что учебник может, получится неплохой, если опять не возникнут предвзятости и конфессиональные предпочтения верующих и клириков РПЦ которые так же входят совет и коллегию. Хотя если судить по рецензии РАО, написанной 02 декабря 2009 года на рукопись данного учебника, такими рецензентами: академиком РАО доктором педагогических наук профессором М. В. Рыжаковым, академик РАО, доктором философских наук, профессором Г. Н. Филоновым, доктором педагогических наук А. А. Журиным, кандидатом педагогических наук С. И. Гудилиной, и в 14
которой говорится: «1. Содержание представленных материалов имеет не культурологический, а вероучительный характер, что вступает в противоречие с действующим законодательством. Так, включение большого числа молитв с подробным разбором, сопровождающиеся заданиями по их текстам, нацеливает учителя и учащихся на заучивание наизусть. При этом в тексте практически нет упоминания о связи православной культуры с культурами других мировых религий», Кураев А. В. так же не смог избавится от конфессиональной установки и одностороннего раскрытия тематики учебного пособия. Так же, анализ текстов уроков, которые представлены на сайте «Миссионерский портал дьякона Андрея Кураева», показывает, что заявленные независимые эксперты в области религиоведения и образования, не участвовали в подготовке и написании рукописи данного учебника. Третий пункт в проблематике преподавания религиоведческих дисциплин лежит в области формирования толерантности у школьников. Светская школа должна создать такой морально-психологический климат, который бы способствовал мировоззренческой нейтральности, которая крайне необходима в нашем демократическом обществе, где плюрализм мировоззрений является условием для диалога между свободными личностями. А это в свою очередь требует от методики преподавания религиоведческих дисциплин отстраненность педагога от своих идеологических пристрастий, то есть материал должен быть изложен предельно объективно, не задевая чувства верующих или неверующих учащихся, и основан предельно точным в историческом и фактическом материале. Светское образование не может готовить учащихся к «вечному спасению», для этого законодательством предусмотрено право верующих на создание специальных воскресных школ, которые позволяют решать эту проблематику для Церкви. Еще раз позволю себе напомнить, что «светский» это значит «внецерковный, мирской, гражданский» [Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой], благодаря принципу светскости школьного образования, ОУ должны сформировать у учащихся установки толерантности. 15
В «Декларации принципов толерантности» статья 1. «Понятие толерантности», говорится: «1.1 Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. 1.2 Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. 1.3 Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных актах в области прав человека. 1.4 Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим». Исходя из данного понятия, можно сказать, что на уроках религиоведческой направленности, нельзя делить религиозные традиции, 16
которые представлены в нашей стране, на "основные" и "не основные". Во многих религиоведческих курсах, можно встретить деление вероучительных практик на «истинные» и «сектантские» («не истинные», «лжеучения»), что сразу же встает в противоречие со статьей 28 Конституции РФ, которая гласит о праве гражданина нашей страны «исповедовать любую религию или не исповедовать никакой» и противоречит «Декларации принципов толерантности». В то же время, надо помнить, что любой предмет религиоведческой направленности, должен быть ориентирован на культурологическую передачу знаний ученикам, которая предлагает непредвзятый подход к освещению любого мировоззрения, учебный курс который составлен на основе такого подхода позволит воспитать у подрастающего поколения толерантное отношение к непонятным и «чужим» верованиям или взглядам на мир. Религиоведение - это не только научное знание, но и учебная дисциплина гуманитарного образования, главная цель которой - дать ту сумму и глубину знаний о религии, в той форме и объёме, которые позволили бы сформировать у обучаемого адекватный образ религии и объективное отношение к ней. Процесс реализации этой цели поможет решить ряд учебно-воспитательных, духовных, морально-правовых и других задач, имеющих важное значение для формирования мировоззрения молодёжи, её гражданской позиции. Во-первых, религиоведческий курс закладывает теоретическую и практическую основы для разумной, взвешенной, осмысленной реализации конституционного права личности на свободу совести и вероисповедания, на свободу исповедовать ту религию, в пользу которой сделан выбор или же не исповедовать никакой. Именно в этом случае решается задача не скороспелого, импульсивного, а осмысленного выбора на основе знания о религии и её многочисленных формах проявления. Во-вторых, религиоведение как учебная дисциплина решает задачу полнокровности гуманитарного образования молодёжи, ибо исключение религии из круга гуманитарного знания делает его урезанным, извращает понятие духовности, определённым образом и в значительной мере 17
обесценивает историческое и социальное знание, а равно знание политическое, эстетическое, этическое и философское. В-третьих, религиоведение решает задачу гармонизации гуманитарного знания и формирования личности. Если богословие и атеизм как две крайности в исследовании религии страдают односторонностью в оценке её содержания и сущности, места и роли в жизни человечества, создавая, таким образом, дисгармонию в знаниях, то нейтрализм и беспристрастность религиоведения способствует гармонизации этих знаний как внутри предмета, так и в контексте культуры. В-четвёртых, важной задачей религиоведения является активное влияние на формирование духовности и нравственности молодёжи. Религиоведение исследует как религиозную, так и светскую (безрелигиозную) духовность и, не отвергая ни ту, ни другую, даёт возможность их сравнения с учётом негативных и позитивных моментов той и другой, их совпадения и различия, а также возможность выбора между ними. Религиоведческие знания, несомненно, окажут своё воздействие на этот выбор. Аналогично положение и с моралью. Не отдавая предпочтения ни религиозной, ни светской морали, религиоведение, тем не менее, не может не констатировать огромное влияние религиозной морали на формирование и содержание морали светской, поэтому знание религиозной морали, её принципов и норм поможет более глубоко понять сущность морали светской, активно повлияет на формирование нравственной позиции молодого человека. Предмет, цели и задачи религиоведения определяют круг и содержание тех функций, которые оно призвано выполнять. Функция (от лат. functio) - исполнение, круг действий. В философском смысле это отношение двух объектов, в котором изменение одного из них влечёт за собой изменение в другом. Функция есть действие, или, как писал Гёте, «это существование, мыслимое в действии». Функции религиоведения многообразны. В этом многообразии функций ведущей является методологическая, т.е. определяющая те основные принципы, методы и способы, с помощью которых религиоведение познаёт, исследует свой 18
