Автор: Пузенко Наталья Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ 8 Динской район
Населённый пункт: Краснодарский край ст. Динская
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: Семинар - практикум по теме: "Речевые игры в логопедической работе"
Раздел: дошкольное образование
Семинар-практикум на тему: «Речевые игры в логопедической работе»
Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на
наше мероприятие.
Как нужно бороться с речевыми недостатками?
И кто должен этим заниматься?
Родители высказывают свои предположения.
Логопед: Раннее выявление речевой патологии и своевременная коррекция, а также
профилактика речевых нарушений - главная задача не только логопеда, но и родителей,
имеющих детей дошкольного возраста.
Приглашаем вас к сотрудничеству, взаимодействию. Родитель – не гость, а полноправный
член команды. Только совместными усилиями родителей и педагогов можно решать
любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.
Как вы думаете, как формируются звуки у детей? (Родители отвечают)
Бытует мнение, что речь формируется самостоятельно, без вмешательства взрослых.
Логопед: В действительности же невмешательство в процесс влечёт за собой отставание в
речевом развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом
преодолеваются в последующие годы.
Вы любите своего ребёнка? Хотите, чтобы он добился в жизни успехов, состоялся как
личность, чувствовал себя свободно и уверенно. Предлагаю стать для вашего ребёнка
«домашним логопедом» и совместными усилиями помочь ребёнку овладеть правильным
звукопроизношением.
Какие вы можете назвать органы речи?
Ответы родителей.
Логопед: Чтобы ребёнок правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо
управлять своими органами речи. Для этого существует артикуляционная гимнастика - это
специальные упражнения для губ, щёк, языка, уздечки. Гимнастика для рук и ног - дело
нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы, что бы они
стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем тренировать язык, он и так «без
костей?» Оказывается язык – это главная мышца речи и для неё, как и для всякой мышцы,
гимнастика просто необходима. Конечная цель гимнастики, чтобы звук «родился», чтобы
речь была четкая, внятная и т.д.
Музыкальный репертуар использую разный (детские песенки, современные
мелодии). Дети с удовольствием выполняют гимнастику.
Логопед: А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные
упражнения. Поставьте перед собой зеркало. Сейчас вы сможете познакомиться с
органами артикуляции так, как это делают ваши дети.
Задания:
Упражнения «чашечка», «дятел», «лошадка», «барабанщик», «фокус».
Молодцы!
Логопед: Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы
выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам
большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его
прогрессом. Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную
гимнастику, сидя перед зеркалом. Я хочу познакомить вас с различными игровыми
способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.
Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционных упражнений с
нетрадиционными приспособлениями (с сушками, с соломкой, с яблоками) демонстрирует
правильное выполнение. Родители перед зеркалами повторяют упражнения
самостоятельно.
Упражнение с сушками
1.
Сожмите сушку губами и удержите ее.
2.
Сожмите сушку зубами и удержите ее.
3.
Подвесьте сушку на вытянутый язык и удерживайте.
4.
Прижмите сушку к внутренней стороне одной щеки, затем к другой.
Упражнения с соломкой.
1.
Сожмите соломку губами и удерживайте ее.
2.
Сожмите соломку зубами и удерживайте ее.
3.
Подвесьте соломку на высунутый язык и удерживайте под счет до 5-10.
4.
Погладьте соломкой сначала губы, затем язык (вдоль, поперек, точечно..)
Упражнения с яблоками
1.
Улыбнуться, открыть рот облизать языком по кругу яблоко, выполнить в одну,
затем в другую сторону
2.
Улыбнуться открыть рот облизывать яблоко по вертикали.
3.
Улыбнуться, открыть рот выполнить упражнение киска локает молоно.
Логопед: В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при
выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов
артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут
непринужденными и вместе с тем координированными.
Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к
отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык
уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться
подниматься кверху»). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании
положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою
фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку.
1.
Упражнения на развитие мелкой моторики
:
Упражнения с прищепками.
Для развития моторики пальцев рук хорошо использовать различные шнуровки, застёжки,
плетёнки, мозаику и другие мелкие предметы (пуговицы, крупы, горох, фасоль), счётные
палочки, обводки, штриховки и многое другое. Можно посвятить развитию мелкой
моторики отдельную беседу, т. к. игр и игровых упражнений огромное количество. Мне
бы хотелось остановиться на использовании прищепок.
Прищепки хорошо использовать для самомассажа кончиков пальцев. Прикусываем
прищепкой каждый пальчик и произносим слова:
Пальчиковая гимнастика.
Кусается сильно котёнок-глупыш,
он думает это не палец, а мышь.
Хватит кусаться глупый малыш,
а будешь кусаться – Скажу тебе, кыш!
Великий педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей
– на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем
умнее ребенок».
Действительно, развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи
ребенка, так как все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы.
Еще одно высказывание – рука это мозг наружу.
Цель пальчиковой гимнастики: развитие речи и мелкой моторики рук ребенка.
Игры на развитие фонемтического слуха.
Выделение звука «р» на фоне других звуков, далеких по акустическим и
артикуляциооным признакам.
1.
Игра: «Поймай звук».
2.
Если слышится звук «р» среди других звуков, бросайте в стаканчик волшебный
камушек.
Например: вуки: с, з, р, м, ф, в, р.
Если слышится звук «р» в слогах нужно хлопнуть в ладошки.
Слоги: са, ра, вы, ры, мо, ро, фы, ры, ку, ру, пу.
1.
Сколько слогов в словах.
Прищепки использую для проведения слогового анализа слова. Ребенок
прикрепляет к картинке или схеме столько прищепок, сколько слогов в данном
слове. (Шорты, юбка, кофта и т.д)
Изготовление поделки: «Веселый травянчик».
Используемый материал: семена газонной травы или злаков, капроновый носок,
опилки, веревочки, глазки ротик, помпончики, клей, ножницы, ложка.
Ход изготовления поделки:
В капроновый носок насыпаем семена травы (2-3 ч.ложки), набиваем опилками. Опилок
кладем побольше- приминаем, завязываем кончик капронового носка и обрезаем
ножницами. Далее оживляем наших малышей.Приклеиваем глазки, ротик, ушки, лапки.
Травянчик готов!