Автор: Журавлева Наталья Анатольевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СЩШ №72 с углубленным изучением английского языка
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Лексические игры на уроках английского языка
Раздел: начальное образование
Лексические игры на уроках английского языка в начальной и средней школе.
Игра как форма обучения иностранному языку давно заняла прочное место в методике
преподавания. Теоретики и практики дидактических игр отмечают высокую эффективность данной
работы, указывая прежде всего на мотивационный компонент игровой деятельности. Задача учителя
- пробудить любопытство учеников. Методическая типология лексических игр выделяет две
основные группы: языковые и речевые. Основная задача языковых игр - воспроизведение учебного
материала. Языковые игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и
творческим. Они дают возможность создать атмосферу увлечённости и снимают усталость у детей.
Языковые игры предназначены для формирования произносительных, лексических и
грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений на подготовительном,
предкоммуникативном этапе овладения иностранным языком. Решения коммуникативных задач уже
освоенным языковым материалом – это цель речевых игр. В данных играх в центре внимания -
содержание, а не форма.
Цели лексических игр на разных этапах:
ознакомление учащихся с новыми словами и сочетаниями
тренировка обучающихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к
естественной обстановке
активизация речемыслительной деятельность учащихся
развитие речевой реакцию учащихся
ознакомление учащихся с сочетаемостью слов
Лексические игры можно использовать на любых этапах урока: в начале урока - для создания
позитивной и комфортной атмосферы и повторения ранее пройденного лексического материала, в
середине или конце урока для снятия усталости, а также в конце занятия, когда остается мало
времени и нет смысла начинать выполнять новое упражнение. Многие учащиеся сталкиваются с
проблемой запоминания слов. В этом случае лексические игры помогают преодолеть данную
трудность. Игра должна быть несложной и оживленной, интересной, способствовать накоплению
нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний.
Роль учителя при проведении лексических игр – организация процесса игры. Он должен быть
уверен в целесообразности проведения конкретной лексической игры на определенном этапе
занятия. Основные требования к проведению игры состоят в следующем.
1.
Игра должна соответствовать возрастной категории и изучаемому материалу.
2.
Правила игры понятны всем участникам.
3.
В игру вовлечены все учащиеся.
4.
Комфортная и благоприятная атмосфера игры.
5.
Учитель тактично корректирует ответы учащихся.
6.
Наглядность (при необходимости).
Ниже представлены игры, которые были наиболее интересны детям и имели положительный
результат как на этапе введения лексики, так и в процессе совершенствования лексических навыков
речи
.
Игра «Найди пару»
Цель: закрепление и расширение словарного запаса.
Уровень: начальный.
Игра состоит в том, что учащиеся должны найти пару карточек и, выполнив задание (назвав букву,
предмет, цвет, глагол и т.д.), забрать себе. В зависимости от цели, игра может состоять из:
1.
Карточек с буквами алфавита и транскрипциями.
A
/ei/
2.
Карточек, на которых даны изображения предметов
A ball
Two balls
Ученики , найдя пару, называют изображение на карточках и забирают их себе.
3.
Карточек с глаголами (правильными и неправильными)
run
ran
4.
Карточек с синонимами ( big- large)
5.
Карточек с антонимами (small- big)
Ход игры : для игры необходимо 24 карточки( 12 пар). Игра может проводиться в группах.
Оборотная сторона пары карточек должна отличаться , т.е .оборотная сторона карточек с
изображением должна отличаться.
P
W
P
карточки с изображением
W
карточки со словами.
Перед началом игры показывают все карточки и раскладывают лицом вверх и объясняют, что
каждая карточка имеет свою пару. После этого карточки собираются , перемешиваются и
раскладываются лицом вниз на столе в произвольном порядке.
Примерная
лексика
игры
(
учитель
)
-These cards are in pairs
- This word goes with this picture.
-Mix up all the cards.
-Put them on the table face up(face down)
-You have to find the picture and the word that go together.
-Find pairs.- The one who has the most pairs wins.
Игра «Составь слово на веере»
1.
Учитель дает задание подобрать слова по заданным темам (можно играть по командам)
Body words –face, arm, ear, hair, head, leg, nose, neck
School words – pen, pencil, desk, chalk, glue
Animal words - cat, dog, tiger, monkey, bear, pig, cow
Action words – jump, run, swim, walk, skip, crawl
2.
Подобрать на какую-либо букву: (b) –bear, boat, belt, etc.
3.