предмет (религию) во всех формах и сферах его проявления. Общие принципы и методы религиоведения являются основой познания религиозного фактора частными науками (историей, социологией, культурологией, этикой, психологией и т.д.), т. е. их методологией. Методологической же основой самого религиоведения является философия. Методологическая функция религиоведения состоит не только в том, что оно определяет основные методы научного познания религии. Оно раскрывает и определяет основные законы и закономерности функционирования и развития религии. «Наука о религии, - писал голландский религиовед второй половины XIX века Корнелис Тиле, - не была бы наукой, если бы она только устанавливала существование религиозного развития и стремилась исследовать его ход, не исследуя, подвержено ли оно действию определённых законов и не стараясь в них проникнуть». И в самом деле, внимательный взгляд исследователя религии не может не заметить, что между различными религиозными явлениями жизни разных эпох и религиозных направлений прослеживаются существенные и устойчивые связи и закономерности, что развитие религиозного сознания человечества происходит по определённым законам, и это даёт основание науке судить не только о прошлом, но и о будущем религии. Зная о законах преемственности и совершенствования форм религиозного воздействия на разум и чувства человека, возрастающей роли рационального элемента религиозной веры, повышения степени абстрагирования божества, усиления роли человеческого и ослабления роли божественного факторов в религии и т. д., науке значительно легче понять и объяснить происходящие в истории человечества религиозные процессы, предвидеть развитие их в будущем, избежать легковесных идеологических оценок и предсказаний о скором конце религии и т.п. Кроме методологической функции религиоведение выполняет функцию мировоззренческую. Мировоззрение есть более или менее цельная система взглядов человека (социальной группы) на природу, общественную жизнь, окружающих людей, себя и своё место в этом мире. Оно складывается под воздействием определённого типа культуры и отношения к ней человека как 19
субъекта этой культуры. Одним из основополагающих факторов человеческой культуры является религия, научные (религиоведческие) оценки которой становятся естественным путём частью мировоззрения. На базе этой (религиоведческой) части мировоззрения формируется религиозная толерантность, т.е. терпимость как к религии вообще, так и к иной вере. Наряду с названными функциями религиоведение выполняет образовательно-просветительную функцию, выражающуюся в том, что оно является важной составной частью гуманитарного образования. Знания о религии повышают общую образовательную культуру человека, обогащают его нравственно и духовно, активно влияют на формирование его жизненной позиции. Религиоведческие знания благотворно влияют на более глубокое понимание духовных, моральных и социальных процессов в истории человечества, способствуют более качественному усвоению других гуманитарных дисциплин. Функциональная роль религиоведения не исчерпывается тремя названными функциями, ибо вместе с ними религиоведение выполняет регулятивную, культурологическую, мо р а л ь н о -п с и хол о ги че с ку ю, идеологическую и другие функции. Принципы религиоведения - это основополагающие начала, исходные положения, имеющие наиболее общий характер, которыми религиоведение руководствуется при исследовании религии. К ним относятся прежде всего: принцип объективности, принцип научности, принцип историзма, принцип системности. Первый предполагает исключение субъективизма в оценках, их реальность и нейтралитет. Второй требует строго руководствоваться в оценках религиозных явлений требованиями научного знания. Третий принцип обязывает подходить к явлениям религии исторически, т.е. с учётом конкретных исторических условий возникновения, функционирования и развития религии. Наконец, четвёртый принцип призывает религиоведение рассматривать религию системно, во всём многообразии её проявлений и в то же время в тесном взаимодействии и обусловленности всех элементов её структуры. Методы познания религиоведения многообразны. Кроме известных 20
общенаучных методов: анализа и синтеза, индукции и дедукции, гипотезы, восхождения от абстрактного к конкретному и т.д. существуют специфические общие методы подхода к исследованию религии. Они и должны нас интересовать прежде всего. Если рассматривать метод в широком плане, как путь исследования, способ построения и обоснования системы знания о каком-то объекте, явлении, то религиоведение должно признать как факт, что в познании религии существует несколько общих методов (подходов). Это - собственно религиозный (бого словский, теологиче ский), а н т и р е л и г и о з н ы й (атеистический), философский и научный. Каждый из них имеет свою специфику, решает свои задачи и отличается от других. Религиозный метод - путь позитивного, по преимуществу некритического исследования религии. Он исходит из признания Высшего начала всего сущего, непосредственного влияния этого Начала на происходящие мировые процессы и жизнь человечества, а также веры в Его всемогущество, возможность встречи с Ним и спасения в вечной жизни. Атеистический метод - это способ критического, по преимуществу, отношения к религии, отрицания акта творения мира, наличия творца, противопоставления знания вере, неприятия идеи бессмертия и небесного рая. Философский метод познания религии наиболее близок к научному. Он не занимает позицию игнорирования или, наоборот, однозначного принятия того или другого из двух рассмотренных уже методов. В то же время философии не удаётся занять объективно нейтральную позицию в отношении религии. Она не может избежать крайностей. То она утверждает полное слияние с религией («философия и есть истинная теология», - Гегель), то отрицает её как извращённое знание (материалистическая философия). Поэтому и с помощью философского метода исследования религии нам не удаётся достичь необходимой объективности знаний о ней. Только научный религиоведческий метод познания способен максимально приблизить к реализации принципа объективности в исследовании религии. Наука «обречена» на объективность, ибо главной задачей науки является 21
