Автор: Осколкова Ирина Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ "72"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: Организация деятельности учащихся 8 классов на уроках "Регионоведение" на английском языке
Раздел: среднее образование
Организация деятельности учащихся 8 классов на уроках «Регионоведение»
на английском языке
Учитель: Осколкова И.Н. МБОУ СОШ №72 с углублённым изучением ан-
глийского языка, г. Новокузнецк Кемеровская область
Хочу начать своё выступление со слов И. Песталоцци «Если ты не знаешь
Родины, которую видишь, как же ты поймёшь чужие земли, которые никогда
не видел?» и добавить высказывание академика Д. Лихачёва : «Любовь к сво-
ей Родине – это не нечто отвлечённое; это – и любовь к своему городу,
местности, к памятникам её культуры, гордость своей историей».
В рамках внеурочной деятельности в нашей школе ведётся ряд предме-
тов на английском языке. Среди них «Естествознание», «Страноведение»,
«Регионоведение», которое веду я в восьмых классах. Программа включает в
себя один час в неделю. Общее количество часов 35. Нагрузка распредели-
лась следующим образом: 1 четверть – Родной Новокузнецк; 2 четверть –
География и история Кемеровской области; 3 четверть – Культурный потен-
циал Кузбасса; 4 четверть – Искусство родного края. В процессе изучения
тем рассматриваются следующие аспекты: географическое положение, исто-
рические справки, гербы и гимны городов Кузбасса, флора и фауна, полезные
ископаемые, крупные города, промышленность и сельское хозяйство, досто-
примечательности, культурная жизнь населения, люди и их стиль жизни, зна-
менитости региона, рекорды Кузбасса, население (коренные народы).
Хочу поделиться опытом по организации некоторых уроков по этому пред-
мету. На первом уроке по изучению истории Новокузнецка учащимся даётся
задание подобрать 10 прилагательных, чтобы охарактеризовать родной город
с учётом специфики его трудовой деятельности. Выполняя это задание, уча-
щиеся совершенствуют метапредметные навыки (сравнение, анализ, синтез,
обобщение). Кроме того, дети пополняют свой лексический запас или извле-
кают из памяти некоторые лексические средства, которые находятся в пас-
сивном употреблении.
На одном из уроков, посвящённом изучению достопримечательностей горо-
да, я провожу викторину «What is the place?» Происходит это следующим об-
разом: показываются 20 слайдов различных уголков Новокузнецка, связан-
ных тем или иным образом с интересными людьми города, а также с какими-
то событиями. Задача учащихся – угадать, где находится это место, как оно
называется.
Домашним заданием к следующей теме «History of the city» является предста-
вить историю города в картинках. Дети изучают исторические архивы Ново-
кузнецка, используя различные интернет-ресурсы, и представляют готовый
продукт к следующему уроку.
На уроке по изучению природных ресурсов края учащиеся работают с кол-
лекцией минералов. Дети не только знакомятся с их образцами, но и ищут
информацию о том, где и в каких отраслях промышленности региона (и не
только) они используются и добываются.
На уроке по изучению районов города, учащиеся знакомятся с промышлен-
ными предприятиями, расположенными в них, и составляют аудиогид «Про-
мышленность нашего города».
В рамках проектов «Мой город» и «Регион Кузбасс» в конце разных четвер-
тей дети защищают индивидуальный или групповой проект (изготавливают
макеты сооружений, рисуют картины, составляют альбомы, делают вышивки
карт и гербов Кузбасса или родного города, пишут стихи о родных местах,
создают буклеты и т.д.). Учащимися были созданы мультфильмы «Наш город
глазами детей» и «Интересные уголки нашей школы (создание английской
гостиной)».
Работая над материалами «Красной книги» Кузбасса, учащиеся начали созда-
вать картотеку редких и исчезающих видов растений и животных. Работа
продолжится и в следующем году.
Урок «Природные памятники области» был проведён с привлечением совре-
менной образовательной технологии веб-квест. Учащиеся организовывают
поиск нужной информации с использованием Интернет- ресурсов для выпол-
нения этого учебного задания.
При изучении биографий известных людей области мы практикуем создание
шкалы времени или хронологической шкалы (timeline). По ней легко восста-
навливаются биографические факты для пересказа текста.
При изучении темы «Экскурсионные маршруты области» учащиеся создали
виртуальные экскурсии по интересным местам края, музеям под открытым
небом и городам Кузбасса. Виртуальная экскурсия по городам и улицам кон-
кретных городов тоже имеет положительный аспект. В теме по изучению го-
родов учащиеся получают задание в микрогруппах создать буклет для плани-
рующих посетить данную локацию. В буклетах находит отражение информа-
ция о жизни города, его вклад в развитие общества. Обучающиеся раскрыва-
ют многовековую историю этих городов, знакомят желающих с культурными
традициями. Этот вид задания хорош тем, что дети самостоятельно осуще-
ствляют отбор информации, организуют её в текст, делают красочное
оформ-
ление. В конце урока сами учащиеся выбирают победителя. В данном виде
деятельности совершенствуются навыки обобщения, классификации, органи-
зации информации, принятия решения, сравнения и анализа.
На следующий год планирую пригласить в школу шорского шамана и этно-
исполнительницу песен в технике горлового пения (кай) Чылтис Таннагаше-
ву в рамках проведения уроков по теме «Коренные народы Кузбасса». Есть
желание организовать встречи за круглым столом с известными людьми на-
шего края. Хотелось бы провести урок-лекцию «Художники и музыканты
Кузбасса» и «Архитектурный облик городов Кузбасса» в городском музее
изобразительного искусства, а уроки по истории края – в краеведческом му-
зее. Надеюсь, всё у нас получится.