Автор: Кинжакова Ирина Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципального казённого общеобразовательного учреждения "Центр образования № 4"
Населённый пункт: Тульская область город Узловая
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Внеурочное мероприятие "В гости к чаю"
Раздел: начальное образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Дидакти
ческая
структу
ра урока
Задачи
этапа
Деятельность учителя
Деятельно
сть уч-ся
УУД
Организ
ационн
ый
момент
.
Создание
эмоциональ
но-
положитель
ного
настроения
на уроке
Здравствуйте, сегодня у нас в
классе состоится интересный и
познавательный праздник. Я
надеюсь, он принесёт всем
интересные знание радость от
общения друг с другом!
Л:
-формируем
мотивации к
обучению и
целенаправл
енной
познаватель
ной
деятельност
и.
К:
- формируем
умение
слушать и
Актуали
зация
знаний.
Построе
ния
проекта
выхода
Осознание
учеником
потребност
и новых
знаний
-Дорогие участники нашего
мероприятия!
У каждой из ваших групп на столе
лежит брошюра, она и будет
помощником и путеводителем на
нашем празднике . Поэтапно вы
будете её заполнять
Тема
внеурочного
мероприятия
В гости к чаю
Цель урока
формирование нравственной культуры детей и родителей.
Создание условия увлекательного и
познавательного досуга для более тесной эмоциональной
связи родителей с детьми.
Основные
понятия
Чай, традиции.
Тип урока
Внеклассное мероприятие
Форма
внеурочного
мероприятия
Празднично-конкурсная программа
Методы
обучения
- метод проблемных заданий,
- проектная деятельность
- частично-поисковый,
- работа в малых группах,
- здоровьесберегающий,
- самостоятельная работа,
- рефлексия.
Оборудование,
оформление:
2. Стол, накрытый в русском народном стиле
3.Рисунки детей « Приглашаем к чаю»
4. Развешаны плакаты с высказываниями писателей, ученых,
общественных деятелей, поговорками о чае и пользе чаепития.
5. Развешаны стенды с репродукциями таких картин русских
художников: «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» В.Г.
Перова, «За чаем» К.Е. Маковского, «Наем прислуги» В.Е.
Маковского, «Чаепитие» Б.М. Кустодиева, «Чаепитие» А.П.
Рябушкина.
6.Самовар и столовые приборы.
7.Музыкальное сопровождение
Предварительна
я подготовка
Изготовление пригласительных билетов для гостей
праздника, подготовка брошюры
Планируемые
результаты
Предметные
умения
- обобщать знания о чайных традициях других народов.
-
познавательные
- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в
познавательную
- умение самостоятельно осуществлять информационный
поиск, сбор и выделение существенной информации из
различных информационных источников
- регулятивные
- удерживать цель деятельности до получения ее результата
- анализировать эмоциональные состояния, полученные от
успешной(неуспешной) деятельности
- оценивать результаты деятельности
-
коммуникативн
ые
-
формирование
вербальных
и
невербальных
способов
коммуникации
- умение интегрироваться в группу сверстников и строить
из
затрудн
ения
И первое испытание перед вами
ребус его необходимо отгадать
-О чём у нас сегодня пойдёт речь?
Сегодня мы поговорим о самом
распространенном напитке в мире
- о чае.
- Чёрный, красный и зелёный
Рассыпной и листовой.
Чай- напиток бесподобный,
Это скажет вам любой .
Хорошо, гостей встречая ,
Посидеть за чашкой чая
А. Гаршин
Наш чайник начал кипеть, и
вместе с паром прилетело к нам
второе задание:
Подумайте и запишите, какими
полезными свойствами обладает
чай.
Дети
записываю
т в
брошюру
чай
Выступлен
ие
учащегося
Дети
выполняю
т задания
работая с
брошюрой
понимать
других;
-формируем
умение
строить
речевое
высказывани
е в
соответствии
с
поставленны
ми задачами
Построе
ния
проекта
выхода
из
затрудн
ения
Пробле
мная
ситуаци
я.
