Автор: Полетаева Елена Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ "Центр образования № 32"
Населённый пункт: г. Череповец
Наименование материала: Статья
Тема: " Повышение квалификации учителя-логопедаОУ через формы методической работы"
Раздел: среднее образование
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ОУ ЧЕРЕЗ
ФОРМЫ МЕТОДИЧЕКОЙ РАБОТЫ.
Елен Владимировна Полетаева, учитель-логопед МАОУ «Центр
образования № 32» (г. Череповец)
Развитие
системы
коррекционно-компенсирующего
обучения
требует
реализации иных подходов к системе повышения квалификации педагогов-
дефектологов,
учителей-логопедов.
Требование
времени
таково,
что
повышение квалификации педагогов является условием профессионального
и личностного роста, залогом их успешной профессиональной деятельности.
Известно, что образовательный процесс взрослых осуществляется в трех
видах:
формальное
образование
(обучение
в
учебных
заведениях).
неформальное образование ( наиболее часто встречающееся в ОУ, когда
специалисты
участвуют
в
работе
семинаров,
творческих
групп,
педагогических
консилиумов
и
т.д.)
информальное
образование
–
получаемое в процессе свободного общения, консультаций, использования
разнообразных литературных источников, средств массовой информации.
Повышение квалификации учителей-логопедов в ОУ имеет определенную
специфику. Оно связано не только с воспроизведением и развитием базовых
профессиональных качеств: знаний, умений, практических навыков. Во
время
повышения
квалификации
происходит
интеграция
знаний
из
педагогических,
психологических,
медицинских
и
других
наук.
Эффективность повышения квалификации учителей-логопедов в ОУ зависит
от четкой организационно- методической работы, которая решает ряд
вопросов.
Направление методической работы
Формы работы
-
определение
интересов,
затруднений, запросов логопедов.
- помощь в формировании проблем
и целей повышения мастерства и
оказание консультативной помощи
- помощь в выборе форм реализации
плана
повышения
профессионального мастерства.
- организация показа «Площадок
успеха»
в
области
профессионального
мастерства
логопедов.
Анкетирование
Наставничество,
проблемные
лекции, самообразование
Участие в семинарах творческих
групп, методических объединениях.
Неделя «педмастерства»
Праздник чистой речи» и т.д.
Для получения информации о профессионализме учителей- логопедов можно
провести изучение их деятельности по следующим критериям:
1.
Знание теоретических основ коррекционной педагогики и реализации
их в практике работы.
2.
Владение теоретическими методами коррекционной работы.
3.
Знание школьной педагогики и возрастной психологии и физиологии.
4.
Результативность коррекционно-развивающей работы.
5.
Личное
творчество,
способствующее
деятельности
собственных
наработанных приемов.
Дополнительную
информацию
о
социальной
значимости
своей
профессии дают учителя –логопеды при выявлении привлекательных и
непривлекательных
(по
их
мнению)
сторон
профессиональной
деятельности. Отбор форм и методов повышения квалификации
учителей-
логопедов
обусловлен
некоторыми
особенностями
профессиональной деятельности этих педагогов:
1.
Логопеды-
высокообразованные
люди,
хорошо
владеющие
способами самостоятельного, информального образования.
2.
Профессиональные запросы носят узкий, специфический характер.
3.
Ориентация на удовлетворение потребности в неформальном
профессиональном общении.
4.
Трудности в решении вопросов повышения профессионального
уровня логопедов.
Из множества форм и методов, рекомендуемых для работы с
учителями-логопедами, можно остановиться на следующих:
- участие логопедов в методическом объединении;
- наставничество;
- семинарские занятия по типу «малых форм (4-5 чел.), обсуждаются
различные вопросы по заданной теме;
- тренинги по совершенствованию профессиональных умений;
- лекции в форме диалога, проблемные лекции;
- методы самообразовательной работы;
- работа психолого- педагогических консилиумов.
Использование в процессе повышения квалификации логопедов
активных форм и методов обучения обеспечивает практико-
ориентированный
характер
учебного
процесса,
формирует
потребность в непрерывном профессиональном совершенствовании.