Напоминание

Преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста "Калейдоскоп эмоций"


Автор: Полина Владимировна Астанакулова
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ № 46"
Населённый пункт: г. Братск, Иркутская область
Наименование материала: Коррекционно-развивающая программа
Тема: Преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста "Калейдоскоп эмоций"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 46»

Муниципального образования города Братска

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ

ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Разработчик программы: Астанакулова Полина

Владимировна,

Педагог-психолог

г. БРАТСК, 2020г.

«Калейдоскоп

эмоций»

Психическая организация детства

исключительно прекрасна, и этой

красотой

и

грацией

детство

обязано той непосредственности,

корень

которой

лежит

в

преимущественном

развитии

эмоциональной сферы.

В.В. Зеньковский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В связи с введением ФГОС ДО, одной из задач является социально-

коммуникативное развитие

детей, которое направлено на усвоение норм и

ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

становление

самостоятельности,

целенаправленности

и

саморегуляции

собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,

эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к

совместной

деятельности

со

сверстниками,

формирование

уважительного

отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и

взрослых в Организации.

Актуальность

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической

деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с

психическими

состояниями.

В

ряду

различных

психических

состояний,

являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание такому

состоянию, как «беспокойство», «тревожность».

Проведенный анализ работ Е.А. Калинина, А.А. Крауклис, К.Д. Шафранской,

Ю.А. Ханина и других показал, что как и всякий регуляторный процесс, тревога как

состояние может быть адекватной степени угрозы предстоящего события, и в

этом случае будет оказывать оптимизирующее влияние на общение, поведение и

деятельность человека. Однако, как отмечается в работах А.И. Захарова, А.М.

Прихожан, А.О. Прохорова и других, при неоднократном повторении условий,

провоцирующих высокие значения тревоги, создается постоянная готовность к

переживанию данного состояния. Постоянные переживания тревоги фиксируются

и становятся личностным новообразованием – тревожностью.

Появившиеся в последнее время исследования отражают специфику

развития тревожности у детей, начиная с трехлетнего возраста. При этом

большинство авторов отмечают, что постоянно увеличивается число тревожных

детей,

отличавшихся

повышенным

беспокойством,

неуверенностью,

эмоциональной неустойчивостью.

Анализ исследования различных авторов позволил рассматривать факты

проявления

детской

тревожности

как,

с

одной

стороны

врожденную,

психодинамическую характеристику, представленную в работах А.И. Захарова и

других, и, с другой стороны, как условие и результат социализации. Другими

словами, причины формирования тревожности кроются как в природных,

генетических факторах развития психики ребенка, так и – причем в большей

степени – в социальных, раскрывающихся в условиях социализации, связанные с

нарушением в общении.

Причиной

тревожности

на

психологическом

уровне

может

быть

неадекватное восприятие субъектом самого себя. Так, в исследовании В.А.

Пинчук

показано,

что

тревожность

обусловлена

конфликтным

строением

самооценки,

когда

одновременно

актуализируются

две

противоположные

тенденции – потребность оценивать себя высоко, с одной стороны, и чувство

неуверенности с другой.

Посмотрим негативные стороны тревожности:

1.

Личность с высоким уровнем тревожности склонна воспринимать

окружающий мир как заключающий в себя угрозу и опасность в

значительно большей степени, чем личность с низким уровнем

тревожности;

2.

Высокий уровень тревожности создает угрозу психическому здоровью

личности и способствует развитию предневротических состояний;

3.

Высокий уровень тревожности отрицательно влияет на результат

деятельности;

4.

Тревожность по-разному сказывается на устойчивости поведения и

проявлении навыков его самоконтроля.

Помимо отрицательного влияния на здоровье, поведение и продуктивную

деятельность,

высокий

уровень

тревожности

сказывается

и

на

качестве

социального функционирования личности. Так, тревожность рассматривается как

источник агрессивного поведения. Кроме того, исследования показали, что

тревожность ведет к отсутствию у человека уверенности в своих возможностях в

общении, связана с социальным статусом, формирует конфликтные отношения.

Проведя обследование детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ

«ДСКВ№46» была выявлена небольшая группа детей, в которой наблюдался

высокий

уровень

тревожности

и

стало

необходимым

проводить

работу,

направленную на снижение уровня тревожности.

Целью данной программы является изучение проблемы и снижение уровня

тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

1.

Изучить природу и генезис детской тревожности;

2.

