Автор: Светлана Анатольевна Соловей
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МАОУ ДО "ДШИ ГО Эгвекинот"
Населённый пункт: п.Эгвекинот
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование эмоционально-волевых качеств у учащихся в процессе подготовки к концертному выступлению"
Раздел: дополнительное образование
«Формирование эмоционально-волевых качеств у учащихся в процессе
подготовки к концертному выступлению»
Концертное выступление учащихся является одним из сложных видов
деятельности. Оно предполагает владение определенным комплексом
теоретических знаний и практических навыков, требует постоянного
музыкального, интеллектуального, артистического совершенствования.
Практический опыт замечательных исполнителей многих поколений привел
к целому ряду теоретических обобщений. Но сколько исполнителей –
столько неповторимых индивидуальностей. Эта область искусства находится
в постоянном развитии. В последнее время особое внимание стало уделяться
изучению психологических сторон деятельности исполнителя. Одной из
проблем, которая представляет интерес, является проблема формирования
эмоционально-волевых качеств в повседневной работе с учащимися и
подготовка их к концертному выступлению.
Едва ли не главная, наиболее ответственная и трудноразрешимая задача
педагога, работающего с детьми – сделать так, чтобы работа на музыкальном
инструменте не внушала ребенку острой и стойкой неприязни. Для начала
неплохо и это. В дальнейшем, при умелом и гибком руководстве приходят
интерес и увлеченность. Как этого добиться – секрет каждого опытного
педагога. Интересно, что подобные секреты открываются заново с каждым
новым учеником.
Самые сложные технические проблемы получают решение, если ученику
интересно работать, если он увлечен. Важно, чтобы «надо» в процессе
занятий незаметно перешло в «хочу». Возможны различные приемы и
способы активизации учащихся.
Уверенность – атрибут воли. Воля питает и поддерживает чувство
уверенности в себе. Пока у наших учеников не выработалась привычка к
организованной работе (привычки облегчают волевое усилие), пока музыка
не стала духовной потребностью, дети переживают вместе с нами
«становление воли». Воля нужна во всем, начиная с обычных повседневных
домашних занятий. Вопрос не только в том, чтобы заставить себя сесть за
инструмент, но и научиться это делать хорошо.
Эмоционально-психическое состояние увлеченности в процессе занятий
значительно способствует активизации таких умственно-психических
процессов как внимание, мышление, память, воображение, представление,
значительно ускоряется формирование двигательных навыков.
Идеально здоровая психика в наше время встречается довольно редко. На
этом настаивает большинство авторитетных психологов. Приободрить,
«морально» поддержать ученика, естественно, должен педагог. Особенно
важно наилучшим образом настроить ребенка, создать для него, по
возможности, благоприятный душевный климат накануне публичного
выступления. Между тем, бывает так, что до последней репетиции мы не
перестаем фиксировать внимание ученика на разного рода технических
трудностях.
Похвала перед выступлением необходима, пусть она не всегда будет вполне
искренней, бывают же такие ситуации в педагогике, где цель оправдывает
средства. Есть, конечно, ситуации, где похвала противопоказана даже перед
выступлением. В этом случае только сам педагог решает что и когда он
скажет воспитаннику накануне выхода на сцену.