Напоминание

Внеурочное мероприятие "В гости к чаю"


Автор: Кинжакова Ирина Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципального казённого общеобразовательного учреждения "Центр образования № 4"
Населённый пункт: Тульская область город Узловая
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Внеурочное мероприятие "В гости к чаю"
Раздел: начальное образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Дидакти

ческая

структу

ра урока

Задачи

этапа

Деятельность учителя

Деятельно

сть уч-ся

УУД

Организ

ационн

ый

момент

.

Создание

эмоциональ

но-

положитель

ного

настроения

на уроке

Здравствуйте, сегодня у нас в

классе состоится интересный и

познавательный праздник. Я

надеюсь, он принесёт всем

интересные знание радость от

общения друг с другом!

Л:

-формируем

мотивации к

обучению и

целенаправл

енной

познаватель

ной

деятельност

и.

К:

- формируем

умение

слушать и

Актуали

зация

знаний.

Построе

ния

проекта

выхода

Осознание

учеником

потребност

и новых

знаний

-Дорогие участники нашего

мероприятия!

У каждой из ваших групп на столе

лежит брошюра, она и будет

помощником и путеводителем на

нашем празднике . Поэтапно вы

будете её заполнять

Тема

внеурочного

мероприятия

В гости к чаю

Цель урока

формирование нравственной культуры детей и родителей.

Создание условия увлекательного и

познавательного досуга для более тесной эмоциональной

связи родителей с детьми.

Основные

понятия

Чай, традиции.

Тип урока

Внеклассное мероприятие

Форма

внеурочного

мероприятия

Празднично-конкурсная программа

Методы

обучения

- метод проблемных заданий,

- проектная деятельность

- частично-поисковый,

- работа в малых группах,

- здоровьесберегающий,

- самостоятельная работа,

- рефлексия.

Оборудование,

оформление:

2. Стол, накрытый в русском народном стиле

3.Рисунки детей « Приглашаем к чаю»

4. Развешаны плакаты с высказываниями писателей, ученых,

общественных деятелей, поговорками о чае и пользе чаепития.

5. Развешаны стенды с репродукциями таких картин русских

художников: «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» В.Г.

Перова, «За чаем» К.Е. Маковского, «Наем прислуги» В.Е.

Маковского, «Чаепитие» Б.М. Кустодиева, «Чаепитие» А.П.

Рябушкина.

6.Самовар и столовые приборы.

7.Музыкальное сопровождение

Предварительна

я подготовка

Изготовление пригласительных билетов для гостей

праздника, подготовка брошюры

Планируемые

результаты

Предметные

умения

- обобщать знания о чайных традициях других народов.

-

познавательные

- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в

познавательную

- умение самостоятельно осуществлять информационный

поиск, сбор и выделение существенной информации из

различных информационных источников

- регулятивные

- удерживать цель деятельности до получения ее результата

- анализировать эмоциональные состояния, полученные от

успешной(неуспешной) деятельности

- оценивать результаты деятельности

-

коммуникативн

ые

-

формирование

вербальных

и

невербальных

способов

коммуникации

- умение интегрироваться в группу сверстников и строить

из

затрудн

ения

И первое испытание перед вами

ребус его необходимо отгадать

-О чём у нас сегодня пойдёт речь?

Сегодня мы поговорим о самом

распространенном напитке в мире

- о чае.

- Чёрный, красный и зелёный

Рассыпной и листовой.

Чай- напиток бесподобный,

Это скажет вам любой .

Хорошо, гостей встречая ,

Посидеть за чашкой чая

А. Гаршин

Наш чайник начал кипеть, и

вместе с паром прилетело к нам

второе задание:

Подумайте и запишите, какими

полезными свойствами обладает

чай.

Дети

записываю

т в

брошюру

чай

Выступлен

ие

учащегося

Дети

выполняю

т задания

работая с

брошюрой

понимать

других;

-формируем

умение

строить

речевое

высказывани

е в

соответствии

с

поставленны

ми задачами

Построе

ния

проекта

выхода

из

затрудн

ения

Пробле

мная

ситуаци

я.

