Автор: Низамутдинова Диляра Фаритовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа №17 им. С.З. Сайдашева" г.Казани
Населённый пункт: Республика Татарстан, г.Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Особенности работы с гиперактивными детьми на уроках фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
Еще было доказано в древней Греции , что Самый большой эффект от музыки – это
профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. Доказано, что классическая
музыка (И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена и других композиторов) оказывает
удивительное антистрессовое воздействие. Всё больше и больше используются в лечении
детей с синдромом гиперактивности. А современные нейрохирурги и психологи считают,
что музыка оказывает магическое воздействие на развитие мозга человека. Конкретные
типы нервных клеток реагируют на конкретные частоты звуковых колебаний,
соответствующие музыкальным нотам. Отсюда вытекает, что музыка – это древняя и
естественная форма коррекции эмоциональных состояний, чтобы снять психологическое
напряжение, успокоится, сосредоточиться
Слово «гиперактивность» в переводе с греч и латинского обозначает повышенную
деятельность.
Ранее причиной синдрома нарушения внимания с гиперактивностью считали
внутриутробное или постнатальное повреждение головного мозга. Сейчас получены
данные о генетической предрасположенности к синдрому нарушения внимания с
гиперактивностью.
Гиперактивный ребенок – это ребенок с синдромом дефицита внимания и
гиперактивности (СДВГ). СДВГ - синдром повышенной физической и умственной
активности.
Для таких детей характерны невнимательность, импульсивность. Им трудно
сосредоточенно заниматься, они быстро отвлекаются, теряя из виду цель своей
деятельности. Нередко возникающие конфликтные ситуации в семье и школе из-за
неумения организовать свою деятельность, контролировать свои действия и поведение, а
отсюда неряшливость, забывчивость, могут вызвать у таких детей отвращение к
длительному умственному напряжению.
Кроме того, по мере увеличения продолжительности выполнения задания на занятиях в
школе, эти дети часто отвлекаются, увеличивается рассеянность, снижается умственная
работоспособность, повышается утомляемость.
Первые признаки синдрома гиперактивности у детей, как правило, обнаруживаются в
возрасте 5-7 лет. Родители обычно начинают «бить тревогу», когда ребенок идет в школу,
что требует от него определенной организованности, самостоятельности, соблюдения
правил, сосредоточенности и пр. Второй пик проявлений приходится на пубертатный
период (13-14 лет) и связан с подростковым гормональным всплеском
Но в образовательных учреждениях нет специальных программ для таких детей. Здесь
надо заметить, что дети с СДВГ, несмотря на наличие особенностей развития, часто
имеют ярко выраженную художественную одаренность и обладают нестандартным
мышлением, своеобразным видением мира. Обучение таких детей требует от педагога
индивидуального подхода. Есть несколько таких школ для одаренных и нестандартных
детей, но они сотрудничают тесно с психологическими центрами где применяются многие
современные методики коррекции СДВГ.
В то же время, упомянутый выше форум родителей детей с СДВГ показывает,
что очень большое число этих детей успешно учится в ДМШ и ДШИ, более того –
родители подчеркивают важную роль музыкальных дисциплин в коррекции СДВГ,
отмечают улучшение внимания и поведения, произошедшее спустя некоторое время,
после начала обучения в ДМШ. Занятия в ДМШ при правильной организации может
оказать чрезвычайно благотворное влияние на ребенка с диагнозом СДВГ. Музыкальная
жизнь, полная концертов, конкурсов, поездок, способна отвлечь от разрушительного
влияния компьютерных игр, телевизора, а выплеск эмоций в творчестве – снизить нервное
напряжение и тревожность
Какие выводы я сделала в работе с гиперактивными детьми:
1Учитель для ребенка– это авторитет и эталон поведения. Так должно быть в идеале.
Замечено, что у определенного типа личностей такие дети ведут себя вполне прилично.
Лучше всего сохранять дистанцию, избегать излишнего панибратства с ребенком,
чрезмерного веселья на уроке, не допускать перевозбуждения ученика. В то же время,
недопустимо кричать на ребенка, создавать атмосферу страха, внутреннего напряжения у
ребенка. Иначе чрезмерная двигательная активность, «клоунада» может смениться
истерикой и слезами. 3. Ученик должен с первых же уроков получить исчерпывающую
информацию о том, зачем нужны музыкально-теоретические предметы, причем такую
информацию, которая родит у него в душе глубокую мотивацию работать на этих
занятиях. Наградой за успешный урок сольфеджио или музыкальной литературы может
стать наклейка в тетради или дневнике
2 Необходимо сразу же наладить тесный контакт с родителями ученика. Именно грамотно
выстроенная цепь Родитель – Ребенок – Учитель дает блестящие результаты в коррекции
СДВГ. При этом важно верно преподносить информацию родителям, ведь папы и мамы
таких детей испытывают колоссальный стресс.
3 От педагога требуется большая выдержка, терпение. Благодаря индив. занятиям мы
подстраиваемся по темперамент, характер, инд. особенности ученика. Умение чувствовать
и улавливать настроение ребенка. Таким образом мы сами развиваемся и приобретаем
определенный опыт.
Одна из важнейших задач в этом направлении работы — формирование умения у
гиперактивных детей слышать и слушать.
