Автор: Закирова Галина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 5"
Населённый пункт: город Черногорск
Наименование материала: Рабочая программа по внеурочной деятельности "Книголюб"
Тема: Кружок "Книголюб"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Согласовано
Заместитель директора по
УВР
__________/Руденко Е.А./
ФИО
«29» августа 2019 г
Утверждено
Директор школы
_______/Ченская С.В./
ФИО
Приказ
«29» августа 2019 г. № 275
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Книголюбы»
общекультурного
направления
для 1-4 класса
Составитель:
Закирова Галина Юрьевна,
учитель начальных классов
г. Черногорск
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа
по внеурочной деятельности на уровень начального
образования (1-4 кл.) составлена на основании нормативных документов:
Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования» (с изменениями и дополнениями);
Основная образовательная программа школы;
Рабочая программа кружка "Книголюбы" для 1-4 классов составлена на основе
программы Л. А. Ефросининой «В мире книг»
и х
рестоматии для начальной
школы «Полная хрестоматия для начальной школы 1 класс (2 класс, 3 класс,
4 класс) , утвержденные Министерством образования
и науки РФ, Е.
Брынчик. Москва: Издательство «Эксмо», 2019г.
Цель: мотивировать и формировать интерес к детским книгам, расширяя
читательский
кругозор
учащихся,
формируя
привычку
и
способность
к
целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, готовить детей к
пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в
сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.
Задачи: формировать у детей интерес к книге,
уметь воспринимать и понимать прочитанный текст,
учить отвечать на вопросы по содержанию,
учить пересказу,
развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им
характеристику и оценку их поступков.
учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе
диалога собственные "гипотезы смысла".
расширять литературно-образовательное пространство учащихся начальных
классов
формировать личностные, коммуникативные, познавательные и
регулятивные учебные умения.
Место предмета в плане внеурочной деятельности школы:
Программа данного курса представляет систему общекультурных занятий для
учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.
Данная
программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и
рассчитана на проведение 1 раза в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы -34
часа в год.
Результаты освоения рабочей программы внеурочной деятельности:
1 класс
В результате освоении программы кружка «В мире книг» формируются следующие
умения,
соответствующие
требованиям
федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
Личностные результаты:
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций;
Метапредметные
результаты:
Регулятивные
УУД
:
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные
УУД
:
Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из
аппарата книги;
Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
Ориентироваться
в
мире
книг
(работа
с
каталогом,
с
открытым
библиотечным фондом);
Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные
УУД
:
Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;
Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою
этическую позицию;
Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
2 класс
Личностные результаты:
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
УУД
:
уметь находить способы решения проблем творческого и поискового
характера;
уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей;
уметь работать с соседом по парте: распределять работу между собой и
соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку
выполненной работы; выполнять работу по цепочке.
готовность слушать собеседника, вести диалог.
Познавательные
УУД
:
Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из
аппарата книги;
Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
Ориентироваться
в
мире
книг
(работа
с
каталогом,
с
открытым
библиотечным фондом);
Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные
УУД
:
Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;
Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою
этическую позицию;
Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
3 класс
Личностные результаты:
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
УУД
:
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные
УУД
:
Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из
аппарата книги;
Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
Ориентироваться
в
мире
книг
(работа
с
каталогом,
с
открытым
библиотечным фондом);
Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные
УУД
:
Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;
Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою
этическую позицию;
Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
4 класс
Личностные результаты:
Осознание
важности
чтения
и
литературы
как
средства
познания
окружающего мира и самого себя.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
Профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе
анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и
нравственного выбора).
Метапредметные результаты:
Формирование
умения
понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных
технологий
для
решения
коммуникативных
и
познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии
с
коммуникативными
и
познавательными
задачами
и
технологиями учебного предмета; в том числе вводить текст с помощью
клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые
величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать
нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Овладение
логическими
действиями
анализа
и
синтеза,
сравнения,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление
аналогий
и
причинно-следственных
связей,
построение
рассуждений,
отнесение к известным понятиям.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и
полученного результата.
Регулятивные
УУД
:
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные
УУД
:
Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из
аппарата книги;
Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
Ориентироваться
в
мире
книг
(работа
с
каталогом,
с
открытым
библиотечным фондом);
Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные
УУД
:
Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;
Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою
этическую позицию;
Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Содержание внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности
Общая характеристика внеурочной деятельности
Содержание программы «Книголюбы» создаёт возможность для
воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей
страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.
Ученик-читатель
овладевает
основами
самостоятельной
читательской
деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание,
воображение.
Программа способствует созданию условий для использования полученных
знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и
работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с
детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о
книге
как
из
её
аппарата,
так
и
из
других
изданий
(справочных,
энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые
познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его
читательский опыт и эрудицию.
Ведущие принципы программы «
Книголюбы»
Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику
обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:
художественно-эстетического;
литературоведческого;
коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений
для
чтения,
и
поэтому
в
круг
чтения
младших
школьников
вошли
преимущественно
художественные
произведения.
