Напоминание

Готов ли Ваш ребенок к школе?


Автор: Оксана Анатольевна Кудашова
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 ж.-д. ст. Шентала СП детский сад "Теремок"
Населённый пункт: Самарская область Шенталинский район станция Шентала
Наименование материала: Статья
Тема: Готов ли Ваш ребенок к школе?
Раздел: дошкольное образование





Назад




Готов ли ребёнок к школе?

Готовность ребенка к школе – это не только набор знаний и умений, здесь также

играет роль психологическая готовность и наличие речевых навыков.

Возраст 6-7 лет является очень важным в жизни ребенка. Это именно тот период,

когда он меняет свой статус, переходя из дошкольного периода в статус школьника.

Игровая деятельность заменяется учебным процессом, что требует от вчерашнего

дошкольника определенных навыков.

Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:

1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и

его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической

зрелости, необходимой для учебного процесса.

2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень

сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки;

знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и

навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной

активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого

развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами

грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической

речи.

3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение,

включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень

привлекательное задание.

4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений

ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую

позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться

со взрослым собеседником.

И, самое главное, ребенок сам должен хотеть идти в школу.

Что означает речевая готовность к школе

Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и обучением письму, у него должны

быть сформированы определенные компоненты речи, о которых далее пойдет речь.

1. Умение слушать и слышать других

Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут

серьезные проблемы в понимании учебного материала, который рассказывает учитель

в устной форме. В этом возрасте крайне важно, чтобы ребенок мог понимать и

действовать по той инструкции, которую он получает от преподавателя.

2. Сформированность звуковой стороны речи

Сформированность фонетической стороны речи предусматривает:

умение четко и внятно произносить все звуки речи;

возможность изменения интонации и темпа с учетом смыслового содержания;

умение говорить шепотом, тихо или громко (в зависимости от ситуации).

Выраженные проблемы в звуковой стороне речи обязательно скажутся на

успеваемости ребенка в школе. Дети пишут так, как говорят, поэтому на письме могут

появиться такие проблемы, как пропуски или замены букв.

3. Умение различать звуки речи на слух

В норме ребенок должен слышать слово и уметь опознавать каждый звук, который

входит в его состав (и обозначать его буквой на письме). Если какие-то звуки кажутся

ему одинаковыми, то это будет отображаться и на его письме. К примеру, если

ребенок плохо различает звонкие-глухие звуки, то вместо слова «дом» он будет писать

«том», «панан» вместо «банан».

4. Функции языкового анализа и синтеза

Ребенок должен не только уметь различать все звуки в слове, но и определять их

последовательность. Формами звукового анализа являются:

Умение выделять звук на фоне слова («Есть ли в слове «бочка» звук ч?»). Задача

ребенка – определить наличие звука в слове.

Умение выделять звук в начале и конце слова («С какого звука начинается слово

лошадь?», «Каким звуком заканчивается слово машина?»).

Определение места звука в слове («В каком месте в слове «гусеница» стоит звук

[н] – в начале, середине или конце?»).

Умение назвать все звуки в слове по порядку (последовательный анализ).

Умение назвать количество звуков в слове (количественный анализ).

Помимо звукового анализа и синтеза, важно понимание слогового и синтаксического

анализа и синтеза.

Слоговый анализ представляет собой умение делить слова на слоги, определить их

количество в нем. Ребенок должен уметь составлять слова из представленных ему

слогов.

Синтаксический анализ представляет собой определение количества и

последовательности слов в предложении. Синтез – это умение составлять

предложение из представленных слов.

5. Словарный запас

Готовность ребенка к школе определяется, в частности, его словарным запасом. Как

правило, запас слов должен составлять порядка 3500-4000 слов. При этом ребенок

должен не просто знать и употреблять эти слова, а понимать их значение.

В школе ребенку придется отвечать на вопросы учителя, пересказывать тексты,

излагать изученный им материал. Он должен уметь составлять рассказ по картинке,

писать сочинения на заданную тему и т.д.

Если словарный запас будет скудным, то это будет хорошо заметно в процессе

обучения. Он не может назвать предметы, долго подбирает нужные слова, когда ему

нужно что-то сказать, в его речи в большом количестве присутствует слова-паразиты:

«в общем», «ну», «это» и т.д. Часто нехватка словарного запаса компенсируется

активной жестикуляцией.

6. Грамматический строй речи

Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования, уметь

образовывать слова в нужной форме. Не менее важным является словоизменение – это

изменение слов по разным грамматическим категориям (по падежу, числу, роду и т.д.).

Есть и другие навыки, которыми должен овладеть ребенок к школе:

использование развернутой фразовой речи;

работа с предложением: построение простых предложений, понимание связи

слов в предложении и т.д.

умение находить ошибки в предложении и исправлять их, умение составлять

предложение по картинке и опорным словам;

пересказ текста с сохранением его смыслового содержания.

7. Связная речь

Под этим понятием понимаются развернутые высказывания, которые использует

человек для выражения своих мыслей и желаний. Если с этим возникают проблемы, то

процесс школьного обучения оказывается крайне затруднительным.

Готовность к школе детей оценивается по следующим навыкам:

поддерживать разговор на тему, соответствующую возрасту ребенка;

нормальное общение со сверстниками и взрослыми;

умение развернуто описывать окружающие предметы;

внятный пересказ пережитых событий (как провел лето, какой фильм смотрел и

о чем там говорилось);

умение пересказывать сказки, используя собственный словарный запас;

умение раскрывать содержание окружающих явлений, картины.

Все перечисленные умения и навыки формируются через образовательную

деятельность, а также через создание соответствующей речевой среды.



В раздел образования