выработка и теоретическая схематизация именно объективных знаний об окружающем нас мире и человеке. С помощью определенных религиозных идей, ценностей, установок, стереотипов, обычаев, традиций, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм (религиозного права, морали), образцов (многочисленных примеров для подражания), контроля, поощрений и наказаний. Религия, осуществляет в рамках традиции передачу накопленного культурного наследия от поколения к поколению. Религия способствует развитию определенных слоев культуры - письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей культуры. Религия способствует узакониванию некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и др.), отношений, норм. Религия выдвигает высшее требование - максиму, в соответствии с которой дается оценка практически всех явлений и формируется определенное отношение к ним. Максиме придается обязательный и непреложный характер. Результаты, последствия выполнения религией ее функций (т.е. ее роль) бывают разными. Роль религии очень велика в экономике, политике, межнациональных отношениях, семье. Религия санкционирует стиль жизни, мысли и действия, придает им ореол святости или объявляет их нечестивыми. Происходит наложение религиозных отношений на другие общественные отношения. Степень влияния религии связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется вместе с изменением общественного сознания. Влияние религии может возрастать или, наоборот, уменьшаться вследствие самых различных процессов внутри общества: политических, идеологических и пр., меняющихся культурных ситуаций. Роль религий далеко не всегда общечеловеческая. В религиях представлены самые различные культуры. Даже мировых религий три, не говоря уже о множестве народностно-национальных, региональных и 22
родоплеменных. В религиях переплетаются, порой причудливо, компоненты общечеловеческие, формационные, этнические, глобальные и локальные. В конкретных ситуациях могут выступать на передний план те или другие; религиозные лидеры, группы, мыслители могут далеко не одинаково выражать указанные тенденции. Все это находит выражение и в социально-политических ориентациях - история показывает, что в религиозных организациях были и есть разные позиции: прогрессивная по отношению к какой-либо задаче или консервативная. В культуре, в какой бы области она ни создавалась, материальное и идеальное взаимопроникают друг в друга: в материальной деятельности реализуются знания, цели, идеи, планы людей, а идеальные продукты запечатлевают свойства и отношения материальных объектов. Чтобы действовать в созданном предшествующими поколениями мире культуры, представители новых поколений должны овладеть умениями, навыками, которые запечатлены в материальных предметах-носителях.
1.2. Религиоведение: объект и предмет исследования
Религиоведение как относительно самостоятельная наука складывалась, начиная с XIX в., хотя религиоведческие знания – философские, теологические, исторические, психологические и др. – накапливались в течение столетий. Оно вычленялось на стыке онтологии, теории познания, социальной философии, философии истории, культурологии, истории философии, этики, эстетики, социологии, психологии, лингвистики, политологии, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук. Объектом исследования религиоведения является религия. Религия (лат. religio – совестливое отношение, совестливость, благочестие, набожность, страх Божий, святость, почитание) – тип мировоззрения и мироощущения, одна из сфер духовной жизни, способ практически-духовного освоения мира обществом, группой, индивидом и личностью. Предметом религиоведения являются закономерности возникновения, 23
развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности. Главное в религиоведении – философское содержание, что обусловлено по крайне мере двумя обстоятельствами. Во-первых, центральным в нем является разработка наиболее универсальным понятий и теорий объекта. Эти понятия и теории оказывают помощь конкретным наукам - литературоведению, фольклористике, языкознанию, правоведению, этнографии, искусствоведению и другим, когда они обращаются к анализу религии со своей частной точки зрения. Во-вторых, исследование религии неизбежно обращается к философско-мировоззренческим вопросам о человеке, мире, обществе. При рассмотрении этих вопросов религиоведение опирается на наследие философской мысли, на историю естественных и общественных наук, особенно на достижения современной научно-технической революции, на научное объяснение религии. Успехи антропологии, медицины, психологии, педагогики, биологии, космологии, экологии и других наук служат основой решения мировоззренческих проблем. Предпосылкой развития науки о религии стало убеждение в том, что религию можно и нужно изучать как некоторую человеческую реальность, доступную эмпирическому исследованию и теоретическому анализу. В религиоведении имеется ряд разделов, основными являются: философия, социология, психология, феноменология, история религии. Иногда высказывается мнение, что религиоведение как относительно самостоятельная, комплексная отрасль не существует; развиваются лишь отдельные дисциплины – философия, социология, психология, история религии, которые представлены в соответствующих отраслях знания. Однако стоит подчеркнуть, что разделы внутри религиоведения изучают один объект и результаты исследований интегрируются в систему знаний о данном объекте; это повышает эффективно сть и научных исследований в области религии, и религиоведческого знания. Конечно, изучение религии может осуществляться и 24
осуществляется в рамках разных наук, но в них оно имеет статус прикладных областей знания, по необходимости оторванных друг от друга. Таким образом, религия – явление сложное, многообразное. Поэтому религиоведение характеризует не только разнообразие подходов, методов, точек зрения, но и многодисциплинарность. Развитие религиоведения в XIX в. шло путем разработки целой совокупности дисциплин, каждая из которых рассматривает религию в одном из ее аспектов.
