Напоминание

Дидактическое игровое пособие "Дерево сезонов"


Автор: Марченко Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ № 110"
Населённый пункт: г. Братск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Дидактическое игровое пособие "Дерево сезонов"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Паспорт дидактического игрового пособия

«Дерево сезонов» для группы

компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста.

воспитатели МБДОУ «ДСКВ № 110»

Марченко Г.Н., Филичева И.Н., Золотухина Л.В.

воспитатель МБДОУ «ДСКВ № 134»

Конина Л.Д.

Пояснительная записка

Дидактическое пособие «Дерево сезонов» предназначено для интеллектуального

развития дошкольников через решение простых познавательных задач, развитие мелкой

моторики рук и стимуляции познавательного развития ребенка. Пособие реализует

принципы развивающего обучения и соответствует требованиям ФГОС дошкольного

образования.

Дидактическое

пособие

является

частью

развивающей

предметно-

пространственной среды группы ДОО и создает условия для познавательной активности

дошкольников, служит прекрасным помощником в развитии у детей мелкой моторики

пальцев рук, активной речи, мышления, памяти; способствует воспитанию волевых и

нравственных

качеств.

При

использовании

в

организованной

образовательной

деятельности, и в самостоятельной деятельности у детей улучшается настроение,

снимается психоэмоциональное напряжение.

Дидактическое

пособие

«Дерево

сезонов»

многофункционально,

доступно,

мобильно, используется как в организованной образовательной деятельности, так и в

самостоятельной деятельности с детьми.

Данное пособие направлено на реализацию речевых возможностей (развитие речи,

активизацию мыслительных процессов), изучение нового и закрепления изученного

материала.

В пособии используются различные варианты игровых заданий и упражнений с

учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Дидактическое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста

группы

компенсирующей

направленности.

Пособие

может

быть

использовано

в

следующих

образовательных

областях:

социально-коммуникативное

развитие,

познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Представленное пособие может вызвать интерес и быть полезным практикующим

педагогам дошкольного образования, родителям.

Актуальность этого пособия в том, что оно имеет развивающее, обучающее и

воспитательное значение. Особенно актуально использование данного пособия в

коррекционно-развивающей

работе

с

учетом

потребностей

и

индивидуальных

особенностей детей с ОВЗ.

Дидактическое пособие реализует требования ФГОС ДО:

насыщенность: наличие комплектов игровых материалов для познавательной

активности детей в соответствии с возрастными возможностями детей и содержанием

образовательной деятельности.

вариативность: наличие разнообразных игровых и демонстрационных материалов,

обеспечивающих свободный выбор детей;

доступность: свободный доступ всех детей к пособию и игровым материалам;

безопасность:

пособие надежно и безопасно в использовании, соответствует

требованиям СанПин

Цель:

развитие познавательной и творческой деятельности у детей старшего

дошкольного возраста компенсирующей направленности, формирование элементарных

представлений о времени года, его периодичности, последовательности месяцев в году.

Задачи:

• Способствовать повышению уровня речевой и познавательной активности детей

через знакомство с временами года в игровой форме;

• Развивать связную речь, память и мышления детей средствами наглядного

образных представлений, развивать творческие способности.

• Объяснить, что такое погода, как она может изменяться и влиять на образ жизни

людей и животных;

• Обратить внимание, как люди и животные приспосабливаются к жизни в

зависимости от времени года.

• Уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;

• Развивать интегративные качества: любознательность, активность, отзывчивость.

• Воспитывать бережное отношение к природе.

• Увеличить степень участия родителей в жизни детского сада.

С помощью дидактического пособия происходит развитие:

- Мелкой и крупной моторики;

- Внимательности и самостоятельности;

- Мышления;

- Сенсорики;

- Творческого потенциала;

- Логики, памяти;

- Развития речи;

Формы работы с «Дерево сезонов»:

- Образовательная деятельность;

- Совместная деятельность;

- Индивидуальная деятельность;

- Дидактическая игра.