Внимание
учащихся
привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты,
а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед
читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, учат понимать
прекрасное в жизни, рождают чувство гармонии, красоты, формируют в детях
собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное
установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения
реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план
художественный образ. Слово становится объектом внимания юного читателя и
осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через
который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь
учащимся почувствовать целостность художественного образа и адекватно
сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа
охватывает все основные литературные жанры. Это и сказки, и стихи, и рассказы, и
басни, и драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот
принцип
нацеливает
на
обогащение
детей
первыми
представлениями
о
проблематике.
Коммуникативно-речевой
принцип
нацелен
на
развитие
речевой
культуры
учащихся, на формирование и развитие у детей речевых навыков, главным из
которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению
заключается
в
интенсивном
развитии
навыка
чтения
как
вида
речевой
деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
Условия реализации программы
Реализация целей невозможна без использования следующих ресурсов:
наличия художественной литературы в школьной и городской библиотеках,
учебно-методических
материалов,
наглядных
демонстрационных
пособий
и
таблиц, Интернета, ИКТ.
Учет возрастных особенностей детей
Отбор
учебного
материала
в
программе
соответствуют
возрастным
и
психологическим особенностям учащихся начальной школы, так как ведущей
деятельностью в этом возрасте является общение в процессе обучения.
Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них
на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, открытия истин,
поиски, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор.
Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста
детей стороны их жизни и окружающего мира.
Перечень и название разделов и тем на 1 класс
№
Раздел, тема
Количество часов
Теоретическая
часть
Практическая
часть
Всего часов
1.
Русский народный
фольклор
1ч
1ч
2ч
2.
Мои первые книжки
1ч
2ч
3ч
3.
Друзья детства
1ч
2ч
3ч
4.
О наших сверстниках
1ч
2ч
3ч
5.
О хороших людях
2ч
2ч
4ч
6.
Книги о животных
2ч
4ч
6ч
7.
Русская литература
1ч
6ч
7ч
8.
Зарубежная литература
1ч
4ч
5ч
ИТОГО: 33 часа
Перечень и название разделов и тем на 2 класс
№
Раздел, тема
Количество часов
Теоретическая
часть
Практическая
часть
Всего часов
1.
Русский народный
фольклор
1ч
4ч
5ч
2.
Произведения о животных
1ч
4ч
5ч
3.
Мои первые книжки
2ч
5ч
7ч
4.
С моей книжной полки
2ч
6ч
8ч
5.
Зарубежная литература
2ч
3ч
5ч
6.
О Родине
2ч
2ч
4ч
ИТОГО: 34 часа
Перечень и название разделов и тем на 3 класс
№
Раздел, тема
Количество часов
Теоретическая
часть
Практическая
часть
Всего часов
1.
Книги о природе и
человеке
2ч
2ч
4ч
2.
Веселые истории
1ч
1ч
2ч
3.
Произведения о
приключениях
1ч
1ч
2ч
4.
Книжки с моей полки
6ч
4ч
10ч
5.
Русская литература
3ч
4ч
7ч
6.
Зарубежная литература
5ч
4ч
9ч
ИТОГО: 34 часа
Перечень и название разделов и тем на 4 класс
№
Раздел, тема
Количество часов
Теоретическая
часть
Практическая
часть
Всего часов
1.
Юмористические
произведения
2ч
1ч
3ч
2.
Стихи о природе
1ч
1ч
2ч
3.
Рассказы современных
писателей
3ч
2ч
5ч
4.
Ступеньки мудрости
4ч
5ч
9ч
5.
Зарубежные писатели
детям
4ч
4ч
8ч
6.
Моя книжная полка
3ч
4ч
7ч
ИТОГО: 34 часа
Краткое описание содержания тем в 1 классе
Раздел «Русский народный фольклор»-2ч
Тема 1. Докучные сказки: «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака» (1 час)
Литературное слушание, рассматривание книги, выделение понятий: обложка, страница,
иллюстрация, заглавие
Тема 2. «Ни окошек, ни дверей». Загадки (1 час)
Учимся разгадывать загадки различной тематики
Раздел «Мои первые книжки»-3ч
Тема 1.
С.Маршак «Усатый полосатый» (1 час)
Слушание и рассматривание книг, уточнение значений непонятных слов
Тема 2. К.Чуковский «Бармалей» (1 час)
Чтение и рассматривание книги. Знакомство с понятием «Сказочный зачин»
Тема 3. К.Чуковский «Доктор Айболит» (1 час)
Чтение и рассматривание книги, выборочное чтение
Раздел «Друзья детства»-3ч
Тема 1.
А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки» (1 час)
Чтение и рассматривание книги, словарная работа «мастер на все руки»
Тема 2.
Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают» (1 час)
Чтение и рассматривание книги, выборочное чтение
Тема 3.
Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки» (1 час)
Рассматривание сборника стихов «Игрушки», выразительное чтение
стихотворений
Раздел «О наших сверстниках»-3ч
Тема 1.
Н.Носов «Метро», «Леденец» (1 час)
Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям
Тема 2.
