Автор: Оборина Алина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР №15"
Населённый пункт: город Александров Владимирская область
Наименование материала: План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности
Тема: Дифференциация звуков "С" - "Ш" "Страна звуков".
Раздел: дошкольное образование
План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе
компенсирующей направленности – дифференциация звуков «С» - «Ш»
«Страна звуков».
Цель:
формирование
умения
различать
близкие
по
акустико-
артикуляционным признакам согласные звуки «С-Ш» в слогах, словах и
предложениях.
Задачи:
Образовательные:
•
Пополнить словарный запас со звуками «С-Ш»;
•
Учить пониманию определений: согласный звук, глухой /
звонкий звук, мягкий / твердый;
•
Обучать
последовательности
и
логичности
речевого
высказывания.
Коррекционно-развивающие:
•
Формировать дифференцированное произношение звуков «С-
Ш»;
•
Развивать фонематическое восприятие, навык звукового анализа,
слухоречевую память, зрительное восприятие;
•
Развивать зрительно-пространственные функции;
•
Формировать
операцию
контроля
над
артикуляционным
аппаратом.
Воспитательные:
•
Развивать умение работать в группе;
•
Воспитывать
умение
выслушивать
ответы
товарища,
внимательно слушать и слышать воспитателя;
•
Учить соблюдать речевой этикет;
•
Воспитывать у детей уважение к труду и бережного отношения к
инструментам.
Оборудование: демонстрационный материал – карточки с буквами,
картинки, фишки (красного, синего и зеленого цветов), таблица для чтения,
конверты. Раздаточный материал: задание «Кнопочки», мешочки с семенами.
Ход занятия:
1.
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы отправимся в путешествие в Страну звуков, побываем в
гостях у жителя леса, поможем выполнить задания нашим животным. Дети,
как мы с вами знаем, звуки не любят, когда их произносят нечётко, невнятно
и смазано. Поэтому давайте подготовим наш рот и язычок к занятию. А в
этом нам поможет веселый гном.
2.
Артикуляционная гимнастика.
Жил-был веселый гном с белой бородой в красной шапочке (улыбка).
Проснулся рано утром, посмотрел на часы. «Тик-так, вставать пора.
Тик-так, гулять пора!» - пели часики (часики).
Гном встал. Сделал зарядку: вверх-вниз, вверх-вниз, поднимал он руки.
(двигать кончиком языка вверх-вниз).
Почистил зубы (чистим зубы).
Поел вкусного варенья (варенье).
Пошел он погулять Бабочка села ему на нос. Гном поморщился,
бабочка и не подумала улетать (поморщить нос).
Гном попытался сдуть ее с носа. Так они проиграли с бабочкой целый
день. (Язык лопаткой, подуть на кончик языка).
Гном с бабочкой дают конверт с подсказкой, куда двигаться дальше.
3.
Объявление темы.
Воспитатель: Дети, гном с бабочкой подсказали, что нам надо идти по
дорожке к Стране Звуков.
Дети по нарисованной дорожке на доске идут в гости в Страну звуков и
встречают собаку.
Воспитатель: Молодцы! Мы у ворот Страны звуков, но кто же именно
пригласил нас сюда? (собачка).
Собачка приготовила для вас стихотворения, из них мы и узнаем, с
какими звуками и буквами нас познакомит Страна.
Есть на С любые птицы
Совы, снегири, синицы
Страус, сокол и скворец
Буква С, ты - молодец!
В Шубке серой вышла мышка,
в серой шапке и штанишках,
Шерстяной на шее шарф,
а в руке - воздушный шар!
Воспитатель: Какие звуки в стихотворении встречаются чаще других?
Верно, это звуки «С» и «Ш».
Какова же тема нашего занятия? Чему мы будем учиться?
Мы будем сравнивать эти два звука, учиться распознавать их в слогах и
в словах, правильно использовать их.
А теперь ребята давайте дадим характеристику этим звукам.
Характеристика звука «С» - согласный, твердый, глухой.
Характеристика звука «Ш» - согласный, всегда твердый, глухой.
Воспитатель: А мы с вами входим в ворота страны звуков. Слышите,
какие звуки доносятся (С-С-С, Ш-Ш-Ш).
Как же мы называем такие звуки (свистящие и шипящие)
Слышать, то мы эти звуки слышим, а почему не видим?
Правильно, звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и
читаем.
А теперь нам пора двигаться дальше, скажем дружно спасибо нашей
собачке.
Собачка дает следующий конверт с заданием.
4.
Работа над темой урока.
Воспитатель: Мы были в гостях у собачки, узнали задания.
Наше путешествие дальше будет проходить через лес к белочке, а в лесу
встречается болото, нам надо перепрыгнуть по кочкам, произнося четко
звуки «С-Ш» по очереди
На доске рисуется кривая линия с этими звуками, дети ведут по ней и
произносят звуки.
5.
Игра «Мешочек семян с буквами»
Воспитатель: Что за странный мешочек?
Может здесь спрятали буквы?
Белочка нам придумала задания.
Посмотрите, что за семена хранила белочка (горох, семечки, фасоль).
Среди, различных семян, затерялись буквы, надо их найти.
Возьмем с собой, найденные, буквы и продолжим наше путешествие.
Забираем конверт у белочки.
6.
Физкультминутка «Белочка»
Физзарядкой ей не лень (руки в стороны, вверх)
Заниматься каждый день (руки в стороны, вниз)
С одной ветки, прыгнув влево (руки на поясе, прыжок влево)
На сучок она присела (присесть)
Вправо прыгнула потом, (встать, руки на поясе прыжок вправо)
Покружилась над дуплом (покружиться на месте).
7.
Повтори ряд слогов.
Ша-са-са-ша са-са-ша-са ша-ша-са-ша са-ша-са-са
Ша-са-ша-са са-ша-са-ша ша-са-ша-ша са-ша-ша-са.
8.
Игра «Наоборот».
Са-са-са – аш-аш-аш
Ша-ша-ша – ас-ас-ас
Со-со-со – ош-ош-ош
Шу-шу-шу – ус-ус-ус
Сы-сы-сы – ыш-ыш-ыш
Шо-шо-шо – ос-ос-ос.
9.
Задание «Кнопочки».
Воспитатель: Пора проверить вас на самостоятельность. Вам надо
закрасить «кнопочки» под картинками со звуком «С» в слове – синим
цветом, а со звуком «Ш» - красным.
10.Возвращение домой.
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли собачке и белочке, а теперь
спешим обратно к себе домой. По дороге домой, я буду называть слова со
звуками, которые мы с вами нашли. Когда услышите слово со звуком «С» -
топните ногой, а когда услышите звук «Ш» - хлопните в ладоши.
Слова: сын, сон, шуба, шоколад, солнце, шторы, соты, штаны, сом, сыр,
шум, сундук, шорты, сумка, сок, шорох, шторм, сапоги, суша, сыщик,
шалаш.
11.Итог занятия.
Воспитатель: Быстро пробежал урок.
Давайте подведем итог.
Весь урок мы говорили,
Многое мы повторили.
Дети, наше занятие подошло к концу. Что вам понравилось больше
всего? Какие звуки мы с вами повторяли сегодня? Чем они отличаются?