Напоминание

Проблема адаптации детей к ДОУ


Авторы: Горбенко Наталья Вячеславовна, Наталья Вячеславовна Горбенко
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МОАУ СОШ № 11 г. Орска дошкольное образование
Населённый пункт: Орск
Наименование материала: Адаптация детей к ДОУ
Тема: Проблема адаптации детей к ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Адаптация ребенка к детскому саду – это и процесс, и результат согласования ребенка с

окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой

обстановке, к структуре отношений, как с педагогами, так и со сверстниками, установления

соответствия поведения принятым в группе детского сада нормам и правилам [2, с.23]. Адаптация

включает

широкий

спектр

индивидуальных

реакций

ребенка

в

зависимости

от

психофизиологических и личностных особенностей, конкретного характера семейных отношений и

воспитания, условий пребывания в детском саду.

Адаптация как процесс в норме занимает у детей разного возраста разное количество

времени: в яслях длится в среднем 7-10 дней, в среднем дошкольном возрасте – 2-3 недели, а в

старшем дошкольном возрасте – месяц. Состояние аффекта в первое время посещения детского сада

выявляется у каждого второго мальчика и каждой третьей девочки. Поскольку потребность в

общении со сверстниками появляется у детей после 4 лет, то для предупреждения негативного

отношения к детскому саду рекомендуется в случае нервно-соматической ослабленности отдавать в

детский сад мальчиков не ранее 3,5 – 5 лет, а девочек не ранее 3 – 4 лет [17, с. 34].

Повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения (с 1,5 до 3 лет), с

одной стороны, и повышение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении – с другой,

делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно

актуальной.

Проблема адаптации зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, уровня развития.

Период привыкания детей к ДОУ (дошкольному образовательному учреждению) – неизменно

сложная проблема. Н.А. Аскарина не раз возвращаясь к вопросу адаптации детей, приводила пример:

«Садовник бережно пересаживает молодое деревце, выкапывает его с частью почвы, на котором оно

произрастало, и затем любовно ухаживает за ним, поливает его, но, приживаясь на новом месте, оно

все равно болеет, листики его вянут» [19, с.31].

От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и

сверстникам,

зависят его физическое и психическое развитие,

дальнейшее благополучное

существование в детском саду и в семье. К сожалению этот процесс протекает сложно и болезненно.

Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние в окружении чужих людей, в

незнакомой обстановке. Слезы, капризы, отказы идти в детский сад для многих родителей может

наступить момент разочарования, а процесс привыкания может затянуться [2, с. 25].

Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут

стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение,

лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным,

мягким, бестравматичным. Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за

помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребенка, за его душевный комфорт,

радостное восприятие нового образа жизни. Необходимо понять, выяснить причины этих различий,

понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами

В.А. Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребенка», чтобы правильно и эффективно

организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения [47, с.112].

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него

среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно

наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом,

приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупленность всех полезных изменений

организма и психики) результатом, или негативным (стресс) [17, с.35]. При этом выделяются два

основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность)

и внешняя адекватность поведения (способность легко и быстро выполнять новые требования). С

приходом в садик у ребенка начинается новый этап в его жизни.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах [23, с.45], было

выделено три фазы адаптационного процесса:

1. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в

соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым

респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии

(длится в среднем один месяц).

2. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением

ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам на фоне

замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными

нормами (длится три-пять недель).

3.Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа

развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов

развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.

Фазы адаптации к детскому учреждению по Дж. Робертсону [18, 36]:

Фаза «протеста». В этот период ребенок испытывает тяжелое потрясение, плачем зовет мать,

проявляет признаки паники, не отпускает мать, когда она приходит и плачем провожает.

Фаза «отчаяния». Ребенок погружается в себя, становясь жалким и несчастным, нарушается

процесс кормления, ритм сна, он нередко начинает сосать пальцы, раскачивается.

Фаза «отчуждения». Ребенок утрачивает интерес к родителям, для него уже безразлично,

навещают его или нет. По возвращении домой ребенок вначале может игнорировать родителей,

отворачиваться от них. В последующие несколько недель или даже месяцев его поведение

нарушается: ребенок становиться непослушным, неуравновешенным, стремится держаться возле

родителей, страшится отпустить их.

Если капризы и аффективные вспышки ребенка вызывают отрицательную реакцию и

осуждение родителей, то это приводит к усилению капризного поведения и еще большему

стремлению «цепляться» за мать.