Развивать способности понимать, осознавать, выражать свои чувства,

эмоциональное состояние, переживание другого человека;

3.

Развивать положительную Я-концепцию, устойчивую удовлетворенность

представлений о себе, умение вести себя в ситуациях неуспеха;

4.

Удовлетворить ведущие социальные потребности ребенка, расширять и

обобщать навыки общения со сверстниками;

5.

Формировать позиции партнерских взаимоотношений детей друг с

другом через игровую деятельность;

6.

Облегчать состояние тревожности через обучение техники релаксации,

анализа ситуации, через игры;

7.

Развивать и обобщать продуктивные видя деятельности, повышать

игровую компетентность ребенка;

8.

Обсуждать с детьми практику реализации новых навыков и умений в

реальной жизни.

В основе данной программы лежат фундаментальные психологические и

педагогические принципы.

Педагогические принципы:

1.

Наглядности обучения (использование схематических изображений,

рисунков и т.д.).

2.

Систематичности,

последовательности,

комплексности

(последовательное

усложнение

заданий,

систематический

контроль

за

результатами

процесса,

планирование

занятий,

взаимосвязь

отдельных

структурных компонентов занятия между собой).

3.

Прочности овладения знаниями, умениями и навыками (закрепление

в практической деятельности – игре и повседневной жизни, систематическое

повторение ранее изученного, контроль усвоения изучаемого материала).

4.

Индивидуального и группового подхода (формирование в группе

положительного психологического климата, учет индивидуальных особенностей

детей и факторов групповой динамики).

5.

Принцип стимулирования активности и инициативы детей в процессе

получения новых знаний и закрепления навыков.

Психологические принципы:

1.

Учет

возрастных

и

индивидуальных

особенностей

детей

при

организации и проведении занятия.

2.

Учет объективной и субъективной сложности материала занятий

(объем, разнообразие, эмоциональная насыщенность и т.д.)

3.

Ориентация

на

позитивные

изменения

в

личности

и

группе

(направленность

на

положительные

качества

детей,

использование

положительных примеров, формирование уверенности в своих силах, создание

ситуации успеха).

4.

Психологического комфорта и присутствия атмосферы доверия на

занятиях.

Методы и приемы: игры малой подвижности, дидактические и игровые

упражнения,

беседа,

рассказ,

чтение

художественной

литературы,

рассматривание иллюстраций, этюды, игры, которые способствовали повышению

самооценки, умению снимать мышечное напряжение, открытому проявлению

эмоций и чувств, обогащению эмоциональной сферы ребенка.

Контингент – дети старшего дошкольного возраста.

Длительность каждого занятия – 30 минут. Проводится по подгруппам в

составе 8-10 человек.

Цикл занятий рассчитан на 2,5 месяца, включает в себя 20 занятий. Занятия

проводятся 2 раза в неделю.

Каждое занятие разбито на 4 блока. На каждый блок отводится по 5

занятий.

Структура группового занятия включает следующие этапы:

1 этап. Ритуал приветствия

Цель: Это этап связан с развивающе-обучающей направленностью,

ориентирован на создание положительных эмоций, установление контакта

психолога с детьми. Он сопровождается играми и упражнениями, направленными

на гармонизацию среды, на стимулирование детей к анализу процесса общения,

на создание положительных эмоций, на развитие чувства группового единства,

принятия и доверия.

2 этап. Разминка.

Цель: воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их

активности. (Психогимнастика, телесно-ориентированная терапия, пальчиковые

игры, социальная терапия и т.д.) разминка выполняет важную функцию настройки

на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале

занятия, но и между упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с

учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей,

поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального

возбуждения.

3 этап. Основное содержание занятий.

Цель: решение задач данного занятия.

Основа занятия – игры и игровые упражнения, этюды направленные на

формирование

чувства

доверия

и

уверенности

в

себе;

способствующие

закреплению внутренний установки «Я-хороший», «Ты-хороший» через открытие в

себе и других положительных сильных сторон, качеств, навыков, умений, которые

дают чувство внутренней устойчивости и доверия; способствовать сплочению

группы. Сюда входят беседы, ролевые игры, рисование, сочинение историй,

проигрывание

ситуаций,

групповая

дискуссия

и

т.д.

приоритет

отдается

многофункциональным техникам, направленным на развитие познавательных

процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы.

Важен

порядок

предъявления

упражнений

и

их

общее

количество.