Дать

возможност

ь ученикам

осознать, в

чем именно

состоит

затруднение

, каких

знаний,

умений и

навыков им

не хватает

для

решения

пробного

задания.

Чай - напиток, который обладает

большим количеством свойств.

Почему он пользуется такой

популярностью? Но для того

чтобы ответить на все эти

вопросы мы должны, заглянуть в

прошлое познакомиться с родиной

чая.

В кругу России, Казахстана,

Кореи, Индии, Бутана

Страна простёрлась вековая,

Таинственная, не простая.

Раскинула свои владенья

И процветает с вдохновеньем...

Ты не вздыхай, а отвечай:-

Как земли те зовут?...

Одна из старинных китайских

легенд так рассказывает о

происхождении чая: «Давным-

давно пастухи заметили, что стоит

Ответы

детей.

Китай.

Работа с

брошюрой

П:

самостоятел

ьное

выделение и

формулиров

ание

познаватель

ной цели;

К:формируе

м умение

слушать и

понимать

других;

Р:

формирован

ия умение

прогнозиров

ать

предстоящу

ю работу;

формируем

умение

Целепол

агание

их овцам пощипать листьев

вечнозеленого растения,

растущего в горах, как они

начинают резвиться и легко

взбираться на кручи. Пастухи

решили испробовать

чудодейственную силу листьев на

себе. Они высушили их, заварили

в кипятке, как это делали с

другими лекарственными травами,

и стали пить ароматный настой,

ощущая мгновенный прилив

свежих сил».

Чайное дерево изначально было

открыто в Китае и только потом

распространилось по всему миру.

Каждая страна, которую покорил

чай, имеет свою традицию.

-Подумайте, какую цель и какие

задачи мы можем поставить на

нашем мероприятии?

Дети

ставят

цель

аргументи

руя свой

выбор

осуществлят

ь

познаватель

ную и

личностную

рефлексию;

Л:формируе

м мотивации

к обучению

и

целенаправл

енной

познаватель

ной

деятельност

и;

Реализа

ции

построе

нного

проекта.

Этап

открыти

й новых

знаний.

Построение

учащимися

нового

способа

действий и

формирован

ие умений

его

применять

как при

решении

задачи,

вызвавшей

затруднение

, так и при

решении

задач

такого

класса или

Китай

В древнем Китае чай был

напитком для богатых людей.

Никто не знает точно, когда он

перешел в повседневный напиток.

В Китае чайная церемония

представляет собой целый ритуал,

где при заваривании напитка

соблюдается определенный

порядок. Главной целью этого

действа является раскрытие

вкусовых качеств и аромата чая, и

спешка тут неуместна. Китайская

чайная церемония подразумевает

спокойствие и умиротворенность.

Перед вами в нашем путеводителе

текст внимательно прочитайте

его, после выполните задание №1

Текст (Приложение)

Групповая

П:

-выбор

наиболее

эффективны

х способов

решения

задач в

зависимости

от

конкретных

условий;

-

самостоятел

ьное

создание

способов

решения

проблем

творческого

Закрепл

ение

материа

ла.

Конкурс

ное

задание

типа

вообще.

Создание

проблемной

ситуации

Осуществле

ние

укрепление

детско-

родительск

их

отношений

Чай, предназначенный для

заварки, насыпается в ча-хэ -

"Чайную коробочку". (Фото) С ее

помощью участники церемонии

знакомятся с чаем. Для каждого

выставляется по две чашки,

называемые чайной парой. (Фото)

Высокая узкая чашка

предназначена для восприятия

аромата чая, а низкая широкая -

для наслаждения цветом и

вкусом. Приподняв высокую

чашку, ее подносят к носу и

медленно дышат через нее,

наслаждаясь ароматом и

«настраивая» органы чувств.

Затем пьют чай, внимательно

наблюдая за своими ощущениями.

Чаще всего чашки ставятся на

маленький поднос-подставку.

