Автор: Полина Владимировна Астанакулова
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ № 46"
Населённый пункт: г. Братск, Иркутская область
Наименование материала: Коррекционно-развивающая программа
Тема: Преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста "Калейдоскоп эмоций"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 46»
Муниципального образования города Братска
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ
ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Разработчик программы: Астанакулова Полина
Владимировна,
Педагог-психолог
г. БРАТСК, 2020г.
«Калейдоскоп
эмоций»
Психическая организация детства
исключительно прекрасна, и этой
красотой
и
грацией
детство
обязано той непосредственности,
корень
которой
лежит
в
преимущественном
развитии
эмоциональной сферы.
В.В. Зеньковский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В связи с введением ФГОС ДО, одной из задач является социально-
коммуникативное развитие
детей, которое направлено на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
становление
самостоятельности,
целенаправленности
и
саморегуляции
собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к
совместной
деятельности
со
сверстниками,
формирование
уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и
взрослых в Организации.
Актуальность
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической
деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с
психическими
состояниями.
В
ряду
различных
психических
состояний,
являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание такому
состоянию, как «беспокойство», «тревожность».
Проведенный анализ работ Е.А. Калинина, А.А. Крауклис, К.Д. Шафранской,
Ю.А. Ханина и других показал, что как и всякий регуляторный процесс, тревога как
состояние может быть адекватной степени угрозы предстоящего события, и в
этом случае будет оказывать оптимизирующее влияние на общение, поведение и
деятельность человека. Однако, как отмечается в работах А.И. Захарова, А.М.
Прихожан, А.О. Прохорова и других, при неоднократном повторении условий,
провоцирующих высокие значения тревоги, создается постоянная готовность к
переживанию данного состояния. Постоянные переживания тревоги фиксируются
и становятся личностным новообразованием – тревожностью.
Появившиеся в последнее время исследования отражают специфику
развития тревожности у детей, начиная с трехлетнего возраста. При этом
большинство авторов отмечают, что постоянно увеличивается число тревожных
детей,
отличавшихся
повышенным
беспокойством,
неуверенностью,
эмоциональной неустойчивостью.
Анализ исследования различных авторов позволил рассматривать факты
проявления
детской
тревожности
как,
с
одной
стороны
врожденную,
психодинамическую характеристику, представленную в работах А.И. Захарова и
других, и, с другой стороны, как условие и результат социализации. Другими
словами, причины формирования тревожности кроются как в природных,
генетических факторах развития психики ребенка, так и – причем в большей
степени – в социальных, раскрывающихся в условиях социализации, связанные с
нарушением в общении.
Причиной
тревожности
на
психологическом
уровне
может
быть
неадекватное восприятие субъектом самого себя. Так, в исследовании В.А.
Пинчук
показано,
что
тревожность
обусловлена
конфликтным
строением
самооценки,
когда
одновременно
актуализируются
две
противоположные
тенденции – потребность оценивать себя высоко, с одной стороны, и чувство
неуверенности с другой.
Посмотрим негативные стороны тревожности:
1.
Личность с высоким уровнем тревожности склонна воспринимать
окружающий мир как заключающий в себя угрозу и опасность в
значительно большей степени, чем личность с низким уровнем
тревожности;
2.
Высокий уровень тревожности создает угрозу психическому здоровью
личности и способствует развитию предневротических состояний;
3.
Высокий уровень тревожности отрицательно влияет на результат
деятельности;
4.
Тревожность по-разному сказывается на устойчивости поведения и
проявлении навыков его самоконтроля.
Помимо отрицательного влияния на здоровье, поведение и продуктивную
деятельность,
высокий
уровень
тревожности
сказывается
и
на
качестве
социального функционирования личности. Так, тревожность рассматривается как
источник агрессивного поведения. Кроме того, исследования показали, что
тревожность ведет к отсутствию у человека уверенности в своих возможностях в
общении, связана с социальным статусом, формирует конфликтные отношения.
Проведя обследование детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ
«ДСКВ№46» была выявлена небольшая группа детей, в которой наблюдался
высокий
уровень
тревожности
и
стало
необходимым
проводить
работу,
направленную на снижение уровня тревожности.
Целью данной программы является изучение проблемы и снижение уровня
тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1.
Изучить природу и генезис детской тревожности;
2.
Развивать способности понимать, осознавать, выражать свои чувства,
эмоциональное состояние, переживание другого человека;
3.