Последовательность

предполагает

чередование

деятельности,

смену

психофизического

состояния

ребенка:

от

подвижного

к

спокойному,

от

интеллектуальной игры к релаксационной технике. Количество игр и упражнений

2-4.

4 этап. Рефлексия.

Цель: оценка занятия.

(Арт-терапия, беседы и т.д.) Две оценки: Эмоциональная (понравилось-не

понравилось, было хорошо или не очень хорошо и почему) и смысловая (почему

это важно, для чего мы это делали).

5 этап. Ритуал прощания.

Проходит по аналогии с ритуалом приветствия.

Контроль за эффективностью программы проходит в три этапа: в начале

(для выявление уровня тревожности), промежуточный контроль (для определения

динамики развития детей и внесения необходимых изменений в программу),

итоговый.

Оборудование: магнитофон, аудиокассеты, игры и упражнения, рисунки,

карточки с различными изображениями, схемы, пиктограммы и т.д., мультимедиа,

бумага разных форматов, краски, карандаши, кисти, восковые и пастельные

мелки, призы для награждений.

Перспективный план

I

Блок

«Снятие

состояния

эмоционального

дискомфорта.

Развитие

социальных эмоций».

Задачи:

1.Снизить эмоционального напряжение;

2.Создать положительный эмоциональный настрой, атмосферу принятия

каждого ребенка;

3.Развивать способности понимать эмоциональное состояние другого и

умение выражать свое;

4. Учить передавать эмоциональные состояния, используя различные

выразительные средства.

Занятие №1 «Знакомство с эмоциональным словарем»

Приемы

Оборудование

Название, цель

1 Приветствие

«У меня нос…»

Цель:

сплотить

детей,

создать

атмосферу

группового

доверия

и

принятия.

2. Упражнение

«Друг к дружке»

Цель: умение слышать и

слушать

друг

друга,

развитие сотрудничества.

3. Игра

Набор карточек с разны

ми

эмоциональными

состояниями

«Азбука настроения»

Цель:

познакомить

с

различными

эмоциями,

развивать внимание.

4.Психогимнастика

«Победи свой страх»

Цель: снятие мышечного

напряжения,

стараться

передавать

эмоциональные состояния.

5. Игра

«Закончи предложение»

Цель: развитие

воображения, речи, умение

высказывать свое мнение.

6.Рисование

Магнитофон,

аудиозаписи,

листы,

карандаши, краски, кисти,

восковые

мелки,

вода,

салфетки.

«Мое настроение»

Цель: снижение мышечного

напряжения,

развитие

воображения, мышления.

7. Упражнение

«Дудочка»

Цель: снятие мышечного

напряжения, расслабление

мышц

лица,

особенно

вокруг губ.

8.Прощание

«Окажи внимание другому»

Цель:

Развитие

умения

выражать

свое

положительное отношение

к

другим

людям,

учить

оказывать

и

принимать

знаки внимания.

Занятие №2 «Здравствуйте, меня зовут…»

1.Приветствие

«Доброе утро, Саша…»

Цель:

сплотить

детей,

создать

атмосферу

группового

доверия

и

принятия.

2.Игра

«Мое имя»

Цель: идентификация себя

со

своим

именем,

формирование позитивного

отношения

ребенка

к

своему «Я»

3.Игра

«Угадай, кого не стало»

Цель: развитие внимания,

наблюдательности,

принятие

детьми

друг

друга.

4.Игра

«Узнай по голосу»

Цель: развитие внимания,

умение узнавать друг друга

по

голосу,

создание

положительного

эмоционального фона.

5.Рисование

Магнитофон,

аудиозаписи,

листы,

карандаши, краски, кисти,

восковые

мелки,

вода,

салфетки.

«Автопортрет»

Цель: снятие мышечного

напряжения,

формирование позитивного

отношения к своему «Я»

6.Упражнение

Релаксация

«Воздушные

шарики»

Цель: Умение

расслабиться,

снять

напряжение.

7.Прощание

«Подарим

друг

другу

улыбку»

Цель: снижение

эмоциональной

напряженности, умение

передавать положительные

эмоциональные состояния.

Занятие № 3 «Мое имя»

1.Приветствие

Магнитофон, аудиозаписи

«Здравствуйте,

меня

зовут…»

Цель: стимулировать детей

к

анализу

процесса

общения,

создание

положительных эмоций.

