Напоминание

"Сопровождение детей с признаками одаренности в практике работы воспитателя ДОУ"


Автор: Дейнего Евгения Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ " Детский сад №125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сопровождение детей с признаками одаренности в практике работы воспитателя ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сопровождение детей с признаками одаренности

в практике работы воспитателя ДОУ

Дейнего Евгения Борисовна , воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад № 125»

г. Новокузнецк, Кемеровская область

Одарённость происходит от слова «дар», но для её проявления нужна возможность

развивать полученный талант.Творческие возможности человека проявляются очень рано.

Самый интенсивный период его развития — 2–5 лет. В этом возрасте закладывается

фундамент личности, и она уже проявляет себя. Значит, предпосылки творческих

возможностей надо искать здесь. Дело родителей, педагогов — поддержать эти

стремления ребенка Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка,

сопровождающийся также значительной познавательной активностью. Способности

всегда проявляются в деятельности, следовательно, и одаренность может проявляться

и развиваться только в конкретной деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает

удовольствие, радость. Черты одарённых детей:

легко и быстро все схватывают;

быстро запоминают услышанное или прочитанное;

решают сложные задачи;

задают много вопросов;

интересуются сложными вещами;

оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;

очень восприимчивы, наблюдательны, быстро реагируют на все новое;

высказывают неожиданные суждения.

Выделяют две группы одарённости в дошкольном возрасте:

высокий

общий

уровень

умственного

развития

(математические,

лингвистические способности);

творческая одарённость (музыкальной, художественной, физической).

Рисунок 1 «Виды одаренности»

В дошкольном возрасте одаренность проходит несколько этапов:

Таблица 1 «Этапы детской одаренности»

этапы

возраст

Формирование одаренности

первый этап

2 –3 года

на данном этапе ребенок получает первые

сенсорные впечатления;

второй этап

3 – 4 года

происходит погружение в деятельность,

проявляются начальные признаки природного

материала, ребёнок очень активен, ему

необходимо предоставить широкий спектр в

различных видах деятельности;

третий этап

4 - 5 лет

этап творческого поиска ребенка, возможно,

объединять детей имеющих способности в

группы для дополнительных занятий;

четвертый

этап

5 – 6 лет

ребёнок стремится к достижению положительного

результата;

пятый этап

6 – 7 лет

само проявление одаренности.

Следующий период проявления одарённости (11 – 14 лет) вопросы приобретают

структуру гипотез, носит исследовательский характер. Итоговый период проявления

одарённости(15 - 20 лет).

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала

психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение

усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений с целью

создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.

Организуя работу в каждой возрастной группе «Одаренный ребенок» прежде всего,

решаем следующие задачи:

анализ основных направлений (модели) работы с одаренными детьми в дошкольном

образовании;

определение общих организационно-методических приемов «Одаренный ребенок» в

ДОУ;

представление организационно-методических приемов работы с кадрами по

осуществлению их деятельности

анализ системы организационно-методических условий

Педагоги ДОУ занимаются проблемами выявления и сопровождения детей с признаками

одаренности в ДОУ, подборкой и систематизацией материала по работе с такими детьми,

осуществлением взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с

учреждениями дополнительного образования. Дети с признаками одаренности имеют

возможность раскрыть и реализовать свои способности в кружках, студиях, секциях,

организованных при ДОУ и учреждениях дополнительного образования.

Существует дифференцированный подход к воспитанию и обучению. Психологами,

педагогами проведен ряд исследований. Объект исследований дети 5-8 лет

Цель

исследования

-

выявить

влияние

стимулирования

вооображения,

как

психологического процесса, на развитие творческой активности детей дошкольного и

младшего школьного возраста.

В силу проблем диагностики такие традиционные методы, как беседы, вопросники,

оказываются неэффективными. Дошкольники и младшие школьники испытывают

трудности, связанные с недостаточным умением осознавать, анализировать, выражать

словами свои проблемы. Здесь необходимо установление длительного доверительного

контакта, в ходе которого становится возможным свободное, откровенное обсуждение

конкретных переживаний ребенка. Таким образом, не имея необходимых условий для

продолжительного контакта, приходится использовать графические методы исследования.

Что в свою очередь дает хорошие результаты.Существуют следующие методы и способы.

1. Изучение оригинальности решения задач на воображение.

Подготовка исследования.

Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами:

контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок -

голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры ( круг, квадрат,

треугольник и т. д.). Подготовить цветные карандаши, фломастеры.

Проведение исследования. Ребенка 5-8 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы

получилась какая-нибудь картинка. Предварительно можно провести вступительную

беседу об умении фантазировать ( вспомнить на что бывают похожи облака на небе и т.

д.).

Обработка данных.

Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип

решения задач на воображение.

Нулевой тип

Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа

воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом

что-то свое ( свободное фантазирование).