Они по-разному реагируют на музыку
контрастного характера (плясовую и колыбельную). Задорный, веселый характер плясовой
музыки может вызывать незамедлительную двигательную реакцию у гиперактивных детей
и интерес со стороны малообщительных детей. Колыбельные песни успокаивают,
настраивают на отдых: ласковые, нежные, негромкие по звучанию – оказывают
благотворное влияние на общение с ребенком
Правильно подобранная музыка устраняет ощущение страха, злости, снимает
раздражение, нервное напряжение.
Понятно, что постоянные замечания по поводу дисциплины не смогут удержать внимания
этих обучающихся. Скорее приходится опираться на педагогическое терпение,
индивидуальный поиск подхода к детской заинтересованности «хочу всё знать», опора на
педагогический приём «увлекая обучать».
Необходимо создать мотивацию к обучению. Это могут быть совместные
прослушивания произведений и их анализ. Совместные походы на концерты, классные
мероприятия и чаепитие. Ребенок доложен почувствовать себя нужным.
Можно предложить детям рисование во время слушания музыки. Включение в
занятия музыкорисования активизирует спонтанный выход внутренних конфликтов.
Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний
Адекватные образные фантазии (например, сравнения движений рук над клавиатурой с
«полётом пчёлки с цветка на цветок»), яркие эмоции (например, исполнение «мамой
доброй колыбельной песенки») позволяют сделать движение более точным и правильным.
Игровые упражнения на столе( паучки-кулачка, марширующие гномики). Упражнения на
легато с подтекстовкой, опевания- рисуем кружочки или цветочки. Тренируя такие
умения, дети развивают способность произвольной (подвластной сознательным усилиям)
регуляции возникновения и смены различных мышечных и эмоциональных ощущений.
Во время занятий на фортепиано, происходит массаж всех десяти пальцев, оказывая
оздоравливающее и стимулирующее воздействие на ребенка. Также развивается моторика
пальцев и координация рук, происходит раскрепощение мышц плечевого пояса, что, в
целом, является немаловажным достижением для гиперактивного ребенка.
Гиперактивные дети склонны к переутомлению, поэтому педагогу следует чередовать
периоды интенсивного труда с перерывами.
Физические упражнения на раскрепощение тонуса мышц., игровые элементы.
Упражнения с мячом, упражнения А. Артоболевской,
Полезным станет включение в репертуар ансамблевых пьес по типу «учитель-ученик»
Необходимо вовлекать ребенка в процесс выбора сочинений для публичного исполнения,
предлагать придумывать «сюжет» пьесы, изображать звуковой образ на бумаге и т.д.
Чрезвычайно важным моментом является организация занятий ученика дома.
Поэтому на уроках фортепиано, когда идет разбор нотного текста, желательно избегать
присутствия посторонних, например, ожидающих своего урока товарищей по классу. При
этом, безусловно, полезным будет публичное обыгрывание перед сверстниками уже
выученной программы накануне экзамена.
Очень хорошо учащиеся с СДВГ усваивают музыкально-теоретический материал,
подкрепленный цветовой символикой. Например, объяснение трех главных ладовых
функций в виде светофора и др.
Остановимся подробнее непосредственно на организации урока. Прежде всего, сложную
часть задания необходимо планировать на первую его половину, когда еще нет усталости
и рассеянности. В процессе работы не следует предъявлять много требований, нужно
разделять сочинение на небольшие части (полезно поручить подобное деление самому
ребенку). Указания необходимо давать, не теряя визуального контакта с учеником.
Высказывая пожелания относительно игры, педагог по возможности должен избегать
отрицательных фраз с частицами «не» («не так», «неправильно»), чаще хвалить, даже за
незначительные успехи.
Отсюда вытекает ещё один «плюс» от занятий музыкой: нервные рецепторы, находящиеся
на кончиках пальцев, отвечают за развитие головного мозга и других основных органов
человека. При занятиях на различных музыкальных инструментах, особенно на
фортепиано и других клавишных, происходит массаж всех десяти пальцев, оказывая
оздоравливающие и стимулирующее воздействие на ребёнка. Также развивается моторика
и координация рук, независимость и самостоятельность пальцев, происходит
раскрепощение мышц плечевого пояса, что, в целом, является немаловажным
достижением для гиперактивного ребенка. Обратимся к проблеме освоения
гиперактивным ребенком музыкального инструмента (на примере фортепиано). При всех
положительных сторонах игра на фортепиано ставит перед учеником с СДВГ ряд
трудностей: импульсивные, двигательно расторможенные дети должны систематически в
течение длительного времени работать со сложными текстами. А ведь многим из них
проблематично даже просто долго сидеть на одном месте! Чрезвычайно важным
моментом является организация занятий ученика дома. Следует посоветовать родителям
усаживать ребенка заниматься в одно и то же время, каждый день, для выработки
привычки интенсивно работать, не отвлекаясь.
Цель и специфика обучения детей в школах искусств – воспитание грамотных любителей
музыки, расширение их кругозора, формирование творческих способностей, музыкально -
художественного вкуса,
Не важно, доучиться ребенок до выпускного класса или нет, главное не навредить его
психике, чтобы не было негативных воспоминаний об учебе в музыкальной школе.