Развивать положительную Я-концепцию, устойчивую удовлетворенность
представлений о себе, умение вести себя в ситуациях неуспеха;
4.
Удовлетворить ведущие социальные потребности ребенка, расширять и
обобщать навыки общения со сверстниками;
5.
Формировать позиции партнерских взаимоотношений детей друг с
другом через игровую деятельность;
6.
Облегчать состояние тревожности через обучение техники релаксации,
анализа ситуации, через игры;
7.
Развивать и обобщать продуктивные видя деятельности, повышать
игровую компетентность ребенка;
8.
Обсуждать с детьми практику реализации новых навыков и умений в
реальной жизни.
В основе данной программы лежат фундаментальные психологические и
педагогические принципы.
Педагогические принципы:
1.
Наглядности обучения (использование схематических изображений,
рисунков и т.д.).
2.
Систематичности,
последовательности,
комплексности
(последовательное
усложнение
заданий,
систематический
контроль
за
результатами
процесса,
планирование
занятий,
взаимосвязь
отдельных
структурных компонентов занятия между собой).
3.
Прочности овладения знаниями, умениями и навыками (закрепление
в практической деятельности – игре и повседневной жизни, систематическое
повторение ранее изученного, контроль усвоения изучаемого материала).
4.
Индивидуального и группового подхода (формирование в группе
положительного психологического климата, учет индивидуальных особенностей
детей и факторов групповой динамики).
5.
Принцип стимулирования активности и инициативы детей в процессе
получения новых знаний и закрепления навыков.
Психологические принципы:
1.
Учет
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
детей
при
организации и проведении занятия.
2.
Учет объективной и субъективной сложности материала занятий
(объем, разнообразие, эмоциональная насыщенность и т.д.)
3.
Ориентация
на
позитивные
изменения
в
личности
и
группе
(направленность
на
положительные
качества
детей,
использование
положительных примеров, формирование уверенности в своих силах, создание
ситуации успеха).
4.
Психологического комфорта и присутствия атмосферы доверия на
занятиях.
Методы и приемы: игры малой подвижности, дидактические и игровые
упражнения,
беседа,
рассказ,
чтение
художественной
литературы,
рассматривание иллюстраций, этюды, игры, которые способствовали повышению
самооценки, умению снимать мышечное напряжение, открытому проявлению
эмоций и чувств, обогащению эмоциональной сферы ребенка.
Контингент – дети старшего дошкольного возраста.
Длительность каждого занятия – 30 минут. Проводится по подгруппам в
составе 8-10 человек.
Цикл занятий рассчитан на 2,5 месяца, включает в себя 20 занятий. Занятия
проводятся 2 раза в неделю.
Каждое занятие разбито на 4 блока. На каждый блок отводится по 5
занятий.
Структура группового занятия включает следующие этапы:
1 этап. Ритуал приветствия
Цель: Это этап связан с развивающе-обучающей направленностью,
ориентирован на создание положительных эмоций, установление контакта
психолога с детьми. Он сопровождается играми и упражнениями, направленными
на гармонизацию среды, на стимулирование детей к анализу процесса общения,
на создание положительных эмоций, на развитие чувства группового единства,
принятия и доверия.
2 этап. Разминка.
Цель: воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их
активности. (Психогимнастика, телесно-ориентированная терапия, пальчиковые
игры, социальная терапия и т.д.) разминка выполняет важную функцию настройки
на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале
занятия, но и между упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с
учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей,
поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального
возбуждения.
3 этап. Основное содержание занятий.
Цель: решение задач данного занятия.
Основа занятия – игры и игровые упражнения, этюды направленные на
формирование
чувства
доверия
и
уверенности
в
себе;
способствующие
закреплению внутренний установки «Я-хороший», «Ты-хороший» через открытие в
себе и других положительных сильных сторон, качеств, навыков, умений, которые
дают чувство внутренней устойчивости и доверия; способствовать сплочению
группы. Сюда входят беседы, ролевые игры, рисование, сочинение историй,
проигрывание
ситуаций,
групповая
дискуссия
и
т.д.
приоритет
отдается
многофункциональным техникам, направленным на развитие познавательных
процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы.
Важен
порядок
предъявления
упражнений
и
их
общее
количество.
