Автор: Сафиуллина Айгуль Инсафовна
Должность: преподаватель по классу хорового пения
Учебное заведение: МАУДО "Детская музыкальная школа №6 имени Салиха Сайдашева"
Населённый пункт: Республика Татарстан, город Набережные Челны
Наименование материала: статья
Тема: "Способы повышения мотивации к изучению татарской музыки в хоровом классе детской музыкальной школы"
Раздел: дополнительное образование
Способы повышения мотивации к изучению татарской музыки в хоровом
классе детской музыкальной школы.
Среди всего богатства народного, главной жемчужиной является
национальная музыка. Национальный репертуар играет особую роль в
воспитании
юных
музыкантов.
Приобщение
будущих
художников
к
музыкальной
культуре
своего
народа
способствует
постижению
его
музыкального языка, эстетики и исполнительских традиций, без чего
невозможно формирование музыкантов, способных нести искусство в массы,
быть понятыми широкими кругами слушателей. Замечательный венгерский
композитор и педагог Золтан Кодай писал: «Художник должен чувствовать
себя частью народа, он должен также помнить, что его преимуществом
является способность выражать чувства масс. Ощущая себя творческой
частицей своего народа и вырастая из него, музыкант нашего времени будет
глашатаем и пророком народных устремлений, выразителем его мечтаний и
чаяний…»
Глубокое проникновение музыканта в мир национальной музыки,
является залогом органичного постижения им музыкальной культуры других
народов… [1,3].
Татарские
песни
очень
оригинальны
и
красивы,
самобытны
и
неповторимы. Они удивляют иностранных музыкантов своей свежестью и
уникальностью, одинаково нравятся людям образованным и не имеющим
образование музыкантам, и людям, не знающим музыкальную грамоту.
Украшенные мелизматикой мелодии, ритмика, дающая исполнительскую
свободу,
импровизационность,
ладовая
определенность,
содержание,
наполненное глубиной душевных переживаний, яркой образностью –
основные черты татарской народной песни.
Бережно собирали и обрабатывали народные песни М.Музафаров,
Дж.Файзи, А.Ключарев. Свежесть, ясность, глубина музыки притягивают
внимание исполнителей и слушателей, педагогов и композиторов.
Национальный репертуар оказывает существенное воздействие на
развитие художественно-образного мышления и исполнительской техники
учащихся.
Как
показывает
педагогическая
практика
национальные
произведения с большим интересом изучаются юными музыкантами.
Особое внимание детей привлекают знакомые с колыбели родные мелодии,
которые доставляют им большое эстетическое наслаждение и способствуют
формированию яркого эмоционального отношения к исполняемой музыке.
Народные песни с интересом встречаются и родителями учащихся. Будучи
хорошо знакомы с образным строем родных напевов они могут принимать
более
активное
участие
в
музыкальном
развитии
ребенка
ребенка,
направлять его на достижение поставленных художественных задач.
Вот некоторые способы мотивации к изучению татарской музыки в
детской музыкальной школе ( мотивация – от лат. movere – побуждение к
действию;
динамический
процесс
психофизиологического
плана,
управляющий поведением человека, определяющий его направленность,
организованность,
активность
и
устойчивость;
способность
человека
деятельно удовлетворять свои потребности. (3):
1.
Проведение
школьных
вокально-хоровых
конкурсов
татарской
музыки.
2.
Посещение национальных музеев, театр опер и балета (балет
«Шурале…»),
музыкальных
спектаклей
в
известных
татарских
театрах.
3.
Участие
в
многочисленных
конкурсах
татарской
музыки
на
Городском, Региональном и Республиканском уровнях.
4.
Проведение концертов, посвященных памятным датам известных
татарских композиторов («С.Сайдашев – детям», «Вокальная музыка
Р.Яхина», «Песни А.Ключарева» и т.д.).
Вот
лишь
небольшой
перечень
мероприятий,
который
будет
способствовать развитию интереса детей к татарской музыке.
Национальный
репертуар
является
богатейшим
источником
познавательного и нравственного развития детей. И от того, насколько наши
дети будут доброжелательны, как будут сформированы в них привычки
нравственного поведения, во многом зависит успешность ребенка в жизни,
становление его как личности.