Автор: Чикер Татьяна Николаевна
Должность: педагог-ихолог
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦППМСП Фрунзского района Санкт-Петербург
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка занятия
Тема: Оптимизация детско-родительских отношений
Раздел: дополнительное образование
Чикер Татьяна Николаевна
педагог-психолог Государственного Бюджетного Учреждения
Дополнительного Образования Центр психолого-педагогической
медицинской и социальной помощи Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка занятия по оптимизации детско-родительских
отношений (участники занятия дети и их родители)
Целью занятия является:
Создание ситуации сотрудничества
Создание атмосферы эмоционального единства
Развитие эмпатии между родителями и детьми
Развитие творческого потенциала
Снятие эмоционального напряжения
Развитие мелкой моторики
Развитие межполушарного взаимодействия
Синхронизация работы полушарий
Развитие памяти, внимания, речи
Оборудование: музыкальный центр (музыкальная релаксационная запись)
Материалы: два покрывала 2х3 м, мячи по количеству участников.
Содержание занятия
1.
Самооценка настроения.
Опрос участников занятия, с какими чувствами они пришли на занятия, их
достижения, что хорошего произошло за период между занятиями.
Цель: Оказание поддержки каждому участнику, повышение самооценки,
уверенности в себе. Выяснение чувств, испытываемых участниками
занятий.
2.
Разминка. Пальчиковые упражнения, кинезиологические «Кнопочки
мозга», «Разминка для мозга».
Цель:
Развитие
мелкой
моторики,
развитие
межполушарного
взаимодействия, синхронизация работы полушарий, развитие памяти,
внимания, речи.
3.
Психогимнастическое
упражнение
«Волшебные
зернышки»
(релаксационная музыка)
Цель: Запустить механизм личностного роста в подсознании детей.
Осознание важности в воспитании «мягкого», заботливого родителя.
Влияние тактильного прикосновения на взаимоотношения с детьми.
Развитие эмпатии между родителями и детьми.
Инструкция для детей: вы - «волшебные зернышки», которые будут
посеяны на благородной земле. Ваша задача прорости и вырасти.
Инструкция для родителей: вы – садовники. Ваша задача вырастить
«волшебные зернышки».
Ведущий,
в
процессе
выполнения
упражнения,
стимулирует
«садовников», поддерживает, хвалит, руководит ростом зернышек.
Вначале дети проверяют, нравится ли им земля, на которой они будут
расти, ходят по покрывалу. Затем ведущий накрывает детей покрывалом,
и родители начинают за ними ухаживать: рыхлить почву, удобрять,
поливать и т. п..
«Волшебные зернышки» сначала лежат неподвижно или садятся на
корточки - опускают головы вниз. Пригрело теплое солнышко – растения
начали расти.
Приподнимают головки, начинают подниматься с корточек.
Появляется стебелек. Дети – выпрямляются и вырастают в …
Вопросы для «волшебных зернышек»: Во что же они выросли? Как за
ними ухаживали? Достаточно ли было ухода? Хотелось ли еще чего-то?
Вопросы для «садовников»: Как было? Что хотели вырастить и что
выросло?
Записать ответы для дальнейшего анализа.
Родители похвалите свои растения, а растения скажите спасибо за
уход. Похвала друг другу: родители хвалят детей, дети говорят спасибо
родителям.
Вопрос для родителей: была ли похвала оценочной? Вспомните, как
правильно
хвалить
детей
«безоценочная»
похвала,
вспоминаем
прошедшее ранее. Теперь еще раз и по правилам.
4.
Психогимнастическое упражнение «Гусеница»
Цель:
Создание
ситуации
сотрудничества,
создание
атмосферы
эмоционального единства.
Участники становится друг за другом в колонну, держа соседа
впереди за талию или устанавливают мячи между участниками. После
этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда - это гусеница, и
теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как
она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в
голову, если участники держат друг друга за талию. А если между ними
мячи, то только сделать несколько кругов по кабинету.
Таким образом, сначала образуется две команды: одна - дети, вторая
– родители. А затем образуется одна команда из детей и родителей.
Рефлексия: как было детям и родителям в различных командах.
5.
Психогимнастическое упражнение «Колыбелька»
Цель: Снятие эмоционального напряжения, развитие эмпатии между
родителями и детьми.
Вспомните, когда вы были маленькими, ваши родители вас качали.
Возможно, когда укладывали спать, когда успокаивали, когда играли с
вами. Сейчас мы вспомним это время. Родители берут покрывала и
качают всех детей по очереди. Можно включить успокаивающую музыку.
Рефлексия: как было детям, родителям.
6.
Психогимнастическое упражнение «Колодец»
Цель:
Создание
ситуации
сотрудничества,
создание
атмосферы
эмоционального единства.
Вы, конечно же, знаете, что есть ритуал, когда хочется вернуться на то
же место, вы бросаете монетку в море, озеро, фонтан. Вот и мы сейчас,
совершим некий ритуал, что бы встретиться здесь через неделю. Встанем
в круг, обнимемся за плечи – это будет наш колодец и каждый прокричит
в него то, что захочет: до завтра, эге-гей, до свидания, пока, а может быть
какие мы замечательные. И эхо из колодца ответит вам … тем же.
7. Рефлексия занятия. Заключительный шеринг.