Последовательность
предполагает
чередование
деятельности,
смену
психофизического
состояния
ребенка:
от
подвижного
к
спокойному,
от
интеллектуальной игры к релаксационной технике. Количество игр и упражнений
2-4.
4 этап. Рефлексия.
Цель: оценка занятия.
(Арт-терапия, беседы и т.д.) Две оценки: Эмоциональная (понравилось-не
понравилось, было хорошо или не очень хорошо и почему) и смысловая (почему
это важно, для чего мы это делали).
5 этап. Ритуал прощания.
Проходит по аналогии с ритуалом приветствия.
Контроль за эффективностью программы проходит в три этапа: в начале
(для выявление уровня тревожности), промежуточный контроль (для определения
динамики развития детей и внесения необходимых изменений в программу),
итоговый.
Оборудование: магнитофон, аудиокассеты, игры и упражнения, рисунки,
карточки с различными изображениями, схемы, пиктограммы и т.д., мультимедиа,
бумага разных форматов, краски, карандаши, кисти, восковые и пастельные
мелки, призы для награждений.
Перспективный план
I
Блок
«Снятие
состояния
эмоционального
дискомфорта.
Развитие
социальных эмоций».
Задачи:
1.Снизить эмоционального напряжение;
2.Создать положительный эмоциональный настрой, атмосферу принятия
каждого ребенка;
3.Развивать способности понимать эмоциональное состояние другого и
умение выражать свое;
4. Учить передавать эмоциональные состояния, используя различные
выразительные средства.
Занятие №1 «Знакомство с эмоциональным словарем»
Приемы
Оборудование
Название, цель
1 Приветствие
«У меня нос…»
Цель:
сплотить
детей,
создать
атмосферу
группового
доверия
и
принятия.
2. Упражнение
«Друг к дружке»
Цель: умение слышать и
слушать
друг
друга,
развитие сотрудничества.
3. Игра
Набор карточек с разны
ми
эмоциональными
состояниями
«Азбука настроения»
Цель:
познакомить
с
различными
эмоциями,
развивать внимание.
4.Психогимнастика
«Победи свой страх»
Цель: снятие мышечного
напряжения,
стараться
передавать
эмоциональные состояния.
5. Игра
«Закончи предложение»
Цель: развитие
воображения, речи, умение
высказывать свое мнение.
6.Рисование
Магнитофон,
аудиозаписи,
листы,
карандаши, краски, кисти,
восковые
мелки,
вода,
салфетки.
«Мое настроение»
Цель: снижение мышечного
напряжения,
развитие
воображения, мышления.
7. Упражнение
«Дудочка»
Цель: снятие мышечного
напряжения, расслабление
мышц
лица,
особенно
вокруг губ.
8.Прощание
«Окажи внимание другому»
Цель:
Развитие
умения
выражать
свое
положительное отношение
к
другим
людям,
учить
оказывать
и
принимать
знаки внимания.
Занятие №2 «Здравствуйте, меня зовут…»
1.Приветствие
«Доброе утро, Саша…»
Цель:
сплотить
детей,
создать
атмосферу
группового
доверия
и
принятия.
2.Игра
«Мое имя»
Цель: идентификация себя
со
своим
именем,
формирование позитивного
отношения
ребенка
к
своему «Я»
3.Игра
«Угадай, кого не стало»
Цель: развитие внимания,
наблюдательности,
принятие
детьми
друг
друга.
4.Игра
«Узнай по голосу»
Цель: развитие внимания,
умение узнавать друг друга
по
голосу,
создание
положительного
эмоционального фона.
5.Рисование
Магнитофон,
аудиозаписи,
листы,
карандаши, краски, кисти,
восковые
мелки,
вода,
салфетки.
«Автопортрет»
Цель: снятие мышечного
напряжения,
формирование позитивного
отношения к своему «Я»
6.Упражнение
Релаксация
«Воздушные
шарики»
Цель: Умение
расслабиться,
снять
напряжение.
7.Прощание
«Подарим
друг
другу
улыбку»
Цель: снижение
эмоциональной
напряженности, умение
передавать положительные
эмоциональные состояния.
Занятие № 3 «Мое имя»
1.Приветствие
Магнитофон, аудиозаписи
«Здравствуйте,
меня
зовут…»
Цель: стимулировать детей
к
анализу
процесса
общения,
создание
положительных эмоций.
2.Игра
Камешки, коврики
«Я глазами других»
Цель:
Дать
детям
представления
об
индивидуальности.