2.Игра

Камешки, коврики

«Я глазами других»

Цель:

Дать

детям

представления

об

индивидуальности.

Неповторимости каждого из

них, развивать уверенность

в

себе,

формировать

умение

принимать

отличную от своей точки

зрения.

3.Игра

Клубок ниток

«Связующая нить»

Цель:

формирование

чувства близости с другими

детьми.

4.Психогимнастика

«Прогулка»

Цель: снятие мышечного

напряжения, двигательная

и эмоциональная разминка.

5.Рисование

Магнитофон,

аудиозаписи,

листы,

карандаши, краски, кисти,

восковые

мелки,

вода,

салфетки.

«Рисование самого себя»

Цель: раскрытие своего

«Я», формирование

стремления к

самосовершенстованию.

6.Прощание (упражнение)

«Возьми и передай»

Цель: достижение

взаимопонимания и

сплоченности, умение

передавать положительное

эмоциональное состояние.

Занятие № 4 «Я люблю…»

1.Приветствие

«Слово-образ-действие»

Цель:

создание

положительных

эмоций,

развитие воображения.

2.Беседа

«Тайна моего имени»

Цель:

Дать

детям

представления

об

индивидуальности.

Неповторимости каждого из

них, развивать уверенность

в

себе,

формировать

умение

принимать

отличную от своей точки

зрения.

3.Игра

Стульчики

«Скучно,

скучно

так

сидеть…»

Цель: развитие

наблюдательности,

внимания, памяти,

мыслительных процессов,

произвольности движений.

4.Игра

Тетрадь, карандаши

«Разыщи радость»

Цель:

формирование

открытости

внешним

впечатлениям,

развитие

любознательности.

5.Рисование

Магнитофон,

аудиозаписи,

листы,

карандаши, краски, кисти,

восковые

мелки,

вода,

салфетки.

«Я люблю больше всего…»

Цель:

закрепление

положительных

эмоций,

снятие мышечных зажимов.

6.Танцевальный этюд

Магнитофон,

аудиозаписи.

«Подари движение»

Цель: укрепление

эмоциональных контактов,

взаимопонимания и

доверия.

7.Прощание (упражнение)

«Передай улыбку»

Цель: достижение

взаимопонимания и

сплоченности, умение

передавать положительное

эмоциональное состояние.

Занятие № 5 «Мое настроение»

1.Приветствие

«Комплименты»

Цель: создание

положительных эмоций,

дать детям почувствовать

значимость, повышение

уверенности в себе.

2.Прослушивание

и

обсуждение

Песенка в переводе С.Я.

Маршака

«Два маленьких котенка…»

Цель:

умение

понимать

эмоциональные состояния

других людей.

3.Этюд

«Солнечный зайчик»

Цель:

снятие

психоэмоционального

напряжения,

развитие

способности понимать свое

эмоциональное

состояние

и умение его выражать.

4.Беседа

Цель:

умение

охарактеризовать

свое

самочувствие,

умение

высказывать

свою

точку

зрения.

5.Рисование

Магнитофон,

аудиозаписи,

листы,

карандаши, краски, кисти,

восковые

мелки,

вода,

салфетки.

«Мое настроение»

Цель:

осознание

своего

эмоционального состояния,

умение

адекватно

его

выразить.

6.Упражнение

«Тренируем эмоции»

Цель:

развитие

умения

чувствовать настроение и

сопереживать

окружающим.

7.Прощание (упражнение)

«Передай улыбку»

Цель:

достижение

взаимопонимания

и

сплоченности,

умение

передавать положительное

эмоциональное состояние.

II Блок «Снижение тревожности. Формирование социального доверия».

Задачи:

1.

Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов;

2.

Снижение уровня тревожности;

3.

Воспитывать уверенность в себе;

4.

Снизить эмоциональное напряжение.

Занятие № 6 «На что похоже настроение»

Приемы

Оборудование

Цель

1.Приветствие

«Общий круг»

Цель: создание

положительного

эмоционального фона,

развитие тактильной

чувствительности.

2.Беседа

«Как

повысить

настроение?»

Цель:

помощь

в

преодоление негативных

переживаний,

учить

самостоятельно

принимать

решения,

уменьшение

тревожности.

3.Игра

«На

что

похоже

настроение?»

Цель: осознание своего

эмоционального

самочувствия,

развитие

симпатии.

