Напоминание

"Нумерация чисел от 11 до 20. Образование, название, последовательность"


Автор: Полонская Ирина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №35 с УИОП"
Населённый пункт: город Набережные Челны
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Нумерация чисел от 11 до 20. Образование, название, последовательность"
Раздел: начальное образование





Назад




Математика

Тема:«Нумерация чисел от 11 до 20. Образование, название, последовательность»

Тип урока: урок «открытия новых знаний»

Цель: познакомить с образованием чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц;

раскрыть особенность их названий и порядок следования при счёте.

Планируемые результаты:

Предметные:

Учащиеся научатся:

- образовывать, читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в

записи числа;

- контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Личностные:

- самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Метапредметные:

Регулятивные:

- моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие;

- воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения арифметических действий;

- прогнозировать результаты вычислений;

- контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными

способами;

- оценивать правильность предъявленных вычислений;

- сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них наиболее удобный;

- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Познавательные:

- обработка информации, установление аналогий.

Коммуникативные:

- формулировать свои затруднения, осуществлять взаимный контроль.

Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную

деятельность;

Внимательно слушайте – и всё услышите!

Внимательно смотрите – и все увидите!

Думайте – и все обязательно поймете! Удачи!

- Как вы понимаете эти слова?

- Подумайте, что пригодится нам сегодня на уроке, какие качества? (внимание, умение думать,

смекалка, сообразительность)

- Проверим готовность к уроку.

Учитель: - Руки на месте?

Дети: - На месте!

Учитель: - Ноги на месте?

Дети: - На месте!

Учитель: - Локти у края?

Дети: - У края!

Учитель: - Спина прямая?

Дети: - Прямая!

II. Актуализация знаний и фиксирование затруднения.

Цели: организовать актуализацию опорных знаний, субъективного опыта учащихся, выполнение

пробного учебного действия; фиксирование затруднения.

- Помогать нам будут герои мультфильма «Зима в Простоквашино»

- Назовите их. Кого не хватает? (Дяди Фёдора)

- Как вы думаете, где он? (В городе, учится в школе)

- Но он прислал для вас письмо. Давайте его прочитаем (конверт с письмом).

«Дорогие первоклассники! Я очень рад, что вы пригласили нас к себе в гости. Но, к сожалению, я в

городе, хожу в школу. А вот мои друзья ждут вас у себя в Простоквашино и будут вам рады. Дядя

Фёдор».

- Сегодня мы отправимся в гости к героям этого замечательного мультфильма в деревню

Простоквашино.

Слайд

1. Повторение состава чисел первого десятка. (сигнальные карточки)

- В гости с пустыми руками не ходят, поэтому нам нужно взять с собой гостинцы.

Слайд

1) 10 кг конфет. Это 6 кг шоколадных и сколько карамели?

3) 9 баночек йогурта. Это 6 баночексливового и сколько баночек персикового?

4) 8 пакетов сока. Это 5 пакетов апельсинового сока и сколько яблочного?

5) Нам еще нужно взять с собой овощи. 7 кг моркови и лука. 5 кг моркови и сколько лука?

6) 6 кг картошки и капусты. 3 кг картошки и сколько кг капусты?

7) Ну, и, конечно, возьмем с собой 10 пачек с вафлями и печеньем. 8 пачек с вафлями, а сколько с

печеньем?

2. Устная нумерация чисел второго десятка.

- Кто из вас был внимательным?

- Какое время года в Простоквашино? (Зима)

- Зима намела сугробы. Нам нужно добраться по сугробам к домику, в котором проживают наши

друзья.

- А снег всё идёт и не прекращается. И у вас на партах лежат карточки со снежинками.

Игра «Лучший счетчик» (соединить снежинку – ответ с примером)

8 – 4 4 + 3 10 – 2 6 + 3 5 – 2 9 – 4

Слайд 4

- Какие числа «лишние»? Что у них общего?

- Назовите самое большое число на снежинке.

- Назовите самое маленькое число.

- Какое число стоит между числами 7 и 9?

- Назовите «соседей» числа 5 .

- Назовите число, которое на 1 больше числа 6.

- Назовите число, которое на 1 меньше числа 3 .

3. Игра «Хлопки»

- Входить в дом без разрешения хозяев неприлично. Нужно обязательно постучаться. Но, мы с вами

попросим разрешения войти хлопками. Поставьте руки на стол и хлопните в ладоши один раз. Это

будет означать однозначное число, а два раза - двузначное число.

- Итак, когда вы хлопаете один раз, а когда два?