Вода, используемая для

приготовления чая - едва ли не

самый важный элемент всего

действа. Используют только

родниковую воду. Она варится на

открытом огне, причем важно

точно уловить момент

готовности кипятка. Чай не

сочетают с едой. Китайцы

считают что еда мешает

почувствовать все великолепие

чайного вкуса и аромата.

-Перед вами изображено

несколько сервизов, постарайтесь

по внешним данным догадаться

какой сервиз относиться к

китайской церемонии чаепития.

Семейный конкурс

« Угадай, что за чай»

(на столе на нескольких чайниках

заварены различные

чаи-лимонный, малиновый,

смородиновый, шиповниковый –

каждый чай пронумерован.)

(Участвуют учащиеся и их

родители)

Япония

работа.

Совместна

я

деятельнос

ть детей и

родителей

-Сакура.

Страна

Япония

и поискового

характера.

Л:

-

нравственно-

этическая

ориентация -

действие

Р: оценка –

выделение и

осознание

учащимся

того, что уже

усвоено и

что еще

подлежит

усвоению,

оценивание

качества и

уровня

усвоения;

К: умение с

достаточной

полнотой и

точностью

выражать

свои мысли

в

соответствии

с задачами и

условиями

коммуникац

ии, владение

монологичес

кой и

диалогическ

ой формами

речи.

Открыт

ие

новых

знаний.

Конкурс

ное

задание

Осуществле

ние

укрепление

детско-

родительск

их

отношений

-Перед вами изображения дерева.

Как оно называется? С какой

страной оно ассоциируется?

- Из Китая чай начал свое

триумфальное шествие по всему

миру. В VIII в. он попадает в

Японию.

Как в Японии, так и в Китае к

чайным церемониям до сих пор

относятся с глубоким почтением.

И там и там по-прежнему большое

значение придается сорту чая,

посуде, воде, на которой он

заваривается. Разница в том, что

чайная церемония Китая – это

больше средство общения,

дружеская беседа, где очень много

внимания уделяется искусству

заваривать чай. В чайной

церемонии Японии главное -

состояние души, вся церемония

подчинена строжайшим

требованиям и к убранству чайной

комнаты, и к одежде участников

церемонии.

Конкурс

«Что ты знаешь о чае?»

(Узнай, из какого произведения

данный отрывок?)

А на белой табуреточке

Да на выше той салфеточке

Самовар стоит,

Словно жар горит

И пыхтит,

И на бабу поглядывает.

Муха по полю пошла.

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар

И купила самовар.

«Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!»

Я хочу напиться чаю,

Сакура.

Страна

Япония

(К.И.Чуко

вский

Федорено

горе)

(К.И.Чуко

вский

Муха -

Цокотуха)

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал как от огня.

(К.И.Чуко

вский

Мойдодыр

)

Физкуль

тминутк

а

Снять

физическую

и

эмоциональ

ную

усталость

Я чайник-ворчун, хлопотун,

сумасброт,

Всем на показ выставляю живот

Я чай кипячу, колочу и кричу:

Эй, люди, я с вами попить чай

хочу!

Шагают на

месте

Руки на

пояс,

повороты

туловища

влево-

вправо

Хлопаем в

ладоши

Прыжки

на месте

Р:

организация

внимания и

контроля

Л:

осуществляе

м

профилактик

у утомлений.

К: умение

слышать и

понимать

партнёра

Обобще

ние и

ведение

в

систему

знаний.

Игра

Обеспечить

формирован

ие

целостной

системы

знаний

учащихся

Продолжаем наше путешествие. У

следующей страны, которую мы

посетим столица Лондон. В какую

страну мы с вами отправимся?

Следующее наше путешествие

будет в Англию, а точнее

Великобританию.

Англия

Традиция пить чай в пять часов

вечера возникла в Англии около

200 лет назад. В те времена

понятия обеда не существовало,

был только завтрак и поздний

ужин (около 8 часов вечера).