Неповторимости каждого из
них, развивать уверенность
в
себе,
формировать
умение
принимать
отличную от своей точки
зрения.
3.Игра
Клубок ниток
«Связующая нить»
Цель:
формирование
чувства близости с другими
детьми.
4.Психогимнастика
«Прогулка»
Цель: снятие мышечного
напряжения, двигательная
и эмоциональная разминка.
5.Рисование
Магнитофон,
аудиозаписи,
листы,
карандаши, краски, кисти,
восковые
мелки,
вода,
салфетки.
«Рисование самого себя»
Цель: раскрытие своего
«Я», формирование
стремления к
самосовершенстованию.
6.Прощание (упражнение)
«Возьми и передай»
Цель: достижение
взаимопонимания и
сплоченности, умение
передавать положительное
эмоциональное состояние.
Занятие № 4 «Я люблю…»
1.Приветствие
«Слово-образ-действие»
Цель:
создание
положительных
эмоций,
развитие воображения.
2.Беседа
«Тайна моего имени»
Цель:
Дать
детям
представления
об
индивидуальности.
Неповторимости каждого из
них, развивать уверенность
в
себе,
формировать
умение
принимать
отличную от своей точки
зрения.
3.Игра
Стульчики
«Скучно,
скучно
так
сидеть…»
Цель: развитие
наблюдательности,
внимания, памяти,
мыслительных процессов,
произвольности движений.
4.Игра
Тетрадь, карандаши
«Разыщи радость»
Цель:
формирование
открытости
внешним
впечатлениям,
развитие
любознательности.
5.Рисование
Магнитофон,
аудиозаписи,
листы,
карандаши, краски, кисти,
восковые
мелки,
вода,
салфетки.
«Я люблю больше всего…»
Цель:
закрепление
положительных
эмоций,
снятие мышечных зажимов.
6.Танцевальный этюд
Магнитофон,
аудиозаписи.
«Подари движение»
Цель: укрепление
эмоциональных контактов,
взаимопонимания и
доверия.
7.Прощание (упражнение)
«Передай улыбку»
Цель: достижение
взаимопонимания и
сплоченности, умение
передавать положительное
эмоциональное состояние.
Занятие № 5 «Мое настроение»
1.Приветствие
«Комплименты»
Цель: создание
положительных эмоций,
дать детям почувствовать
значимость, повышение
уверенности в себе.
2.Прослушивание
и
обсуждение
Песенка в переводе С.Я.
Маршака
«Два маленьких котенка…»
Цель:
умение
понимать
эмоциональные состояния
других людей.
3.Этюд
«Солнечный зайчик»
Цель:
снятие
психоэмоционального
напряжения,
развитие
способности понимать свое
эмоциональное
состояние
и умение его выражать.
4.Беседа
Цель:
умение
охарактеризовать
свое
самочувствие,
умение
высказывать
свою
точку
зрения.
5.Рисование
Магнитофон,
аудиозаписи,
листы,
карандаши, краски, кисти,
восковые
мелки,
вода,
салфетки.
«Мое настроение»
Цель:
осознание
своего
эмоционального состояния,
умение
адекватно
его
выразить.
6.Упражнение
«Тренируем эмоции»
Цель:
развитие
умения
чувствовать настроение и
сопереживать
окружающим.
7.Прощание (упражнение)
«Передай улыбку»
Цель:
достижение
взаимопонимания
и
сплоченности,
умение
передавать положительное
эмоциональное состояние.
II Блок «Снижение тревожности. Формирование социального доверия».
Задачи:
1.
Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов;
2.
Снижение уровня тревожности;
3.
Воспитывать уверенность в себе;
4.
Снизить эмоциональное напряжение.
Занятие № 6 «На что похоже настроение»
Приемы
Оборудование
Цель
1.Приветствие
«Общий круг»
Цель: создание
положительного
эмоционального фона,
развитие тактильной
чувствительности.
2.Беседа
«Как
повысить
настроение?»
Цель:
помощь
в
преодоление негативных
переживаний,
учить
самостоятельно
принимать
решения,
уменьшение
тревожности.
3.Игра
«На
что
похоже
настроение?»
Цель: осознание своего
эмоционального
самочувствия,
развитие
симпатии.
4.Разыгрывание сценки
(См. Занятие № 5)
«Котята»
Цель:
развитие
понимания
эмоционального
состояния
и
поступков
другого человека, умение
выразить свое.