Ожидаемые результаты:

у детей:

Достигнутые итоги позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий,

которые были проведены в ходе проекта (беседы, выставки, тематические занятия,

совместная деятельность детей и родителей, заучивание стихотворений о месяцах года,

взаимодействие с методическим пособием «Дерево») был получен положительный

результат:

- Дети пополнили знания об окружающем мире, о временах года, запомнили много

стихов и загадок

- У детей увеличился словарный запас, развито воображение, память, логическое

мышление, творческие способности, они умеют устанавливать контакт с собеседником,

поддерживать беседу.

у родителей:

Повысилась активность участия родителей в жизнедеятельности группы.

Повысилась педагогическая культура родителей.

Создан положительный эмоциональный микроклимат взаимодействия

с педагогом и детьми.

у педагога:

Создан положительный эмоциональный микроклимат взаимодействия

с родителями и детьми.

Материал

методического пособия

по временам года «Дерево» (материал фетр,

фоамиран, фурнитура).

Пособие представляет собой объемное дерево, 4 стороны, каждая сторона

определенное время года, со съемными атрибутами, с которыми можно играть,

передвигать, прикреплять на усмотрение детей.

Содержание

работы

с дидактическим игровым пособием «Дерево сезонов»,

согласно сезонности:

Декабрь-февраль

• Знакомство с календарем (времена года и месяцы)

• Беседа о зиме «Зимние братья»

• Рассматривание репродукций картин по теме «Зима» И. Грабаря «Февральская

лазурь», И Шишкина «Зима».

• Чтение художественной литературы Г. Скребицкий «На лесной полянке», М.

Пришвин «Беличья память», И. Соколов- Микитов «Тетерева». Русск. Народная сказка

«Морозко», «Два Мороза», «В гостях у дедушки Мороза», по К. Ушинскому «Проказы

старухи Зимы».

• Продолжать знакомить с календарем (времена года и месяцы)

• Заучивание стихотворений: С. Есенин «Поет, зима аукает», С. Есенин «Береза»,

К. Бальмонт «Снежинка».

• Дидактические игры: «Разноцветный сундучок»; «Кто кем был или что чем

было»; «Какая бывает собака?»; «Доскажи словечко»; «На чем дети катаются».

• Словесно-речевые игры: «Так бывает или нет?»; «Карусель»; «Зайка»; «Какое

время года?»

• Дыхательные упражнения: «Лыжник»; «Ушки»; «Дышим тихо, спокойно и

плавно»; «Язык «трубкой»

• Подвижные игры: «Снежинки и ветер»; «Попади снежком в круг»; «Мороз –

Красный нос»; «Снежная королева»; «Снежная карусель».

• Познавательно – исследовательская деятельность

• Прослушивание

аудиозаписей

П.

Чайковский

«Декабрь»,

В.

Шаинский

«Снежинки»

• Изобразительная

деятельность:

«Зимушка-зима,

«На

зимней

прогулке»,

«Снежинки».

• Аппликация, лепка: «Снеговик», «Зима в лесу».

• Взаимодействие с семьей: привлечь к изготовлению елочных украшений;

изготовлению

костюмов;

изготовление

поделок

для

выставки

«Зимняя

сказка»;

разучивание стихов с детьми о зиме.

Март-май

• Беседа на тему «Весна».

• Дидактические игры: «Разноцветный сундучок» (см. прил. в разделе зима, «Кому

угощение?», "Кто кем был или что чем было", «Угадай дерево по листу».

• Словесно-речевые игры: «Что дальше?», «Коршун», «Так бывает или нет?», «Кто

в домике живет?».

• Дыхательные упражнения: «Пчелка», «Косим траву», «Ветер», «Радуга, обними

меня».

• Подвижные игры: «Мы веселые ребята», «Солнышко и дождик», «Карусель»,

«Паук и муха», «Золотые ворота»

• Приметы, пословицы, поговорки, стихи о весне.