В настоящее время англичане

сохранили традицию пить чай в

промежуток времени между 3 и 5

часами дня. Самое главное

чаепитие в Англии –5 o’ clock –

которое происходит в пять часов

вечера. В это время за столом в

старой Англии собирались вся

семья и, в качестве гостей, старые

друзья или подруги. Обычно к

чаю прилагаются сэндвичи, кексы

или другие десерты.

П:

Активизация

интеллектуа

льной

деятельност

и учащихся

К:Формиров

ание

коммуникат

ивных

действий:

ведение

диалога.

Р:

Способность

и умение

планировать

свои

действия в

соответствии

с

поставленно

й задачей;

Конкурс

ное

задание.

Осуществле

ние

укрепление

детско-

родительск

их

отношений

Англичан считают очень

внимательной нацией, поэтому

они нам приготовили задания на

внимательность. (Приложение)

Семейный конкурс

«Кто больше знает названий чая»

Возможные ответы: «Ахмат»,

Липтон, Бодрость, Лисма

Майский, Индийский чай, Акбар,

Цейлонский чай.

Франция

Перед вами главная

достопримечательность

следующей страны.

Длительное время Франция

считалась исключительно

кофейной страной. Чай завоевал,

хотя и не сразу, сердца многих

французов, только что

полюбивших кофе.

Французы в своем отношении к

чаю выделяются тем, что

особенно преуспели в умении

создать прекрасное

сопровождение к чаепитию в виде

особенно вкусных тортов,

пирожных, круассанов, тающих во

рту миниатюрных бутербродов.

Наиболее популярным во

Франции считается так

называемый «Парижский чай» -

изысканный напиток,

изготовленный на основе

крепкого черного чая.

Прослушайте внимательно текс,

выполнив задание

Меню для чаепития французского

чаепития.

Во Франции к чаю подают

сытные десерты, такие как

фруктовый кекс, домашний торт,

сладкие пирожки, эклеры,

бисквиты, тирамису и печенье с

кремом. На стол выставляют до 8

блюд.

Стол для такого чаепития чаще

Совместна

я

деятельнос

ть детей и

родителей.

Эйфелева

башня

Слушают

выступлен

ия учителя

Конкурс

ное

задание

Умение

работать в

группе

Создание

тесной

эмоциональ

ной связи

детей и

родителей

всего выбирают овальный или

круглый. Покрывают его светлой

скатертью: ванильной, белой,

неокрашенным льном. Салфетки

подобрать в тон.

Не забудьте, что на столе

обязательно всегда должны стоять

фрукты и цветы.

-Сейчас каждая группа попробует

подготовить стол к французскому

чаепитию.

Перед вами изображение стола

приклей те компоненты, которые

подойдут для французского

чаепития.

(Приложение )

Россия

-Перед вами флаг последней

страны куда мы совершим

путешествие.

(Россия)

Более 4х веков назад, продукция

китайского происхождения

просочилась в русские семьи.

Чай все больше распространялся в

нашей стране, но был еще очень

дорогим из-за трудной доставки,

высоких пошлин и алчности

купцов, продававших его в 5-6 раз

дороже, чем закупали. Для

крестьян чай был почти

недоступен, и они пили его лишь

в особых случаях. Поэтому-то и

возникло выражение «чайком

побаловаться». Многие бедняки

даже не знали, как заваривать чай.

Семейный конкурс

« Как правильно заваривать чай»

Задача каждого участника –

собрать листы с той

последовательностью, в какой

должны выполняться эти

операции.

1.Вскипятить воду

2.Сполоснуть заварочный чайник

Групповая

работа.

Заполнени

е

брошюры

Россия

Работа в

парах

горячей водой.

3.Положить чай в заварочный

чайник.

4.Залить чай на ¼ кипятком.

5.Накрыть чайник и дать постоять

2-3 минуты

6.Залить чайник ¾ кипятком

7.Накрыть чайник и дать постоять

10 минут.

8.Налить чай в чашку.

Ароматный и очень вкусный чай

дополняли сладостями, молоком,

медом и душистыми травами. В

такой обстановке решались не

только семейные вопросы, но и

большинство дел государственной

важности. Церемония чаепития

происходила на просторных и

изысканных верандах, с которых

открывался вид на окружающие

земли, сад, речку или ставок.