Дать
возможност
ь ученикам
осознать, в
чем именно
состоит
затруднение
, каких
знаний,
умений и
навыков им
не хватает
для
решения
пробного
задания.
Чай - напиток, который обладает
большим количеством свойств.
Почему он пользуется такой
популярностью? Но для того
чтобы ответить на все эти
вопросы мы должны, заглянуть в
прошлое познакомиться с родиной
чая.
В кругу России, Казахстана,
Кореи, Индии, Бутана
Страна простёрлась вековая,
Таинственная, не простая.
Раскинула свои владенья
И процветает с вдохновеньем...
Ты не вздыхай, а отвечай:-
Как земли те зовут?...
Одна из старинных китайских
легенд так рассказывает о
происхождении чая: «Давным-
давно пастухи заметили, что стоит
Ответы
детей.
Китай.
Работа с
брошюрой
П:
самостоятел
ьное
выделение и
формулиров
ание
познаватель
ной цели;
К:формируе
м умение
слушать и
понимать
других;
Р:
формирован
ия умение
прогнозиров
ать
предстоящу
ю работу;
формируем
умение
Целепол
агание
их овцам пощипать листьев
вечнозеленого растения,
растущего в горах, как они
начинают резвиться и легко
взбираться на кручи. Пастухи
решили испробовать
чудодейственную силу листьев на
себе. Они высушили их, заварили
в кипятке, как это делали с
другими лекарственными травами,
и стали пить ароматный настой,
ощущая мгновенный прилив
свежих сил».
Чайное дерево изначально было
открыто в Китае и только потом
распространилось по всему миру.
Каждая страна, которую покорил
чай, имеет свою традицию.
-Подумайте, какую цель и какие
задачи мы можем поставить на
нашем мероприятии?
Дети
ставят
цель
аргументи
руя свой
выбор
осуществлят
ь
познаватель
ную и
личностную
рефлексию;
Л:формируе
м мотивации
к обучению
и
целенаправл
енной
познаватель
ной
деятельност
и;
Реализа
ции
построе
нного
проекта.
Этап
открыти
й новых
знаний.
Построение
учащимися
нового
способа
действий и
формирован
ие умений
его
применять
как при
решении
задачи,
вызвавшей
затруднение
, так и при
решении
задач
такого
класса или
Китай
В древнем Китае чай был
напитком для богатых людей.
Никто не знает точно, когда он
перешел в повседневный напиток.
В Китае чайная церемония
представляет собой целый ритуал,
где при заваривании напитка
соблюдается определенный
порядок. Главной целью этого
действа является раскрытие
вкусовых качеств и аромата чая, и
спешка тут неуместна. Китайская
чайная церемония подразумевает
спокойствие и умиротворенность.
Перед вами в нашем путеводителе
текст внимательно прочитайте
его, после выполните задание №1
Текст (Приложение)
Групповая
П:
-выбор
наиболее
эффективны
х способов
решения
задач в
зависимости
от
конкретных
условий;
-
самостоятел
ьное
создание
способов
решения
проблем
творческого
Закрепл
ение
материа
ла.
Конкурс
ное
задание
типа
вообще.
Создание
проблемной
ситуации
Осуществле
ние
укрепление
детско-
родительск
их
отношений
Чай, предназначенный для
заварки, насыпается в ча-хэ -
"Чайную коробочку". (Фото) С ее
помощью участники церемонии
знакомятся с чаем. Для каждого
выставляется по две чашки,
называемые чайной парой. (Фото)
Высокая узкая чашка
предназначена для восприятия
аромата чая, а низкая широкая -
для наслаждения цветом и
вкусом. Приподняв высокую
чашку, ее подносят к носу и
медленно дышат через нее,
наслаждаясь ароматом и
«настраивая» органы чувств.
Затем пьют чай, внимательно
наблюдая за своими ощущениями.
Чаще всего чашки ставятся на
маленький поднос-подставку.
