Напоминание

Тесты по географии Кузбасса для 8 класса


Автор: Окунева Ирина Вячеславовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГКОУ "Средняя общеобразовательная школа при учреждениях уголовно-исполнительной системы"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Тесты по географии Кузбасса для 8 класса
Раздел: среднее образование





Назад




Тесты по географии Кузбасса в 8 классе

Окунева И.В.,

учитель географии

Основная

цель

изучения

в

школе

регионального

компонента

по

географии – помочь учащимся познать природу, население, экономику того

края,

где

он

живет,

увидеть

его

красоту;

осмыслить

зависимость

производственной деятельности человека от местной природы, ее ресурсов;

изучить, что предпринимается различными организациями в области охраны

природы; принять активное участие в социально значимой деятельности по

улучшению

среды

своего

обитания.

Изучение

региональной

географии

направлено

на

формирование

у

обучающихся

ценностных

ориентации

по

отношению к природе, населению, хозяйству, к человеку. Чем полнее, глубже,

содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более

действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле,

уважения к традициям своего народа, истинного патриотизма. Таким образом,

цели

изучения

региональной

географии

реализуются

в

формировании

важнейших

качеств

личности,

таких

как

патриотизм,

гражданственность,

ответственное отношение к окружающей среде.

Необходимость познания родного края закреплены во всех вариантах

современной школьной программы по географии. Это выражено в увеличении

доли региональных обзоров, в особом внимании к разностороннему изучению

географии

своего

субъекта

Российской

Федерации,

на

региональном

и

локальном уровне.

В

курсе

«География

России»

в

8

классе

изучается

региональный

компонент по физической географии Кузбасса. Задачи изучения регионального

компонента:

1.

Создать у обучающихся целостное представление о своей малой

Родине – Кемеровской области.

2.

Раскрыть своеобразие ее природных условий и ресурсов.

3.

Познакомить учащихся с основными этапами заселения и освоения

территории,

условиями

жизни

и

деятельности

населения,

с

изменениями

окружающей природы под воздействием антропогенного фактора.

Изучение регионального компонента «География Кемеровской области»

возможно по двум вариантам:

География Кемеровской области изучается в конце раздела «Природные

комплексы России».

Изучение географии Кемеровской области осуществляется в каждой теме

федеральной программы.

При

изучении

регионального

компонента

используются

различные

вопросы, задания, тесты.

Географическое положение Кемеровской области

При

изучении

этой

темы

учащиеся

должны

выполнить

следующие

задания.

1. Нанести на контурную карту границу Кемеровской области, столицу

Кузбасса.

2. Написать соседние области, края, республики (Красноярский край,

Республика

Хакасия,

Республика

Алтай,

Алтайский

край,

Новосибирская

область, Томская область).

3.

Нанести

на

карту

крайние

точки

Кемеровской

области:

северная:

долина

реки

Долгоун

(Мариинский район);

восточная: долина

реки

Урюп

(Тяжинский район);

южная:

верховья реки Мрассу; западная: долина реки

Большая Черная (Юргинский район).

Климат

Здесь для закрепления и контроля знаний учащимся предлагается тест.

1. Укажите климатический пояс, в котором расположена Кемеровская

область:

А. Арктический

Б. Субтропический

В. Субарктический

Г. Умеренный

2. Выделите главный климатообразующий фактор, определяющий климат

Кемеровской области:

А. Высота места над уровнем моря

Б. Географическая широта или высота солнца над горизонтом

В. Преобладающие воздушные массы

Г. Расположение области в центре Евразии

3. Укажите океаны, которые оказывают основное воздействие на климат

Кемеровской области:

А. Тихий, Северный Ледовитый

Б. Индийский, Тихий

В. Атлантический, Северный Ледовитый

Г. Северный Ледовитый, Индийский

4.