- Начнём игру. Числа: 2, 17, 18, 7, 11, 1, 20, 5, 19, 4, …(карточки с числами)

- Чем отличаются двузначные числа от однозначных?

- Я думаю, что Кот Матроскин, Шарик и почтальон Печкин очень обрадовались нашему приезду.

III. Целеполагание. Самоопределение к деятельности.

Цели: постановка цели учебной деятельности, выбор способа реализации. IV. Работа над новым

материалом.

Просмотр фрагмента мультфильма «Козленок, который умел считать до 10».

- А сейчас посмотрим один очень интересный фрагмент из мультфильма «Козленок, который умел

считать до 10»

- Что умел делать козленок? (считать до 10)

- А если бы на корабле оказалось больше пассажиров, смог бы он их пересчитать и спасти корабль?

(Нет)

- Каких знаний ему не хватило? (он не умел считать после 10)

- Чему мы сегодня будем учиться вместе с козленком? Чего мы не знаем?

-Не знаем, какие числа следуют за числом десять, как они образовались.

- Сформулируйте тему урока. (Числа от 11 до 20)

- Какие цели поставим? Узнать, как образуются числа второго десятка, научиться их называть.

IV. Совместное открытие новых знаний.

Цели: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации

Задание на пробное действие (1 мин). Объясните, как образуются числа от 11 до 20, и почему они

так называются.

- Выскажите свои мнения. Кто согласен? У кого другое мнение?

- Давайте разбираться вместе.

- Кто первый нас встречает? Отгадайте загадку.

1. Загадка

Кто стучится в дверь ко мне?

С толстой сумкой на ремне?

Это он, это он,

Это Печкин - ? (Почтальон!)

- Кто такой почтальон?

- А что может быть в сумке почтальона Печкина?

- Как можно понять, кому отправлена открытка?

1) Открытка:

Куда: Село Простоквашино

Кому: Коту Матроскину

На открытке задача:

Кот Матроскин на завтрак съел 10 пирожков с мясом и один с рыбой.

Сколько пирожков съел Матроскин?

- Повторите задачу.

- Возьмите в одну руку 10 палочек, а в другую 1.

- В старину десяток называли «дцать» и сейчас мы вместе рассмотрим образование чисел второго

десятка. Возьмем одну палочку и положим ее на дцать (один на дцать), какое число получится

(одиннадцать)

- Значит, сколько пирожков съел Матроскин?

- Кто запишет число? Какое это число?

- Ещё раз проговорите, сколько десятков и сколько единиц в числе 11.

2) Письмо:

Куда: Село Простоквашино

Кому: Псу Шарику

Задача: У Шарика 10 сосисок и 2 косточки. Сколько всего вкусного у Шарика?

- Возьмите 10 палочек. Сколько десятков? Сколько отдельных палочек? Сколько всего?

- Кто запишет число? Какое число? Две палочки кладем на дцать, получим 12.

- Ещё раз проговорите, сколько десятков и сколько единиц в числе 12.

Аналогично остальные числа.

- Ребята, давайте сделаем вывод:

- В ходе практической работы чему мы учились? Мы учились образовывать и называть числа

второго десятка.

3) Физкультминутка

V.Закрепление во внешней речи.

Цель: создать для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в

дальнейшую познавательную деятельность.

1)

Работа в тетрадях. Запись с проговариванием:

11=1д.1ед. 12=1д.2ед. 13=1д.3ед. 14=1д.4ед. 15=1д.5ед.

16=1д.6ед. 17=1д.7ед. 18=1д.8ед. 19=1д.9ед. 20=2 д.

- Обратите внимание, когда мы устно произносим числа второго десятка, мы сначала называем

количество свободных единиц, а потом десяток – дцать.

- А когда записываем, на первое место ставим цифру, которая показывает количество десятков, а

затем цифру, которая показывает количество единиц.

Вывод: на первом месте при записи – десятки, на втором – единицы.

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель: организовать самостоятельную работу с проверкой по эталону, коррекция знаний.

1. Работа по карточкам .

- Кот Матроскин и Шарик были не лучшими учениками в школе животных, но всегда любили ребят

сообразительных.

Поэтому они дают вам самостоятельное задание.

11= … + 1

15 = 10 +…

17 = …+ 7

19 = 10 + …

1д.2ед. =

1д.4ед. =

1д.3ед. =

1д.8ед. =

САМОПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель: установить правильность и осознанность понимания нового материала; выявить пробелы

первичного осмысления изученного материала, провести повторение.

Работа в парах.

