Напоминание

"Шаг к профессии"


Автор: Панкова Ирина Владимировна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №20"
Населённый пункт: г.Йошкар-Ола
Наименование материала: программа курса внеурочной деятельности для 9 класса
Тема: "Шаг к профессии"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20 г. Йошкар-Олы»

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

на заседании научно - методического

совета школы

Протокол от 31 августа 2021 г. № 1

Заместитель директора по УВР

______________ О.Б. Конечникова

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________________ Л.Г. Ралко

Приказ от 31 августа 2021 г. № 80

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Шаг к профессии»

(социальное направление)

для учащихся 9 классов

Составитель:

Панкова И.В.,

учитель технологии

Йошкар-Ола

2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности по технологии «Шаг к профессии»

ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основании следующих

документов:

- Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;

- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312

«Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов

для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы

общего образования»;

- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089

«Об

утверждении

федерального

компонента

государственных

образовательных

стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего

образования»;

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в

общеобразовательных учреждениях».

- Рабочая программа разработана на основе программы

Технология: 10-11 классы:

базовый уровень / Н. В. Матяш. - М.: Вентана-Граф, 2017

- Учебного плана работы МОУ СОШ № 20 на 2021-2022 учебный год.

Курс «Шаг к профессии» является составным компонентом предпрофильной

подготовки выпускников основной школы.

Цель курса - оказать учащимся 9 класса общеобразовательных учреждений

помощь

в

подготовке

к

адекватному

профессиональному

самоопределению

в

соответствии со своими интересами и склонностями, профессиональными способностями

и возможностями и с учетом потребностей рынка труда в кадрах.

Специфической особенностью данного курса является то, что его изучение должно

осуществляться в процессе выполнения творческого проекта.

Задачи курса:

1. Вооружить учащихся знаниями основ жизненного и профессионального

самоопределения.

2. Сформировать у школьников представление о мире труда и профессий.

3. Оказать учащимся помощь в выявлении своих профессиональных способностей

и возможностей.

4. Ознакомить выпускников основной школы с путями и средствами активной

подготовки к адекватному профессиональному самоопределению.

5. Создать условия для выполнения и защиты учащимися творческого проекта

«Мой выбор».

Учащиеся должны знать и понимать:

- сущность жизненного самоопределения;

- сущность и структуру процесса профессионального самоопределения;

- правила выбора профессии и типичные ошибки при этом выборе;

- многообразие мира труда и профессий, способы их классификации и анализа;

- состояние рынка труда и его требования к современному профессионалу;

- профессионально важные качества своей личности, свои

профессиональные способности и возможности;

- способы и средства анализа профессиональной деятельности;

- методику выполнения профессиональных проб;

- структуру предпрофильной подготовки и профильного обучения;

- пути получения профессионального образования;

- возможности получения профессиональной консультации;

2

- этапы, способы и средства профессионального саморазвития и самовоспитания;

- этапы принятия решения о профессиональном выборе;

- структуру, порядок оформления и защиты творческого проекта «Мой выбор».

Учащиеся должны уметь:

пользоваться источниками информации о профессиях, профессиональных

учебных заведениях и рынке труда;

• определять формулу профессии;

проводить общий анализ профессиональной деятельности, анализировать

требования профессий к человеку;

• выявлять свои профессионально важные качества;

• соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии;

• выполнять профессиональные пробы;

• пользоваться профессиограммами и психограммами;

• выбирать способ приобретения будущей профессии;

• получать профессиональную консультацию;

заполнять карту самоконтроля своей готовности к профессиональному

самоопределению;

выполнять, оформлять и защищать творческий проект «Мой выбор» с

электронной презентацией.