5.Рисование
Магнитофон,
аудиозаписи,
листы,
карандаши,
краски,
кисти, восковые мелки,
вода, салфетки.
Эпизод
из
сценки
«Котята»
Цель:
рефлексия
с
опорой
на
художественное
изображение.
6.Игра
«Настроение и походка»
Цель:
7.Прощание
(упражнение)
Пиктограммы
«Хоровод»
Цель:
достижение
взаимопонимания
и
сплоченности,
умение
передавать
положительное
эмоциональное
состояние.
Занятие № 7 «Наши страхи»
1.Приветствие
(упражнение)
«Импульс»
Цель:
Формирование
чувства
близости
с
другими детьми
2. Сценка
Мультфильм «Котенок по
имени Гав».
Цель: развитие умения
выражать
различные
эмоциональные
состояния,
имитация
преувеличенного чувства
страха.
3.Упражнение
«Расскажи свои страхи»
Цель:
выявление
реальных
страхов,
развитие
умения
говорить
о
своих
негативных
переживаниях открыто в
кругу
сверстников,
формирование
социального доверия.
4.Рисование
Магнитофон,
аудиозаписи,
листы,
карандаши,
краски,
кисти, восковые мелки,
вода, салфетки.
«Нарисуй свой страх»
Цель:
снятие
страхов,
осознание своих страхов.
5.Упражнение
Магнитофон,
аудиозаписи.
«Музыкальная мозаика»
Цель:
ауторелаксация,
развитие
умения
двигаться
в
такт
музыкальных фрагментов
разных темпов.
6.Прощание
(упражнение)
Пиктограммы
«Хоровод»
Цель:
достижение
взаимопонимания
и
сплоченности,
умение
передавать
положительное
эмоциональное
состояние.
Занятие № 8 «Кто-то очень страшный…»
1.Приветствие
(упражнение)
«Рукопожатие»
Цель: развитие умения
договариваться,
сотрудничать, создавать
положительный
эмоциональный настрой.
2.Беседа
Отрывок
из
произведения
«Галя и гусь»
Цель: умение определять
и
изображать
при
помощи мимики и жестов
эмоциональное
состояния.
3.Игра
«Море волнуется раз»
Цель:
развитие
внимания, воображения,
свободы
в
выборе
персонажа, предмета.
4.Игра
«Ассоциации»
Цель:
развитие
зрительного,
слухового
восприятия, творческого
мышления.
5.Рисование
Магнитофон,
аудиозаписи,
листы,
карандаши,
краски,
кисти, восковые мелки,
вода, салфетки.
«Нарисуй свой страх»
Цель:
снятие
страхов,
осознание своих страхов.
6.Прощание
(упражнение)
Клубок ниток
«Связующая нить»
Цель:
формирование
чувства
близости
с
другими детьми, умение
высказывать свои мысли.
Занятие № 9 «Злюка»
1.Приветствие
«Минутка
вхождения
в
день»
Цель: создание
положительного
эмоционального фона,
развитие тактильной
чувствительности.
2.Чтение и обсуждение
Стихотворение
Г. Ладонщикова
«Я не плачу».
Цель: умение определять
эмоциональное
состояние,
побуждать к
проявлению сочувствия и
сопереживания родным и
близким
людям,
формировать осознание
моральной
стороны
поступков.
3.Этюд
«Разъяренная
медведица»
Цель:
с
помощью
выразительных
средств
уметь
передавать
эмоциональные
состояния.
4.Игра
«Западня»
Цель: развитие быстроты
реакции,
внимания,
ловкости,
мышечных
зажимов.
5.Рисование
Магнитофон,
аудиозаписи,
листы,
карандаши,
краски,
кисти, восковые мелки,
вода, салфетки.
«Лист гнева»
Цель: снятие мышечного
напряжения,
умение
справляться
с
негативными эмоциями.
6.Прощание
(упражнение)
Клубок ниток
«Связующая нить»
Цель:
формирование
чувства
близости
с
другими детьми, умение
высказывать свои мысли.
Занятие № 10 «Я больше не боюсь»
1.Приветствие
«У меня нос…»
Цель:
сплотить
детей,
создать
атмосферу
группового
доверия
и
принятия.
2.Этюд
«Смелые ребята»
Цель:
преодоление
негативных переживаний,
воспитание уверенности
в себе.