Преобладающее большинство

чаепитий выглядело следующим

образом: за большим столом

собиралась вся семья. Сам стол

украшала накрахмаленная белая

скатерть, центральную часть

которой облагораживал и

органично дополнял самовар.

Дабы с его носика не пролилось

ни капли воды, его ставили на

большой поднос.

Ну, скажите мне, ребята,где

изобрели самовар ?

В России изобрели самовар. Его

изготовили на Урале. Затем

началось массовое производство

самоваров, особенно в Туле. В

трубу, которая находилась внутри

самовара, засыпали сосновые

шишки, древесный уголь,

поджигали их лучиной, раздували

огонь сапогом, и вода закипала.

Сверху у самовара имеется

В России

Конкурс

ное

задание

Конкурс

ное

задание

приспособление для установки

заварного чайника.

«Кто быстрей соберёт шишки для

самовара»

Вспомним размышления писателя

В. Кривцова: «У нас, в России,

самовар заменяет камины, у

которых во Франции и Англии

собираются по вечерам. У них

трудно представить себе дом без

камина, а у нас — без самовара.

Там, где новейший этикет не

изгнал из гостиных самоваров и

не похитил у хозяйки права

разливать чай, гости садятся

теснее вокруг чайного стола.»

Родился добрый обычай — всей

семьей собираться за столом с

кипящим самоваром.

Русская традиция чаепития

неразрывная с историей самовара.

И даже сегодня во многих семьях

хранят и используют по прямому

функциональному

предназначению этот аппарат,

который за несколько столетий

превратился в символ

благосостояния, душевности,

радушия, и часть особого ритуала.

Семейный конкурс

Собери самовар

(Из частей рисунка нужно собрать

самовар)

Чай пили и на работе, и дома, и в

общественных местах. Этот

напиток украшал одиночество и

сближал компании. Что касается

времени чаепития, то в

большинстве случаев напиток

употребляли четырежды в течение

дня: утром перед работой или

занятиями, в полдень, затем в

16:00 во время полдника и

Работа в

парах

вечером.

«Всего несколько столетий тому

назад в России за увлекательной

застольной беседой гости

выпивали в среднем от 5 до 20

чашек чая, но и это было далеко

не пределом».

Из старых кулинарных книг

можно узнать и об особенностях

заваривания чая:

На 4 порции необходимо 1

чайную ложку заварки. Ее

помещали в заварничек и доливали

кипятком.

Сверху чайник накрывали

полотенцем. Можно было также

поставить его на самовар.

Чай настаивался 15 минут,

после чего его разливали по

чашечкам и доливали кипятка.

Церемония считалась

завершенной только после того,

как человек переворачивал чашку

дном кверху, положив на неё

сахар.

Рефлекс

ия

Целостное

осмысление

и

обобщение

полученной

информаци

и.

Если наше занятие вам

понравилось, было интересным и

полезным для вас, то предлагаем

вам украсить нашу чашку с

ароматным чаем

Оцениваю

т свою

работу на

уроке

Р:

-формируем

умение

оценивать

учебные

действия в

соответствии

с

поставленно

й задачей.

Л:

-формируем

умение

оценивать

поступки в

соответствии

с

определённо

й ситуацией.

П:

-рефлексия

Итоги

Подвести

итоги и

анализ

проделанно

й работы.

Перед вами заполненная

брошюра. Остался последний лист

« Традиция чайной церемонии

нашего класса» Заполните её.

Пускай традиция чаепития

останется в нашем классе на

долгие годы.

Заполнени

е

брошюры

подведени

е итогов

способов и

условий

действия,

контроль и

оценка

процесса и

результатов

деятельност

и;

Приложение 1.

_________________________!

Уважаемые

3

(

)

Наш класс и ваш сын дочь приглашают Вас

принять участие

,

.

в нашем празднике посвящённом Дню чая Мы

ждём Вас

,

и надеемся что в нашей школьной семье вы не

будете



В раздел образования