1.3. Значение исламской культуры
Значение исламской культуры знакомит школьников с основами духовно- нравственной культуры мусульманства или ислама. Ислам возник в VII веке у жителей Аравийского полуострова — арабов. Его появление связано с именем пророка Мухаммада, с Откровением, которое он получил от Бога, записанным в Коране. Коран — Священное Писание, которое на протяжении двадцати трех лет ниспосылалось Мухаммаду через ангела Джибрила. Исламская культура постоянно подтверждает цель, ради которой человек создан на Земле, - поклонение Великому создателю. Это доказывает божественность этой культуры, основным стремлением которой является благосостояние человека и оздоровление жизненного климата. Исламская культура отличается тем, что источником всех ее понятий является Великий Аллах. Мусульманин убежден, что Аллах – Создатель Вселенной, человека и всего сущего. Все протекает по закону, установленному Аллахом, и направлено на благо всего человечества. Исламская культура складывается на основе веры в Аллаха, Его ангелов, Писания, пророков (мир им), Последний день и предопределение добра и зла. Столпы веры взаимосвязаны и дополняются друг другом. Вера в Последний день связана со справедливостью Аллаха и Его мудростью, с истинной, по которой созданы небеса и земля, жизнь и смерть. Истинно, Он - Единственный во Вселенной, Обладающий волеизъявлением, мощью, мудростью и совершенными знаниями. Пресвят Он и нет у него сотоварищей. В этом и заключается отличие исламской культуры от материалистической, внимание 25
которой большей частью сконцентрировано на внешних показателях. Немаловажное значение для понимания парадигмы мусульманской культуры имеют такие особенности ислама, как отсутствие института церкви и, соответственно, церковной идеологии, признание законотворческой роли только за Богом и, соответственно, отсутствие ортодоксии и ереси в том смысле, как они понимались в христианстве, а также религиозный и правовой плюрализм в рамках единого исламского мировоззрения. При описании парадигмы мусульманской культуры и цивилизации представляется важным выделение как минимум двух доминирующих составных: ислама и эллинизма. В своей истории данная культура показывала и показывает как свое «западное лицо», поскольку содержит элементы иудаизма, христианства и эллинизма, так и «восточное» — когда отходит от сущности этих составляющих. Учет последнего обстоятельства позволяет понять гуманистический характер мусульманской культуры, связанный с попыткой сделать человека человечнее и способствовать раскрытию его величия. Коран — главный источник вероучения ислама, его нравственно- этических и правовых норм. Постепенно не только арабы, но и многие другие народы приняли ислам. Они стали жить по предписаниям Корана и Сунны. Сунна является вторым источником мусульманского вероучения и права, в ней сохранены высказывания пророка, а также всё, что знают мусульмане о его жизни, поступках, нравственных качествах. Ислам сформировал целостную систему духовных и нравственных ценностей, которые вошли в жизнь всех мусульманских народов. Взаимоотношения мусульман в семье, в обществе, в быту неразрывно связаны с религиозным учением ислама. При этом в каждом мусульманском регионе сохранились свои особенные традиции и обычаи, отражающие их географические, исторические и этнические условия существования. Именно это разнообразие послужило толчком к развитию правовых школ и религиозных течений, которые позволили исламу в дальнейшем найти своё место в разных обществах и исторических эпохах. Благодаря такому разнообразию ислам получил статус мировой религии и активно распространяется на всех континентах, находя всё большее число 26
последователей. Ислам в России имеет свою древнюю историю, особое место и нашёл своеобразные пути развития. Первое знакомство народов нашей страны с этой религией состоялось ещё в 643 году, когда отряды мусульман добрались до древнего дагестанского города Дербент. И хотя в те годы ислам не укоренился на Северном Кавказе в качестве доминирующей религии, именно это первое знакомство с мусульманами-арабами дало толчок развитию торговых и культурных связей с исламским миром и стало отправной точкой для распространения ислама на территориях, впоследствии вошедших в Российскую империю. Благодаря этим связям ислам со временем закрепился во многих регионах Кавказа, Поволжья, мусульманские общины возникли на Урале и в Сибири. Культура мусульманства в нашей стране самобытна и уникальна, она имеет свои особенности, формировавшиеся на протяжении многих веков под влиянием российских реалий, в условиях тесного взаимодействия мусульман с последователями других традиционных для России религиозных верований, культур. Основными темами модуля «Основы исламской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются: «Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции», «Столпы ислама и исламской этики», «Обязанности мусульман», «Для чего построена и как устроена мечеть», «Мусульманское летоисчисление и календарь», «Ислам в России», «Семья в исламе», «Нравственные ценности ислама», «Искусство ислама». Завершается изучение темой «Праздники мусульман». Кроме сведений о мусульманских праздниках, учащиеся узнают о праздниках народов России, для которых ислам является традиционной религией. Особенности мусульманской культуры и цивилизации в целом должны рассматриваться не в контексте противопоставления «Востока» и «Запада», старого и нового, прошлого и настоящего, самобытности и современности, традиционализма и рационализма, наследия и обновления, религиозного и национального, а на основе их взаимосвязи. Исходя из этого положения, 27