Первый тип

Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного

объекта ( дерево ), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

Второй тип

Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

Третий тип

Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый

сюжет ( не просто девочка, а девочка, делающая зарядку ).

Четвертый тип

Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету ( девочка гуляет с

собакой ).

Пятый тип

Заданная фигура используется качественно по новому. Если в 1-4 типах она выступает как

основная часть картинки, которую рисовал ребенок ( кружок - голова и т. д. ), то теперь

фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа

воображения ( треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик

рисует картину ).[7]

Далее высчитывается коофициент огригинальности: сумма типов решения задач на

воображение/количество детей.

Нарисуй

те

предметы, которые напоминают тебе эти рисунки

2. Работа по развитию воображения, рассчитаная на подключение творческого

потенциала ребенка.

« Журнал небылицы в лицах»

Мероприятие проводится в виде соревнования. Группа детей делится на две команды.

Каждая команда - это так называемая редакция журнала. У каждого члена редакции свой

порядковый номер. Ведущий начинает сказку:

Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый,

блестящий, с новенькой резьбой и восьмью гранями. Все говорили, что его ждет великое

будущее. Он вместе с некоторыми винтиками будет участвовать в полете на космическом

корабле. И вот наконец настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного

космического космического корабля...

На самом интересном месте ведущий останавливается со словами: «Продолжение следует

в журнале» в номере....... « Ребенок, у кого в руках этот номер, должен подхватить нить

сюжета и продолжить рассказ. Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном

месте прерывает. Ребенок должен сказать: «Продолжение следует в журнале» в номере......

Прервать сказку может ведущий словами: «Окончание в журнале» в номере.......

В результате детского творчества главный герой побывал на многих планетах, встретился

с инопланетянами. Однако дети один раз сочинив продолжение о новой планете и ее

жителях, повторяли затем то же самое, изменив лишь название планеты.

В целом этот вид деятельности показал, что детям трудно еще подключить свободное

фантазирование. Они лучше справляются с работой по готовым шаблонам.

«Презентация мира»

Направлена прежде всего на перевод предметного воспиятия мира в его ценностное

восприятие. Предъявляется какой-либо предмет группе детей и предлагается описать роль

этого предмета в жизни человека, зачем он для человечества, какую роль он играет в

стремлении человека к счастью, какие отношения несет в самом себе, когда включен в

повседневный быт. Таким образом выявляется для детей духовная ценность

материального предмета, смещает границы духовного и материального, развивает

способность к одухотворению и в конечном итоге помогает ребенку обрести свою

личность, подняться над ситуацией, освободиться от вещно- предметной зависимости.

Необходимо создать надлежащюю атмосферу, так чтобы все его достоинства и

особенности были подчеркнуты, как ценность общечеловеческой культуры. Дети

поочередно высказывают свои соображения. При этом они подходят к предмету, берут его

в руки, демонстрируя всей группе, раскрывая то содержание, которое обнаружено им.

В дальнейшем можно усложнить работу, предлагая детям самим выбрать предмет

презентации, им может стать явление, событие, факт, процесс.

«Что на что похоже»

Развитие воображения играет большую роль в творческом воспитании личности ребенка.

Необходимо как можно больше включать в практику виды деятельности направленные на

активизацию процессов воображения.

Данное мероприятие проводится в форме игры. В ней могут участвовать до 20 детей, роль

ведущего лучше взять на себя воспитателю. Дети с помощью ведущего выбирают 2-3

человека, которые должны на несколько минут быть изолированы от общей группы. В это

время все остальные загадывают какое-то слово, желательно предмет. Затем

приглашаются изолированные ребята. Их задача - отгадать то, что было загадано с

помощью вопроса: «На что это похоже?»

Например, если загадано слово «бантик», то на вопрос: «На что это похоже?» из зала

могут поступать такие ответы: «На пропеллер у самолета» и т. д. Как только водящие

догадываются о том, что было загадано, ведущий меняет их, и игра повторяется снова.

Безусловно такая работа полезна.

« Фотомомент»

Эта форма групповой деятельности так же направлена на развитие воображения. Однако

ее эффективности ниже, чем эффективность описанной выше деятельности. Прежде всего

потому что объектом активного развития здесь выступает лишь водящий.

Опишу методику проведения мероприятия. Проведя краткую беседу на тему «Что такое

фотомомент» , разъяснив смысл этого слова, воспитатель вводит ребенка в мир

фотографии: люди на память о каких-то событиях хотят всегда что-то оставить, часто это

бывает фотография. Фотографии бывают разные: смешные и печальные, маленькие и

большие, цветные и черно-белые, а бывают фотографии, где люди вставляют свое лицо в

маленькое окошечко, вырезанное в картине с изображением животных, знаменитых

людей и т. д.Затем дети выбирают одного водящего, который вставляет свое лицо в такую

вот картину, не зная, что на ней нарисовано. Его задача - отгадать кого он изображает,

задавая наводящие вопросы.