У учащихся должны быть сформированы:

• убежденность в необходимости своевременного и правильного выбора будущей

профессии, потребность в адекватном профессиональном самоопределении;

• профессиональная направленность: профессиональные интересы и

склонности, мотивы выбора профессии, профессиональный идеал;

профессиональное самосознание: осознание себя как субъекта будущей

профессиональной деятельности;

профессиональное намерение: знание пути дальнейшего продолжения

образования, условий поступления в выбранное профессиональное учебное заведение

и перспектив профессионального роста.

Занятия по курсу проводятся на протяжении всего учебного года по 1 часу в

неделю. Таким образом, всего на курс отводится 30 часов.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Основным методом изучения курса «Шаг к профессии» является метод проектов,

основными

конструктами

которого

являются

понятия

«проект»

и

«проектная

деятельность».

Выполненные проекты обсуждаются и защищаются.

Выполнение учащимися в процессе занятий по курсу творческого проекта

позволяет:

-

осуществлять в единстве теоретическую и практическую подготовку

школьников к обоснованному профессиональному самоопределению;

- реализовать все компоненты профессиональной ориентации (профпросвещение,

профдиагностику,

профконсультацию,

профотбор

(подбор),

профадаптацию,

профвоспитание);

-

активировать

деятельность

учащихся

по

подготовке

к

адекватному

профессиональному самоопределению. Во время защиты проекта учащиеся представляют

его печатную и электронную презентацию.

В процессе выполнения творческого проекта учащиеся должны осуществлять

профессиональные пробы, моделирующие в той или иной степени их будущую

профессиональную деятельность. В качестве профпроб могут выступать материальные

3

изделия,

информационные

продукты,

доклады,

номера

художественной

самодеятельности, воспитательные мероприятия и др.

Значительная часть занятий (29%) отводится на развивающую профдиагностику,

которая

предполагает

использование

комплекса

психологических

методик,

обеспечивающих, с одной стороны, диагностирование профессионально важных качеств

учащихся, и их развитие, с другой стороны.

Программа

развивающей

профдиагносгики

охватывает

следующие

сферы

личности:

- мотивационную (интересы, склонности, мотивы выбора профессии);

- психологическую (особенности психических процессов);

- типологическую (темперамент, характер, тип личности);

- когнитивную (знание мира профессий, своих профессиональных способностей и

возможностей, основ жизненного и профессионального самоопределения);

- эмоционально-волевую (чувства, эмоции, воля).

В процессе изучения курса используются следующие профдиагностические

методики:

- опросник для выявления уровня готовности школьников к профессиональному

самоопределению;

- карта интересов;

- опросник профессиональной готовности (ОПГ);

- анкета мотивов выбора профессии;

- шкала потребностей в достижении;

- опросник темперамента;

- методика «Мой характер»;

- методика определения склонностей;

- тест Дж. Холланда «Тип личности»;

- карта здоровья;

- тест «Уровень самооценки»;

- карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.

Помимо вышеперечисленных, в процессе изучения курса используются и другие

методы: беседа, рассказ, объяснение, диспут, викторина, наблюдение, экскурсия,

профконсультация и др.

В ходе изучения курса широко применяются мнемосхемы. Применение мнемосхем

дает возможность не только оперативно развивать память учащихся, но и другие

психические

процессы,

такие,

как

мышление,

восприятие,

наблюдательность.

Мнемосхемы

возбуждают мыслительную

деятельность школьников,

обеспечивают

переход информации из кратковременной памяти в долговременную и обратно, а также

развивают мыслительные процессы, последовательность и логику мышления. Они

выполняют

опорную

функцию мышления.

Мнемосхемы позволяют

также более

целенаправленно организовать самостоятельную работу учащихся.

По каждому разделу курса проводится тестовый контроль знаний с помощью

специально разработанных контрольно-измерительных материалов.

Разрабатывается конкретный план проведения каждого занятия, который включает

в себя:

- формулировку цели и задач занятия;

- отбор содержания изучаемого материала;

- выбор основных методов и организационных форм обучения;

- разработку дидактического и материально-технического оснащения занятия

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4

Изучение курса внеурочной деятельности в 9 классе направлено на достижение

обучающимися

личностных

и

метапредметных

(регулятивных,

познавательных

и

коммуникативных) результатов.

