Напоминание

"Нетрадиционный подход к заучиванию стихотворных текстов с детьми старшего дошкольного возраста"


Автор: Фриновская Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 555 "Белогорье" Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Нетрадиционный подход к заучиванию стихотворных текстов с детьми старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Нетрадиционный подход к заучиванию стихотворных текстов с

детьми старшего дошкольного возраста»

Данная программа раскрывает один из аспектов развития дошкольников –

развитие долговременной памяти, который является одним из важнейших

критериев при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе. В про-

грамме раскрывается система работы по развитию памяти детей, путем

заучивания стихотворных текстов с использованием нетрадиционного подхо-

да. Заучивание наизусть - это лучший способ развития памяти, а, следова-

тельно, и способности ребенка к обучению в целом. Материалы программы

разрабатывались с учетом современных достижений педагогики, психологии

и практики дошкольного образования. Программа имеет практическую

направленность, это результат совместной работы педагогов, работающих со

старшими дошкольниками. В ней подробно раскрыты этапы и содержание

работы с детьми.

В детском возрасте заучивание стихов наизусть является важным воспита-

тельным и обучающим моментом. Программой детского сада предусматрива-

ется заучивание стихов: одно - два произведение в месяц. В данной програм-

ме объем материала для заучивания увеличен, но с учетом возрастных осо-

бенностей детей. Программа предполагает взаимодействие с родителями.

Она показывает практические шаги по вовлечению родителей в совместную

деятельность по заучиванию наизусть стихотворений, с использованием не-

традиционных подходов, с целью развития детской памяти. Реализация дан-

ной программы поможет педагогам и родителям в ходе заучивания стихо-

творных текстов расширить кругозор маленького человека, развить речь,

формировать культуру, а самое главное – улучшить долговременную память,

что в конечном итоге повысит готовность ребенка к школьному обучению.

Педагоги выделяют четыре основных метода заучивания стихов: визуальный,

двигательный, слуховой, логический. Безусловно, заучивание наизусть

способствует развитию памяти. Но используя в работе, традиционный для

детского сада, слуховой метод, при заучивании стихотворений, дети быстро

теряют интерес к данному виду деятельности, тексты запоминают ненадолго,

что свидетельствует о недостаточном уровне развития долговременной памя-

ти. Учитывая то, что у детей разная ведущая память, использование всех

четырех методов и разнообразия их приемов (нетрадиционный подход) в ра-

боте с дошкольниками при заучивании стихов, положительно повлияет на

умственное, нравственное, эстетическое воспитание детей, даст возможность

поддержать их интерес к запоминаемому, улучшить результаты запоминания

и, следовательно, повысить уровень речи, долговременной памяти.

Цель программы: создать эффективную систему работы по развитию дол-

говременной памяти детей старшего дошкольного возраста, используя нетра-

диционный подход к заучиванию стихотворных текстов.

Задачи программы:

1) провести обследование по выявлению уровня развития памяти детей стар-

шего дошкольного возраста;

2) разработать систему планирования мероприятий по заучиванию стихо-

творных текстов, с целью повышения уровня долговременной памяти детей

старшего дошкольного возраста;

3) подобрать нетрадиционные методы и приемы заучивания стихотворных

текстов и разработать технологию заучивания наизусть, влияющую на разви-

тие долговременной памяти детей;

4) реализовать план мероприятий по заучиванию наизусть, с использованием

нетрадиционных подходов, способствующих развитию долговременной па-

мяти старших дошкольников;

5) показать, что развитию долговременной памяти детей дошкольного воз-

раста способствует использование нетрадиционных методов и приемов при

заучивании стихотворных текстов.

Программа рассчитана на 2 года, участниками программы являются дети

старшего дошкольного возраста. Программа может реализовываться в тече-

ние всего времени пребывания детей в детском саду в индивидуальной, под-

групповой, групповой форме.

Реализация программы предусматривает три этапа. На первом этапе целесо-

образным является изучение методической литературы по данной проблеме,

проведение первичной диагностики по выявлению уровня развития памяти

детей старшего дошкольного возраста, подбор нетрадиционных методов и

приемов, разработка технологии заучивания наизусть, перспективного плани-

рования и системы мероприятий, участниками которых являются педагоги и

родители. На основном, втором этапе - организация практической работы по

реализации программы с использованием нетрадиционных методов и прие-

мов. На заключительном, третьем этапе - проведение итоговой диагностики с

целью выявления влияния использования нетрадиционных подходов при

заучивании стихотворных текстов на развитие памяти детей, сравнительный

анализ.

Улучшение качества дошкольного образования зависит от сотрудничества,

согласованных действий дошкольного учреждения и семьи. С этой целью

важно использовать разнообразные формы работы с родителями по теме про-

граммы: выступления на родительских собраниях, анкетирование, тематиче-

ские консультации, памятка и рекомендации, семинары-практикумы, творче-

ские мастерские. Данная работа повышает и формирует педагогические зна-

ния родителей, дает возможность увидеть неудачи и достижения своего ре-

бенка, знать его сильные и слабые стороны, и учитывать их. Совместные ме-

роприятия способствуют сотрудничеству педагогов, родителей и детей.

Реализация программы «Нетрадиционный подход к заучиванию стихотвор-

ных текстов с детьми старшего дошкольного возраста», повышает уровень

долговременной и кратковременной памяти, внимания детей, развивает речь,

интонационную выразительность, дети владеют различными приемами запо-

минания стихов, повышает интерес к заучиванию стихов наизусть, воспиты-

вает у дошкольников учебно-коллективные навыки взаимодействия со

сверстниками, навыки коллективной деятельности, повышает уровень со-

трудничества и взаимодействия с семьей, в процессе совместной деятельно-

сти по реализации программы, способствует повышению качества образова-

тельного процесса, и в конечном итоге повышает готовность ребенка к

школьному обучению.



В раздел образования