А. Соколовский «Бабушкина вешалка» (1 час)
Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям
Тема 3. Б.Заходер «Детям», Э.Успенский «Над нашей квартирой» (1 час)
Рассматривание сборника Б. Заходера «В стране Вообразилии», выразительное
чтение выбранного стихотворения
Раздел «О хороших людях»-4ч
Тема 1.
С.Сахарнов «Самый лучший пароход» (1 час)
Слушание, чтение и рассматривание книги-сборника
Тема 2.
А.Митяев «Богатыри» (1 час)
Литературное слушание, чтение и рассматривание книги, введение понятия
«былина»
Тема 3.
В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья» (1 час)
Чтение и рассматривание книги
Тема 4.
Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», А.Барто «Разлука» (1час)
Рассматривание сборника «О мамах», выразительное чтение
Раздел «Книги о животных»-6ч
Тема 1. Е.Чарушин «Волчишко» С. Маршак «Детки в клетке» (1 час)
Слушание, чтение и рассматривание книги
Тема 2 .
М. Горький «Воробьишко» (1 час)
Слушание, чтение и рассматривание книги
Тема 3.
Ю.Тувим «Птичье радио» (1 час)
Чтение, рассматривание книги
Тема 4. С. Михалков «Как медведь трубку нашёл» (1 час)
Чтение и рассматривание книги
Тема 5. Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал» (1 час)
Чтение и рассматривание книги, воспроизведение содержания по иллюстрациям
Тема 6. Е. Чарушин «На нашем дворе» (1 час)
Рассматривание сборника книг «О животных», комментированное чтение
Раздел «Русская литература»-7ч
Тема 1.
Стихи и загадки Е. Серова (1 час)
Чтение и рассматривание книги – сборника, отыскание знакомых загадок,
воспроизведение тех, которые запомнили. Знакомство с понятием «рифма».
Тема 2.
И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу»
(1 час)
Рассматривание сборника стихов И. Сурикова, выразительное чтение
Тема 3.
В.Катаев « Цветик – семицветик» (1 час)
Литературное слушание, чтение и рассматривание книги
Тема 4.
С. Баруздин « Как Алёше учиться надоело» (1час)
Литературное слушание, рассматривание книги: содержание, иллюстрации; творческое
чтение
Тема 5.
Г. Остер «Эхо» (1час)
Литературное слушание, рассматривание книги: содержание, иллюстрации; творческое
чтение
Тема 6.
С. Воронин «Необыкновенная ромашка» (1 час)
Литературное слушание, рассматривание книги: содержание, иллюстрации; творческое
чтение
Тнма 7. «Любимое произведение» (1час)
Литературное слушание, рассматривание книги: содержание, иллюстрации; творческое
чтение.
Раздел «Зарубежная литература»-5ч
Тема 1.
Ш.Перро «Красная шапочка» (1 час)
Чтение и рассматривание книги
Тема 2.
Ш. Перро «Мальчик с пальчик» (1час)
Чтение и рассматривание книги. Литературное слушание.
Тема 3.
Камыр-Батыр (1 час)
Татарские народные сказкиРассматривание книги, чтение сказки на двух языках.
Тема 4.
Абдулла Алиш «Болтливая утка» (1 час)
Татарские литературные сказки
Чтение-рассматривание сборника сказок А. Алиша.
Работа с содержанием
Тема 5.
М. Крюгер «Принцесса Белоснежка» (1 час)
Чтение и рассматривание книги. Литературное слушание.
Краткое описание содержания тем во 2 классе
Раздел «Русский народный фольклор»-5ч
Тема 1.
Русские народные сказки «Афонька, где был-побывал?» (1 час)
Литературное слушание, чтение и рассматривание книги.
Тема 2.
Русские народные сказки «Баба-Яга и заморышек» (1 час)
Литературное слушание, чтение и рассматривание книги.
Тема 3.
Русские народные сказки «Волшебная водица» (1 час)
Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показывать
друзьям.
Тема 4.
Русские народные сказки «Золотой конь» (1 час)
Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показывать
друзьям.
Тема 5.
Русские народные сказки ( 1час)
«Безграмотная деревня»
Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить
книги из дома, показывать друзьям
Раздел «Произведения о животных»-5 ч
Тема 1.
Сказки о животных В. Сутеев «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок»
(1
час)
Определение темы чтения с опорой на иллюстрации, заглавие, фамилию
автора.
Тема 2.
Рассказы о животных. В.В. Бианки «Плавунчик» «Кто чем поёт?»
(1 час)
Отработка связи « писатель - книги – тема»
Тема 3.
Е.Пермяк «Два рассказа»
(1 час)
Выразительное чтение с интонацией сочувствия, обиды, сопереживания
Тема 4.
Е.Чарушин «Кошка Маруська»
(1 час)
Умение найти название книги на корешке. Тема и жанр произведения
Выразительное чтение с интонацией сочувствия, грусти, радости.
Тема 5.