Личностные результаты:

развитое ценностное отношение к творческой деятельности;

овладение навыками сотрудничества;

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на

основе мотивации к обучению и познанию;

овладение элементами организации умственного и физического труда;

самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в

различных сферах с позиций будущей социализации;

развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;

выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом,

созидательном процессе.

соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной

профессии;

составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;

использовать

приёмы

самосовершенствования

в

учебной

и

трудовой

деятельности;

анализировать

информацию

о

профессиях

по

общим

признакам

профессиональной

деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в

условиях рынка;

пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Метапредметные результаты:

развитая наблюдательность, внимание, воображение и мотивация к учебной

деятельности;

умение вести поиск, анализ, отбор информации, ее сохранение, передачу и

презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

систематизировать, анализировать полученные данные;

развитое проектное мышление;

развивать самостоятельность;

оценивать собственные возможности, способствующие овладению учащимися

умениями

осваивать

способы

познавательной,

коммуникативной,

практической

деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и правового

государства.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел I. Основы жизненного и профессионального самоопределения.

Тема №1.

Жизненное самоопределение человека.

Сущность жизненного самоопределения. Смысл и цель жизни человека. Смысл

жизни человека.

Практическая работа. Выписать в тетрадь опорные понятия. Сформулировать и

записать в тетрадь смысл и цель своей жизни.

Темя №2. Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и

развития.

5

Компоненты процесса профессионального самоопределения. Профессиональное

самоопределение и развитие.

Практическая работа. Выписать в тетрадь опорные понятия.

Тема №3. Значение, ситуация и правила выбора профессии.

Значение выбора профессии. Ситуация выбора профессии. Правила выбора

профессии

Практическая работа. Записать в тетрадь опорные понятия и правила выбора

профессии. Выявление профессиональных интересов по методике «Карта интересов».

Тема №4.

Типичные ошибки при выборе профессии.

Группы ошибок: незнание мира профессий; незнание себя; незнание правил

выбора.

Практическая работа. Решение ситуаций выбора профессии. Заполнить таблицу.

Тема №5. Творческий проект.

Сущность проекта. Цель проектирования. Виды проектов. Цель, задачи и

компоненты проекта.

Тема №6.

Тестовый контроль знаний по разделу.

Контроль

знаний

по

разделу

«Основы

жизненного

и

профессионального

самоопределения».

Раздел II. Мир труда и профессий.

Тема №1. Профессия и специальность: происхождение и сущность.

Происхождение труда. Разделение труда. Современные формы разделения труда.

Основные характеристики профессии.

Практическая работа. Запись в тетрадь основных опорных понятий. Проведение

дидактической игры «Профессия, должность, специальность».

Тема №2.

Многообразие мира труда.

Сущность и виды труда. Процесс труда. Функции человека в процессе труда.

Готовность к труду. Предмет труда. Средства труда. Сферы, отрасли и секторы

экономики. Отрасль труда. Предпринимательство как сфера трудовой деятельности.

Практическая работа. Записать основные понятия. Заполнить таблицу.

Тема №3. Классификация профессий. Формула профессии.

Способы

классификации

профессий,

их

достоинства

и

недостатки.

Классификационные признаки. Формула профессии и ее роль в процессе подготовки

учащихся к профессиональному самоопределению.

Практическая работа.

Запись в

тетрадь

основных понятий.

Составление

школьниками формулы своей будущей профессии.

Тема №4. Профессиональная деятельность и карьера человека.

Профессии социальной сферы. Профессиональная деятельность: функции, цели,

задачи, средства и предметы труда, результаты. Профессиональная компетентность,

профессиональное

мастерство.

Показатели

профессионального

мастерства.