4.Разыгрывание сценки

(См. Занятие № 5)

«Котята»

Цель:

развитие

понимания

эмоционального

состояния

и

поступков

другого человека, умение

выразить свое.

5.Рисование

Магнитофон,

аудиозаписи,

листы,

карандаши,

краски,

кисти, восковые мелки,

вода, салфетки.

Эпизод

из

сценки

«Котята»

Цель:

рефлексия

с

опорой

на

художественное

изображение.

6.Игра

«Настроение и походка»

Цель:

7.Прощание

(упражнение)

Пиктограммы

«Хоровод»

Цель:

достижение

взаимопонимания

и

сплоченности,

умение

передавать

положительное

эмоциональное

состояние.

Занятие № 7 «Наши страхи»

1.Приветствие

(упражнение)

«Импульс»

Цель:

Формирование

чувства

близости

с

другими детьми

2. Сценка

Мультфильм «Котенок по

имени Гав».

Цель: развитие умения

выражать

различные

эмоциональные

состояния,

имитация

преувеличенного чувства

страха.

3.Упражнение

«Расскажи свои страхи»

Цель:

выявление

реальных

страхов,

развитие

умения

говорить

о

своих

негативных

переживаниях открыто в

кругу

сверстников,

формирование

социального доверия.

4.Рисование

Магнитофон,

аудиозаписи,

листы,

карандаши,

краски,

кисти, восковые мелки,

вода, салфетки.

«Нарисуй свой страх»

Цель:

снятие

страхов,

осознание своих страхов.

5.Упражнение

Магнитофон,

аудиозаписи.

«Музыкальная мозаика»

Цель:

ауторелаксация,

развитие

умения

двигаться

в

такт

музыкальных фрагментов

разных темпов.

6.Прощание

(упражнение)

Пиктограммы

«Хоровод»

Цель:

достижение

взаимопонимания

и

сплоченности,

умение

передавать

положительное

эмоциональное

состояние.

Занятие № 8 «Кто-то очень страшный…»

1.Приветствие

(упражнение)

«Рукопожатие»

Цель: развитие умения

договариваться,

сотрудничать, создавать

положительный

эмоциональный настрой.

2.Беседа

Отрывок

из

произведения

«Галя и гусь»

Цель: умение определять

и

изображать

при

помощи мимики и жестов

эмоциональное

состояния.

3.Игра

«Море волнуется раз»

Цель:

развитие

внимания, воображения,

свободы

в

выборе

персонажа, предмета.

4.Игра

«Ассоциации»

Цель:

развитие

зрительного,

слухового

восприятия, творческого

мышления.

5.Рисование

Магнитофон,

аудиозаписи,

листы,

карандаши,

краски,

кисти, восковые мелки,

вода, салфетки.

«Нарисуй свой страх»

Цель:

снятие

страхов,

осознание своих страхов.

6.Прощание

(упражнение)

Клубок ниток

«Связующая нить»

Цель:

формирование

чувства

близости

с

другими детьми, умение

высказывать свои мысли.

Занятие № 9 «Злюка»

1.Приветствие

«Минутка

вхождения

в

день»

Цель: создание

положительного

эмоционального фона,

развитие тактильной

чувствительности.

2.Чтение и обсуждение

Стихотворение

Г. Ладонщикова

«Я не плачу».

Цель: умение определять

эмоциональное

состояние,

побуждать к

проявлению сочувствия и

сопереживания родным и

близким

людям,

формировать осознание

моральной

стороны

поступков.

3.Этюд

«Разъяренная

медведица»

Цель:

с

помощью

выразительных

средств

уметь

передавать

эмоциональные

состояния.

4.Игра

«Западня»

Цель: развитие быстроты

реакции,

внимания,

ловкости,

мышечных

зажимов.

5.Рисование

Магнитофон,

аудиозаписи,

листы,

карандаши,

краски,

кисти, восковые мелки,

вода, салфетки.

«Лист гнева»

Цель: снятие мышечного

напряжения,

умение

справляться

с

негативными эмоциями.

6.Прощание

(упражнение)

Клубок ниток

«Связующая нить»

Цель:

формирование

чувства

близости

с

другими детьми, умение

высказывать свои мысли.

Занятие № 10 «Я больше не боюсь»

1.Приветствие

«У меня нос…»

Цель:

сплотить

детей,

создать

атмосферу

группового

доверия

и

принятия.

2.Этюд

«Смелые ребята»

Цель:

преодоление

негативных переживаний,

воспитание уверенности

в себе.