Б.С.Житков «Как слон спас хозяина от тигра»
(1 час)
Разграничивать книгу – произведение и книгу – сборник
Раздел «Мои первые книжки»-7ч
Тема 1.
Е.Пермяк « Пичугин мост» (1 час)
Выделение ключевых эпизодов по вопросам учителя. Закрепление всех
приобретенных знаний.
Тема 2.
Киселев « Мальчик Огонек»
(1 час)
Установка на знакомство с книгой, начиная с фамилии автора (знаком – незнаком).
Интонированное чтение произведений.
Тема 3.
Панькин « Легенда о матерях» (1 час)
Выразительное чтение стихотворений, анализ содержания.
Тема 4.
А.Барто « Было у бабушки 40 внучат» (1 час)
Выделение поведенческих характеристик героев для дальнейшего инсценирования.
Тема 5. Сказки В.И.Даля«Лучший певчий», «Зайчик»
(1 час)
Определение особенностей жанра сказок о животных.
Тема 6.
К.И.Чуковский «Загадки» (1 час)
Учить отгадывать загадки, находить ключевые слова, ориентировать в теме чтения
по заглавию.
Тема 7.
М. Пришвин «Листопадничек» (1 час)
Определять жанр произведения и тему, составлять план произведения.
Раздел «С моей книжной полки»-8ч
Тема 1.
Э.Мошковская «Хитрые старушки» (1 час)
Обзор различных изданий одного произведения.
Тема 2.
Е.Благинина «Чудесные часы», « Стихи о ёлке» и волшебстве Я ещё не
волшебник, я только учусь.
(1 час)
Детальный анализ произведения.Отработка связи «жанр – книги», уметь читать
надписи на обложке при усложненном оформлении книг.
Тема 3.
Б.Заходер «Товарищам детям» (1 час)
Обратить внимание на связь « тема – автор». Передача весеннего настроения при
выразительном чтении.
Тема 4.
Басни дедушки Крылова«Бочка», «Белка» (1 час)
Понятие «авторская выставка», выразительное чтение басен, умение выделять
мораль басни.
Тема 5.
Г.Снегирёв «Про пингвинов» (1 час)
Обобщить прочитанное, нахождение логических связей в произведении.
Тема 6.
Н.Павлова« Живая бусина» (1 час)
Устанавливать связь « автор – книга – тема».
Тема 7.
Н.Носов «Огурцы» (1 час)
Формирование нравственной позиции младшего школьника. Повторение правил
гигиены чтения.
Тема 8.
Н.И.Сладков«Суд над декабрём»
(1 час)
Литературное слушание, чтение и рассматривание книги.
Раздел «Зарубежная литература»-5ч
Тема 1.
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса»
(1 час)
Учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр.
Тема 2.
Китайская народная сказка « Ребёнок и мудрец» (1 час)
Умение находить в книгах общие признаки
Тема 3.
Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени»
(1 час)
Слушание, чтение и рассматривание книги
Тема 4.
Андерсен Г.Х «Большой морской змей» (1 час)
Чтение и рассматривание книги
Тема 5.
Андерсен Г.Х. «Пастушка и трубочист»
(1 час)
Чтение и рассматривание книги
Раздел «О Родине»-4ч
Тема 1.
Софья Могилевская «Сказка о громком барабане» (1 час)
Чтение и рассуждение о прочитанном
Тема 2.
Стихи о Родине
(1 час)
Упражнять в умении предугадывать примерное содержание по названию, началу,
иллюстрациям, используя внешние приметы или прежний опыт.
Тема 3.
С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике»(1 час)
Детальный анализ произведений, характеристика черт характера.
Учить озаглавливать тематическую выставку.
Тема 4.
Алексеев С. П. «Рассказы о Великой Отечественной войне»
(1 час)
Самостоятельное чтение, литературное слушание.
Краткое описание содержания тем в 3 классе
Раздел «Книги о природе и человеке»-4
Тема 1.
М.Пришвин «Гаечки» (1 час)
Деление произведения на смысловые части.
Тема 2.
Р.Киплинг «Маугли»
(1 час)
Выразительное чтение с интонацией сочувствия, обиды, сопереживания.
Тема 3.
Б.Житков «Мангуста» (1 час)
Выразительное чтение с интонацией сочувствия, обиды, сопереживания.
Тема 4.
М.Пришвин «Рождение кастрюльки»
(1 час)
Выделение ключевых эпизодов по вопросам учителя.
Раздел «Веселые истории»-2ч
Тема 1.
М.Зощенко «Глупая история»
(1 час)
Особенности произведений юмористического жанра.
Тема 2.
И.Сухин «Вот такой затейник» (1 час)
Особенности произведений юмористического жанра.
Раздел «Произведения о приключениях»-2ч
Тема 1.
И.Сигсгорд « Палле один на свете» (1 час)
Литературное слушание. Анализ произведения.
Тема 2.
А. Погорельский «Чёрная курица»
(1 час)
Формирование нравственной позиции младшего школьника. Повторение правил
гигиены чтения.
Раздел «Книжки с моей полки»-10ч
Тема 1.