Виды

профессиональной этики. Профессиональная карьера, ее формы. Структура плана

профессиональной карьеры.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнение таблицы.

Тема №5. Рынок труда и его требования к профессионалу.

Сущность рынка труда и принципы его формирования. Безработица и причины ее

появления. Статус безработного. Требования к современному профессионалу. Профессии

в XXI веке. Рынок труда Брянской области.

Практическая работа. Записать в тетрадь опорные понятия. Изложить в тетради

сведения о личностных и профессиональных качествах профессионального идеала,

которого можно считать образцом для подражания в будущей профессиональной

деятельности.

Тема №6. Тестовый контроль знаний по разделу.

Контроль знаний по разделу «Мир труда и профессий».

6

Раздел III. Человек и профессия.

Тема №1. Профессионально важные качества человека.

Сущность и структура профессионально важных качеств человека. Направленность

личности,

показатели

профессиональной

направленности.

Ориентация

на

группу

родственных

профессий.

Профессиональное

призвание.

Знания,

умения,

навыки.

Типологические

особенности

человека.

Общие,

особенные

и

специфические

профессионально важные качества личности.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнить таблицу.

Тема №2. Профессиональные интересы и склонности.

Мотивы выбора профессии. Сущность понятий «интересы» и «склонности».

Отличие интереса от склонности. Профессиональные интересы и склонности, их роль в

процессе профессионального самоопределения. Мотивы выбора профессии. Группы

мотивов выбора профессии

Практическая

работа.

Запись

в

тетрадь

опорных

понятий.

Определение

склонностей школьников к сфере профессиональной деятельности (методика ОПГ).

Тема №3. Особенности психических процессов и выбор профессии.

Сущность и виды познавательных процессов, их структура. Виды эмоциональных

состояний. Роль познавательных процессов, эмоций, чувств и воли в профессиональном

самоопределении и профессиональной деятельности человека.

Практическая

работа.

Запись

в

тетрадь

опорных

понятий.

Определение

особенностей познавательных психических процессов и эмоционально-волевой сферы

школьников

Тема №4. Темперамент и выбор профессии.

Сущность и типы темперамента, их психологическая характеристика, особенности

проявления

в

учебной

и

профессиональной

деятельности.

положительные

и

отрицательные характеристики различных типов темперамента. Роль темперамента в

профессиональной деятельности человека.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение типа

темперамента школьников по методике Айзенка.

Тема №5. Характер и выбор профессий.

Определение понятия «характер». Черты и типы характера. Положительные и

отрицательные черты характера. Характер и выбор профессии. Общие требования типов

профессии к характеру человека.

Практическая

работа.

Запись

в

тетрадь

опорных

понятий.

Определение

особенностей характера по методике «Мой характер».

Тема №6. Роль способностей профессиональной деятельности.

Сущность понятия «способности», общие и специальные способности. Уровни

развития способностей: Основные свойства специальных способностей. Задатки как

предпосылка формирования и развития способностей. Способности и выбор профессии.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление склонностей

и

способностей

учащихся

при

помощи

методики

«КОС»

и

ли

«Определение

склонностей».

Тема №7. Тип личности и выбор профессии.

Понятие типизации. Социально-профессиональные типы людей и предпочитаемые

сферы деятельности. Взаимоотношения типов людей: схожие и противоположные типы.

Тип личности и профессиональная деятельность.

Практическая работа.

Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление типа

личности по методике Дж. Холланда.

Тема №8. Профессиональная деятельность и здоровье.

Здоровье

как

условие

высокоэффективной

профессиональной

деятельности.

Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии. Важнейшие

характеристики здоровья человека

7

Практическая

работа.

Запись

в

тетрадь

опорных

понятий.

Выявление

школьниками особенностей своего здоровья по методике «Карта здоровья».

Тема №9. Профессиональная пригодность и самооценка.