3.Игра

«В темной норе»

Цель:

снятие

страха

перед темнотой.

4.Упражнение

Магнитофон,

аудиозаписи.

«На лесной полянке»

Цель:

снятие

эмоционального

напряжения,

мышечных

зажимов,

ауторелаксация.

5.Игра

Магнитофон,

аудиозаписи.

«Тень»

Цель:

развитие

наблюдательности,

памяти,

внутренней

свободы

и

раскованности.

5.Игра

Различные препятствия.

«Слепой и поводырь»

Цель: развитие внимания

друг к другу, социального

доверия.

6. Прощание

(упражнение)

«Хоровод»

Цель:

формирование

чувства

близости

с

другими детьми, умение

высказывать свои мысли.

III Блок «Формирование положительной самооценки у детей».

Задачи:

1.

Научить самостоятельно принимать решения;

2.

Корректировать поведение с помощью ролевых игр;

3.

Создать положительный эмоциональный фон;

4.

Повышать уверенности в себе.

Занятие № 11 «Новичок»

Приемы

Оборудование

Цель

1.Приветствие

«Доброе утро, Саша…»

Цель:

сплотить

детей,

создать

атмосферу

группового

доверия

и

принятия.

2.Игра

Стихотворение

А. Бродского «Новичок»

«Молчок»

Цель:

коррекция

поведения

с

помощью

ролевых игр.

3.Этюд

«Три характера»

Цель:

дать

моральную

оценку

злости,

плаксивости; работа над

мимикой и пантомимикой.

4.Рисование

Магнитофон,

аудиозаписи,

листы,

карандаши,

краски,

кисти, восковые мелки,

вода, салфетки.

«Три характера»

Цель:

рефлексия

по

предварительно

проведенному этюду.

5.Игра

«Скучно,

скучно

так

сидеть…»

Цель:

развитие

раскованности,

тренировка

самоорганизации,

ловкости.

6.Игра

«Дракон

кусает

свой

хвост»

Цель: снятие

напряженности, развитие

сплоченности группы.

7.Прощание (игра)

«Комплименты»

Цель:

помочь

ребенку

увидеть

свои

положительные стороны,

дать почувствовать, что

его понимают и ценят

другие дети.

Занятие № 12 «Ласка»

1.Приветствие

«Слово-образ-действие»

Цель:

создание

положительных

эмоций,

развитие воображения.

2.Миниконкурс

«Назови и покажи»

Цель:

определение

и

передача эмоциональных

состояний,

выраженных

при помощи мимики.

3.Этюд

Стихотворение

В.

Семерина

«Страшный

зверь»

«Странный зверь»

Цель:

коррекция

поведения

с

помощью

ролевых игр.

4.Рисование по этюду

Магнитофон,

аудиозаписи,

листы,

карандаши,

краски,

кисти, восковые мелки,

вода, салфетки.

Цель: развитие умения

передавать

эмоциональные

состояния

через

художественный образ.

5.Этюд

«Ласка»

Цель: развитие умения

выражать

чувства

радости, удовольствия.

6.Упражнение

Магнитофон,

аудиозаписи

«Минута шалости»

Цель: снятие мышечного

напряжение,

развитие

свободы движений.

7.Релаксация

Магнитофон,

аудиозаписи

«Волшебный сон»

Цель: саморасслабление,

снятие

мышечных

зажимов.

8.Прощание

(упражнение)

«Окажи

внимание

другому»

Цель:

Развитие умения

выражать

свое

положительное

отношение

к

другим

людям, учить оказывать

и

принимать

знаки

внимания.

Занятие № 13 «Общая история»

1.Приветствие

«Наши ножки»

Цель:

Создание

атмосферы

доверия

и

принятия.

2.Создание истории

«Общая история»

Цель:

помочь

детям

выразить

свою

индивидуальность, учить

высказывать свои мысли,

научить

адекватным

способам

взаимодействия,

развивать

умение

слушать и слышать.

3.Инсценировка

«Общая история»

Цель:

коррекция

поведения,

снятие

эмоционального

напряжения,

сплочение

детской группы.

4.Игра

«Колдун»

Цель:

овладение

неречевыми средствами

общения.

5.Коллективный рисунок

Магнитофон,

аудиозаписи,

листы,

карандаши,

краски,

кисти, восковые мелки,

вода, салфетки.