Вода, используемая для
приготовления чая - едва ли не
самый важный элемент всего
действа. Используют только
родниковую воду. Она варится на
открытом огне, причем важно
точно уловить момент
готовности кипятка. Чай не
сочетают с едой. Китайцы
считают что еда мешает
почувствовать все великолепие
чайного вкуса и аромата.
-Перед вами изображено
несколько сервизов, постарайтесь
по внешним данным догадаться
какой сервиз относиться к
китайской церемонии чаепития.
Семейный конкурс
« Угадай, что за чай»
(на столе на нескольких чайниках
заварены различные
чаи-лимонный, малиновый,
смородиновый, шиповниковый –
каждый чай пронумерован.)
(Участвуют учащиеся и их
родители)
Япония
работа.
Совместна
я
деятельнос
ть детей и
родителей
-Сакура.
Страна
Япония
и поискового
характера.
Л:
-
нравственно-
этическая
ориентация -
действие
Р: оценка –
выделение и
осознание
учащимся
того, что уже
усвоено и
что еще
подлежит
усвоению,
оценивание
качества и
уровня
усвоения;
К: умение с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать
свои мысли
в
соответствии
с задачами и
условиями
коммуникац
ии, владение
монологичес
кой и
диалогическ
ой формами
речи.
Открыт
ие
новых
знаний.
Конкурс
ное
задание
Осуществле
ние
укрепление
детско-
родительск
их
отношений
-Перед вами изображения дерева.
Как оно называется? С какой
страной оно ассоциируется?
- Из Китая чай начал свое
триумфальное шествие по всему
миру. В VIII в. он попадает в
Японию.
Как в Японии, так и в Китае к
чайным церемониям до сих пор
относятся с глубоким почтением.
И там и там по-прежнему большое
значение придается сорту чая,
посуде, воде, на которой он
заваривается. Разница в том, что
чайная церемония Китая – это
больше средство общения,
дружеская беседа, где очень много
внимания уделяется искусству
заваривать чай. В чайной
церемонии Японии главное -
состояние души, вся церемония
подчинена строжайшим
требованиям и к убранству чайной
комнаты, и к одежде участников
церемонии.
Конкурс
«Что ты знаешь о чае?»
(Узнай, из какого произведения
данный отрывок?)
А на белой табуреточке
Да на выше той салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит
И пыхтит,
И на бабу поглядывает.
Муха по полю пошла.
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар.
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»
Я хочу напиться чаю,
Сакура.
Страна
Япония
(К.И.Чуко
вский
Федорено
горе)
(К.И.Чуко
вский
Муха -
Цокотуха)
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал как от огня.
(К.И.Чуко
вский
Мойдодыр
)
Физкуль
тминутк
а
Снять
физическую
и
эмоциональ
ную
усталость
Я чайник-ворчун, хлопотун,
сумасброт,
Всем на показ выставляю живот
Я чай кипячу, колочу и кричу:
Эй, люди, я с вами попить чай
хочу!
Шагают на
месте
Руки на
пояс,
повороты
туловища
влево-
вправо
Хлопаем в
ладоши
Прыжки
на месте
Р:
организация
внимания и
контроля
Л:
осуществляе
м
профилактик
у утомлений.
К: умение
слышать и
понимать
партнёра
Обобще
ние и
ведение
в
систему
знаний.
Игра
Обеспечить
формирован
ие
целостной
системы
знаний
учащихся
Продолжаем наше путешествие. У
следующей страны, которую мы
посетим столица Лондон. В какую
страну мы с вами отправимся?
Следующее наше путешествие
будет в Англию, а точнее
Великобританию.
Англия
Традиция пить чай в пять часов
вечера возникла в Англии около
200 лет назад. В те времена
понятия обеда не существовало,
был только завтрак и поздний
ужин (около 8 часов вечера).
В настоящее время англичане
сохранили традицию пить чай в
промежуток времени между 3 и 5
часами дня. Самое главное
чаепитие в Англии –5 o’ clock –
которое происходит в пять часов
вечера. В это время за столом в
старой Англии собирались вся
семья и, в качестве гостей, старые
друзья или подруги. Обычно к
чаю прилагаются сэндвичи, кексы
или другие десерты.
