Напоминание

"Развитие связной речи у детей 5-6 лет в процессе рассказывания по серии сюжетных картин"


Авторы: Фриновская Ирина Александровна, Ирина Александровна Фриновская
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 555 "Белогорье" Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие связной речи у детей 5-6 лет в процессе рассказывания по серии сюжетных картин"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие связной речи у детей 5-6 лет в процессе рассказывания по се-

рии сюжетных картин

Развитие связной речи является наиболее важной задачей в овладении род-

ным языком ребенка. В связной речи реализуется основная функция языка и

речи - коммуникативная, четко выражена взаимосвязь умственного и речево-

го развития ребенка. В связной речи отражаются все задачи развития речи:

овладение грамматической структурой формирование словаря, улучшение

фонетической стороны речи. Все достижения ребенка в овладении родным

языком проявляются именно в связной речи.

Связная речь - это значимая, логичная, последовательная, организованная

речь. Чтобы связно говорить о чем-то, нужно четко понимать объект расска-

за, уметь анализировать. Выделять основные признаки, установить различ-

ные связи (причинные, временные) между предметами и явлениями. Кроме

того, должны быть в состоянии выбрать наиболее подходящие слова для вы-

ражения мысли, уметь строить простые и сложные предложения и соединять

их различными способами общения.

Ф. А. Сохин считает, что: «В развитии связной речи существует четкая связь

между речью и психическим развитием ребенка, развитием его мышления,

восприятия и наблюдения». По словам М.М. Алексеевой и Б.И. Яшиной, раз-

витие связной речи происходит постепенно, совместно с развитием мышле-

ния и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с

окружающими людьми. На первом году жизни, в подготовительном периоде

развития речи, в процессе эмоционального общения с взрослым, закладыва-

ются основы будущей связной речи. Особое значение имеет развитие связной

речи. Развитие словаря, овладение грамматическими формами включены в

него как частные моменты.

В системе работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста,

особую роль играет наглядность. Наглядные средства вырабатывают логику

мышления, способность к поиску наиболее точных выразительных средств.

Одним из самых распространенных видов наглядности при обучении до-

школьников рассказыванию является картина. Учить ребенка рассказывать

по картинам – это значит формировать его связную речь. Картина не только

расширяет и углубляет детские представления об общественных и природ-

ных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к

рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. Не-

смотря на то, что картины издавна считались важным средством развития

детской речи, на практике недостаточно внимания уделяется повествованию

в картинах, особенно по серии сюжетных картин. Использование серии сю-

жетных картинок способствует развитию способности правильно строить сю-

жетную линию истории, развивает элементарные знания о композиции связ-

ного высказывания, стимулирует поиск наиболее точных и творческих

средств, использование разнообразных связей между смысловыми частями

текста и отдельными предложениями при представлении разных вариантов

серии и сочетанием речевых упражнений с содержанием сюжетных картин.



В раздел образования