«Общая история»

Цель:

развитие

ощущение

свободы

и

творческой

активности,

умение

удивлять,

фантазировать,

действовать сообща.

6.Игра

«Иголка и нитка»

Цель:

развитие

произвольности,

коммуникативных

и

организаторских

способностей.

7.Прощание

(упражнение)

«Окажи

внимание

другому»

Цель:

Развитие умения

выражать

свое

положительное

отношение

к

другим

людям, учить оказывать

и

принимать

знаки

внимания.

Занятие№ 14 «Волшебный лес»

1.Приветствие

«Пожелаем доброго дня»

Цель: Создание

атмосферы доверия и

принятия.

2.Этюд

«Ежик»

Цель:

научить

передавать

эмоциональные

состояния

героя;

развивать

способность

понимать чувства других.

3. Этюд

«Ежики смеются»

Цель:

тренировка

психомоторных функций.

4.Игра

«Тропинка»

Цель:

активизация

воображения

и

сопровождающих

его

положительных

эмоций,

формирование личности

и

развитие

оптимистического

чувственного фона.

5.Рисование

Магнитофон,

аудиозаписи,

листы,

карандаши,

краски,

кисти, восковые мелки,

вода, салфетки.

«Волшебный лес»

Цель:

развитие

воображения,

умение

передавать

свое

эмоциональное

состояние

через

художественный образ.

6.Упражнение

«Танец»

Цель:

танцевальная

терапия,

тренировка

психомоторных функций,

самовыражение

индивидуальности

ребенка.

7.Прощание

(упражнение)

«Улыбка»

Цель: ауторелаксация.

Занятие № 15 «Сказочная шкатулка»

1.Приветствие

«Пожелаем доброго дня»

Цель:

Создание

атмосферы

доверия

и

принятия.

2.Игра

«Сказочная шкатулка»

Цель:

формирование

положительной

«Я-

концепции,

самопринятия,

уверенности в себе.

3.Игра

«Волшебное колечко»

Цель:

Коррекция

негативного образа «Я»,

снятие

тревожности,

неуверенности в себе.

4.Игра

«Принц и принцесса»

Цель: дать почувствовать

детям свою значимость,

выявить положительные

стороны

личности,

сплотить детскую группу.

5.Рисование

Магнитофон,

аудиозаписи,

листы,

карандаши,

краски,

кисти, восковые мелки,

вода, салфетки.

«Волшебные зеркала»

Цель:

гармонизация

и

развитие «Я-концепции»

6.Игра

Магнитофон,

аудиозаписи

«Танец»

Цель:

использование

выразительных движений

в воспитании эмоций.

7.Игра

Магнитофон,

«Хоровод»

аудиозаписи.

Цель: развивать чувство

группового

единства,

положительных эмоций.

IV Блок «Снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками.

Обучение умению самостоятельно решать возникшие трудности.

Задачи:

1.

Формирование адекватных форм поведения;

2.

Учить осознавать свое поведение;

3.

Работать над выразительностью движений;

4.

Учить навыкам саморасслабления.

Занятие № 16 «Добрые волшебники»

Приемы

Оборудование

Цель

1.Приветствие

«Давайте

поздороваемся!»

Цель:

Создание

атмосферы доверия и

принятия.

2.Игра

Стихотворение

Л.Кузьмина

«Дом с колокольчиком»

«Взаимоотношения»

Цель: Привитие новых

форм поведения.

3.Этюд

Стихотворение

В.Томилиной

«Солидарность»

«Солидарность»

Цель:

проявление

сочувствия

в

конкретном действии.

4.Игра

«Передай по кругу»

Цель:

Развитие

сплоченности,

взаимопонимания.

5.Упражнение

«Волшебники»

Цель: Развитие чувств

на

основе

воображения.

6.Этюд

«Цветок»

Цель:

снятие

мышечного

напряжения.

7.Упражнение

«Хоровод»

Цель:

развивать

чувство

группового

единства,

положительных

эмоций.

8.Прощание (упражнение)

«Улыбка»

Цель: ауторелаксация.

Занятие №17 «Солнце в ладошках»

1.Приветствие

«Минутка вхождения в

день»

Цель:

создание

положительного

эмоционального фона,

развитие

тактильной

чувствительности

2.Игра

«Встреча

сказочных

героев»

Цель:

коррекция

негативных

поведенческих реакций,

формирование

нового

опыта

взаимоотношений

в

процессе игры.