Смирнова Е. пишет о том, что каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации,

однако есть и общие черты [44, с.36]:

-

у

детей

до

трех

лет

проявляются

беспокойство,

страх,

депрессивные

реакции

(заторможенность, вялость, безучастность);

- у детей старше трех лет наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность,

капризность, упрямство и негативизм, в полной мере выражаемые дома в качестве протеста и

своеобразной эмоциональной разрядки сдерживаемого в детском саду психического напряжения.

- у плохо адаптируемых детей старшего возраста больше вероятности появления или

закрепления психомоторных нервных нарушений – тиков и заикания.

Естественно, что не у каждого ребенка возникают эти реакции на отрыв от семьи, это зависит

как от самого ребенка, так и от того, что он встретит в детском саду.

Наибольшая вероятность появления ярко выраженных реакций приходится на возраст от 7

месяцев до 4 лет и у тех детей, которые не были подготовлены к отделению от матери, редко бывали

в чужих домах или недавно уже тяжело пережили разлуку с родителями

Тяжело адаптируются дети, являющиеся единственными в семье, чрезмерно опекаемые

родителями, невротически привязанные к матери, зависимые от нее. Дети, привыкшие к

исключительному вниманию, не имеющие навыков самообслуживания, неспособные наладить

контакт со сверстниками из-за большого количества страхов, неуверенности в себе, беззащитности,

общей эмоциональной неустойчивости и недостаточно развитой ролевой структуры [2, с.33].

Кроме того, Р. Калинина различает три степени тяжести прохождения острой фазы

адаптационного периода [18, с.42]:

- легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон,

ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на

контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Все без

изменений;

- адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню

пребывания в детском учреждении. Нервно – психическое развитие несколько замедляется

(замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без

осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;

- тяжелая адаптация: характеризуется, в - первых, значительной длительностью (от двух до

шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений.

Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из

которых имеет свои признаки [18, с.43]:

1 вариант. Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском

учреждении.

Нервно – психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала.

Респираторные заболевания – более трех раз сроком более 10-ти дней.

Ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов.

2 вариант. Дети старше трех лет, частоболеющие, из семей с гиперопекой со стороны

взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье.

Поведенческие реакции нормализуются к 3-4-му месяцу пребывания в детском учреждении.

Нервно – психическое развитие отстает от исходного на 2-3 квартала. Замедляется рост, прибавка в

весе.

Учитывая

исследования

ученых

необходимо

использовать

критерии,

разработанные

Институтом педиатрии [43, с.41]:

- нарушение сна;

- нарушение питания;

- проявление отрицательных эмоций в общении;

- боязнь пространства;

- частые заболевания;

- снижение веса.

Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой

среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждать и не допускать проявлений тяжелой

адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в детском учреждении,

которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к

новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки

общения, прежде всего со сверстниками.

Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на

первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

- от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;

- от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;

- от состояния здоровья;

- от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в

которой находится в дошкольном учреждении;

- от разницы в методах воспитания [48, с.306].

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его

пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.

Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приходит к

нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных

форм поведения.

Р.Калинина пишет о том, что адаптационный период у детей может сопровождаться

различными негативными поведенческими реакциями [17, с. 42]:

Упрямство (причины):

- перевозбуждение нервной системы ребенка сильными впечатлениями, переутомлением,

переживанием;

- стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю;

- привычная форма поведения избалованного ребенка;

- своеобразная форма протеста против грубого и необоснованного подавления взрослыми его

самостоятельности и инициативы.

Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым (причины):

- отсутствие уважения взрослых к ребенку;

- реакция на несправедливое, грубое обвинение ребенка во лжи, лени, в неблаговидном

поступке;

- недостаточное развитие воли, неумение владеть собой;

- утомление от однообразной деятельности.

Лживость (причины):

- болезнь, страх наказания;

- желание привлечь к себе внимание, хвастливость.

Лень (причины):

- неразумная воспитательная тактика родителей стремление уберечь ребенка от лишнего

трудового усилия;

- воспитатель не поощряет усилий и стараний ребенка, а только критикует его недостатки.

Таким образом, адаптация ребенка к детскому саду – это и процесс, и результат согласования

ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к

новой обстановке, к структуре отношений, как с педагогами, так и со сверстниками, установления

соответствия поведения принятым в группе детского сада нормам и правилам. Адаптация как

процесс в норме занимает у детей разного возраста разное количество времени, и зависит от возраста

ребенка, состояния здоровья, уровня развития. В оптимизации процесса адаптации одна из главных

ролей главная роль принадлежит педагогам и психологам детского сада. Создавая у ребенка

положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие

возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он

обеспечивает решение воспитательно – образовательных задач уже в период привыкания ребенка к

новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.



В раздел образования