представляется важным ответить на вопрос, как сопоставить, или как соотнести в философско-ценностном измерении классическую арабо-мусульман-скую культуру, которая была открыта к взаимодействию с другими культурами, и современную исламскую культуру, которая если и не противостоит, то, видимо, не готова, не открыта к современному межцивилизационному диалогу. В ареале мусульманской культуры в настоящее время одной из главных проблем является определение того неизменного, что должно сохраниться в решении вопроса о соотношении ислама как цивилизационного феномена и национализма как национально-государственного измерения в контексте перехода к индустриальному и постиндустриальному развитию обществ мусульманского Востока. Выводы по первой главе Религиоведение – относительно молодая наука. Объектом исследования этой науки является религия – система взглядов на мир, общество и человека, система культовых действий, основным признаком которой является вера в существование сверхъестественного. Структурообразующими дисциплинами религиоведения являются философия, социология, психология, феноменология, история, каждая из которых имеет свои специфические особенности. В религиоведении выделяется ряд групп понятий и терминов: общефилософские и социально-философские, пришедшие из логики, этики и эстетики, класс общенаучных понятий, научные понятия, заимствованные из конкретных наук, а также специальные религиоведческие понятия. Изучение науки о религии оказывает большое влияние на развитие человека, способствует расширению знаний о неевропейских культурах, о человеческой истории в целом, способствует реализации свободы совести, а также формированию толерантности, взаимопонимания и взаимоуважения. Положение религии в современном обществе достаточно противоречиво, и оценить ее роль, возможности и перспективы сколько-нибудь однозначно попросту невозможно. Определенно можно сказать, что характерным и 28
закономерным для современности процессом является развитие секуляризации общественного сознания, в результате которой религия утрачивает свое былое влияние на жизнь общества и отдельной личности. Однако секуляризация определяет лишь общую тенденцию, которая не исключает возможности усиления позиций религии под влиянием благоприятно складывающихся для нее факторов. Весь опыт ХХ в. показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня, очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения. Велико значение изучение религиоведения для утверждения гуманистических ценностей современного мира, обеспечения гражданского согласия, гармонизации межчеловеческих отношений, в том числе представителей различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений. Усвоение теоретических положений и фактов подсказывает направления поиска путей сохранения цивилизации и выживания человечества в ядерный век, выработки нового отношения к природе в условиях нарастающей угрозы экологического кризиса. Излагаемые в религиоведении идеи зовут участию в благотворительной деятельности и милосердию, к противостоянию бессовестности и вседозволенности, жестокости и насилию, к совместным действиям в социальном оздоровлении общества, в его нравственном возрождении. 29

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СИСТЕМЕ

ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ ИСЛАМА

2.1. Методы изучения ислама в школе
Закон РФ “Об образовании” (пункт 1 статья 5) гарантирует возможность получения образования не зависимо от отношения к религии и (пункт 4 статьи 14) устанавливает, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений. Существуют два подхода к религиозному образованию: богословский и религиоведческий. Первый - конфессиональный, основанный на системе изучения и защиты конкретного религиозного учения, и второй - научный, являющийся особым разделом гуманитарного знания, и включающий в себя историю, философию, феноменологию, социологию и психологию религии, и на основе рассмотрения истории каждой религии в хронологической последовательности выявляющий закономерности, идеи, пути возникновения и развития различных религиозных учений. В рамках религиозного сознания- формы мышления, исходящей из существования и возможности связи со Сверхъестественным, и присущей религиозному человеку попытки исследовать религию приводят к появлению теологии (богословия) - учения о Боге. Религиозный человек - человек, живущий в мире, где присутствие Высшего Начала подразумевается само собой, независимо от исторического контекста. Религиозный человек всегда верит, что существует Абсолютная реальность, Священное, которое не только возвышается над этим миром, но и проявляется в нем, делает его реальным. 30
Многие религии, например, считают, что человек, живя в этом мире, пребывает в заблуждении из-за незнания истины и неадекватно воспринимает этот мир и себя в нем (например, христианство, буддизм). Религиозный же человек считает, что жизнь имеет священные истоки и что человеческое существование реализует свои потенциальные возможности (таланты, способности) настолько, насколько человек является религиозным. Будучи религиозным, человек воспроизводит в своей жизни то, что относится к Священному, религиозный человек постигает глубинное измерение бытия. Теология появляется в наиболее развитых религиях - иудаизме, христиан- стве, исламе - как попытки отдельных теологов различных вероисповеданий приблизиться к познанию Бога. Теология, как и философия, не существует как цельная наука, она состоит из многочисленных мнений, суждений, трактатов. В работах теологов религия объясняется как бы «изнутри», с позиций религиозного человека, обладающего религиозной верой и исходящего из нее. Религиозная вера - это убежденность человека в существовании Сверхъе сте ственного, в возможно сти связи с Ним, в у ч а с т и и Сверхъестественного как в жизни самого человека, так и в истории мира. Теологический метод объяснения феномена религии предполагает, что объяснение религии возможно только с позиций самой религии, только на основе принятия религиозной веры. Метод объяснения феномена религии «извне», не предполагающий заранее принятия истинности ее постулатов, возникает первоначально тогда, когда начинает развиваться первое научное знание, оформившееся в древности в виде философии. Научный метод, в отличие от теологического, пытается исследовать религию, не предполагая заранее существования «высшего начала», «священного», попытаться ответить на вопрос, почему возникают религии, что значат они в истории мира, в какой мере основы тех или иных религиозных верований отвечают критериям истинного знания. Уже на ранних стадиях развития цивилизации мы встречаем критику религии, сомнение или прямое неверие в существование загробного мира и 31