3.Игра

«Мальчик (девочка) –

наоборот»

Цель:

развитие

произвольного

контроля

за

своими

действиями,

снятие

двигательной

расторможенности.

4.Этюд

Стихотворение

«Солнце в ладошке»

«Солнце в ладошке»

Цель:

снятие

эмоционального

напряжения,

развитие

произвольного

внимания

детьми

эмоционально-

выразительных

движений.

5.Этюд

«Просто так»

Цель:

развитие

социального

доверия,

воспитание

новых

способов

общения,

формирование

адекватных

форм

поведения.

6.Игра

«Клеевой дождик»

Цель: развитие чувства

сплоченности,

сотрудничества.

7.Этюд

Магнитофон,

аудиозаписи.

«Идем

за

синей

птицей»

Цель:

снятие

мышечного

напряжения.

Занятие № 18 «Встреча с другом»

1.Приветствие

«Солнышко»

Цель:

Создание

атмосферы доверия и

принятия.

2.этюд

«Встреча с другом»

Цель:

передача

с

помощью

выразительных

движений

внутреннего

состояния героев.

3.Этюд

«Два друга»

Цель:

сопоставление

различных

черт

характера,

развитие

способности

понимать

эмоциональное

состояние

другого

человека и адекватно

выразить свое.

4.Рисование

Стихотворение

«Мои

друзья»

Магнитофон,

аудиозаписи,

листы,

карандаши,

краски,

кисти, восковые мелки,

вода, салфетки.

«Мои друзья»

Цель:

выяснение

взаимоотношений

детей внутри группы.

5.Проигрывание ситуаций

(См. занятие №14)

Цель:

формирование

адекватных

форм

поведения.

6.Игра

«Окажи

внимание

другому»

Цель: Развитие умения

выражать

свое

положительное

отношение

к

другим

людям,

учить

оказывать и принимать

знаки внимания.

7.Упражнение

«Волшебный сон»

Цель:

снижение

психоэмоционального

напряжения.

8.Прощание (упражнение)

Песня «От улыбки»

В. Шаинского

«Поделись

улыбкою

своей»

Цель:

зарядка

положительными

эмоциями.

Занятие № 19 «Мирилки»

1.Приветствие

«Доброе утро, и всем

улыбнись…»

Цель:

Создание

атмосферы доверия и

принятия.

2.Этюд

«Поссорились

и

помирились»

Цель:

учиться

передавать с помощью

выразительных

движений

различные

эмоциональные

состояния.

3.Обсуждение

Стихотворение

«Мирная считалка»

«Мирная считалка»

Цель: учить понимать

чувства других, умение

уступать друг другу.

4.Беседа

«Кого

мы

называем

вежливым»

Цель:

формирование

нравственного

воспитания,

формирование

позитивного отношения

к сверстникам.

5.Этюд

Музыка Ю. Литовко

«Танец с поклонами»

«Вежливый ребенок»

Цель:

формирование

адекватных

форм

поведения.

6.Разыгрывание ситуаций

«Поссорились

помирились»

Цель:

формирование

позитивного отношения

к

сверстникам,

учить

понимать

чувства

и

поведения других.

7.Игра

«Розовое

слово

«Привет».

8.Прощание (упражнение)

«Пожелание

соседу

справа»

Цель:

развивать

чувство

группового

единства,

положительных

эмоций.

Занятие № 20 «Правила дружбы»

1.Приветствие

«Назови себя»

Цель:

формирование

умения

представлять

себя коллективу детей,

проявление

уверенности.

2.Игра

«Найди друга»

Цель:

Научить

детей

чувствовать

и

переживать,

развитие

коммуникативных

навыков.

3.Игра

«Секрет»

Цель:

развитие

социальной активности

детей,

умение

взаимодействовать

с

детьми.

4.Игра

«Цветик-семицветик»

Цель: развитие умения

делать

правильный

выбор,

умение

сотрудничать.

5.Рисование

Магнитофон,

аудиозаписи,

листы,

карандаши,

краски,

кисти, восковые мелки,

вода, салфетки.

«Новоселье»

Цель:

формирование

чувства

единства

с

группой»

6.Релаксация

«Улыбка»

Цель:

снятие

психоэмоционального

напряжения.

7.Прощание (упражнение)

«Наши пожелания»

Цель:

развивать

чувство

группового

единства,

положительных

эмоций.



В раздел образования