Театр «Рукавичка»

Представляя тот или иной персонаж в различных ситуациях, ребята огорчаются,

радуются, веселятся, сердятся, негодуют - эмоционально осваивают мир отношений и

формы их проявления, что способствует более глубокому пониманию духовных связей в

реальной жизни. Кроме того используя народные литературные произведения, мы тем

самым приобщаем детей к национальной культуре, русскому фольклору

Деятельность ребенка ориентирована на образец. В процессе общения воспитатель-

взрослый своим примером обучает речи, движению, поведению, оказывает неназойливую

помощь если дети что-то забыли. Основа поведения взрослого - доброжелательность,

разумность, спокойствие и заинтересованное участие.Реквизит (куклы-рукавички) - это

опора для воссоздающего воображения, понимания характера персонажа, предпосылка к

раскрепощению чувств, движений, к свободе речи. Привлекает и значительная простота в

изготовлении самих кукл, с помощью кусочков материи, разноцветной бумаги, пуговиц, и

фантазии можно сделать и детку с бабкой, и мышку, и лису, и собачку и т. д.

Методики исследования одаренности детей должны обеспечивать принцип минимальной

достаточности

содержания

методик

для

наиболее

эффективного

и

адекватного

отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать

познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка,

что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития

творческого мышления.

Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим методикам должно

производиться психологом детского сада. Но нецелесообразно диагностировать каждого

ребенка по всем методикам. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном

направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одаренность)

по результатам заполнения экспертных листов воспитателем, специалистом и родителями,

а также по результатам собственных наблюдений психолога. Нужно иметь в виду, что

способности ребенка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут

быть выявлены при помощи одинаковых методик.

Одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его способности найдут понимание и

поддержку родителей в поиске наилучшего использования таких способностей и для него

самого, и для окружающих. Отношения между ребенком и родителями — это самое

важное в воспитании добрых чувств и к нему самому, и ко всему миру.

Специалисты утверждают, что любой ребёнок может стать одарённым, при условии, что

родители будут заы ниматься с ним с самого раннего возраста.

Для наших родителей подготовлены рекомендации: Следуйте им в обращении с ребенком,

который открывает себя:

Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении

воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в

обществе

Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям

это относится в большей степени.

Оценивайте уровень развития ребенка. Речевой обмен даже с очень развитым

ребенком дошкольного возраста не является наиболее эффективным путем к

пониманию.

Избегайте длинных объяснений или бесед.

Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в

неординарных вопросах или в поведении и являться признаком одаренности.

Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него

собственные интересы и увлечения.

Литература

1. Одаренные дети. Перевод с англ., Под ред. Бурменской, Слуцкого. М. ,1991г. — М.:

Прогресс, 1991. — 376 с.

2. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности.

Моляко В. А. Вопросы психологии.№ 5, 1994г., стр. 86-95.

3. Судьба вундеркиндов. Н. Лейтес. Семья и школа, N12 1990г. стр. 27.

4. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Сб. науч.

тр. Свердловск. СИПИ,1990г

5. Эфроимсон В. П. Загадка гениальности. М. Знание, 1991г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Группы заданий для игр с одарёнными детьми

Все виды игровой деятельности имеют важное значение для всестороннего развития

детской личности и индивидуальности. Создавая игровую реальность, игровую жизнь,

дети наделяют её реалистичностью и достоверностью, искренне переживают, радуются и

огорчаются, сочувствуют и удивляются. Игры для дошкольников развивают воображение,

фантазию, дают бесценный опыт, формируют навыки и умения, развивают чувство

партнёрства и учат дружбе.

Группы заданий

Цель

Занимательные вопросы,

задачи-шутки.

Развитие логического мышления;

развитие сообразительности;

активизация умственной

деятельности.

Задачи-головоломки на составление фигур из

указанного количества счётных палочек.

Развитие логического мышления;

развитие пространственного

мышления;

активизация умственной

деятельности.

Группа игр на моделирование плоских или

объёмных фигур:

«Танграм»,

«Колумбово яйцо»,

«Сложи квадрат»,

«Сложи узор»,

игры Б. П. Никитина:

«Уникуб»,

«Кирпичики»;

кубик Рубика;

изготовление поделок оригами.

Развитие мышления:

образного;

логического;

пространственного;

наглядно-образного;

комбинаторного.

Наглядные логические задачи:

заполнение пустых клеток,

продолжение ряда,

поиск признаков отличия,

нахождение закономерностей рядов

фигур,

нахождение признаков отличия одной

группы фигур от другой,

другие.

Развитие логического мышления.

Знакомство с таким топологическим

объектом, как лист Мёбиуса.

Развитие пространственного мышления.



В раздел образования