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» (1 час)
Рассуждать с опорой на прочитанное произведение.
Тема 2.
А.Гайдар «Тимур и его команда»
(1 час)
Работа с текстом: выборочный пересказ, устное иллюстрирование
Тема 3.
И. Тургенев «Капля жизни»
(1 час)
Составление характеристики героя по его поступкам и жизненным ситуациям
Тема 4.
А.Милн «Непослушная мама»
(1 час)
Выразительное чтение стихотворений: передача любви и уважения тембром и
темпом чтения
Тема 5.
В. Дуров «Наша Жучка»
(1 час)
Особенности произведений, написанных не писателем, а людьми разных
профессий.
Тема 6.
«Приключения Толи Клюквина»
(1 час)
Детальный анализ произведения.
Тема 7.
М.Цветаева стихи (1 час)
Жанры литературы. Стихосложение - 11 словие
Тема 8.
Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»
(1 час)
Анализ поступков героев
Тема 9.
Мифы и легенды древней Греции.
(1 час)
«Рождение героя», «Геракл в Фивах» Литературное понятие «миф», «легенда».
Сравнение жанра «Мифы» со сказкой.
Тема 10.
Детские энциклопедии о растениях, животных, географии, истории (1 час)
Особенности энциклопедических публикаций.
Раздел «Русская литература»-7ч
Тема 1.
П. Бажов «Огневушка-поскакушка» (1 час)
Выделение особенностей уральских сказаний.
Тема 2.
А. Волков «Волшебник изумрудного города»
(1 час)
Особенности чтения книг большого объёма. Составление плана, опорные слова и
предложения.
Тема 3.
Стихотворные сказки В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее»
(1 час)
Особенности стихотворных сказок,Сравнение сказок разных авторов.
Тема 4.
Стихи о природе. Страницы русской классики.Ф.Тютчев, И.Суриков (1
час)
Рифма, строфа, олицетворение, сравнение, эпитет. Основы стихосложения:
синквейн
Тема 5.
Т.Лихоталь «Синяк»
(1 час)
Рассуждать о прочитанном, сравнивать с реальными жизненными ситуациями.
Тема 6.
Волков А.М. «Огненный бог Марранов»
(1 час)
Чтение и рассматривание книги, выборочное чтение.
Тема 7.
Погодин Р.П. «Книжка про Гришку»
(1 час)
Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям.
Раздел «Зарубежная литература»-9ч
Тема 1.
А.Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше» (1 час)
Особенности произведений зарубежных писателей, имена героев, бытовые
особенности, обычаи и т.д. Составление вопросов по услышанному отрывку
произведения.
Тема 2.
«Пеппи длинный чулок»
(1 час)
Учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр.
Тема 3.
Э.Браун «Сипсик»
(1 час)
Умение находить в книгах общие признаки
Тема 4.
Р.Распе «Самый правдивый человек на земле»
(1 час)
Слушание, чтение и рассматривание книги
Тема 5.
Гауф В. Маленький Мук (1 час)
Чтение и рассматривание книги
Тема 6.
Янссон Т. «Мумми-Тролль и комета»
(1 час)
Чтение и рассматривание книги
Тема 7.
Джеймс Барри Питер Пэн (1 час)
Умение находить в книгах общие признаки
Тема 8.
Д.Родари «Приключения Чиполлино»
(1 час)
Темп чтения, передача настроения голосом
Тема 9.
Д.Родари «Приключения голубой стрелы» (1 час)
Анализ произведения по вопросам учителя.
Краткое описание содержания тем в 4 классе
Раздел «Юмористические произведения»-3ч
Тема 1.
М.Зощенко «Глупая история»
(1 час)
Особенности произведений юмористического жанра.
Тема 2.
И.Сухин «Вот такой затейник»
(1 час)
Обобщить прочитанное, нахождение логических связей в произведении.
Тема 3.
Детская периодическая печать: журнал «Мурзилка», «Юный натуралист»,
«Весёлый затейник»
(1 час)
Углубление сведений о периодической печати. Знакомство с журналом «Юный
натуралист»
Раздел «Стихи о природе»-2ч
Тема 1.
В.Жуковский «Жаворонок», А.Фет «Весенний дождь» (1 час)
Рифма, строфа, олицетворение, сравнение, эпитет. Основы стихосложения:
синквейн
Тема 2.
Ф.Тютчев «Весенние воды»,С.Дрожжин «Весеннее царство»
(1 час)
Устанавливать связь « автор – книга – тема».
Раздел «Рассказы современных писателей»-5ч
Тема 1.
Рассказ В.Драгунского «Сестра моя Ксения
(1 час)
Рассуждать о прочитанном, сравнивать с реальными жизненными ситуациями.
Тема 2.
Рассказ «Что я люблю»
(1 час)
Слушание, чтение и рассматривание книги
Тема 3.
Е.Велтисов «Мальчик из чемодана»
(1 час)
Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества.
Анализ произведений
Тема 4.
В. Медведев «Баранкин будь человеком»
(1 час)
Упражнять в умении предугадывать примерное содержание по названию, началу,
иллюстрациям, используя внешние приметы или прежний опыт.
