Напоминание

Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста


Автор: Шмерко Валерия Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКДОУ Д/с 46
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Агрессивное поведение
Тема: Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста.

В последние годы в нашем обществе очень высокий уровень агрессии.

Агрессия это базовая эмоция человека, но в нашем обществе слишком много

насилия, не только физического, но и психологического. (Телевидение, СМИ,

гаджеты).

Давайте рассмотрим понятие агрессия и агрессивность. Это разные понятия,

вот в чем их отличия:

Агрессия- любая форма личностной, групповой вербальной, эмоциональной,

поведенческой активности, направленной на оскорбление, унижение,

причинение телесного, материального, социального, духовного вреда

другому человеку или группе людей.

Агрессивность или враждебность- устойчивая характеристика личности,

отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого

является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное

состояние (гнев, злость).

Так какой же он, агрессивный ребёнок.

Психологический портрет агрессивного ребенка.

Ребенок нападает на остальных детей, обзывается, дерется, отбирает и

ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения. Он

«гроза» коллектива и источник огорчения воспитателей и родителей.

Его трудно приять, но еще труднее понять мотив его поведения. Он

нуждается в ласке и помощи со стороны взрослых, потому что его

агрессия- это отражение его внутреннего дискомфорта неумение

адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным,

никому не нужным. Жестокость и безучастность

родителей приводит к нарушению детско-родительских

отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят.

“Как стать любимым и нужным” —

неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким

человечком. Вот он и ищет способы привлечения

внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти

поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам

и ребенку, но как сделать лучше — он не знает.

Агрессивный ребенок, использует любую возможность стремиться

разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он не успокаивается до тех

пор, пока взрослые «не взорвутся», а дети не вступят в драку. Не всегда

понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя

заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со

стороны взрослых- наказание. В действительности это всего лишь

отчаянная попытка завоевать свое место под солнцем. Ребенок не

имеет представления, как другим способом можно бороться за

выживание, как защитить себя.

Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят

перекладывать вину за затеянную им ссору на других.

Эти дети не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают,

что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им напротив,

кажется, что весь мир против них и все хотят их обидеть. Получается

замкнутый круг.

Давайте теперь соединим все характеристики вместе и поймем, как мы

можем диагностировать агрессивного ребенка, прежде чем мы сможем ему

помочь.

Диагностические критерии определения агрессивности у детей

дошкольного возраста.

Часто теряют контроль над собой;

Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми;

Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы;

Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках;

Завистливы и мнительны;

Часто сердятся и прибегают к дракам.

О ребенке, у которого в течении 6-ти месяцев одновременно устойчиво

проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенку, обладающем

агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно назвать

агрессивными.

Давайте разберем основные причины возникновения агрессивного поведения

у детей. Выделяют внутренние и внешние причинный возникновения АП.

К внутренним относят:

Соматические заболевания( эпилепсия, шизофрения, органическое

поражение головного мозга..) Дети, проявляющие агрессию, часто

страдают какими-нибудь психическими расстройствами(эпилепсия, ши

зофрения, органическое поражение

головного мозга) с негативными эмоциональными

состояниями (тревога, страх, дисфория). Личностными

чертами таких детей являются высокая тревожность,эмоциональное на

пряжение, склонность к возбуждению

и импульсивному поведению. Внешне это проявляется

чаще всего прямой вербальной и физической агрессией.

Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками,

часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков.

Обычно агрессивными действиями они либо просто разряжают

накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают

удовольствие от причинения неприятностей другим.;

Особенности нервной системы, темперамент. (Холерики наиболее

подвержены резким реакциям, нс не всегда может вовремя

затормозить, мальчики более агрессивны, чем девочки и агрессия у них

появляется иначе, чем у девочек.)

К внешним относят:

Эмоциональное неблагополучие ребенка в семье или в ДС

o

Конфликты родителей

o

Асоциальное поведение родителей

o

Гиперопека

o

Гипоопека

o

Нестандартное поведение ребенка в детском саду.

СМИ, гаджеты; интернет.

В дошкольном возрасте те или иные формы агрессии

характерны для большинства детей. В этот период еще

не поздно избежать трансформации агрессивности в устойчивую черту

характера. Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем

развитии ребенка возникнут проблемы, которые помешают

полноценному становлению его личности, раскрытию индивидуального

потенциала. Поэтому дети дошкольного возраста нуждаются

в

коррекции

агрессивности.

Как же мы можем помочь агрессивному ребенку. Давайте рассмотрим

некоторые методы.

Методы коррекции агрессивного поведения.

Установить четкий запрет на агрессивное подведение и систематически

напоминать ребенку об этом: «У нас есть табу», «Так не принято»;

Методы изменения деятельности детей:

Рисование

Библиотерапия

Куклотерапия

Метод изменения отношения к ребенку:

o

Личный пример взрослого и сверстника. Помня, что слово

лишь карлик, а пример - великан, взрослые должны

реализовать произвольное, социально одобряемое

поведение как в общении с детьми, так и друг с другом.

o

Игнорирование поведения ребенка. Часто лучший способ

прекратить нежелательное поведение - перестать на них

реагировать.

o

Разрешение на поведение. Этот прием противоположен

предыдущему. Эффект заключается в том, что

неконструктивное поведение, став разрешенным и

доступным детям, утрачивает свою былую

привлекательность, ценность и ребенок отказывается от него.

o

Изменение статуса ребенка в коллективе. На ребенка

возлагается действительно ответственное поручение.Оно может б

ыть разовое - помочь воспитателю

подготовить пособия к занятию, или постоянное -проводить физм

инутки.

