Автор: Исланова Эльвира Витальевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Крепыш" Населённый пункт: г. Ноябрьск Наименование материала: методическая разработка Тема: проект "Прогулка в зимний лес" Раздел: дошкольное образование
Цель проекта: «Какие изменения в лесу происходят с приходом зимы?»
Проект
«Прогулка в
зимний лес»
Цель проекта
Формирование основ экологической культуры у детей 7-го года
жизни
Задачи
Расширять представление о том, что у каждого времени года
есть свои особенности. Учить оттискивать причины изменений
в
жизни
животных
в
изменении
условий
их
обитания,
устанавливать
причинно-следственные
связи.
Развивать
доказательную
речь.
Воспитывать
эстетическое
видение
природы, стремление беречь ее.
Содержание
проекта
Подготовительный этап:
подготовить материал для изобразительной
деятельности (бумагу для рисования, краски, кисти,
бумага для аппликации, ножницы, клей); книги для
чтения детям, географическую карту ЯМАЛА, картины,
фотографии Крайнего Севера
природный материал для опытов и наблюдений (шишки,
мох, , сухие веточки, чага и др.);
экскурсия в парк;
разучивание и пение песен о родном крае.
Реализация проекта: провести мероприятия
познавательного цикла:
по ознакомлению с окружающим
«Беседа о зимующих и перелетных птицах»,
«Кто как зимует»
по развитию речи
«Птицы зимой»
Рассказывание по картине «Зимние развлечения».
по ознакомлению с художественной литературой
Заучивание стихотворения С.Есенина «Озябли пташки
малые...»
по развитию элементарных математических
способностей
«Зима в лесу»
Сделать групповой коллаж «Зайчата и ежата в зимнем
лесу»
Провести конкурс: сочинение экологической сказки с
участием родителей «Родной город зимой».
Проведение акции с участием родителей «Покормим
птиц зимой». Конкурс рисунков, изготовление
кормушек.
Оформление альбома «Зимний лес». Проведение
экологической викторины «Птичка- сестричка».
Подведение итогов.
Обсуждение нового проекта (решение другой
проблемы).
Реализация проекта:
Мероприятия познавательного цикла
1.
Мероприятие по ознакомлению с окружающим на тему: «Экскурсия в зимний
парк» Цель: Уточнить и расширить
знания о характерных признаках зимы. Закрепить умение находить и узнавать зимующих птиц.
Уточнить видеть особенности их поведения зимой – летом. Упражнять в умении различать
деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам. Научить детей определять и понимать
приспособленческие признаки животных к природе в разное время года. Обогатить и
активизировать словарь детей.
2.
Мероприятие по ознакомлению с окружающим на тему: «Беседа о зимующих и
перелетных птицах родного края» Цель: Формировать
обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах. Учить различать их по
существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять
представление о причинах отлета птиц, классифицировать птиц на зимующих и перелетных на
основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания. Обогащать
словарь путем введения слов: корм, перелетные, зимующие. Воспитывать любовь к птицам,
желание помогать им в зимних условиях.
3.
Мероприятие по ознакомлению с окружающим на тему: «Кто как зимует?» Цель:
Расширять и углублять представление о зимовке зверей, птиц; медведь и еж зимой спят, у зайца
и белки изменяется окраска, и густота шерсти, зимующие птицы приближаются к жилью
человека; Учить оттискивать причины изменений в жизни животных, в изменении условий их
обитания, устанавливать причинно-следственную связь между наблюдательными предметами.
Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях.
4.
Мероприятие по развитию речи: «Птицы зимой» Цель:
Учить детей составлять описательные рассказы с опорой на предметные картинки. Поощрять
попытки рассказывать как можно подробнее и интереснее о знакомых птицах, которых дети
видят на улице.
5.
Мероприятие по развитию речи: Рассказывание по картине «Зимние развлечения»
серия «Времена года» О.И. Соловьева. Цель: Учить детей
целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное
рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать
умение составлять логичное эмоциональное и содержательное описание.
6.
Мероприятие по ознакомлению с художественной литературой: Заучивание
стихотворения С.Есенина «Озябли пташки малые...» Цель: Помочь осмыслить
содержание стихотворения. Уточнить представление детей о сезонных изменениях в жизни птиц.
Вызвать у детей чувство прекрасного на основе эпитетов.
7.
Мероприятие по развитию элементарных математических способностей «Зима в
лесу»
Цель: Закрепить знание о безопасном поведении в зимнее время года в природе. Научить
измерять объем сыпучих веществ с помощью мерной чашки. Закреплять навыки счета и знание
чисел натурального ряда. Формировать познавательный интерес.
Деятельность детей:
рисование «Деревья в снегу». Цель: Учить детей всматриваться в картины, замечать
различные оттенки окраски снега; передавать «заснеженность» деревьев, особенности рисования
дерева в зимнее время года
аппликация (техника бумагопластики) «Дерево». Цель: Продолжать учить детей
создавать выразительный образ из бумаги. Формировать умение регулировать силу нажима при
использовании приема закручивания бумаги.
ручной труд «Зайчата и ежата». Цель: Продолжать учить делать объемные игрушки на
основе конуса по рисунку, самостоятельно намечать этапы работы, оформлять поделки, подбирая
необходимые детали.
пение песен
рассматривание репродукций картин Шишкина «Зима», И.Э. Грабаря «Февральская
лазурь».
Организация работы по теме вне занятия.
Рассказ воспитателя о природных особенностях края у географической карты. Знакомство с
климатическими условиями нашей малой родины.
Игра-имитация «Изобрази животное»
Экологический тренинг «Дети вышли на улицу и стали ломать кормушки, отпугивать синиц,
воробьев, раскапывать снег под деревьями и кустарниками... Правильно ли они вели себя?»
Игра «Угадай какое время года?» (педагог называет характерные признаки, а дети подбирают
соответствующие иллюстрации).
«Угадай правило» (педагог показывает напоминающий знак поведения, а учащийся дает
объяснение).
Игра-упражнение «Зима в природе» (рассматривание зимних птиц, которые обитают в нашей
области)
«Кто где живет?» (определение места обитания животных).
Игра-упражнение «Назови охраняемых животных, раскрась их», «Нарисуй животное по
точкам».
Завести альбом «Глубина снега», фиксировать в нем высоту снежного покрова. Научить детей
измерять ее в нехоженом месте (на клумбе). (см. приложение № 4)
Наблюдения и опыты:
за птицами участка;
растительностью участка;
снегопадом;
снеговым покровом;
опыт со снегом: снег сохраняет тепло (в две бутылки налить воду, одну закопать в снег, а
другую – оставить на воздухе; во второй вода замерзнет, превратится в лед).
опыт «Как маскируются животные?»
опыт «Превращение в воду» (из снега);
опыт «Иней» - возникновение инея из воды;
опыт «Лед легче воды»;
опыт «Что нужно растениям зимой?»
опыт «Твердая вода»
Совместная деятельность с детьми и родителями:
Конкурс: сочинение экологической сказки с участием родителей «Родной город зимой»
Циклические наблюдения за птицами, деревьями.
Беседа за круглым столом «Помоги животным зимой»
Оформление альбома «Зимний лес».
Проведение экологической викторины «Птичка-сестричка».
Итог: Выставка поделок из природного материала «Дары леса».