Тема 5.
В. Осеева «Простое дело»
(1 час)
Рассуждать с опорой на прочитанное произведение.
Раздел «Ступеньки мудрости»-9ч
Тема 1.
Л.Толстой « Как волки учат своих детей» (1 час)
Чувства, эмоции героев и читателей. Мастерство писателя.
Тема 2.
К.Паустовский «Барсучий нос»
(1 час)
Детальный анализ произведения
Тема 3.
Е.Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой»
(1 час)
Работа художника-иллюстратора. Значение иллюстрации в раскрытии содержания
произведения.
Тема 4.
Е.Чарушин «Кот Епифан»
(1 час)
Обобщить прочитанное, нахождение логических связей в произведении.
Тема 5.
В.Галявкин «Тетрадки под дождем»
(1 час)
Формирование нравственной позиции младшего школьника. Повторение правил
гигиены чтения.
Тема 6.
В. Голявкин. «Крути снежные вертя»
(1 час)
Литературное слушание, чтение и рассматривание книги.
Тема 7.
Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»
(1 час)
Учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр.
Тема 8.
П.П. Бажов «Уральские сказы»
(1 час)
Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Выделение из
прочитанных книг особенно интересных сведений из науки и техники.
Тема 9.
С. В. Михалков «Штиль». «Как старик корову продавал». (1 час)
Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной
книге.
Раздел «Зарубежные писатели детям»-8ч
Тема 1.
Ж. Верн «Дети капитана Гранта» (1 час)
Слушание, чтение и рассматривание книги
Тема 2.
Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан»
(1 час)
Чтение и рассматривание книги
Тема 3.
Ж. Верн «Таинственный остров»
(1 час)
Анализ произведения
Тема 4.
Э.Т. А. Гофман «Щелкунчик или мышиный король»
(1 час)
Умение находить в книгах общие признаки
Тема 5.
Д. Гринвуд «Маленький оборвыш» (1 час)
Темп чтения, передача настроения голосом
Тема 6.
Ф. Купер «Зверобой»
(1 час)
Анализ произведения по вопросам учителя.
Тема 7.
А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста
(1 час)
Слушание, чтение и рассматривание книги
Тема 8.
М. Твен «Принц и нищий»
(1 час)
Составление вопросов для оппонентов по прочитанному произведению
Раздел «Моя книжная полка»-7ч
Тема 1.
Н.Шер «Рассказы о русских писателях»
Беседа о том, с какими книгами познакомились, кто какое направление выбрал для
самостоятельного чтения, о чем узнал.
Тема 2.
К. Паустовский «Далекие годы»
Углубленное рассмотрение книг приключенческого жанра.
Тема 3.
Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»- повесть о детстве
Углубленное рассмотрение книг.
Тема 4.
А. Рыбаков «Кортик»
Литературное слушание. Анализ произведения.
Тема 5.
Рыбаков «Бронзовая птица»
Формирование нравственной позиции младшего школьника. Повторение правил
гигиены чтения.
Тема 6.
Г. Мало «Без семьи»
Рассуждать с опорой на прочитанное произведение.
Тема 7.
В.А. Осеева «Динка»
Составление характеристики героя по его поступкам и жизненным ситуациям
Формы организации и виды деятельности
Литературные игры
Конкурсы-кроссворды
Библиотечные уроки
Путешествия по страницам книг
Проекты
Встречи с библиотекарем
Уроки-спектакли.
Форма промежуточной аттестации:
Викторина «Писатели детям»
Тематическое планирование
1 класс
№ п\п
Тема занятия
Кол-во часов
Из них:
Аудиторные
Внеаудиторные
Раздел «Русский народный фольклор»-2ч
1
Докучные сказки: «Сказка про
белого
бычка»,
«Сказка
про
сороку и рака»
1
1
2
«Ни окошек, ни дверей». Загадки
1
1
Раздел «Мои первые книжки»-3ч
3
С.Маршак «Усатый полосатый»,
1
1
4
К.Чуковский «Бармалей»
1
1
5
К.Чуковский «Доктор Айболит»
1
1
Раздел «Друзья детства»-3ч
6
А. Томилин «Сказка о Веселом
мастере на все руки»
1
1
7
Ю. Дмитриев «Дети всякие
бывают»
1
1
8
Э. Успенский «Чебурашка», А.
Барто «Игрушки»
1
1
Раздел «О наших сверстниках»-3ч
9
Н.Носов «Метро», «Леденец»
1
1
10
А. Соколовский «Бабушкина
вешалка»
1
1
11
Б.Заходер «Детям»,
Э.Успенский «Над нашей
квартирой».
1
1
Раздел «О хороших людях»-4ч
12
С.Сахарнов «Самый лучший
пароход»
1
1
13
А.Митяев «Богатыри»
1
1
14
В.Осеева
«Добрая
хозяюшка»,
«Синие листья»
1
1
15
Стихи о маме: Е. Благинина
«Посидим в тишине», А.Барто
«Разлука»
1
1
Раздел «Книги о животных»-6ч
16
Е.Чарушин «Волчишко»
С. Маршак «Детки в клетке»
1
1
17
М. Горький «Воробьишко».
