Напоминание

"Проектная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время"


Автор: Трифонова Наталья Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Нерльская СОШ" Тейковский район Ивановская область
Населённый пункт: д. Харино дом 37, строение 1
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время"
Раздел: начальное образование





Назад




Образовательный проект

Тема: «Проектная

деятельность как

средство развития

творческих

способностей

младших

школьников на

уроках и во

внеурочное время»

Выполнила

учитель начальных

классов

МБОУ Нерльская СОШ

Трифонова Наталья

Петровна

Актуальность и практическая

значимость проекта.

Возрастает потребность общества в людях, которые имеют

не только прочные и глубокие знания, но и способны

самостоятельно, нетрадиционно, творчески решать

существующие проблемы. Это связано с тем, что обществу

требуются высокопрофессиональные, творчески мыслящие

специалисты, способные незамедлительно реагировать на

происходящие изменения.

В октябре 2020 года я провела

диагностику на выявления уровня

творческих способностей обучающихся

своего класса и получила результаты,

представленные на диаграмме.

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

0

10

20

30

40

50

60

уровень сформированности творческих способностей обучающихся 1 класса

2019 года

уровень сформированности творческих способностей обучающихся 1 класса 2020 год

На основе проведенного анализа можно сформулировать

существующую проблему: Низкий уровень развития

творческих способностей обучающихся не дает возможности

достичь планируемых результатов, определенных ФГОС НОО.

Развитие творческих

способностей ведёт к

формированию

,

познавательных интересов к

.

развитию любознательности

Творческие работы и задания

возбуждают «умственный

.

аппетит»

.

.

:

Сухомлинский В А говорил «В

каждом ребенке дремлет

,

птица которую нужно

.

разбудить для полета

Творчество вот имя этой

!

.

волшебной птицы »

Чем раньше ребенок разбудит

,

в себе эту птицу чем раньше

научится видеть красоту

,

окружающего мира понимать

,

,

,

язык природы музыки поэзии

,

радоваться и удивляться тем

,

,

ярче эмоциональнее чище он

.

будет

:

Теоретическая значимость проекта

проведённая работа позволяет расширить

знания по использованию проектной

деятельности в развитии творческих

.

способностей младших школьников

Практическая значимость данного

проекта:

разработанные уроки по проектной

деятельности могут быть использованы учителями

начальных классов с целью развития творческих

способностей младших школьников в обучении.

Характеристика проекта: долгосрочный.

Целевая аудитория: учителя начальных классов, обучающиеся

начального звена общеобразовательной школы.

Гипотеза:

Я предполагаю, что проектная

деятельность будет являться

эффективным средством развития

творческих способностей младших

школьников в обучении, если педагог:

- организует педагогический процесс на

основе данных диагностики уровня

сформированности творческих способностей

младших школьников;

- осуществляет целенаправленный

индивидуальный и дифференцированный

подход к школьникам в процессе развития

творческих способностей младших

школьников на занятиях;

- использует творческие и информационные

мини-проекты в обучении.

Цель проекта:

теоретически обосновать и

опытно-экспериментальным путём доказать

эффективность использования проектной

деятельности в развитии творческих

способностей младших школьников на уроках и

во внеурочное время.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу

по проблеме исследования и раскрыть сущность понятия

«творческие способности».

2. Раскрыть особенности развития творческих способностей

в младшем школьном возрасте.

3. Рассмотреть использование проектной деятельности в

развитии творческих способностей младших школьников.

5. Разработать серию уроков с использованием проектной

деятельности с целью развития творческих способностей

младших школьников в обучении и проверить их

эффективность в ходе опытно-экспериментальной работы.

Ресурсное обеспечение процесса творческих способностей в

проектной деятельности:

-Кабинет снабжен комплектами дидактических материалов, в

достаточном объеме дополнительная литература (учебники,

энциклопедии, словари, учебно-познавательная, занимательная

литература);

-проводятся занятия в «Точке Роста», которые в ещё большей степени

способствует формированию положительной мотивации учения,

формируют чувство успешности;

-имеется компьютер, электронные пособия по всем предметным

областям, накапливаются обучающие компьютерные презентации,

подготовленные учителем и учащимися;

-

в классе имеется интерактивная доска;

-

в школе имеется постоянный выход в Интернет.

Роль учителя в проектной деятельности

В проектной деятельности коренным образом изменяется характер

взаимоотношений, как между школьниками, так и между учениками и

учителем: школьники меньше нуждаются в помощи взрослого, чем в условиях

традиционного учебного процесса. Помощь педагога становится необходимой

лишь при вхождении детей в совместную работу.

Необходимые особенности

педагогической позиции

:

учителя

Обеспечить формирование предпосылок

готовности школьников к успешной

проектной деятельности (соответствующих

знаний, умений, навыков элементарной

исследовательской деятельности).

Осознать свои новые роли – консультанта,

помощника, а не «проводника» готовых

знаний для формального их запоминания

учениками.

Создать условия, обеспечивающие

возможность доступа учащихся к различным

средствам и источникам информации.

Этапы работы над ученическим проектом

-Беседа учителя, где выдвигается проблемная ситуация.