- У вас на тетрадях прямоугольники разного цвета. Те, у кого прямоугольник синего цвета, вам надо

решить примеры первого столбика и записать следующий пример, у кого желтого цвета – второго

столбика, зеленого цвета – третьего столбика.

- Посовещайтесь в парах, найдите верное решение, пример записать в карточку.

3 + 6 = ….

3 + 5 =….

3 + 4 = ….

…+…=….

9 – 6 = …

9 – 5 = …

9 – 4 = …

… - … = …

8 – 3 + 4 = …

8 – 2 + 3 = …

8 – 1 + 2 = …

… - …+… = …

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Цели: организовать самооценку собственной учебной деятельности.

- Настала пора возвращаться в свой класс. Я думаю, что все жители деревни Простоквашино

остались довольны нашим приездом и нашей работой.

- Закройте глаза на минутку и вспомните все, что было на этом уроке, какие задания мы выполняли,

над чем работали.

- На стене висят листы с темой нашего урока. Вспомните, как она звучала, и подойдите к

соответствующему листу: Числа от 11 до 100. Числа от 1 до 20. Числа от 11 до 20.

- Какие ставили цели? Достигли их или нет?

- Что узнали на уроке?

- Если поняли, почему так называются числа от 11 до 20, и как они образуются, поднимите зеленый

карандащ. Если остались вопросы – красный карандаш.

Спасибо за работу. Мне с вами было интересно.

- Кто сегодня открыл для себя что-то новое, похлопайте и похвалите себя, сказав: «Я-молодец!».

8 – 4 4 + 3 10 – 2 6 + 3 5 – 2 9 – 4

8 9 4 7 5 3

8 – 4 4 + 3 10 – 2 6 + 3 5 – 2 9 – 4

8 9 4 7 5 3

8 – 4 4 + 3 10 – 2 6 + 3 5 – 2 9 – 4

8 9 4 7 5 3

8 – 4 4 + 3 10 – 2 6 + 3 5 – 2 9 – 4

8 9 4 7 5 3

8 – 4 4 + 3 10 – 2 6 + 3 5 – 2 9 – 4

8 9 4 7 5 3

8 – 4 4 + 3 10 – 2 6 + 3 5 – 2 9 – 4

8 9 4 7 5 3

8 – 4 4 + 3 10 – 2 6 + 3 5 – 2 9 – 4

8 9 4 7 5 3

8 – 4 4 + 3 10 – 2 6 + 3 5 – 2 9 – 4

8 9 4 7 5 3

8 – 4 4 + 3 10 – 2 6 + 3 5 – 2 9 – 4

8 9 4 7 5 3

8 – 4 4 + 3 10 – 2 6 + 3 5 – 2 9 – 4

8 9 4 7 5 3

8 – 4 4 + 3 10 – 2 6 + 3 5 – 2 9 – 4

8 9 4 7 5 3

8 – 4 4 + 3 10 – 2 6 + 3 5 – 2 9 – 4

8 9 4 7 5 3

8 – 4 4 + 3 10 – 2 6 + 3 5 – 2 9 – 4

8 9 4 7 5 3

8 – 4 4 + 3 10 – 2 6 + 3 5 – 2 9 – 4

8 9 4 7 5 3

8 – 4 4 + 3 10 – 2 6 + 3 5 – 2 9 – 4

8 9 4 7 5 3

8 – 4 4 + 3 10 – 2 6 + 3 5 – 2 9 – 4

8 9 4 7 5 3

8 – 4 4 + 3 10 – 2 6 + 3 5 – 2 9 – 4

8 9 4 7 5 3

8 – 4 4 + 3 10 – 2 6 + 3 5 – 2 9 – 4

8 9 4 7 5 3

8 – 4 4 + 3 10 – 2 6 + 3 5 – 2 9 – 4

8 9 4 7 5 3

8 – 4 4 + 3 10 – 2 6 + 3 5 – 2 9 – 4

8 9 4 7 5 3

8 – 4 4 + 3 10 – 2 6 + 3 5 – 2 9 – 4

8 9 4 7 5 3

8 – 4 4 + 3 10 – 2 6 + 3 5 – 2 9 – 4

8 9 4 7 5 3

8 – 4 4 + 3 10 – 2 6 + 3 5 – 2 9 – 4

8 9 4 7 5 3

8 – 4 4 + 3 10 – 2 6 + 3 5 – 2 9 – 4

8 9 4 7 5 3

8 – 4 4 + 3 10 – 2 6 + 3 5 – 2 9 – 4

8 9 4 7 5 3

8 – 4 4 + 3 10 – 2 6 + 3 5 – 2 9 – 4

8 9 4 7 5 3

8 – 4 4 + 3 10 – 2 6 + 3 5 – 2 9 – 4

8 9 4 7 5 3

8 – 4 4 + 3 10 – 2 6 + 3 5 – 2 9 – 4

8 9 4 7 5 3

8 – 4 4 + 3 10 – 2 6 + 3 5 – 2 9 – 4

8 9 4 7 5 3

8 – 4 4 + 3 10 – 2 6 + 3 5 – 2 9 – 4

8 9 4 7 5 3

11= … + 1

1д.2ед. =…

11= … + 1

1д.2ед. =….