1
1
18
Ю.Тувим «Птичье радио»
1
1
19
С.
Михалков
«Как
медведь
трубку нашёл»
1
1
20
Н.Сладков «Как медвежонок сам
себя напугал»
1
1
21
Е. Чарушин «На нашем дворе»
1
1
Раздел «Русская литература»-7ч
22
Стихи и загадки Е. Серова
1
1
23
И. Суриков «Вот моя деревня»,
А. Блок «На лугу»
1
1
24
В.Катаев
« Цветик – семицветик»
1
1
25
С. Баруздин
« Как Алёше учиться надоело»
1
1
26
Г. Остер «Эхо»
1
1
27
С
.
Воронин
«Необыкновенная
ромашка»
1
1
28
«Любимое произведение»
1
1
Раздел «Зарубежная литература»-6ч
29
Ш.Перро «Красная шапочка»
1
1
30
Ш. Перро «Мальчик с пальчик»
1
1
31
Камыр-Батыр.
Татарские народные сказки
1
1
32
Абдулла
Алиш
«Болтливая
утка».
Татарские литературные сказки
1
1
33
Викторина «Писатели детям»
1
1
Итого 34 часа
Из них:
Аудиторные занятия: 18 ч.
Внеаудиторные занятия: 15 ч.
Тематическое планирование
№ п\п
Тема занятия
Кол-во часов
Аудиторные
Из них:
Внеаудиторные
Раздел «Русский народный фольклор»-5ч
1
Русские
народные
сказки
«Афонька, где был-побывал?»
1
1
2
Русские народные сказки
«Баба-Яга и заморышек»
1
1
3
Русские народные сказки
«Волшебная водица»
1
1
4
Русские народные сказки
«Золотой конь»
1
1
5
Русские народные сказки
«Безграмотная деревня»
1
1
Раздел «Произведения о животных»-5 ч
6
Сказки о животных
В. Сутеев «Палочка –
выручалочка», «Мешок яблок»
1
1
7
Рассказы
о
животных.
В.В.Бианки
«Плавунчик»
«Кто чем поёт?»
1
1
8
Е.Пермяк «Два рассказа»
1
1
9
Е.Чарушин «Кошка Маруська»
1
1
10
Б.С.Житков
«Как
слон
спас
хозяина от тигра»
1
1
Раздел «Мои первые книжки»-7ч
11
Е.Пермяк
« Пичугин мост»
1
1
12
Киселев
« Мальчик Огонек»
1
1
13
Панькин
« Легенда о матерях»
1
1
14
А.Барто « Было у бабушки 40
внучат»
1
1
15
Сказки В.И.Даля
«Лучший певчий», «Зайчик»
1
1
16
К.И.Чуковский «Загадки»
1
1
17
М. Пришвин «Листопадничек»
1
1
Раздел «С моей книжной полки»-8ч
18
Э.Мошковская
«Хитрые
старушки»
1
1
19
Е.Благинина «Чудесные часы», «
Стихи о ёлке»и волшебстве
Я ещё не волшебник, я только
учусь.
1
1
20
Б.Заходер «Товарищам детям»
1
1
21
Басни дедушки Крылова
«Бочка», «Белка»
1
1
22
Г.Снегирёв
«Про пингвинов»
1
1
23
Н.Павлова
« Живая бусина»
1
1
24
Н.Носов «Огурцы»
1
1
25
Н.И.Сладков
«Суд над декабрём»
1
1
Раздел «Зарубежная литература»-5ч
26
Книга Дж. Харриса «Сказки
дядюшки Римуса»
1
1
27
Китайская народная сказка «
Ребёнок и мудрец»
1
1
28
Е. Шварц.
«Сказка
о
потерянном времени»
1
1
29
Андерсен Г.Х «Большой морской
змей»
1
1
30
Андерсен
Г.Х.
«Пастушка
и
трубочист»
1
1
Раздел «О Родине»-4ч
31
Софья Могилевская «Сказка о
громком барабане»
1
1
32
Стихи о Родине
1
1
33
Алексеев
С.
П.
«Рассказы
о
Великой Отечественной войне»
1
1
34
Викторина «Писатели детям»
1
1
Итого 34 часа
Из них:
Аудиторные занятия: 18 ч.
Внеаудиторные занятия: 16 ч.
Тематическое планирование
3 класс
№ п\п
Тема занятия
Кол-во часов
Из них:
Аудиторные
Внеаудиторные
Раздел «Книги о природе и человеке»-4ч
1
М.Пришвин «Гаечки»
1
1
2
Р.Киплинг «Маугли»
1
1
3
Б.Житков «Мангуста»
1
1
4
М.Пришвин «Рождение
кастрюльки»
1
1
Раздел «Веселые истории»-2ч
5
М.Зощенко «Глупая история»
1
1
6
И.Сухин «Вот такой затейник»
1
1
Раздел «Произведения о приключениях»-2ч
7
И.Сигсгорд « Палле один на
свете»
1
1
8
А. Погорельский «Чёрная
курица»
1
1
Раздел «Книжки с моей полки»-10ч
9
Дж.