-Постановка проблемы (Самый важный и сложный момент.

Дети младшего школьного возраста самостоятельно

выдвинуть проблему не могут. Здесь необходима помощь

учителя - через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование

и т. п.).

-Выбор темы проекта по поставленной проблеме и

распределение по группам (может быть самостоятельный

выбор темы проекта по поставленной проблеме и

выполнение работы)

-Определение цели и задач проекта. (в группе или

самостоятельно) На первых порах (1-2 класс) – цели и задачи

ставятся вместе с учителем.

-Составление плана работы над проектом.

На первых порах (1-2 класс) – дети работают по готовому

плану

-Сбор информации: анализ предметной и дополнительной

литературы; опрос; использование коммуникативных

источников; посещение музеев, выставок, библиотек

-Индивидуальные или групповые сообщения для

одноклассников и их обсуждение.

-Подведение итогов, составление портфолио (папка

документов).

-Защита проекта.

-Конечный этап работы

над проектом – рефлексия.

Форма подведения итогов проектной

:

деятельности

Мультимедийная презентация

Концерт

Выставка рисунков и поделок

Творческий отчет

Деловая игра.

Инсценировка реального или

вымышленного исторического события.

Путешествие.

Реклама.

Соревнования.

Спектакль.

Спортивная игра.

Экскурсия и др.

Роль ученика в проектной деятельности

Учебный проект с точки зрения учащихся – это возможность делать что-то

интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя

свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя,

попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и

показать публично достигнутый результат.

,

Участвуя в проектной деятельности ученики

:

смогут научиться

Расширять кругозор в интересующих их областях знаний

Находить источник информации;

Извлекать информацию,

относящуюся к теме;

Планировать работу над проектами;

Сотрудничать друг с другом;

Доводить начатое дело до конца;

Творить, фантазировать,

воображать.

Ожидаемые результаты.

Повысится уровень творческих

способностей учащихся младших классов

Создана методическая база, которую

можно использовать на практике

Созданы эффективные условия для

развития творчески активной личности

Повысится уровень познавательных

мотивов учения, так как учащиеся видят

конечный результат своей деятельности,

который возвеличивает их в собственных

глазах и вызывает желание учиться и

совершенствовать свои знания, умения и

личностные качества.

Этапы работы над проектом

1.Подготовительный

Август-сентябрь 2019г.

1. Изучение литературы, Интернет-ресурсов

по данному вопросу

2. Проведение и анализ диагностики

развития творческих способностей

обучающихся 1 класса

3. Подбор материалов, разработка

инструкционных карт

2. Основной

сентябрь 2019г. – май 2023г.

Проведение уроков, внеклассных

мероприятий по плану с применением

разработанных материалов

Май 2021г

Май 2022г

Май 2023г

Промежуточная диагностика и анализ

динамики развития творческих способностей

обучающихся класса

3. Аналитический

Июнь 2023г.

1. Анализ проведенной работы

2. Создание методической копилки

3. Разработка рекомендаций по коррекции

работы.

4. Распространение опыта

План мероприятий

№ п/

п

Название проекта

Предмет

Сроки выполнения

1 класс

1

Книжка-малышка "Любимое

число" (рисунки, загадки, ребусы,

стихи с любимым числом).

Математика

(групповой)

Сентябрь 2019г

2

«Моя любимая сказка».

Литературное чтение

(индивидуальный)

Октябрь 2019г

3

«Живая азбука»

Обучение грамоте

(коллективный)

Декабрь 2019г

4

Забота о птицах зимой.

Окружающий мир

(групповой)

Февраль

5

Мои домашние питомцы

Окружающий мир

(индивидуальный)

Март 2020г

6

Здоровым быть - здорово!

Окружающий мир

(коллективный)

май 2020г

7

Бабочка - чудо на ладошке.

Внеурочная деятельность

Ноябрь 2019 г

8

История жизни обычного

карандаша.

Внеурочная деятельность апрель 2020 г.

2 класс

Проекты: «Математика вокруг нас.

Узоры и орнаменты».

Математика

(индивидуальный)

Сентябрь 2020г

«Оригами»

Математика

(индивидуальный)

Октябрь 2020г

« Красная книга», или «Возьмём под

защиту».

Окружающий мир

(групповой)

Ноябрь 2020г

« Кем я хочу стать?».

Окружающий мир

(индивидуальный)

Март 2020г

« Родословная».

Окружающий мир

(индивидуальный)

Февраль 2021г

« Города России».

Окружающий мир

(коллективный)

Февраль 2021г

« Мой любимый писатель -

сказочник».

Литературное чтение

(индивидуальный)

Апрель 2021г

« Пишем письмо Деду Морозу»

Русский язык

(групповой)

Декабрь 2021г

Как правильно заваривать чай?

Внеурочная деятельность

октябрь 2020 г.

Матрешка — образ и душа России.

Внеурочная деятельность

Май 2021 г.

3 класс

«Математические сказки»

Математика

(индивидуальный)

Октябрь 2021г

Проект «Сочиняем волшебную

сказку».

