Авторы: Горбенко Наталья Вячеславовна, Наталья Вячеславовна Горбенко
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МОАУ СОШ № 11 г. Орска дошкольное образование
Населённый пункт: Орск
Наименование материала: Адаптация детей к ДОУ
Тема: Проблема адаптации детей к ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Адаптация ребенка к детскому саду – это и процесс, и результат согласования ребенка с
окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой
обстановке, к структуре отношений, как с педагогами, так и со сверстниками, установления
соответствия поведения принятым в группе детского сада нормам и правилам [2, с.23]. Адаптация
включает
широкий
спектр
индивидуальных
реакций
ребенка
в
зависимости
от
психофизиологических и личностных особенностей, конкретного характера семейных отношений и
воспитания, условий пребывания в детском саду.
Адаптация как процесс в норме занимает у детей разного возраста разное количество
времени: в яслях длится в среднем 7-10 дней, в среднем дошкольном возрасте – 2-3 недели, а в
старшем дошкольном возрасте – месяц. Состояние аффекта в первое время посещения детского сада
выявляется у каждого второго мальчика и каждой третьей девочки. Поскольку потребность в
общении со сверстниками появляется у детей после 4 лет, то для предупреждения негативного
отношения к детскому саду рекомендуется в случае нервно-соматической ослабленности отдавать в
детский сад мальчиков не ранее 3,5 – 5 лет, а девочек не ранее 3 – 4 лет [17, с. 34].
Повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения (с 1,5 до 3 лет), с
одной стороны, и повышение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении – с другой,
делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно
актуальной.
Проблема адаптации зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, уровня развития.
Период привыкания детей к ДОУ (дошкольному образовательному учреждению) – неизменно
сложная проблема. Н.А. Аскарина не раз возвращаясь к вопросу адаптации детей, приводила пример:
«Садовник бережно пересаживает молодое деревце, выкапывает его с частью почвы, на котором оно
произрастало, и затем любовно ухаживает за ним, поливает его, но, приживаясь на новом месте, оно
все равно болеет, листики его вянут» [19, с.31].
От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и
сверстникам,
зависят его физическое и психическое развитие,
дальнейшее благополучное
существование в детском саду и в семье. К сожалению этот процесс протекает сложно и болезненно.
Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние в окружении чужих людей, в
незнакомой обстановке. Слезы, капризы, отказы идти в детский сад для многих родителей может
наступить момент разочарования, а процесс привыкания может затянуться [2, с. 25].
Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут
стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение,
лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным,
мягким, бестравматичным. Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за
помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребенка, за его душевный комфорт,
радостное восприятие нового образа жизни. Необходимо понять, выяснить причины этих различий,
понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами
В.А. Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребенка», чтобы правильно и эффективно
организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения [47, с.112].
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него
среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно
наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом,
приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупленность всех полезных изменений
организма и психики) результатом, или негативным (стресс) [17, с.35]. При этом выделяются два
основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность)
и внешняя адекватность поведения (способность легко и быстро выполнять новые требования). С
приходом в садик у ребенка начинается новый этап в его жизни.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах [23, с.45], было
выделено три фазы адаптационного процесса:
1. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в
соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым
респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии
(длится в среднем один месяц).
2. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением
ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам на фоне
замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными
нормами (длится три-пять недель).
3.Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа
развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов
развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.
Фазы адаптации к детскому учреждению по Дж. Робертсону [18, 36]:
Фаза «протеста». В этот период ребенок испытывает тяжелое потрясение, плачем зовет мать,
проявляет признаки паники, не отпускает мать, когда она приходит и плачем провожает.
Фаза «отчаяния». Ребенок погружается в себя, становясь жалким и несчастным, нарушается
процесс кормления, ритм сна, он нередко начинает сосать пальцы, раскачивается.
Фаза «отчуждения». Ребенок утрачивает интерес к родителям, для него уже безразлично,
навещают его или нет. По возвращении домой ребенок вначале может игнорировать родителей,
отворачиваться от них. В последующие несколько недель или даже месяцев его поведение
нарушается: ребенок становиться непослушным, неуравновешенным, стремится держаться возле
родителей, страшится отпустить их.
Если капризы и аффективные вспышки ребенка вызывают отрицательную реакцию и
осуждение родителей, то это приводит к усилению капризного поведения и еще большему
стремлению «цепляться» за мать.