Выберите

район

Кемеровской

области,

где

зафиксирована

самая

высокая температура воздуха:

А. Новокузнецк

Б. Кемерово

В. Прокопьевск

Г. Калтан

5. Выберите район Кемеровской области, где зафиксирована самая низкая

температура воздуха:

А. Гурьевский

Б. Крапивинский

В. Березовский

Г. Тисульский

6. На территории Кемеровской области выпадает наибольшее количество

осадков:

А. в Горной Шории

Б. в Салаирском кряже

В. в Кузнецком Алатау

Г. в Кузнецкой котловине

7. Какие ветры являются преобладающими в Кемеровской области:

А. северо-западные

Б. северные

В. северо-восточные

Г. юго-западные

Ответы

1. – Г

2. – Б

3. – В

4. – А

5. – Б

6. – В

7. – Г

Внутренние воды и водные ресурсы

При изучении темы «Внутренние воды и водные ресурсы» учащиеся

должны научиться решать задачи по определению падения и уклона рек. Это

можно

делать

на

региональном

материале,

определяя

падение

и

уклон

кузбасских рек. Также здесь можно предложить учащимся тест по теме.

Задачи.

1. Определите падение реки Томь, если высота истока над уровнем моря –

972 м, высота устья – 68 м.

Решение: 972 – 68 = 904 м.

Ответ: Падение р. Томи – 904 м.

Река Томь

2. Определите уклон реки Томи, если падение = 904 м, длина реки 827 км.

Решение: 90400 см : 827 км = 109 см/км

Ответ: Уклон реки Томи – 109 см/км.

3. Определите падение реки Чулым, если высота истока над уровнем моря

– 382 м, высота устья – 59 м.

Решение: 382 – 59 = 323 м.

Ответ: Падение р. Чулым – 323 м.

4. Определите уклон реки Чулым, если падение = 323 м, длина реки 1799

км.

Решение: 32300 см : 1799 км = 17,9 см/км

Ответ: Уклон реки Чулым – 17,9 см/км.

5. Определите падение реки Мрассу, если высота истока над уровнем

моря – 1137 м, высота устья – 221 м.

Решение: 1137 – 221 = 916 м.

Ответ: падение р. Мрассу – 916 м.

Река Мрассу

6. Определите уклон реки Мрассу, если падение = 916 м, длина реки 338

км.

Решение: 91600 см : 338 км = 271 см/км

Ответ: Уклон реки Мрассу – 271 см/км.

7. Определите падение реки Иня, если высота истока над уровнем моря –

260 м, высота устья – 92 м.

Решение: 260 – 92 = 168 м.

Ответ: Падение р. Ини – 168 м.

8. Определите уклон реки Ини, если падение = 168 м, длина реки 663 км.

Решение: 16800 см : 663 км = 25 см/км

Ответ: Уклон реки Ини– 25 см/км.

Тест «Реки Кузбасса»

Выберите правильный вариант ответа.

1. Самая большая река Кемеровской области:

А. Яя.

Б. Кия.

В. Мрассу.

Г. Томь.

2. На какой реке находится самый большой порог в нашей области и как

он называется?

3. Самое крупное месторождение углекислых вод (минеральных вод) в

Кузбассе:

А. Терсинка.

Б. Борисовская.

В. Ессентуки.

Г. Божоми.

4. В названии каких рек области указывается цвет воды, течение, глубина,

характер берегов, русла, окружающий растительный мир?

5. Река Томь – это приток:

А. Катуни.

Б. Оби.

В. Енисея.

Г. Кии.

6.

Правый приток Усы

и

два

правых притока Томи, а

также

левые

притоки рек Малый Тумуяс, Мзас, Теба и Чулым имеют одинаковое название.

Какое?

7. Какая река не является притоком Томи?

А. Тайдон.

Б. Мрассу.

В. Кия.

Г. Уса.

8. В водах какой реки нерестятся такие редкие породы рыб, как стерлядь,

осетр, нельма?

А. Томь.

Б. Кондома.

В. Обь.

Г. Кия.