3.Игра
«В темной норе»
Цель:
снятие
страха
перед темнотой.
4.Упражнение
Магнитофон,
аудиозаписи.
«На лесной полянке»
Цель:
снятие
эмоционального
напряжения,
мышечных
зажимов,
ауторелаксация.
5.Игра
Магнитофон,
аудиозаписи.
«Тень»
Цель:
развитие
наблюдательности,
памяти,
внутренней
свободы
и
раскованности.
5.Игра
Различные препятствия.
«Слепой и поводырь»
Цель: развитие внимания
друг к другу, социального
доверия.
6. Прощание
(упражнение)
«Хоровод»
Цель:
формирование
чувства
близости
с
другими детьми, умение
высказывать свои мысли.
III Блок «Формирование положительной самооценки у детей».
Задачи:
1.
Научить самостоятельно принимать решения;
2.
Корректировать поведение с помощью ролевых игр;
3.
Создать положительный эмоциональный фон;
4.
Повышать уверенности в себе.
Занятие № 11 «Новичок»
Приемы
Оборудование
Цель
1.Приветствие
«Доброе утро, Саша…»
Цель:
сплотить
детей,
создать
атмосферу
группового
доверия
и
принятия.
2.Игра
Стихотворение
А. Бродского «Новичок»
«Молчок»
Цель:
коррекция
поведения
с
помощью
ролевых игр.
3.Этюд
«Три характера»
Цель:
дать
моральную
оценку
злости,
плаксивости; работа над
мимикой и пантомимикой.
4.Рисование
Магнитофон,
аудиозаписи,
листы,
карандаши,
краски,
кисти, восковые мелки,
вода, салфетки.
«Три характера»
Цель:
рефлексия
по
предварительно
проведенному этюду.
5.Игра
«Скучно,
скучно
так
сидеть…»
Цель:
развитие
раскованности,
тренировка
самоорганизации,
ловкости.
6.Игра
«Дракон
кусает
свой
хвост»
Цель: снятие
напряженности, развитие
сплоченности группы.
7.Прощание (игра)
«Комплименты»
Цель:
помочь
ребенку
увидеть
свои
положительные стороны,
дать почувствовать, что
его понимают и ценят
другие дети.
Занятие № 12 «Ласка»
1.Приветствие
«Слово-образ-действие»
Цель:
создание
положительных
эмоций,
развитие воображения.
2.Миниконкурс
«Назови и покажи»
Цель:
определение
и
передача эмоциональных
состояний,
выраженных
при помощи мимики.
3.Этюд
Стихотворение
В.
Семерина
«Страшный
зверь»
«Странный зверь»
Цель:
коррекция
поведения
с
помощью
ролевых игр.
4.Рисование по этюду
Магнитофон,
аудиозаписи,
листы,
карандаши,
краски,
кисти, восковые мелки,
вода, салфетки.
Цель: развитие умения
передавать
эмоциональные
состояния
через
художественный образ.
5.Этюд
«Ласка»
Цель: развитие умения
выражать
чувства
радости, удовольствия.
6.Упражнение
Магнитофон,
аудиозаписи
«Минута шалости»
Цель: снятие мышечного
напряжение,
развитие
свободы движений.
7.Релаксация
Магнитофон,
аудиозаписи
«Волшебный сон»
Цель: саморасслабление,
снятие
мышечных
зажимов.
8.Прощание
(упражнение)
«Окажи
внимание
другому»
Цель:
Развитие умения
выражать
свое
положительное
отношение
к
другим
людям, учить оказывать
и
принимать
знаки
внимания.
Занятие № 13 «Общая история»
1.Приветствие
«Наши ножки»
Цель:
Создание
атмосферы
доверия
и
принятия.
2.Создание истории
«Общая история»
Цель:
помочь
детям
выразить
свою
индивидуальность, учить
высказывать свои мысли,
научить
адекватным
способам
взаимодействия,
развивать
умение
слушать и слышать.
3.Инсценировка
«Общая история»
Цель:
коррекция
поведения,
снятие
эмоционального
напряжения,
сплочение
детской группы.
4.Игра
«Колдун»
Цель:
овладение
неречевыми средствами
общения.
5.Коллективный рисунок
Магнитофон,
аудиозаписи,
листы,
карандаши,
краски,
кисти, восковые мелки,
вода, салфетки.