бессмертия души. Царящая в мире несправедливость и необъяснимая жестокость самого мира с его стихийными бедствиями, эпидемиями и т.п. заставляла людей сомневаться во всемогуществе богов, питала богоборческие настроения, критическое отношение к официальным культам и жречеству (специально подготовленным служителям культа). Интерес к проблеме происхождения религии и сущности религии не прекращается и в Новое время. Так, философская мысль Возрождения впервые поставила вопрос о возможности объединения различных религий на основе единой веры, которая имелась во всех существующих религиях. Эти вопросы возникали в связи с необходимостью установления мира на земле. Кардинал католической церкви и выдающийся мыслитель своего времени Николай Кузанский в сочинении «О мире веры» писал: «...по причине религии многие взаимно подняли друг на друга оружие и либо силой побуждают людей к отречению от давних обычаев и убеждений, либо причиняют им смерть». В действительности же религия и вероисповедание должны быть едины. К Богу разными путями стремятся различные вероисповедания, это объединяет их. Здесь Кузанским обозначается возможность общения между различными религиями в мирной форме, а не в виде религиозных войн, как это происходило ранее. Николло Макиавелли видел в религии идеологию и допускал возможность установления новой религии в соответствии с переменами в обществе. У Макиавелли религия представлена как феномен, формирующий человеческую психологию, он считал, что религия должна учитываться политиками для более успешного правления. Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Понятия «функция» и «роль» связаны, но не тождественны. Функции - это способы действия религии в обществе, роль - суммарный результат, последствия выполнения ею функций. Религия реализует определенный тип взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и 32
восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр. Религиозное мировоззрение задает предельные критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание. Придание смысла наличному бытию предоставляет возможность тому, кто верует, вырваться за пределы ограниченной обыденности, поддерживает надежду на достижение “светлого будущего”, на избавление от страданий, несчастий, морального падения. Религии объединяют, связывают людей общностью верований и обрядов, а кроме того – общей целью жизни. Этой целью может быть и сама жизнь в буквальном понимании этого слова ,поскольку религии – это древнейшие из систем социальной защиты, направленные на защиту и воспитание детей до их взросления. Важность этой функции не вызывает сомнений: естественный отбор и эволюция подразумевают, что человеческие сообщества выживают и успешно развиваются там, где процессы рождения и воспитания детей обеспечены и защищены наилучшим образом. В древности почитание богов и богинь имело очень важное значение: оно цементировало культуру, связывало воедино символы и предания, утвердившиеся в данном обществе запреты, предписания и т.д. Религия также обеспечивает общение. Общение складывается как в нерелигиозной, так и религиозной деятельности и в отношениях. Оно включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Самая поздняя религия по времени возникновения - ислам. Современный Ислам - вторая по численности последователей мировая религия. Общая чис- ленность мусульман на земном шаре около 800 миллионов человек. «Ислам» в переводе с арабского означает покорность, «мусульманство» (от арабского «му- слим»). Ислам зародился в Аравии в VII веке нашей эры. По мусульманской тра- диции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мек- 33
ке; он якобы получил от бога ряд «откровений», записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран - основная священная книга мусульман. Мухаммед был уроженцем Мекки - города в западной части Аравийского полуострова В Мекке образовался религиозный центр всех арабов: в особом святили- ще Кааба были собраны священные изображения и культовые предметы. Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог - Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что существуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, пере- шедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находят- ся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, бу- дут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что су- ществует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу. В исламе предусмотрена обязательная пятикратная молитва каждый день в установленные часы; обязательное омовение перед молитвой и в других слу- чаях; налог (закят) в пользу бедных; ежегодный пост (ураза, в десятом месяце - рамазане) в течение всего месяца; паломничество (хаджж) в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин должен по возможности совершить хотя бы раз в жизни. Этика ислама довольно элементарна. Предписывается быть справедли- вым, воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и т. п.
2.2. Результаты изучения религии в МОУ Краснооктябрьская СОШ Арга-

яшского района Челябинской области
Мы провели анкетирование среди обучающихся Краснооктябрьской школы и выяснили что национальный состав учащихся, а именно - 71% башкиры и татары. Из них 20% - русские, 9 % - учащиеся других 34
национальностей (армяне, казахи, украинцы, немцы, азербайджанцы) из них: 47% знают мусульманские традиции и праздники, а 53% знают некоторые праздники, 33% их празднуют и соблюдают, 58% - соблюдают некоторые из них, 9% - не празднуют и не соблюдают мусульманские традиции и праздники. 56% старшеклассников относятся положительно к христианству, 44% затруднились ответить на этот вопрос. В целом знакомы с христианскими праздниками и традициями 84%. 13% соблюдают традиции христианские и празднуют. 38% знакомы с заповедями христианской веры. 100% опрошенных думают, что возможно мирное сосуществование между людьми разных вероисповеданий. Все согласны с мнением, что религия помогает государству в решении важнейших проблем: духовного развития (87%), социальных(40%) и политических(13%).В целом роль религии в современном мире оценивают положительно 64% опрошенных ,33% считают роль религии противоречивой. Старшеклассники считают, что религия нужна для духовного развития, умиротворения души, в познании самого себя. Мы встретились с имам-хаттибом Аргашской мечети, в ходе беседы с ним выяснили его мнение по интересующим нас вопросам. Мечеть является важным религиозным учреждением для мусульман. В мечети совершаются религиозные обряды: исемдереу (имянаречение), никах (свадебный обряд), погребение, аяты. По четвергам, один раз в неделю, в мечети проходят занятия по обучению арабскому языку, основам мусульманской религии. Обучаются все желающие не зависимо от возраста. Обучение бесплатное. Летом при мечети работает детский лагерь – примерно две недели дети учатся. Имам – хаттиб считает, что чувствуется большой интерес к исламу сегодня. Особенно в дни религиозных праздников: Ураза байрам, Курбан байрам, Маулит байрам. Очень много людей приходит в мечеть. Видимо чувствуют, что вера нужна для воспитания молодежи, для чистоты души. На вопрос о том, что в последнее время в молодежной среде проявляется нетерпимое отношение к людям другой национальности, другого вероисповедания имам – хаттиб ответил: «Разделения на самом деле не существует, его искусственно создают. Все столкновения на национальной или 35