Родари
«Чем
пахнут
ремесла?»
1
1
10
А.Гайдар «Тимур и его команда»
1
1
11
И. Тургенев «Капля жизни»
1
1
12
А.Милн «Непослушная мама»
1
1
13
В. Дуров «Наша Жучка»
1
1
14
«Приключения Толи Клюквина»
1
1
15
М.Цветаева стихи
1
1
16
Н.Носов «Витя Малеев в школе и
дома»
1
1
17
Мифы
и
легенды
древней
Греции.
«Рождение героя»,
«Геракл
в
Фивах»
1
1
18
Детские
энциклопедии
о
растениях, животных, географии,
истории
1
1
Раздел «Русская литература»-7ч
19
П. Бажов «Огневушка-
поскакушка»
1
1
20
А. Волков «Волшебник
изумрудного города»
1
1
21
Стихотворные сказки
В. А. Жуковский
«Сказка о царе Берендее»
1
1
22
Стихи
о
природе.
Страницы
русской классики.
Ф.Тютчев, И.Суриков
1
1
23
Т.Лихоталь «Синяк»
1
1
24
Волков
А.М.
«Огненный
бог
Марранов»
1
1
25
Погодин
Р.П.
«Книжка
про
Гришку»
1
1
Раздел «Зарубежная литература»-7ч
27
А.Линдгрен «Карлсон, который
живет на крыше»
1
1
28
«Пеппи длинный чулок»
1
1
29
Э.Браун «Сипсик»
1
1
30
Р.Распе
«Самый
правдивый
человек на земле»
1
1
31
Гауф В. Маленький Мук
1
1
32
Янссон
Т.
«Мумми-Тролль
и
комета»
1
1
33
Джеймс Барри Питер Пэн
1
1
34
Викторина «Писатели детям»
1
1
Итого 34 часа
Из них:
Аудиторные занятия: 18 ч.
Внеаудиторные занятия: 16 ч.
Тематическое планирование
4 класс
№ п\п
Тема
Кол-во часов
Из них:
Аудиторные
Внеаудиторные
Раздел «Юмористические произведения»-3ч
1
М.Зощенко
«Глупая история»
1
1
2
И.Сухин «Вот такой затейник»
1
1
3
Детская периодическая печать:
журнал «Мурзилка», «Юный
натуралист», «Весёлый
затейник»
1
1
Раздел «Стихи о природе»-3ч
4
В.Жуковский
«Жаворонок»,
А.Фет «Весенний дождь»
1
1
5
С.Дрожжин «Весеннее царство»
1
1
6
Ф.Тютчев «Весенние воды»
1
1
Раздел «Рассказы современных писателей»-4ч
7
Рассказ В.Драгунского «Сестра
моя Ксения
1
1
8
Е.Велтисов
«Мальчик
из
чемодана»
1
1
9
В.
Медведев
«Баранкин
будь
человеком»
1
1
10
В. Осеева «Простое дело»
1
1
Раздел «Ступеньки мудрости»-9ч
11
Л.Толстой « Как волки учат
своих детей»
1
1
12
К.Паустовский «Барсучий нос»
1
1
13
Е.Чарушин
«Почему
Тюпу
прозвали Тюпой»
1
1
14
Е.Чарушин «Кот Епифан»
1
1
15
В.Галявкин «Тетрадки под
дождем»
1
1
16
В. Голявкин. «Крути снежные
вертя»
1
1
17
Д.В. Григорович «Гуттаперчевый
мальчик»
1
18
П.П. Бажов «Уральские сказы»
1
19
С. В. Михалков «Штиль». «Как
старик корову продавал».
1
Раздел «Зарубежные писатели детям»-8ч
20
Ж. Верн «Дети капитана Гранта»
1
1
21
Ж.
Верн
«Пятнадцатилетний
капитан»
1
1
22
Ж. Верн «Таинственный остров»
1
1
23
Э.Т. А. Гофман «Щелкунчик или
мышиный король»
1
1
24
Д.
Гринвуд
«Маленький
оборвыш»
1
1
25
Ф. Купер «Зверобой»
1
1
26
А.
Линдгрен
«Приключения
Калле Блюмквиста
1
1
27
М. Твен «Принц и нищий»
1
1
1
Раздел «Моя книжная полка»-5 ч
28
Н.Шер
«Рассказы
о
русских
писателях»
1
1
29
К. Паустовский «Далекие годы»
1
1
30
Г.
Скребицкий
«От
первых
проталин
до
первой
грозы»-
повесть о детстве
1
1
31
А. Рыбаков «Бронзовая птица»
1
1
32
Г. Мало «Без семьи»
1
1
1
33
В.А. Осеева «Динка»
34
Викторина «Писатели детям»
Итого 34 часа
Из них:
Аудиторные занятия: 18 ч.
Внеаудиторные занятия: 16 ч.