Литературное чтение

(групповой)

Ноябрь 2021г

Проект «Разнообразие природы

родного края»

Окружающий мир

(коллективный)

Ноябрь 2021г

Проект «Школа кулинаров».

Кулинарный

сюрприз маме

Окружающий мир

(индивидуальный)

Март 2022

Проект «Экономика родного края»

Окружающий мир

(коллективный)

Март 2022

«Рассказ о слове».

Русский язык

(индивидуальный)

Апрель 2022

«Семья слов».

Русский язык

(групповой)

Апрель 2022

С пчелой за нектаром

Русский язык

(коллективный)

Май 2022

Оценки в школах разных стран

Внеурочная деятельность

Сентябрь 2021г

Русалки: герои мифов и легенд.

Внеурочная деятельность

Март 2022 г.

4 класс

1.

«Математика вокруг нас».

Создание математического

справочника «Наше село»

Математика

(коллективный)

Сентябрь 2022г

2.

Необычные птицы планеты.

Окружающий мир

(индивидуальный)

Октябрь 2022

3.

Цветы-инопланетяне

Окружающий мир

(индивидуальный)

Ноябрь 2022

4.

Что я могу сделать из мусора.

Окружающий мир

(групповой)

Ноябрь 2022

5.

«Они защищали Родину».

Литературное чтение

(групповой)

Февраль 2023

6.

Имена сказочных персонажей в

кроссвордах

Русский язык

(индивидуальный)

Март 2023

7.

Природные памятники моего

района.

Окружающий мир

(коллективный)

Апрель 2023

8

Фотография из семейного альбома.

Внеурочная

деятельность

Декабрь 2022 г

9

Чем интересен мой посёлок?

Внеурочная

деятельность

Май 2023 г

Приложение 1

“Если ваш ребёнок участвует в работе над

проектом, то какова ваша роль?”

Участие в проектной деятельности –

сложный труд и для ученика, и для родителя.

Проект подразумевает самостоятельную

деятельность ученика, однако задача

родителя- знать суть этой проектной

деятельности, её этапов, требований к

процессу и результату выполнения, чтобы

быть готовым к содействию своему ребёнку,

если он обратится к вам за помощью.

ПОМНИТЕ: вы играете роль источника

информации наравне с прочими – такими, как

книги, фильмы, Интернет и др.

Право свободного выбора источника

информации предоставляется ребёнку!

Приложение2

Методики диагностики универсальных творческих способностей

(авторы: В, Синельников, В. Кудрявцев)

Тест «Круги»

Тест креативности Торранса

Проект: « Живая азбука».

Цели проекта: создание условий для систематизации и обобщения

материала об изученных буквах; вовлечь каждого ученика в

активный познавательный творческий проект при создании “Живой

азбуки ;повышение уровня коммуникативной культуры учащихся;

развитие речи; развитие умения сотрудничать друг с другом, с

родителями, с учителем при выполнении и защите проекта.

Проект « Я здоровье берегу – сам себе я помогу!»

Цель: Решать задачи по формированию основ здорового образа жизни детей

школьного возраста через правильное питание, закаливающие мероприятия,

занятия физкультурой, используя метод проектов; стремиться больше знать о том,

что помогает и вредит здоровью, как правильно относиться к себе и другим.

Проект «Забота о птицах зимой» 1 класс

Цели: уточнить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении

для природы; совершенствовать умения детей узнавать птиц по их

описанию; уточнить знания о видах кормушек и о кормах, используемых для

подкормки птиц; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Проект «Мои домашние питомцы» 1 класс

Цель: формирование заинтересованного, бережного отношения к

домашним животным.

В результате проведенной работы по данной теме школьники обогатили

свой внутренний мир о домашних животных, какую роль играют они в жизни

человека и как ухаживать за ними.

Проект «Моя любимая сказка» 1 класс

Цель: создать оптимальные условия развития речи детей школьного возраста

средствами театрализованной деятельности

Задачи:

Создавать условия для развития творческой активности детей и поэтапного

освоения детьми различных видов творчества.

Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать

умение использовать в речи разнообразные языковые средства.

Способствовать формированию коммуникативных способностей.

Проект «Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде»

2 класс.

Цель проекта:

-Познакомиться с использованием в декоративном украшении различных

геометрических узоров;

-Научиться рисовать геометрические узоры, чередовать элементы, понять правила их

расположения друг за другом ;

-Создать самим образцы посуды со своим узором;

-Учить пользоваться дополнительной литературой, словарями, энциклопедиями,

интернетом.

Проект «Моя родословная» 2 класс

Цель проекта: осознать роль семьи в жизни человека, помочь детям понять

значимость семьи; познакомить с семейными традициями; показать

ценность семьи для каждого человека; воспитывать любовь и уважение к

членам семьи.

Проект «Оригами» 2 класс

Цель проекта – освоить технику оригами.

Для достижения указанной цели решаются следующие

задачи проекта:

- изучить литературу и другие источники информации по данному вопросу;

- познакомиться с видами оригами;

- научиться создавать изделия в технике оригами.

Спасибо за

внимание!



В раздел образования