Сущность и степени профессиональной пригодности. Признаки профессиональной

пригодности, профессионального соответствия, профессионального призвания. Сущность

и уровни самооценки. Характеристики заниженной, завышенной и адекватной

самооценки.

Практическая работа. Выявление уровня самооценки школьников при помощи

методики «Уровень самооценки».

Тема №10. Тестовый контроль знаний по разделу.

Контроль знаний по разделу «Человек и профессия».

Раздел IV. Слагаемые успеха в профессиональной деятельности.

Тема №1. Анализ профессиональной деятельности.

Источники информации о профессиях. Сущность, назначение и структура

профессиограммы. Психограмма как составная часть профессиограммы.

Практическая работа.

Запись в тетрадь опорных понятий. Ознакомление с

профессиограммами различных профессий.

Тема №2. Профессиональная проба и творческие проекты.

Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении. Содержание

профпроб по типам профессий. Этапы выполнения и уровни сложности профпроб.

Аспекты профпроб. Классификация творческих проектов. Требования к творческим

проектам.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий.

Тема №3. Профильное обучение и предпрофильная подготовка.

Цель, задачи и содержание профильного обучения старшеклассников. Структура

содержания профильного

обучения.

Цели и задачи

предпрофильной

подготовки

выпускников основной школы. Компоненты предпрофильного обучения

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий.

Тема №4. Пути получения профессионального образования.

Профессиональное образование. Государственный стандарт профессионального

образования.

Уровни профессионального

образования.

Система

профессиональной

подготовки кадров. Источники информации о профессиональных учебных заведениях.

Практическая работа.

Запись в тетрадь опорных понятий, ознакомление с

профессиональными учебными заведениями г. Йошкар-Олы.

Тема №5. Профессиональная консультация.

Сущность, цель, задачи профессиональной консультации. Виды профессиональной

консультации.

Формы

проведения

профессиональных

консультаций.

Подготовка

учащихся к профессиональной консультации.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Составление перечня

вопросов к профконсультантам.

Тема №6. Профессиональное самоопределение и самовоспитание.

Человеческие

ресурсы.

Виды

возможностей

человека:

интеллектуальные,

физические, специальные. Профессиональное саморазвитие: сущность, способы и приемы

саморазвития человеком своих профессионально важных качеств. Профессиональное

самовоспитание. Методы профессионального самовоспитания.

Практическая

работа.

Запись

в

тетрадь

опорных

понятий.

Составление

школьниками плана подготовки к приобретению профессии.

Тема №7.

Готовность к профессиональному самоопределению. Принятие

решения о профессиональном выборе.

Готовность к профессиональному самоопределению. Показатели готовности к

профсамоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе.

8

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнение «Карты

готовности к профессиональному самоопределению».

Тема №8. Тестовый контроль знаний по разделу.

Контроль

знаний

по

разделу

«Слагаемые

успеха

в

профессиональной

деятельности».

Раздел V. Творческий проект.

Тема №1-2. Творческий проект: разработка и оформление проекта.

Цель и задачи творческих проектов. Компоненты проекта. Требования к

оформлению проекта. Порядок проведения защиты проекта. Критерии оценивания

проекта.

Практическая работа.

Запись в тетрадь опорных понятий. Ознакомление с

примерами творческих проектов, выполненными учениками предыдущих классов.

Выполнение и оформление проекта.

Тема №3-4. Защита творческих проектов.

Критерии оценки выполнения и защиты проекта. Представление жюри. Порядок

проведения защиты творческих проектов. Представление учащимися пояснительной

записки и результатов профпроб, ответы на вопросы. Оценивание защиты, подведение

итогов.

Практическая работа. Представление и защита проектов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название темы

Теория Прак-

тика

Всего

Форма деятельности

Раздел I. Основы жизненного и профессионального самоопределения.

1.

Жизненное самоопределение человека.

0,5

0,5

1

Ответы на вопросы.

Практическая работа.

2.