Ответы:

1. – Г

2. – Река Мрассу, Хомутовские пороги. Протяженность порога – 5 км.

3. – А

4. – Реки: Черная, Светлая, Красная, Крутая, Тихая, Песчаная, Каменка,

Шумиха, Талая, Широкая, Солоновка, Сосновка, Кедровка, Ельник и др.

5. – Б

6. – Река Березовая

7. – В

8. – Г

Река Чулым

Почвы и почвенные ресурсы

Прочитайте текст. Вставьте названия почв.

________________широко распространены на территории Кемеровской

области. Особенно большие площади они занимают в бассейне реки Ини, на

левобережье Томи, встречаются отдельными участками в Тисульском районе.

__________________распространены на большей части равнинной тайги,

на

склонах

гор.

В

этих

почвах

мало

перегноя,

так

как

он

вымывается

обильными осадками. Пепельно-серый цвет этого горизонта напоминает золу.

При внесении удобрений эта почва повышает плодородие и используется в

сельскохозяйственном обороте.

_____________________________________распространены

в

низких

и

среднегорных районах Салаирского кряжа, Кузнецкого Алатау, Горной Шории.

Эти почвы наиболее типичны для горнотаёжных областей. Материнская порода

представлена

суглинками, часто

с

примесями щебенистого материала.

Эти

типы почв обладают невысоким плодородием.

Ответы.

Чернозёмные почвы широко распространены на территории Кемеровской

области. Особенно большие площади они занимают в бассейне реки Ини, на

левобережье Томи, встречаются отдельными участками в Тисульском районе.

Подзолистые почвы распространены на большей части равнинной тайги,

на

склонах

гор.

В

этих

почвах

мало

перегноя,

так

как

он

вымывается

обильными осадками. Пепельно-серый цвет этого горизонта напоминает золу.

При внесении удобрений эта почва повышает плодородие и используется в

сельскохозяйственном обороте.

Серые лесные и дерново-подзолистые почвы распространены в низких и

среднегорных районах Салаирского кряжа, Кузнецкого Алатау, Горной Шории.

Эти почвы наиболее типичны для горнотаёжных областей. Материнская порода

представлена

суглинками, часто

с

примесями щебенистого материала.

Эти

типы почв обладают невысоким плодородием.

Растительный и животный мир

При изучении этой темы можно провести викторину.

1.

Назовите

основные

лекарственные

растения,

распространённые

в

Кузбассе.

2. Сколько лет живёт сосна, кедр?

3. Какие хвойные деревья распространены на территории Кемеровской

области?

4. Почему в Сибири кедр называют хлебным деревом?

5. Назовите птиц, которые зимуют в нашей области.

6. Какие птицы зимой в сильный мороз зарываются в снег?

7. Какая дикая кошка встречается в лесах нашей области?

8. Какие пушные звери встречаются на территории Кемеровской области?

Ответы

1.

Берёза,

подорожник

большой,

крапива

двудомная,

мать-и-мачеха,

зверобой,

тысячелистник,

череда,

ромашка,

малина,

черёмуха,

шиповник,

левзея, рябина, калина, пижма, боярышник, хвощ, смородина, полынь и др.

2. Сосна – 350-500 лет, кедр до 800 лет.

3. Пихта, сосна, кедр, ель, лиственница.

4. Кедр даёт человеку много продуктов: кедровое масло, растительные

сливки, жмых, из которого изготавливают высококачественную халву, а из

древесины изготавливают музыкальные инструменты, карандаши.

5.

Ворона,

сорока,

сойка,

тетерев,

глухарь,

рябчик,

белая

и

серая

куропатка, воробьи, дятлы, синица, поползень, снегирь, щегол, клёст, чечётка,

оляпка и др.

6. Тетерева, рябчики, белые куропатки.

7. Рысь.

8. Соболь, норка, горностай, ласка, хорь, белка, ондатра, заяц-беляк, заяц-

русак, бурундук, крот, бобр, выдра, лиса.



В раздел образования