религиозной почве происходят из-за провокаций. В корне заблуждается тот, кто считает, что его вера единственно правильная. Вместе сидят, вместе кушают, вместе живут, разделение очень пагубно». Проверяя нашу гипотезу о том, что учащиеся считают, религия – это совокупность духовных представлений, она помогает преодолевать трудности и определяет статус человека, мы получили следующие результаты. 83% старшеклассников (это приблизительно 5/6 от числа опрошенных) понимают слово «религия» как совокупность духовных представлений. И только 8% учащихся (1/6 от числа опрошенных) считают, что религия – это вера в сверхъестественное. Вариант «религия – это определенные юридические законы и нормы» старшеклассники исключили совсем. Это говорит о том, что старшеклассники понимают религию в первую очередь, как духовное явление и не связывают ее с какими-либо юридическими законами. Рассматривая функции религии, мы провели ранжирование ответов на вопрос «Роль ислама в моей жизни» с шагом в 10%, начиная с наивысшего (таблица 1). Как и предполагалось, большинство опрошенных считает, что религия помогает преодолевать трудности. Эта функция стоит на I месте. На V месте такие варианты ответа, как религия помогает познать мир. VI место занимает функция укрепления связи между народами. Последнее VII место занимают такие функции, как влияние на положение человека в обществе и возможность общения. Все это говорит о том, что старшеклассники понимают, что религия обосновывает мораль, но при этом забывают о том, что религиозное общение – одно из самых прочных и устойчивых в человеческой истории, что религия помогает нам справиться с неопределенностью мира. А на такой факт, что религия может не только объединять людей, но и разжигать конфликты, обратили внимание только несколько человек. Также мы проанализировали ответы на вопрос «Как, по-вашему, влияет материальное положение человека на его веру?». 34% респондентов ответили, что чем беднее человек, тем сильнее вера, 58% опрошенных считают, что материальное положение человека не влияет на его веру и 8% - не знают. На вопрос «Как, по-вашему, влияет положение в обществе человека на его веру?» 36
только 8% от общего числа опрошенных ответили, что чем ниже положение, тем сильнее вера, 9% старшеклассников не знают, какое влияние оказывает на веру положение человека в обществе. И большая часть учеников ,83%, считают, что положение в обществе человека никак не влияет на его веру. Из вышесказанного следует, что старшеклассники не видят особой связи между религией и социальным положением человека и не придают значения статусной функции религии. Таким образом, наша первая гипотеза подтвердилась частично. Старшеклассники действительно считают, что религия – это совокупность духовных представлений, что она помогает преодолевать трудности. Но, по мнению обучающихся, религия не определяет ни материальный, ни социальный статус человека в современном обществе. Рассматривая функции религии, мы провели ранжирование ответов на вопрос «Роль ислама в моей жизни» Как видно из таблицы (таблица 1), девушки более категоричны в своих ответах. На I место девушки поставили функцию возможности общения, на II место - помощь в преодолении трудностей. Затем идёт III место: религия помогает познавать мир. Все остальные функции на IV месте. У юношей представление о функциях религии более широкое. На I место они ставят помощь в преодолении трудностей. Религия укрепляет связь между народами – II место. На III месте – религия влияет на положение человека в обществе. На IV месте – религия даёт возможность общаться. Религия помогает познавать мир на V месте. Таким образом, наша т ретья гипоте за подтвердилась. Р е л и г и о з н о с т ь старшеклассников зависит от их пола. Проверяя нашу гипотезу о том, что выпускники не считают необходимым взаимодействие церкви, государства, семьи и школы, мы оценивали долю положительных ответов. 58% от числа опрошенных считает, что государство должно поддерживать церковь, и 42% от числа опрошенных считает, что церковь должна поддерживать государство. Рассмотрев взаимоотношения церкви и школы, можно увидеть следующие результаты: большинство выпускников считает, что школа никак не 37
должна поддерживать церковь и церковь не должна поддерживать школу, т.е. старшеклассники не рассматривают школу и церковь как связанные социальные институты. Что касается взаимоотношений семьи и церкви, то, на основе проведенных исследований, мы получили следующие результаты. 33% от числа опрошенных считает, что семья должна поддерживать церковь и такое же количество опрошенных считает, что церковь должна поддерживать семью. Таким образом, наша третья гипотеза подтвердилась частично. Ученики считают необходимым взаимодействие церкви и государства, но не видят необходимости во взаимоотношениях церкви и семьи, церкви и школы. Развитие молодежи происходит путем влияния на нее различных социальных институтов (семья, школа, церковь, государство). Но это влияние будет плодотворным только тогда, когда сами социальные институты будут связаны между собой. По результатам нашего исследования, мы можем предположить, что процесс социализации молодежи в современном обществе затруднен по причине ослабления этих связей. Заключение По данным американского института Гэллапа, в 2000 году верили в Бога и «высшее существо» 95% жителей Африки, 97% - Латинской Америки, 91% - США, 89% - Азии, 88% - Западной Европы, 84% - Восточной Европы, 42,9 - России. Эти данные свидетельствуют о широком распространении религии. Люди разнятся между собой по многим причинам, одной из них является религия. Духовные различия часто приводят к существенным политическим и культурным последствиям. Что уж говорить о таких масштабах, когда и в одной семье бывают конфликты из-за разной веры. Большинство людей относятся с боязнью, призрением и даже ненавистью к представителям другой религии. Они не хотят и не желают друг друга понимать. Но в этом их нельзя обвинять, потому что на протяжении многих веков им никто не прививал уважение к представителям разных конфессий, а в некоторых случаях воинственно настраивали для достижения своих корыстных целей. И лишь в последнее время, в частности и в России, восстанавливаются многие ранее разрушенные 38