Сущность и структура процесса

профессионального самоопределения и

развития.

0,5

0,5

1

Текущий опрос.

Практическая работа.

3.

Значение, ситуация и правила выбора

профессии.

0,5

0,5

1

Текущий опрос.

Практическая работа.

4.

Типичные ошибки при выборе

профессии.

0,5

0,5

1

Текущий опрос.

Практическая работа.

5.

Творческий проект.

1

1

Текущий опрос.

6.

Тестовый контроль знаний по разделу.

1

1

Тестирование.

Раздел II. Мир труда и профессий.

Название темы

Теория Прак-

тика

Всего

Форма деятельности

1.

Профессия и специальность:

происхождение и сущность.

0,5

0,5

1

Ответы на вопросы.

Практическая работа.

2.

Многообразие мира труда.

0,5

0,5

1

Текущий опрос.

Практическая работа.

3.

Классификация профессий. Формула

профессии.

0,5

0,5

1

Текущий опрос.

Практическая работа.

4.

Профессиональная деятельность и

0,5

0,5

1

Текущий опрос.

9

карьера человека.

Практическая работа.

5.

Рынок труда и его требования к

профессионалу.

0,5

0,5

1

Текущий опрос.

Практическая работа.

6.

Тестовый контроль знаний по разделу.

1

1

Тестирование.

Раздел III. Человек и профессия.

Название темы

Теория Прак-

тика

Всего

Форма деятельности

1.

Профессионально важные качества

человека.

0,5

0,5

1

Ответы на вопросы.

Практическая работа.

2.

Профессиональные интересы и

склонности. Мотивы выбора профессии.

0,5

0,5

1

Текущий опрос.

Практическая работа.

3.

Особенности психических процессов и

выбор профессии.

0,5

0,5

1

Текущий опрос.

Практическая работа.

4.

Темперамент и выбор профессии.

0,5

0,5

1

Текущий опрос.

Практическая работа.

5.

Характер и выбор профессий.

0,5

0,5

1

Текущий опрос.

Практическая работа.

6.

Роль способностей профессиональной

деятельности.

0,5

0,5

1

Текущий опрос.

Практическая работа.

7.

Тип личности и выбор профессии.

0,5

0,5

1

Текущий опрос.

Практическая работа.

8.

Профессиональная деятельность и

здоровье.

0,5

0,5

1

Текущий опрос.

Практическая работа.

9.

Профессиональная пригодность

и самооценка.

0,5

0,5

1

Тестирование.

Текущий

опрос. Практическая

работа.

10.

Тестовый контроль знаний по разделу.

1

1

Тестирование.

Раздел IV. Слагаемые успеха в профессиональной деятельности.

Название темы

Теория Прак-

тика

Всего

Форма деятельности

1.

Анализ профессиональной деятельности.

0,5

0,5

1

Ответы на вопросы.

Практическая работа.

2.

Профессиональная проба и творческие

проекты.

0,5

0,5

1

Тестирование.

Текущий опрос.

Практическая работа.

3.

Профильное обучение и предпрофильная

подготовка.

0,5

0,5

1

Тестирование.

Текущий опрос.

Практическая работа.

4.

Пути получения профессионального

образования.

0,5

0,5

1

Тестирование.

Текущий опрос.

Практическая работа.

10

5.

Профессиональная консультация.

0,5

0,5

1

Тестирование.

Текущий опрос.

Практическая работа

6.

Профессиональное самоопределение и

самовоспитание.

0,5

0,5

1

Тестирование.

Текущий опрос.

Практическая работа.

7.

Готовность к профессиональному

самоопределению. Принятие решения о

профессиональном выборе.

0,5

0,5

1

Текущий опрос.

Практическая работа.

8.

Тестовый контроль знаний по разделу.

1

1

Тестирование

Раздел V. Творческий проект.

1-2.

Творческий проект: разработка и

оформление проекта.

1

1

2

Текущий опрос.