«Общая история»
Цель:
развитие
ощущение
свободы
и
творческой
активности,
умение
удивлять,
фантазировать,
действовать сообща.
6.Игра
«Иголка и нитка»
Цель:
развитие
произвольности,
коммуникативных
и
организаторских
способностей.
7.Прощание
(упражнение)
«Окажи
внимание
другому»
Цель:
Развитие умения
выражать
свое
положительное
отношение
к
другим
людям, учить оказывать
и
принимать
знаки
внимания.
Занятие№ 14 «Волшебный лес»
1.Приветствие
«Пожелаем доброго дня»
Цель: Создание
атмосферы доверия и
принятия.
2.Этюд
«Ежик»
Цель:
научить
передавать
эмоциональные
состояния
героя;
развивать
способность
понимать чувства других.
3. Этюд
«Ежики смеются»
Цель:
тренировка
психомоторных функций.
4.Игра
«Тропинка»
Цель:
активизация
воображения
и
сопровождающих
его
положительных
эмоций,
формирование личности
и
развитие
оптимистического
чувственного фона.
5.Рисование
Магнитофон,
аудиозаписи,
листы,
карандаши,
краски,
кисти, восковые мелки,
вода, салфетки.
«Волшебный лес»
Цель:
развитие
воображения,
умение
передавать
свое
эмоциональное
состояние
через
художественный образ.
6.Упражнение
«Танец»
Цель:
танцевальная
терапия,
тренировка
психомоторных функций,
самовыражение
индивидуальности
ребенка.
7.Прощание
(упражнение)
«Улыбка»
Цель: ауторелаксация.
Занятие № 15 «Сказочная шкатулка»
1.Приветствие
«Пожелаем доброго дня»
Цель:
Создание
атмосферы
доверия
и
принятия.
2.Игра
«Сказочная шкатулка»
Цель:
формирование
положительной
«Я-
концепции,
самопринятия,
уверенности в себе.
3.Игра
«Волшебное колечко»
Цель:
Коррекция
негативного образа «Я»,
снятие
тревожности,
неуверенности в себе.
4.Игра
«Принц и принцесса»
Цель: дать почувствовать
детям свою значимость,
выявить положительные
стороны
личности,
сплотить детскую группу.
5.Рисование
Магнитофон,
аудиозаписи,
листы,
карандаши,
краски,
кисти, восковые мелки,
вода, салфетки.
«Волшебные зеркала»
Цель:
гармонизация
и
развитие «Я-концепции»
6.Игра
Магнитофон,
аудиозаписи
«Танец»
Цель:
использование
выразительных движений
в воспитании эмоций.
7.Игра
Магнитофон,
«Хоровод»
аудиозаписи.
Цель: развивать чувство
группового
единства,
положительных эмоций.
IV Блок «Снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками.
Обучение умению самостоятельно решать возникшие трудности.
Задачи:
1.
Формирование адекватных форм поведения;
2.
Учить осознавать свое поведение;
3.
Работать над выразительностью движений;
4.
Учить навыкам саморасслабления.
Занятие № 16 «Добрые волшебники»
Приемы
Оборудование
Цель
1.Приветствие
«Давайте
поздороваемся!»
Цель:
Создание
атмосферы доверия и
принятия.
2.Игра
Стихотворение
Л.Кузьмина
«Дом с колокольчиком»
«Взаимоотношения»
Цель: Привитие новых
форм поведения.
3.Этюд
Стихотворение
В.Томилиной
«Солидарность»
«Солидарность»
Цель:
проявление
сочувствия
в
конкретном действии.
4.Игра
«Передай по кругу»
Цель:
Развитие
сплоченности,
взаимопонимания.
5.Упражнение
«Волшебники»
Цель: Развитие чувств
на
основе
воображения.
6.Этюд
«Цветок»
Цель:
снятие
мышечного
напряжения.
7.Упражнение
«Хоровод»
Цель:
развивать
чувство
группового
единства,
положительных
эмоций.
8.Прощание (упражнение)
«Улыбка»
Цель: ауторелаксация.
Занятие №17 «Солнце в ладошках»
1.Приветствие
«Минутка вхождения в
день»
Цель:
создание
положительного
эмоционального фона,
развитие
тактильной
чувствительности
2.Игра
«Встреча
сказочных
героев»
Цель:
коррекция
негативных
поведенческих реакций,
формирование
нового
опыта
взаимоотношений
в
процессе игры.