• Продолжать знакомить с календарем (времена года и месяцы)

• Разучивание стихов С. Есенин «Поет Зима - аукает», А. Плещеев «Весна»; С.

Маршак «Весенняя песенка», И. Токмакова «Весна».

• Чтение художественной литературы: М. Пришвин «Золотой луг», К. Ушинский

«Ласточка», русская народная сказка «Снегурочка».

• Рассматривания фотографий, открыток.

• Прослушивания П. Чайковского «Времена года»

• Изобразительная деятельность: «Весна идет», «Весенний сад», «Зеленый май».

• Взаимодействие с семьей: привлечь к подбору бросового и природного

материала; привлечь к высадке цветов на участке; привлечь к изготовлению поделок к

праздникам.

Июнь-август

• Беседа «Беседа о Лете».

• Разучивание песен о лете.

• Закрепление знаний о календаре (времена года и месяцы)

• Слушание музыки: Г. Свиридов «Дождик», С. Прокофьев «Полет шмеля», А.

Вивальди «Времена года».

• Изготовление поделок из природного и бросового материала.

• Пословицы и поговорки про лето, стихи.

• Изобразительная деятельность: «Лето- красное пришло», «Летние цветы», «Я

рисую море», «Веселое лето».

• Аппликация, лепка «ягоды и фрукты», «Консервация фруктов»

• Дидактические игры: «Кто летает?», «Четвертый лишний», «Отгадай предмет по

названиям его частей».

• Словесно-речевые игры: «Какое время года?», «Что дальше?», «Когда это

бывает?», «Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое?»

• Дыхательные упражнения: «Ёж», «Трубач», «Жук», «Цветы»

• Хороводные игры: «Веселые музыканты», «Кто у нас хороший?», «Мы на луг

ходили».

• Игры с природным материалом: песок, вода.

Сентябрь-ноябрь

• Беседа на тему «Осень в гости к нам пришла».

• Рассматривания иллюстраций художников: И. Шишкина, И. Левитана, К.

Коровина.

• Собор, засушивания листьев для гербария.

• Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет.

• Заучивания стихотворений: В. Степанова «Следом за летом осень идет», И. Бунин

«Листопад», А. Н Плещеева «Осень наступила…».

• Дидактические игры: «Что растет в саду и в огороде?», «Узнай и назови», «Что

бывает осенью?», «Чего не стало?»; «Подбери овощи и фрукты по цвету».

• Словесно-речевые игры: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»;

«Так бывает или нет?»; «Мыши».

• Дыхательные упражнения: ««Дерево на ветру»; «Синьор – Помидор»; «Ёжик»;

«Гуси летят»; «Задуй свечку».

• Подвижные игры: «Картошка»; «Огуречик, огуречик»; «У медведя во бору»;

«Лиса в курятнике»; «Зайцы и волк».

• Хороводные игры: «Мы на луг ходили»; «Огородная хороводная»; «Васька - кот».

• Познавательно – исследовательская деятельность

• Игры с природным материалом (шишки, листья и др.)

• Прослушивание аудиозаписи П. Чайковский «Октябрь» из цикла «Времена года»,

А. Вивальди «Осень».

• Изобразительное искусство по теме: «Осенние деревья», «Дары осени», «Осенние

листья»

• Взаимодействие с семьей: привлечь к изготовлению костюмов к развлечению;

изготовление поделок к выставке «Осень в гости к нам пришла»; изготовление кормушек

для птиц.

Дидактические игры:

«Что растет в саду и в огороде?», «Узнай и назови», «Что бывает осенью?», «Чего

не стало?»; «Подбери овощи и фрукты по цвету», «Разноцветный сундучок»; «Кто кем

был или что чем было»; «Какая бывает собака?»; «Доскажи словечко»; «На чем дети

катаются», «Кому угощение?», "Кто кем был или что чем было", «Угадай дерево по

листу», «Кто летает?», «Четвертый лишний», «Отгадай предмет по названиям его частей».



В раздел образования