Автор: Оксана Анатольевна Кудашова
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 ж.-д. ст. Шентала СП детский сад "Теремок"
Населённый пункт: Самарская область Шенталинский район станция Шентала
Наименование материала: Статья
Тема: Готов ли Ваш ребенок к школе?
Раздел: дошкольное образование
Готов ли ребёнок к школе?
Готовность ребенка к школе – это не только набор знаний и умений, здесь также
играет роль психологическая готовность и наличие речевых навыков.
Возраст 6-7 лет является очень важным в жизни ребенка. Это именно тот период,
когда он меняет свой статус, переходя из дошкольного периода в статус школьника.
Игровая деятельность заменяется учебным процессом, что требует от вчерашнего
дошкольника определенных навыков.
Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:
1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и
его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической
зрелости, необходимой для учебного процесса.
2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень
сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки;
знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и
навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной
активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого
развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами
грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической
речи.
3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение,
включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень
привлекательное задание.
4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений
ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую
позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться
со взрослым собеседником.
И, самое главное, ребенок сам должен хотеть идти в школу.
Что означает речевая готовность к школе
Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и обучением письму, у него должны
быть сформированы определенные компоненты речи, о которых далее пойдет речь.
1. Умение слушать и слышать других
Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут
серьезные проблемы в понимании учебного материала, который рассказывает учитель
в устной форме. В этом возрасте крайне важно, чтобы ребенок мог понимать и
действовать по той инструкции, которую он получает от преподавателя.
2. Сформированность звуковой стороны речи
Сформированность фонетической стороны речи предусматривает:
умение четко и внятно произносить все звуки речи;
возможность изменения интонации и темпа с учетом смыслового содержания;
умение говорить шепотом, тихо или громко (в зависимости от ситуации).
Выраженные проблемы в звуковой стороне речи обязательно скажутся на
успеваемости ребенка в школе. Дети пишут так, как говорят, поэтому на письме могут
появиться такие проблемы, как пропуски или замены букв.
3. Умение различать звуки речи на слух
В норме ребенок должен слышать слово и уметь опознавать каждый звук, который
входит в его состав (и обозначать его буквой на письме). Если какие-то звуки кажутся
ему одинаковыми, то это будет отображаться и на его письме. К примеру, если
ребенок плохо различает звонкие-глухие звуки, то вместо слова «дом» он будет писать
«том», «панан» вместо «банан».
4. Функции языкового анализа и синтеза
Ребенок должен не только уметь различать все звуки в слове, но и определять их
последовательность. Формами звукового анализа являются:
Умение выделять звук на фоне слова («Есть ли в слове «бочка» звук ч?»). Задача
ребенка – определить наличие звука в слове.
Умение выделять звук в начале и конце слова («С какого звука начинается слово
лошадь?», «Каким звуком заканчивается слово машина?»).
Определение места звука в слове («В каком месте в слове «гусеница» стоит звук
[н] – в начале, середине или конце?»).
Умение назвать все звуки в слове по порядку (последовательный анализ).
Умение назвать количество звуков в слове (количественный анализ).
Помимо звукового анализа и синтеза, важно понимание слогового и синтаксического
анализа и синтеза.
Слоговый анализ представляет собой умение делить слова на слоги, определить их
количество в нем. Ребенок должен уметь составлять слова из представленных ему
слогов.
Синтаксический анализ представляет собой определение количества и
последовательности слов в предложении. Синтез – это умение составлять
предложение из представленных слов.
5. Словарный запас
Готовность ребенка к школе определяется, в частности, его словарным запасом. Как
правило, запас слов должен составлять порядка 3500-4000 слов. При этом ребенок
должен не просто знать и употреблять эти слова, а понимать их значение.
В школе ребенку придется отвечать на вопросы учителя, пересказывать тексты,
излагать изученный им материал. Он должен уметь составлять рассказ по картинке,
писать сочинения на заданную тему и т.д.
Если словарный запас будет скудным, то это будет хорошо заметно в процессе
обучения. Он не может назвать предметы, долго подбирает нужные слова, когда ему
нужно что-то сказать, в его речи в большом количестве присутствует слова-паразиты:
«в общем», «ну», «это» и т.д. Часто нехватка словарного запаса компенсируется
активной жестикуляцией.
6. Грамматический строй речи
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования, уметь
образовывать слова в нужной форме. Не менее важным является словоизменение – это
изменение слов по разным грамматическим категориям (по падежу, числу, роду и т.д.).
Есть и другие навыки, которыми должен овладеть ребенок к школе:
использование развернутой фразовой речи;
работа с предложением: построение простых предложений, понимание связи
слов в предложении и т.д.
умение находить ошибки в предложении и исправлять их, умение составлять
предложение по картинке и опорным словам;
пересказ текста с сохранением его смыслового содержания.
7. Связная речь
Под этим понятием понимаются развернутые высказывания, которые использует
человек для выражения своих мыслей и желаний. Если с этим возникают проблемы, то
процесс школьного обучения оказывается крайне затруднительным.
Готовность к школе детей оценивается по следующим навыкам:
поддерживать разговор на тему, соответствующую возрасту ребенка;
нормальное общение со сверстниками и взрослыми;
умение развернуто описывать окружающие предметы;
внятный пересказ пережитых событий (как провел лето, какой фильм смотрел и
о чем там говорилось);
умение пересказывать сказки, используя собственный словарный запас;
умение раскрывать содержание окружающих явлений, картины.
Все перечисленные умения и навыки формируются через образовательную
деятельность, а также через создание соответствующей речевой среды.