Смирнова Е. пишет о том, что каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации,
однако есть и общие черты [44, с.36]:
-
у
детей
до
трех
лет
проявляются
беспокойство,
страх,
депрессивные
реакции
(заторможенность, вялость, безучастность);
- у детей старше трех лет наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность,
капризность, упрямство и негативизм, в полной мере выражаемые дома в качестве протеста и
своеобразной эмоциональной разрядки сдерживаемого в детском саду психического напряжения.
- у плохо адаптируемых детей старшего возраста больше вероятности появления или
закрепления психомоторных нервных нарушений – тиков и заикания.
Естественно, что не у каждого ребенка возникают эти реакции на отрыв от семьи, это зависит
как от самого ребенка, так и от того, что он встретит в детском саду.
Наибольшая вероятность появления ярко выраженных реакций приходится на возраст от 7
месяцев до 4 лет и у тех детей, которые не были подготовлены к отделению от матери, редко бывали
в чужих домах или недавно уже тяжело пережили разлуку с родителями
Тяжело адаптируются дети, являющиеся единственными в семье, чрезмерно опекаемые
родителями, невротически привязанные к матери, зависимые от нее. Дети, привыкшие к
исключительному вниманию, не имеющие навыков самообслуживания, неспособные наладить
контакт со сверстниками из-за большого количества страхов, неуверенности в себе, беззащитности,
общей эмоциональной неустойчивости и недостаточно развитой ролевой структуры [2, с.33].
Кроме того, Р. Калинина различает три степени тяжести прохождения острой фазы
адаптационного периода [18, с.42]:
- легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон,
ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на
контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Все без
изменений;
- адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню
пребывания в детском учреждении. Нервно – психическое развитие несколько замедляется
(замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без
осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;
- тяжелая адаптация: характеризуется, в - первых, значительной длительностью (от двух до
шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений.
Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из
которых имеет свои признаки [18, с.43]:
1 вариант. Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском
учреждении.
Нервно – психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала.
Респираторные заболевания – более трех раз сроком более 10-ти дней.
Ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов.
2 вариант. Дети старше трех лет, частоболеющие, из семей с гиперопекой со стороны
взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье.
Поведенческие реакции нормализуются к 3-4-му месяцу пребывания в детском учреждении.
Нервно – психическое развитие отстает от исходного на 2-3 квартала. Замедляется рост, прибавка в
весе.
Учитывая
исследования
ученых
необходимо
использовать
критерии,
разработанные
Институтом педиатрии [43, с.41]:
- нарушение сна;
- нарушение питания;
- проявление отрицательных эмоций в общении;
- боязнь пространства;
- частые заболевания;
- снижение веса.
Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой
среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждать и не допускать проявлений тяжелой
адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в детском учреждении,
которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к
новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки
общения, прежде всего со сверстниками.
Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на
первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
- от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
- от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
- от состояния здоровья;
- от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в
которой находится в дошкольном учреждении;
- от разницы в методах воспитания [48, с.306].
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его
пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.
Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приходит к
нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных
форм поведения.
Р.Калинина пишет о том, что адаптационный период у детей может сопровождаться
различными негативными поведенческими реакциями [17, с. 42]:
Упрямство (причины):
- перевозбуждение нервной системы ребенка сильными впечатлениями, переутомлением,
переживанием;
- стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю;
- привычная форма поведения избалованного ребенка;
- своеобразная форма протеста против грубого и необоснованного подавления взрослыми его
самостоятельности и инициативы.
Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым (причины):
- отсутствие уважения взрослых к ребенку;
- реакция на несправедливое, грубое обвинение ребенка во лжи, лени, в неблаговидном
поступке;
- недостаточное развитие воли, неумение владеть собой;
- утомление от однообразной деятельности.
Лживость (причины):
- болезнь, страх наказания;
- желание привлечь к себе внимание, хвастливость.
Лень (причины):
- неразумная воспитательная тактика родителей стремление уберечь ребенка от лишнего
трудового усилия;
- воспитатель не поощряет усилий и стараний ребенка, а только критикует его недостатки.
Таким образом, адаптация ребенка к детскому саду – это и процесс, и результат согласования
ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к
новой обстановке, к структуре отношений, как с педагогами, так и со сверстниками, установления
соответствия поведения принятым в группе детского сада нормам и правилам. Адаптация как
процесс в норме занимает у детей разного возраста разное количество времени, и зависит от возраста
ребенка, состояния здоровья, уровня развития. В оптимизации процесса адаптации одна из главных
ролей главная роль принадлежит педагогам и психологам детского сада. Создавая у ребенка
положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие
возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он
обеспечивает решение воспитательно – образовательных задач уже в период привыкания ребенка к
новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.