Автор: Панфилова Лидия Алексеевна
Должность: учитель математики и физики
Учебное заведение: МБОУ Сарсак-Омгинский лицей Агрызского муниципального района РТ
Населённый пункт: с. Сарсак-Омга Агрызского района РТ
Наименование материала: статья
Тема: Модель работы образовательного учреждения по обучению и развитию одаренных учащихся
Раздел: полное образование
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития
и поддержки одаренных детей. Раскрытие и реализация их талантов важны
не только для одаренного ребенка как для отдельной личности, но и для
общества в целом. Система работы с одаренными детьми
в общеобразовательной организации должна строиться на создании условий
для развития творческих способностей, развитию и повышению мотивации
ребенка.
Способность к мышлению и творчеству дается природой каждому человеку,
а потому педагогическая проблема заключается в создании в школе условий,
позволяющих реализовать личностный потенциал всех учащихся. И
поскольку одаренность является постоянно изменяющейся характеристикой
личности, то перед педагогическим коллективом встает проблема поиска
адекватных данному этапу развития одаренности методов обучения и
воспитания.
Таким образом, система работы образовательной организации перерастает
в построение модели работы с одаренными и мотивированными к обучению
детьми. Поэтому основополагающей идеей при разработке модели работы
с одаренными и мотивированными к обучению детьми является интеграция
всех видов деятельности:
- учебной -
внеклассной -
внеурочной -
внешкольной -
воспитательной
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе
на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи,
памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными
учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из
важнейших аспектов деятельности школы. Учителя в своей работе с
одарёнными детьми должны опираться на следующие принципы:
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для
развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучении;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при
минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных
услуг, помощи, наставничества.
Цели и задачи работы с одаренными детьми
1. Выявление одаренных детей:
знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях
и методических приемах работы с одаренными детьми;
обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
накопление библиотечного фонда по данному вопросу;
знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического
наблюдения, диагностики;
проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр,
олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья
одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также
просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на
качественный скачок в развитии их способности. Эти условия включают:
отбор среди различных систем тех методов и приемов, которые
способствуют развитию самостоятельности мышления инициативности и
творчества;
предоставление возможности совершенствовать способности и совместной
деятельности со сверстниками, научными руководителями через
самостоятельную работу.
Стратегия работы с одаренными детьми
I этап – аналитический – выявление одаренных детей, активизация урочной и
внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие
познавательных способностей учащихся.
II этап – диагностический (5-9 классы) – на этом этапе проводится
индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и
способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и
внеклассную. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в
рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала
должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания
должен быть для таких детей самоценным.
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся
в старшей школе.
Для реализации такой непростой задачи, педагогическому коллективу
необходимо создать систему функционирования организации, разделив весь
процесс на отдельные, более мелкие процессы.
1. Функции творческой рабочей группы
Подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей.
Сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической
литературы по данной проблеме.
Подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми.
Определение критериев эффективности работы.
2. Функции руководителей методических объединений
Планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад
интеллектуальных соревнований, игр и фестивалей науки;
Оформление материалов по работе с одарёнными детьми на стенде
методической работы
Руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с
одарёнными детьми.
3. Функции учителей-предметников
Диагностика и выявление одарённых детей по своим предметам, ведение
базы данных.
2
Организация и корректировка индивидуальных учебных программ и
тематических планов в соответствии с особенностями работы с одаренными
детьми (включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-
исследовательского уровней)
Организация индивидуальной работы с одаренными детьми (подготовка
обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям разного
уровня)
отбор и оформление в течение года достижений одаренных детей для
оформления портфолио;
подготовка и оформление опыта работы с одарёнными детьми в виде
творческого отчёта (выступление на педсовете, педагогической
конференции, публикация методических материалов);
Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития
способностей их детей по предмету.
4. Функции классных руководителей
Выявление детей с общей одарённостью.
Оформление сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей,
используя данные педагогической диагностики, наблюдений учителей
предметников, руководителей кружков, родителей.
Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации
одарёнными детьми класса своих способностей.
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
Ведение карты индивидуального образовательного маршрута развития;
В нашем лицее сложилась определенная система работы с одаренными
детьми. Выявление одаренных детей начинается уже в начальной школе на
основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти,
логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их
поиск, выявление и развитие являются одним из важнейших аспектов
деятельности лицея. Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с
большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению,
творческие возможности и проявления. Имеют доминирующую активную,
познавательную ненасыщенную потребность, испытывают радость от
добывания знаний, умственного труда.