П:
Активизация
интеллектуа
льной
деятельност
и учащихся
К:Формиров
ание
коммуникат
ивных
действий:
ведение
диалога.
Р:
Способность
и умение
планировать
свои
действия в
соответствии
с
поставленно
й задачей;
Конкурс
ное
задание.
Осуществле
ние
укрепление
детско-
родительск
их
отношений
Англичан считают очень
внимательной нацией, поэтому
они нам приготовили задания на
внимательность. (Приложение)
Семейный конкурс
«Кто больше знает названий чая»
Возможные ответы: «Ахмат»,
Липтон, Бодрость, Лисма
Майский, Индийский чай, Акбар,
Цейлонский чай.
Франция
Перед вами главная
достопримечательность
следующей страны.
Длительное время Франция
считалась исключительно
кофейной страной. Чай завоевал,
хотя и не сразу, сердца многих
французов, только что
полюбивших кофе.
Французы в своем отношении к
чаю выделяются тем, что
особенно преуспели в умении
создать прекрасное
сопровождение к чаепитию в виде
особенно вкусных тортов,
пирожных, круассанов, тающих во
рту миниатюрных бутербродов.
Наиболее популярным во
Франции считается так
называемый «Парижский чай» -
изысканный напиток,
изготовленный на основе
крепкого черного чая.
Прослушайте внимательно текс,
выполнив задание
Меню для чаепития французского
чаепития.
Во Франции к чаю подают
сытные десерты, такие как
фруктовый кекс, домашний торт,
сладкие пирожки, эклеры,
бисквиты, тирамису и печенье с
кремом. На стол выставляют до 8
блюд.
Стол для такого чаепития чаще
Совместна
я
деятельнос
ть детей и
родителей.
Эйфелева
башня
Слушают
выступлен
ия учителя
Конкурс
ное
задание
Умение
работать в
группе
Создание
тесной
эмоциональ
ной связи
детей и
родителей
всего выбирают овальный или
круглый. Покрывают его светлой
скатертью: ванильной, белой,
неокрашенным льном. Салфетки
подобрать в тон.
Не забудьте, что на столе
обязательно всегда должны стоять
фрукты и цветы.
-Сейчас каждая группа попробует
подготовить стол к французскому
чаепитию.
Перед вами изображение стола
приклей те компоненты, которые
подойдут для французского
чаепития.
(Приложение )
Россия
-Перед вами флаг последней
страны куда мы совершим
путешествие.
(Россия)
Более 4х веков назад, продукция
китайского происхождения
просочилась в русские семьи.
Чай все больше распространялся в
нашей стране, но был еще очень
дорогим из-за трудной доставки,
высоких пошлин и алчности
купцов, продававших его в 5-6 раз
дороже, чем закупали. Для
крестьян чай был почти
недоступен, и они пили его лишь
в особых случаях. Поэтому-то и
возникло выражение «чайком
побаловаться». Многие бедняки
даже не знали, как заваривать чай.
Семейный конкурс
« Как правильно заваривать чай»
Задача каждого участника –
собрать листы с той
последовательностью, в какой
должны выполняться эти
операции.
1.Вскипятить воду
2.Сполоснуть заварочный чайник
Групповая
работа.
Заполнени
е
брошюры
Россия
Работа в
парах
горячей водой.
3.Положить чай в заварочный
чайник.
4.Залить чай на ¼ кипятком.
5.Накрыть чайник и дать постоять
2-3 минуты
6.Залить чайник ¾ кипятком
7.Накрыть чайник и дать постоять
10 минут.
8.Налить чай в чашку.
Ароматный и очень вкусный чай
дополняли сладостями, молоком,
медом и душистыми травами. В
такой обстановке решались не
только семейные вопросы, но и
большинство дел государственной
важности. Церемония чаепития
происходила на просторных и
изысканных верандах, с которых
открывался вид на окружающие
земли, сад, речку или ставок.