15 = 10 +…

17 = …+ 7

19 = 10 + …

1д.4ед. =…

1д.3ед. = …

1д.8ед. = …

15 = 10 +…

17 = …+ 7

19 = 10 + …

1д.4ед. =….

1д.3ед. = ….

1д.8ед. =…..

11= … + 1

15 = 10 +…

17 = …+ 7

19 = 10 + …

1д.2ед. =…

1д.4ед. =…

1д.3ед. = …

1д.8ед. = …

11= … + 1

15 = 10 +…

17 = …+ 7

19 = 10 + …

1д.2ед. =….

1д.4ед. =….

1д.3ед. = ….

1д.8ед. =…..

11= … + 1

15 = 10 +…

17 = …+ 7

19 = 10 + …

1д.2ед. =…

1д.4ед. =…

1д.3ед. = …

1д.8ед. = …

11= … + 1

15 = 10 +…

17 = …+ 7

19 = 10 + …

1д.2ед. =….

1д.4ед. =….

1д.3ед. = ….

1д.8ед. =…..

11= … + 1

15 = 10 +…

17 = …+ 7

19 = 10 + …

1д.2ед. =…

1д.4ед. =…

1д.3ед. = …

1д.8ед. = …

11= … + 1

15 = 10 +…

17 = …+ 7

19 = 10 + …

1д.2ед. =….

1д.4ед. =….

1д.3ед. = ….

1д.8ед. =…..

11= … + 1

15 = 10 +…

17 = …+ 7

19 = 10 + …

1д.2ед. =…

1д.4ед. =…

1д.3ед. = …

1д.8ед. = …

11= … + 1

15 = 10 +…

17 = …+ 7

19 = 10 + …

1д.2ед. =….

1д.4ед. =….

1д.3ед. = ….

1д.8ед. =…..

11= … + 1

15 = 10 +…

17 = …+ 7

19 = 10 + …

1д.2ед. =…

1д.4ед. =…

1д.3ед. = …

1д.8ед. = …

11= … + 1

15 = 10 +…

17 = …+ 7

19 = 10 + …

1д.2ед. =….

1д.4ед. =….

1д.3ед. = ….

1д.8ед. =…..

11= … + 1

15 = 10 +…

17 = …+ 7

19 = 10 + …

1д.2ед. =…

1д.4ед. =…

1д.3ед. = …

1д.8ед. = …

11= … + 1

15 = 10 +…

17 = …+ 7

19 = 10 + …

1д.2ед. =….

1д.4ед. =….

1д.3ед. = ….

1д.8ед. =…..

11= … + 1

15 = 10 +…

17 = …+ 7

19 = 10 + …

1д.2ед. =…

1д.4ед. =…

1д.3ед. = …

1д.8ед. = …

11= … + 1

15 = 10 +…

17 = …+ 7

19 = 10 + …

1д.2ед. =….

1д.4ед. =….

1д.3ед. = ….

1д.8ед. =…..

11= … + 1

15 = 10 +…

17 = …+ 7

19 = 10 + …

1д.2ед. =…

1д.4ед. =…

1д.3ед. = …

1д.8ед. = …

11= … + 1

15 = 10 +…

17 = …+ 7

19 = 10 + …

1д.2ед. =….

1д.4ед. =….

1д.3ед. = ….

1д.8ед. =…..

11= … + 1

15 = 10 +…

17 = …+ 7

19 = 10 + …

1д.2ед. =…

1д.4ед. =…

1д.3ед. = …

1д.8ед. = …

11= … + 1

15 = 10 +…

17 = …+ 7

19 = 10 + …

1д.2ед. =….

1д.4ед. =….

1д.3ед. = ….

1д.8ед. =…..

11= … + 1

15 = 10 +…

17 = …+ 7

19 = 10 + …

1д.2ед. =…

1д.4ед. =…

1д.3ед. = …

1д.8ед. = …

11= … + 1

15 = 10 +…

17 = …+ 7

19 = 10 + …

1д.2ед. =….