Таким образом, работа с агрессивными детьми должнаносить комплексный, с

истемный характер, сочетать в себе элементы приемов и упражнений из

разных направлений коррекционной работы.

Шпаргалка для взрослых или правила работы с

агрессивными детьми

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3. Быть последовательным в наказаниях ребенка,

наказывать за конкретные поступки.

4. Наказания не должны унижать ребенка.

5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6.Давать ребенку возможность проявлять гнев

непосредственно после фрустрирующего события.

7. Обучать распознаванию собственного

эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

8. Развивать способность к эмпатии.

9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.

10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11. Учить брать ответственность на себя.

Что могут сделать педагоги

Чтобы научить детей контролировать своё поведение,воспитатели долж

ны предлагать детям выбор и возможности принимать самостоятельные

решения, зная о логических последствиях того или иного их действия.

Педагоги должны заранее предложить детям выбор,чтобы дети подумали и о

его последствиях. Например,они могут сказать:

«Саша! Если ты будешь разрушать Светину постройку из

кубиков, то ты покинешь Центр Строительства. Ты можешь

построить свою башню и ломать её, если хочешь. Или делать что-

либо ещё».

Этот тип сообщения поможет детей в развитии самоконтроля, потому

что он устанавливает ограничения и предлагает выбор. В отличие от

наказания, в этом случае меньше борьбы за власть и агрессии, гнева.

Педагоги могут использовать разные подходы и способы,

направляя поведение детей. Ни один из способов не срабатывает на 100

процентов во всех ситуациях и со всеми детьми. Всё зависит от конкретного

ребёнка и конкретной ситуации. Педагоги должны знать детей и их

проблемы.

Позитивное руководство включает следующие

рекомендации для педагогов:

Ожидайте заранее и планируйте то, что может явиться проблемой:

«Эта новая игрушка станет очень востребованной. Все

захотят в неё играть. Прежде чем я её представлю

детям, я установлю систему очередности, чтобы дети

могли играть с ней по очереди».

Ищите причины плохого поведения детей. Обсудите

ситуации с коллегой:

«Машина мама сейчас в больнице. Возможно, девочка

переживает за неё». Фокусируйтесь на поведенииребёнка, а не делайте акце

нт на личности ребёнка: «Мне

нравится, как ты вытираешь стол, Лена». Это лучше, чем

оценочная похвала «Ты хорошая девочка, потому что ты вытираешь стол».

Помогите детям понять последствия их действий:

«Анна и Лариса, кукла сломалась, потому что вы обе

тянули её за руки. Теперь вы должны подождать, пока её

починят, тогда вы сможете играть с неё снова».

Объясните имеющийся выбор детям:

«Если ты хочешь играть с машиной, ты должна возить её

по ковру, а не под мольбертами».

Помогите детям развивать навыки решения проблем:

«Я вижу, Серёжа, что тебе трудно делиться с детьми

твоим медвежонком. Куда ты его положишь до твоего ухода домой?»

Помогите детям обращать внимание на свои ошибки, чтобы они

могли самостоятельно исправлять их:

«Твоя краска в баночке разлилась. Давай найдём губку, чтобы

вытереть её».

Наблюдайте, нужна ли детям физическая разрядка.

Предоставьте детям, которым нужно выплеснуть свою

энергию и гнев, место, где они смогут сделать это:

«Ирина, мне кажется, что ты выглядишь обеспокоено

сегодня. Почему бы тебе и Кириллу не полазить сейчас. А я

понаблюдаю, как вы это делаете».

Очень важно, чтобы высказывания педагогов были

ясными, твёрдыми и позитивными. Разработайте

простые, но чёткие правила и ограничения для детей и

дайте детям возможность самим контролировать ихсоблюдение. Не должно б

ыть слишком много правил,они обескуражат детей. Дети научатся следовать

правилам, если они понимают, для чего вводятся эти

правила, и сами принимают участие в их обсуждении и формулировании.

Формулируйте правило твёрдо и позитивно, чем жёстко и осуждающе.

Детская агрессивность в дошкольном возрасте почти всегда носит

временный, ситуативный характер, легко поддается коррекции и при

правильной организации жизни в детском саду и в семье не закрепляется как

черта личности, а сглаживается и исчезает.

Однако это происходит только при терпеливой и

согласованной работе педагога

и

родителей.

Работая с агрессивными детьми, воспитатель должен прежде всего

наладить контакт семьей. Он может либо сам дать рекомендации

родителям, либо в тактичной форме предложить им обратиться за

помощью к психологам.

Бывают ситуации, когда контакт с матерью или отцом

установить не удается. В таких случаях рекомендуется использовать

наглядную информацию, которую можно разместить в уголке для

родителей.



В раздел образования