Преобладающее большинство
чаепитий выглядело следующим
образом: за большим столом
собиралась вся семья. Сам стол
украшала накрахмаленная белая
скатерть, центральную часть
которой облагораживал и
органично дополнял самовар.
Дабы с его носика не пролилось
ни капли воды, его ставили на
большой поднос.
Ну, скажите мне, ребята,где
изобрели самовар ?
В России изобрели самовар. Его
изготовили на Урале. Затем
началось массовое производство
самоваров, особенно в Туле. В
трубу, которая находилась внутри
самовара, засыпали сосновые
шишки, древесный уголь,
поджигали их лучиной, раздували
огонь сапогом, и вода закипала.
Сверху у самовара имеется
В России
Конкурс
ное
задание
Конкурс
ное
задание
приспособление для установки
заварного чайника.
«Кто быстрей соберёт шишки для
самовара»
Вспомним размышления писателя
В. Кривцова: «У нас, в России,
самовар заменяет камины, у
которых во Франции и Англии
собираются по вечерам. У них
трудно представить себе дом без
камина, а у нас — без самовара.
Там, где новейший этикет не
изгнал из гостиных самоваров и
не похитил у хозяйки права
разливать чай, гости садятся
теснее вокруг чайного стола.»
Родился добрый обычай — всей
семьей собираться за столом с
кипящим самоваром.
Русская традиция чаепития
неразрывная с историей самовара.
И даже сегодня во многих семьях
хранят и используют по прямому
функциональному
предназначению этот аппарат,
который за несколько столетий
превратился в символ
благосостояния, душевности,
радушия, и часть особого ритуала.
Семейный конкурс
Собери самовар
(Из частей рисунка нужно собрать
самовар)
Чай пили и на работе, и дома, и в
общественных местах. Этот
напиток украшал одиночество и
сближал компании. Что касается
времени чаепития, то в
большинстве случаев напиток
употребляли четырежды в течение
дня: утром перед работой или
занятиями, в полдень, затем в
16:00 во время полдника и
Работа в
парах
вечером.
«Всего несколько столетий тому
назад в России за увлекательной
застольной беседой гости
выпивали в среднем от 5 до 20
чашек чая, но и это было далеко
не пределом».
Из старых кулинарных книг
можно узнать и об особенностях
заваривания чая:
•
На 4 порции необходимо 1
чайную ложку заварки. Ее
помещали в заварничек и доливали
кипятком.
•
Сверху чайник накрывали
полотенцем. Можно было также
поставить его на самовар.
•
Чай настаивался 15 минут,
после чего его разливали по
чашечкам и доливали кипятка.
•
Церемония считалась
завершенной только после того,
как человек переворачивал чашку
дном кверху, положив на неё
сахар.
Рефлекс
ия
Целостное
осмысление
и
обобщение
полученной
информаци
и.
Если наше занятие вам
понравилось, было интересным и
полезным для вас, то предлагаем
вам украсить нашу чашку с
ароматным чаем
Оцениваю
т свою
работу на
уроке
Р:
-формируем
умение
оценивать
учебные
действия в
соответствии
с
поставленно
й задачей.
Л:
-формируем
умение
оценивать
поступки в
соответствии
с
определённо
й ситуацией.
П:
-рефлексия
Итоги
Подвести
итоги и
анализ
проделанно
й работы.
Перед вами заполненная
брошюра. Остался последний лист
« Традиция чайной церемонии
нашего класса» Заполните её.
Пускай традиция чаепития
останется в нашем классе на
долгие годы.
Заполнени
е
брошюры
подведени
е итогов
способов и
условий
действия,
контроль и
оценка
процесса и
результатов
деятельност
и;
Приложение 1.
_________________________!
Уважаемые
3
(
)
Наш класс и ваш сын дочь приглашают Вас
принять участие
,
.
в нашем празднике посвящённом Дню чая Мы
ждём Вас
,
и надеемся что в нашей школьной семье вы не
будете