Практическая работа.

3-4.

Защита творческих проектов.

1

1

2

Презентация защиты

проектов.

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. Резапкинна Г. В., Я и моя профессия: Программа профессионального

самоопределения

для

подростков:

Учебно-методическое

пособие

для

школьных

психологов и педагогов. – 2-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2004. – 125 с.

2. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой

выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.

3. «Закон об образовании». М.: Про-Пресс, 2004.

4. Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6 4.

5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д:

Феникс, 1996.

6. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11

классы). — М.: ВАКО, 2005.

7. Пряжников Н.С. Направления и методы профориентации. //Директор школы.

№2, М., 2006.

8. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профриентация. М.: «Академия», 2005.

9. Основы технологической культуры. Учебник для 10-11-х классов под ред.

В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2007.

10. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей. М.: ООО Этрол, ООО ИКТЦ ЛАДА,

2005.

11. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к

экзаменам (9–11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и

школьных психологов / Под науч. ред. Л.А. Обуховой.- М.: «Вако», 2005.

12. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной

ориентации. М.: ВЛАДОС пресс, 2001.

13. Савченко М.Ю. Профориентация (сценарии занятий, тренинги для учащихся 9-

11 классов). М.: «Вако», 2005.

14. Столяренко Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных

учреждениях. Ростов/нД: «Феникс», 2005.

15. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М.: «Просвещение», 1991.

11

16. Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Элективный курс для 9-11 классов. М.:

Вита-пресс, 2007.

17. Л.А.Ясюкова Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и

профессиональное

самоопределение

старшеклассников

(часть

1):

Методическое

руководство, Спб: «ИМАТОН», 2005

Список дополнительной литературы:

1.

Голуб,

Г.Б.,

Предпрофильная

подготовка

учащихся:

Рекомендации

по

организации и проведению / Под ред. проф. Е. Я. Когана. – Самара: Издательство

«Учебная литература», Издательский дом «Фдоров», 2006. – 160 с.

2. Зуева, Ф.А., Предпрофильное и профильное образование учащихся: основные

подходы: метод.пособие / Ф. А. Зуева. – Челябинск: Взгляд, 2006. – 143 с.

3. Твоя профессиональная карьера: методика: кн. для учителя / С.Н. Чистякова,

И.А.Умовская, Т.И. Шалавина, А.И. Цуканов; под ред. С.Н. Чистяковой. – М.:

Просвещение, 2006. – 160 с.

4. Технология: твоя профессиональная карьера: дидактич. материалы: кн. для

учителя / С. Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, Н.С. Пряжников, И.А. Умовская; под ред.

С.Н.Чистяковой. – М.: Просвещение, 2008. – 111 с.

Для обучающихся:

1. Голуб, Г. Б., Дневник предпрофильной подготовки. 9 класс / Под ред. проф. Е. Я.

Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров»,

2006. – 64 с.

2.

Зуева, Ф.

А., Предпрофильная подготовка: Основы профессионального

самоопределения: Учеб. Пособие для учащихся 9 кл. – 2-е изд., испр. и доп. / Ф. А. Зуева.

–Челябинск: Взгляд, 2006. – 47 с.

3. Павлова Т. Л., Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие

профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.

4. Резапкина, Г. В., Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника. –

М.: Генезис, 2005. – 140 с.

5. Резапкина, Г. В., Отбор в профильные классы. – М.: Генезис, 2005. – 124 с.

6. Резапкина Г.

В., Я и моя профессия: Программа профессионального

самоопределения для подростков: рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис - 80с.

7. Твоя профессиональная карьера: учеб.для 8 – 9 кл. общеобразоват.учреждений /

П. С. Лернер, Г. Ф. Михальченко, А. В. Прудило и др.; под ред. С. Н. Чистяковой. – 4-е

изд. – М.: Просвещение, 2007. – 159 с.

12



В раздел образования