Авторы: Фриновская Ирина Александровна, Ирина Александровна Фриновская
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 555 "Белогорье" Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие связной речи у детей 5-6 лет в процессе рассказывания по серии сюжетных картин"
Раздел: дошкольное образование
Развитие связной речи у детей 5-6 лет в процессе рассказывания по се-
рии сюжетных картин
Развитие связной речи является наиболее важной задачей в овладении род-
ным языком ребенка. В связной речи реализуется основная функция языка и
речи - коммуникативная, четко выражена взаимосвязь умственного и речево-
го развития ребенка. В связной речи отражаются все задачи развития речи:
овладение грамматической структурой формирование словаря, улучшение
фонетической стороны речи. Все достижения ребенка в овладении родным
языком проявляются именно в связной речи.
Связная речь - это значимая, логичная, последовательная, организованная
речь. Чтобы связно говорить о чем-то, нужно четко понимать объект расска-
за, уметь анализировать. Выделять основные признаки, установить различ-
ные связи (причинные, временные) между предметами и явлениями. Кроме
того, должны быть в состоянии выбрать наиболее подходящие слова для вы-
ражения мысли, уметь строить простые и сложные предложения и соединять
их различными способами общения.
Ф. А. Сохин считает, что: «В развитии связной речи существует четкая связь
между речью и психическим развитием ребенка, развитием его мышления,
восприятия и наблюдения». По словам М.М. Алексеевой и Б.И. Яшиной, раз-
витие связной речи происходит постепенно, совместно с развитием мышле-
ния и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с
окружающими людьми. На первом году жизни, в подготовительном периоде
развития речи, в процессе эмоционального общения с взрослым, закладыва-
ются основы будущей связной речи. Особое значение имеет развитие связной
речи. Развитие словаря, овладение грамматическими формами включены в
него как частные моменты.
В системе работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста,
особую роль играет наглядность. Наглядные средства вырабатывают логику
мышления, способность к поиску наиболее точных выразительных средств.
Одним из самых распространенных видов наглядности при обучении до-
школьников рассказыванию является картина. Учить ребенка рассказывать
по картинам – это значит формировать его связную речь. Картина не только
расширяет и углубляет детские представления об общественных и природ-
ных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к
рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. Не-
смотря на то, что картины издавна считались важным средством развития
детской речи, на практике недостаточно внимания уделяется повествованию
в картинах, особенно по серии сюжетных картин. Использование серии сю-
жетных картинок способствует развитию способности правильно строить сю-
жетную линию истории, развивает элементарные знания о композиции связ-
ного высказывания, стимулирует поиск наиболее точных и творческих
средств, использование разнообразных связей между смысловыми частями
текста и отдельными предложениями при представлении разных вариантов
серии и сочетанием речевых упражнений с содержанием сюжетных картин.