3.Игра
«Мальчик (девочка) –
наоборот»
Цель:
развитие
произвольного
контроля
за
своими
действиями,
снятие
двигательной
расторможенности.
4.Этюд
Стихотворение
«Солнце в ладошке»
«Солнце в ладошке»
Цель:
снятие
эмоционального
напряжения,
развитие
произвольного
внимания
детьми
эмоционально-
выразительных
движений.
5.Этюд
«Просто так»
Цель:
развитие
социального
доверия,
воспитание
новых
способов
общения,
формирование
адекватных
форм
поведения.
6.Игра
«Клеевой дождик»
Цель: развитие чувства
сплоченности,
сотрудничества.
7.Этюд
Магнитофон,
аудиозаписи.
«Идем
за
синей
птицей»
Цель:
снятие
мышечного
напряжения.
Занятие № 18 «Встреча с другом»
1.Приветствие
«Солнышко»
Цель:
Создание
атмосферы доверия и
принятия.
2.этюд
«Встреча с другом»
Цель:
передача
с
помощью
выразительных
движений
внутреннего
состояния героев.
3.Этюд
«Два друга»
Цель:
сопоставление
различных
черт
характера,
развитие
способности
понимать
эмоциональное
состояние
другого
человека и адекватно
выразить свое.
4.Рисование
Стихотворение
«Мои
друзья»
Магнитофон,
аудиозаписи,
листы,
карандаши,
краски,
кисти, восковые мелки,
вода, салфетки.
«Мои друзья»
Цель:
выяснение
взаимоотношений
детей внутри группы.
5.Проигрывание ситуаций
(См. занятие №14)
Цель:
формирование
адекватных
форм
поведения.
6.Игра
«Окажи
внимание
другому»
Цель: Развитие умения
выражать
свое
положительное
отношение
к
другим
людям,
учить
оказывать и принимать
знаки внимания.
7.Упражнение
«Волшебный сон»
Цель:
снижение
психоэмоционального
напряжения.
8.Прощание (упражнение)
Песня «От улыбки»
В. Шаинского
«Поделись
улыбкою
своей»
Цель:
зарядка
положительными
эмоциями.
Занятие № 19 «Мирилки»
1.Приветствие
«Доброе утро, и всем
улыбнись…»
Цель:
Создание
атмосферы доверия и
принятия.
2.Этюд
«Поссорились
и
помирились»
Цель:
учиться
передавать с помощью
выразительных
движений
различные
эмоциональные
состояния.
3.Обсуждение
Стихотворение
«Мирная считалка»
«Мирная считалка»
Цель: учить понимать
чувства других, умение
уступать друг другу.
4.Беседа
«Кого
мы
называем
вежливым»
Цель:
формирование
нравственного
воспитания,
формирование
позитивного отношения
к сверстникам.
5.Этюд
Музыка Ю. Литовко
«Танец с поклонами»
«Вежливый ребенок»
Цель:
формирование
адекватных
форм
поведения.
6.Разыгрывание ситуаций
«Поссорились
–
помирились»
Цель:
формирование
позитивного отношения
к
сверстникам,
учить
понимать
чувства
и
поведения других.
7.Игра
«Розовое
слово
«Привет».
8.Прощание (упражнение)
«Пожелание
соседу
справа»
Цель:
развивать
чувство
группового
единства,
положительных
эмоций.
Занятие № 20 «Правила дружбы»
1.Приветствие
«Назови себя»
Цель:
формирование
умения
представлять
себя коллективу детей,
проявление
уверенности.
2.Игра
«Найди друга»
Цель:
Научить
детей
чувствовать
и
переживать,
развитие
коммуникативных
навыков.
3.Игра
«Секрет»
Цель:
развитие
социальной активности
детей,
умение
взаимодействовать
с
детьми.
4.Игра
«Цветик-семицветик»
Цель: развитие умения
делать
правильный
выбор,
умение
сотрудничать.
5.Рисование
Магнитофон,
аудиозаписи,
листы,
карандаши,
краски,
кисти, восковые мелки,
вода, салфетки.
«Новоселье»
Цель:
формирование
чувства
единства
с
группой»
6.Релаксация
«Улыбка»
Цель:
снятие
психоэмоционального
напряжения.
7.Прощание (упражнение)
«Наши пожелания»
Цель:
развивать
чувство
группового
единства,
положительных
эмоций.