Работая по программе «Одаренные дети», педагоги лицея строят свою
деятельность по принципу дифференциации - это работа со способными
детьми трех различных категорий одаренности:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при
прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются дошкольном и
младшем школьном возрасте).
2.Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной
области науки (подростковый образ)
3. Учащиеся не достигшие по каким-либо причинам успехов в учении, но
обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью
психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще
встречаются в старшем школьном возрасте).
3
Основные направления работы
Координационное направление связано с организацией работы по созданию
НОУ и опорных центров по работе с одаренными детьми.
Информационное - направлено на создание банка образовательных программ
и методических материалов для работы с одаренными детьми, организацию
работы корпоративной библиотечной сети, информационную поддержку
педагогов, работающих с одаренными детьми.
Диагностическое - реализуется через формирование банка методического
обеспечения для выявления одаренности, проведение специальных
конкурсов, турниров и других мероприятий для выявления одаренных детей,
создание банка данных «Одаренные дети»
Кадровое - основывается на оказании информационной, методической и
финансовой помощи педагогам, создании педагогического сообщества,
общественных объединений и ассоциаций, работающих с одаренными
детьми, условий для отработки и применения новых педагогических
технологий.
5.Развивающее направление включает организацию оздоровительных
лагерей, мастер-классов, творческих лабораторий для учащихся лицея,
создание условий для участия одаренных детей в семинарах, конференциях
разного уровня.
Выявляя одаренных детей и просто способных детей, в отношении
которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их
способностей, педагогическое сообщество лицея создает условия для
оптимального развития каждого из них.
Накоплен опыт развития творческого и интеллектуального потенциала
учащихся в лицейском ученическом научном обществе.
В законе "Об образовании в РФ” указывается на необходимость развития
творческих возможностей одаренных детей, которые в дальнейшем станут
носителями ведущих идей общественного прогресса. Главная задача школы
состоит в создании условий для разностороннего развития творческого
потенциала учащихся. Отсюда вытекает главная цель НОУ: создание
условий для развития творческой личности, ее самоопределения и
саморазвития.
Работа общества направлена на решение следующих задач:
1. Выявление наиболее успешных учеников в разных предметных областях,
развитие их творческих способностей.
2. Активное включение учащихся в процесс самообразования и
саморазвития.
3.Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся,
повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки
4. Организация учебно-исследовательской деятельности для
усовершенствования процесса обучения и профориентации.
Деятельность членов научного общества организуется по нескольким
направлениям:
4
1. Включение в научно-исследовательскую деятельность способных
учащихся в соответствии с их научными интересами. С учащимися всех
классов и учителями средней и старшей школы проводятся общие и
индивидуальные беседы, тестирование, в ходе которых выявляются
индивидуальные способности детей, желающих заниматься научной и
проектной деятельностью. В определении вида работы обязательно
учитываются интересы каждого ученика.
2. Обучение школьников работе с различными источниками информации,
созданию компьютерных презентаций результатов научной и проектной
работы. Проводятся специальные занятия, на которых ученики обучаются
основным правилам работы с различными источниками информации, в том
числе поиску нужной информации в сети Интернет, способам ее обработки,
систематизации. Отдельное внимание уделяется обучению созданию
компьютерной презентации научных работ и проектов.
3. Организация групповых и индивидуальных консультаций по созданию
исследовательских работ, учебных и социально значимых проектов.
Организуются и проводятся групповые консультации по изучению алгоритма
работы над научной темой, требований к оформлению работы и ее защите.
Каждый ученик, занимающийся научной деятельностью, получает
необходимые ему консультации по индивидуальному запросу от учителей-
предметников, руководителя школьного НОУ.
4. Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций,
олимпиад, участие в предметных неделях, окружных образовательных
событиях. Учащиеся-члены НОУ принимают активное участие в проведении
предметных олимпиад в школе, округе, районе, предметных неделях по всем
учебным дисциплинам.
Работа педагогического коллектива с одаренными детьми — это сложный и
никогда не прекращающийся процесс, который предусматривает
целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной
школы и до осознанного выбора жизненного пути, и реализуется в действии.
Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших,
постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их
обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими
учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных.
5