Напоминание

Семинар - практикум по теме: "Речевые игры в логопедической работе"


Автор: Пузенко Наталья Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ 8 Динской район
Населённый пункт: Краснодарский край ст. Динская
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: Семинар - практикум по теме: "Речевые игры в логопедической работе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семинар-практикум на тему: «Речевые игры в логопедической работе»

Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на

наше мероприятие.

Как нужно бороться с речевыми недостатками?

И кто должен этим заниматься?

Родители высказывают свои предположения.

Логопед: Раннее выявление речевой патологии и своевременная коррекция, а также

профилактика речевых нарушений - главная задача не только логопеда, но и родителей,

имеющих детей дошкольного возраста.

Приглашаем вас к сотрудничеству, взаимодействию. Родитель – не гость, а полноправный

член команды. Только совместными усилиями родителей и педагогов можно решать

любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.

Как вы думаете, как формируются звуки у детей? (Родители отвечают)

Бытует мнение, что речь формируется самостоятельно, без вмешательства взрослых.

Логопед: В действительности же невмешательство в процесс влечёт за собой отставание в

речевом развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом

преодолеваются в последующие годы.

Вы любите своего ребёнка? Хотите, чтобы он добился в жизни успехов, состоялся как

личность, чувствовал себя свободно и уверенно. Предлагаю стать для вашего ребёнка

«домашним логопедом» и совместными усилиями помочь ребёнку овладеть правильным

звукопроизношением.

Какие вы можете назвать органы речи?

Ответы родителей.

Логопед: Чтобы ребёнок правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо

управлять своими органами речи. Для этого существует артикуляционная гимнастика - это

специальные упражнения для губ, щёк, языка, уздечки. Гимнастика для рук и ног - дело

нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы, что бы они

стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем тренировать язык, он и так «без

костей?» Оказывается язык – это главная мышца речи и для неё, как и для всякой мышцы,

гимнастика просто необходима. Конечная цель гимнастики, чтобы звук «родился», чтобы

речь была четкая, внятная и т.д.

Музыкальный репертуар использую разный (детские песенки, современные

мелодии). Дети с удовольствием выполняют гимнастику.

Логопед: А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные

упражнения. Поставьте перед собой зеркало. Сейчас вы сможете познакомиться с

органами артикуляции так, как это делают ваши дети.

Задания:

Упражнения «чашечка», «дятел», «лошадка», «барабанщик», «фокус».

Молодцы!

Логопед: Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы

выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам

большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его

прогрессом. Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную

гимнастику, сидя перед зеркалом. Я хочу познакомить вас с различными игровыми

способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.

Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционных упражнений с

нетрадиционными приспособлениями (с сушками, с соломкой, с яблоками) демонстрирует

правильное выполнение. Родители перед зеркалами повторяют упражнения

самостоятельно.

Упражнение с сушками

1.

Сожмите сушку губами и удержите ее.

2.

Сожмите сушку зубами и удержите ее.

3.

Подвесьте сушку на вытянутый язык и удерживайте.

4.

Прижмите сушку к внутренней стороне одной щеки, затем к другой.

Упражнения с соломкой.

1.

Сожмите соломку губами и удерживайте ее.

2.

Сожмите соломку зубами и удерживайте ее.

3.

Подвесьте соломку на высунутый язык и удерживайте под счет до 5-10.

4.

Погладьте соломкой сначала губы, затем язык (вдоль, поперек, точечно..)

Упражнения с яблоками

1.

Улыбнуться, открыть рот облизать языком по кругу яблоко, выполнить в одну,

затем в другую сторону

2.

Улыбнуться открыть рот облизывать яблоко по вертикали.

3.

Улыбнуться, открыть рот выполнить упражнение киска локает молоно.

Логопед: В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при

выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов

артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут

непринужденными и вместе с тем координированными.

Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к

отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык

уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться

подниматься кверху»). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании

положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою

фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку.

1.

Упражнения на развитие мелкой моторики

:

Упражнения с прищепками.

Для развития моторики пальцев рук хорошо использовать различные шнуровки, застёжки,

плетёнки, мозаику и другие мелкие предметы (пуговицы, крупы, горох, фасоль), счётные

палочки, обводки, штриховки и многое другое. Можно посвятить развитию мелкой

моторики отдельную беседу, т. к. игр и игровых упражнений огромное количество. Мне

бы хотелось остановиться на использовании прищепок.

Прищепки хорошо использовать для самомассажа кончиков пальцев. Прикусываем

прищепкой каждый пальчик и произносим слова:

Пальчиковая гимнастика.

Кусается сильно котёнок-глупыш,

он думает это не палец, а мышь.

Хватит кусаться глупый малыш,

а будешь кусаться – Скажу тебе, кыш!

Великий педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей

– на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем

умнее ребенок».

Действительно, развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи

ребенка, так как все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы.

Еще одно высказывание – рука это мозг наружу.

Цель пальчиковой гимнастики: развитие речи и мелкой моторики рук ребенка.

Игры на развитие фонемтического слуха.

Выделение звука «р» на фоне других звуков, далеких по акустическим и

артикуляциооным признакам.

1.

Игра: «Поймай звук».

2.

Если слышится звук «р» среди других звуков, бросайте в стаканчик волшебный

камушек.

Например: вуки: с, з, р, м, ф, в, р.

Если слышится звук «р» в слогах нужно хлопнуть в ладошки.

Слоги: са, ра, вы, ры, мо, ро, фы, ры, ку, ру, пу.

1.

Сколько слогов в словах.

Прищепки использую для проведения слогового анализа слова. Ребенок

прикрепляет к картинке или схеме столько прищепок, сколько слогов в данном

слове. (Шорты, юбка, кофта и т.д)

Изготовление поделки: «Веселый травянчик».

Используемый материал: семена газонной травы или злаков, капроновый носок,

опилки, веревочки, глазки ротик, помпончики, клей, ножницы, ложка.

Ход изготовления поделки:

В капроновый носок насыпаем семена травы (2-3 ч.ложки), набиваем опилками. Опилок

кладем побольше- приминаем, завязываем кончик капронового носка и обрезаем

ножницами. Далее оживляем наших малышей.Приклеиваем глазки, ротик, ушки, лапки.

Травянчик готов!



В раздел образования