1д.4ед. =….

1д.3ед. = ….

1д.8ед. =…..

11= … + 1

15 = 10 +…

17 = …+ 7

19 = 10 + …

1д.2ед. =…

1д.4ед. =…

1д.3ед. = …

1д.8ед. = …

11= … + 1

15 = 10 +…

17 = …+ 7

19 = 10 + …

1д.2ед. =….

1д.4ед. =….

1д.3ед. = ….

1д.8ед. =…..

11= … + 1

15 = 10 +…

17 = …+ 7

19 = 10 + …

1д.2ед. =…

1д.4ед. =…

1д.3ед. = …

1д.8ед. = …

11= … + 1

15 = 10 +…

17 = …+ 7

19 = 10 + …

1д.2ед. =….

1д.4ед. =….

1д.3ед. = ….

1д.8ед. =…..

11= … + 1

15 = 10 +…

17 = …+ 7

19 = 10 + …

1д.2ед. =…

1д.4ед. =…

1д.3ед. = …

1д.8ед. = …

11= … + 1

15 = 10 +…

17 = …+ 7

19 = 10 + …

1д.2ед. =….

1д.4ед. =….

1д.3ед. = ….

1д.8ед. =…..

11= … + 1

15 = 10 +…

17 = …+ 7

19 = 10 + …

1д.2ед. =…

1д.4ед. =…

1д.3ед. = …

1д.8ед. = …

11= … + 1

15 = 10 +…

17 = …+ 7

19 = 10 + …

1д.2ед. =….

1д.4ед. =….

1д.3ед. = ….

1д.8ед. =…..

3 + 6 = ….

3 + 5 =….

3 + 4 = ….

…+…=….

9 – 6 = …

9 – 5 = …

9 – 4 = …

… - … = …

8 – 3 + 4 = …

8 – 2 + 3 = …

8 – 1 + 2 = …

… - …+… = …

3 + 6 = ….

3 + 5 =….

3 + 4 = ….

…+…=….

9 – 6 = …

9 – 5 = …

9 – 4 = …

… - … = …

8 – 3 + 4 = …

8 – 2 + 3 = …

8 – 1 + 2 = …

… - …+… = …

3 + 6 = ….

3 + 5 =….

3 + 4 = ….

…+…=….

9 – 6 = …

9 – 5 = …

9 – 4 = …

… - … = …

8 – 3 + 4 = …

8 – 2 + 3 = …

8 – 1 + 2 = …

… - …+… = …

3 + 6 = ….

3 + 5 =….

3 + 4 = ….

…+…=….

9 – 6 = …

9 – 5 = …

9 – 4 = …

… - … = …

8 – 3 + 4 = …

8 – 2 + 3 = …

8 – 1 + 2 = …

… - …+… = …

3 + 6 = ….

3 + 5 =….

3 + 4 = ….

…+…=….

9 – 6 = …

9 – 5 = …

9 – 4 = …

… - … = …

8 – 3 + 4 = …

8 – 2 + 3 = …

8 – 1 + 2 = …

… - …+… = …

3 + 6 = ….

3 + 5 =….

3 + 4 = ….

…+…=….

9 – 6 = …

9 – 5 = …

9 – 4 = …

… - … = …

8 – 3 + 4 = …

8 – 2 + 3 = …

8 – 1 + 2 = …

… - …+… = …

3 + 6 = ….

3 + 5 =….

3 + 4 = ….

…+…=….

9 – 6 = …

9 – 5 = …

9 – 4 = …

… - … = …

8 – 3 + 4 = …

8 – 2 + 3 = …

8 – 1 + 2 = …

… - …+… = …

3 + 6 = ….

3 + 5 =….

3 + 4 = ….

…+…=….

9 – 6 = …

9 – 5 = …

9 – 4 = …

… - … = …

8 – 3 + 4 = …

8 – 2 + 3 = …

8 – 1 + 2 = …

… - …+… = …

3 + 6 = ….

3 + 5 =….

3 + 4 = ….

…+…=….

9 – 6 = …

9 – 5 = …

9 – 4 = …

… - … = …

8 – 3 + 4 = …

8 – 2 + 3 = …

8 – 1 + 2 = …

… - …+… = …

3 + 6 = ….

3 + 5 =….

3 + 4 = ….

…+…=….

9 – 6 = …

9 – 5 = …

9 – 4 = …

… - … = …

8 – 3 + 4 = …

8 – 2 + 3 = …

8 – 1 + 2 = …

… - …+… = …



В раздел образования