Подобрать к словам, обозначающим профессии, слова, обозначающие орудия
производства : teacher- pen, text, etc.
4.
Дополнить предложения : Today is …….(Tuesaday). Ilike to……(read/write/ swim)
5.
Показать многозначность глаголов в зависимости от предлогов:
Get (on /off / to)
Look (in/ at/ for / out)
6.
Подобрать соответствующий по смыслу глагол в предложении.
In the morning I …… to school by bus.( wash / get/ open/ run/ go)
Игра
«What can you see? ».
Цель: развитие внимания, памяти, логического мышления. Детям показываются картинки на тему
«Животные». Но каждая из картинок закрыта листком бумаги, в котором прорезана круглая дырка.
Учитель водит по картинке этим листком и дети, видя только фрагменты данной картинки, должны
догадаться, кто там изображен. Игра может проводиться по любой теме
.
Игра «Куда убежал кролик?»
Цель: Закрепление лексики по теме «Животные». На столе находится много игрушек –
разнообразных животных, названия которых хорошо известно детям. Дается команда – «close your
eyes». В это время, когда дети закрыли глаза, одно из животных убирается учителем (например, заяц
или кролик) и прячется в классе. Учитель сообщает, что из зоопарка убежало какое-то животное,
потому что о нем плохо заботились. Кто убежал? Дети сначала угадывают, кто убежал: Is it a tiger? Is
it a wolf? Если дети не заметили, узнают животное по признакам: Is it small (black…)? Затем дети
отгадывают, куда убежало животное: Is it under the table (desk…)? Учитель предлагает накормить
кролика, чтобы он не убегал больше. Что любят кролики ? Have some carrots (cabbage…), please…
Игра «
One
second
»
Цель: Закрепление лексике по теме «Лондон», тренировка памяти. Для игры нужно собрать две
команды учеников. Команды становятся лицом друг к другу. У каждого ученика есть картинка с
изображением известного места Лондона, которую он не показывает противнику. По сигналу
учителя одна из команд одновременно показывает второй команде свои картинки и быстро прячет.
Участники второй команды должны запомнить и сказать, что было изображено на рисунках и в
каком порядке.
Игра «Means of transport»
Цель: Закрепление лексике по теме «Транспорт». Дети берутся за руки, образуя при этом 2 круга:
снаружи и внутри. Учитель дает задание: «Go!». Дети начинают движение, каждый ученик двигается
по своему кругу, но один из кругов движется против часовой стрелке, а другой по часовой стрелке.
Через 15 секунд учитель произносит команду: «Stop!». Дети прекращают движение, и ученик из
круга снаружи, обратившись к стоящему напротив него участнику, говорит: «How can I get to Big
Ben?». Ученик из круга внутри отвечает: «You can get there by car (boat, taxi and ...)». Ученики снова
начинают движение по кругу до тех пор, пока не услышат команду «Stop!». Учитель останавливает
движение учеников таким образом, чтобы все пары имели возможность спросить друг друга и
ответить.
Игра «Числительные»
Цель: закрепление количественных и порядковых числительных. Ученики образуют две команды.
Учитель говорит порядковое или количественное числительное. Первая команда должна назвать
последнее число, вторая – последующее (соответственно порядковое или количественное
числительное). Если совершилась ошибка команда получает штрафной балл. Выигравшей считается
та команда, которая получила наименьшее количество штрафных баллов.
Игра "Pupil’s morning”
Цель: Закрепление лексики по нужной теме. Несколько учеников выходит к доске и каждый из них
жестами и мимикой показывает какое-либо действие. Учитель: Guess what each pupil is doing. Pupil 1:
This boy is washing his hands. Pupil 2: That girl is brushing her hair. Pupil 3: This boy is making his bed.
Игра «Шахматы»
Цель: Запоминание новых (или тренировка ранее изученных)лексических единиц. Оборудование:
Шахматные фигурки. Учитель организовывает проведение «шахматной игры», предварительно
озвучив и дав правильное произношение новых слов. Учитель «делает ход», называя ученику слово,
ученик должен назвать слово, противоположное по значению и тем самым «выиграть» партию
(Например, fat –slim, old – new, good - bad). Ученик, правильно назвавший слово - антоним, получает
шахматную фигурку. Собравший наибольшее количество фигурок объявляется «магистром».
Подводя итоги, можно сделать вывод, что результативность обучения лексике зависит от правильной
подачи лексических единиц и их закрепления. Лексика является основой нашей речи и главной
предпосылкой развития речевых умений.