церкви и монастыри. По телевидению мы нередко видим богослужения, происходящие в церквях, освящение зданий, кораблей, предприятий. По радио и в концертных залах звучит церковная музыка. Представители духовенства заседают в верховных органах власти. Увеличилось число тех, кто, например, в христианстве прошел через обряд крещения. Появились газеты и журналы, являющиеся официальными печатными органами церквей. В некоторых негосударственных школах появился новый предмет – «Закон Божий». Работают учебные заведения, где готовят священнослужителей. Все это направленно на социализацию молодежи. В ходе нашего исследования, мы выработали следующие рекомендации: 1. Необходима просветительская работа со старшеклассниками с целью повышения религиозной грамотности; 2. Необходимо более тесное взаимоотношение семьи, школы, церкви, мечети и государства в воспитании молодого поколения. Воздействие религии на личность противоречиво: с одной стороны, она призывает человека к соблюдению высоких нравственных норм, приобщает к культуре, а с другой – проповедует покорность и смирение, отказ от активных действий (по крайней мере, это делают многие религиозные общины). В отдельных случаях она способствует агрессивности верующих, их разъединению и даже противоборству. Но здесь дело, видимо, не столько в религиозных положениях, сколько в том, как они понятны людям, в частности подрастающему поколению. И, по результатам нашего исследования, молодежь недостаточно грамотна в отношении религии. Мне кажется, что этот вопрос на сегодняшний день является одним из актуальных. И в своих дальнейших исследованиях я бы хотела продолжить работу над этой проблемой. В своей работе я пришла к следующим выводам: 1) Обучающиеся получают осознанные представления об исламе как религии. 2) У обучающихся формируются установки толерантности. 3) Воспитывается уважение к традициям и культуре исламской религии. 4) Через изучение религии происходит влияние на формирование духовности и нравственности молодежи. 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проделанной работы хотелось бы внести предложения по оптимизации политики обеспечения прав личности на свободу совести и по разграничению сфер ответственности государства и религиозных объединений в сфере образования. Оптимизация ситуации в религиозном и религиоведческом образовании невозможна без учёта таких трёх важнейших аспектов, как правовой, культурно-идеологический и идентификация личности. Относительно правового аспекта вопрос представляется предельно ясным: он зафиксирован в конституции РФ и состоит в том, что Россия – «светское государство». Следовательно, в государственной и муниципальной образовательной системе невозможно ни религиозное, ни атеистическое обучение. Никакая религия в стране не может претендовать на положение государственной, главной или обязательной. Все законодательство России 90-х годов однозначно отвечает на этот вопрос: « Государственная система образования и воспитания носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии». Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать ориентации обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений. Обилие в России традиционных религий и нетрадиционных культов, многообразие политических позиций, занимаемых представителями даже одного вероучения, только подчёркивают необходимость неукоснительного соблюдения конституционно-правовых основ организации системы учреждений государственного и муниципального образования. Аспект культурно-идеологический носит объективный характер, и никакие ранние попытки остановить его не приводили к успеху. Ни к чему 40
хорошему не приведут и современные усилия свести проблемы духовного оздоровления общества к повышению уровня его религиозности. Пока что они вели только к клерикализмами государства, особенно заметно проявляющейся в области образования и культуры. Для оптимального ответа на вопрос, преподавать ли знания о религии в государственных и муниципальных учебных заведениях разного типа, было бы целесообразно вывести его обсуждение за рамки идеологического противостояния и рассмотреть его социокультурные, этические, педагогические аспекты. Наконец, следует обратить внимание на необходимость обеспечения интересов и конституционных прав ребёнка, на его свободу совести и вероисповедания, имея в виду то, что родители отдают детей в государственную или муниципальную, а не в конфессиональную школу. Для совершенствования религиоведческого образования целесообразно предпринять следующие меры: 1. В государственной и муниципальной школе акцентировать внимание на углублении учебно-воспитательного процесса, актуализации его гуманитарной составляющей. 2. Активизировать усилия высшей школы по подготовке педагогов, имеющих глубокие гуманитарные знания, в том числе в области истории и культуры, а также навыки привлечения знаний о религии на школьных уроках. 3. Оснастить учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе актуальными программами, учебными пособиями и учебниками, имея в виду, что содержание религиоведческого образования определяется в основном двумя источниками знаний: результатами академических исследований, проводимых научными центрами, университетами и т.п.; материалами, представляемыми различными религиозными объединениями. Важно, чтобы эти материалы не содержали негативных интерпретаций других конфессий или предвзятых личных точек зрения. Существенную роль также могут сыграть СМИ, в частности ТВ, которое могло бы возобновить учебное вещание, в том числе по проблемам религиоведения. 41
4. Совершенствование религиоведческого образования невозможно без проведения фундаментальных научных исследований, выполняемых институтами науки и образования. Подводя итог, нужно напомнить, что религиоведческие знания необходимы современному человеку, но именно знания о религиях, а не знания о Боге. Эксперимент по религиоведческим дисциплинам запущен, и школа в очередной раз должна сама попытаться понять и разобраться, что именно лучше преподавать. Основной «удар» нового школьного курса приходится на учителей - практиков, которые по замыслу теоретиков должны по средствам школьного религиоведческого курса воспитать в будущих гражданах нашей страны духовность. Проблемы организационного и методического плана (в данной статье рассмотрена только основная проблематика в рамках религиоведения, но не рассмотрена проблематика педагогического плана), которые возникают при более детальном рассмотрении, показывают, школа еще не совсем готова, к данному эксперименту. Хотя данный курс и необходим, вот только должен он быть, на данный момент больше направлен на развитие в учащихся правового сознания в такой области прав человека как «свобода совести». 42


В раздел образования