Автор: Марченко Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ № 110"
Населённый пункт: г. Братск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Дидактическое игровое пособие "Дерево сезонов"
Раздел: дошкольное образование
Паспорт дидактического игрового пособия
«Дерево сезонов» для группы
компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста.
воспитатели МБДОУ «ДСКВ № 110»
Марченко Г.Н., Филичева И.Н., Золотухина Л.В.
воспитатель МБДОУ «ДСКВ № 134»
Конина Л.Д.
Пояснительная записка
Дидактическое пособие «Дерево сезонов» предназначено для интеллектуального
развития дошкольников через решение простых познавательных задач, развитие мелкой
моторики рук и стимуляции познавательного развития ребенка. Пособие реализует
принципы развивающего обучения и соответствует требованиям ФГОС дошкольного
образования.
Дидактическое
пособие
является
частью
развивающей
предметно-
пространственной среды группы ДОО и создает условия для познавательной активности
дошкольников, служит прекрасным помощником в развитии у детей мелкой моторики
пальцев рук, активной речи, мышления, памяти; способствует воспитанию волевых и
нравственных
качеств.
При
использовании
в
организованной
образовательной
деятельности, и в самостоятельной деятельности у детей улучшается настроение,
снимается психоэмоциональное напряжение.
Дидактическое
пособие
«Дерево
сезонов»
многофункционально,
доступно,
мобильно, используется как в организованной образовательной деятельности, так и в
самостоятельной деятельности с детьми.
Данное пособие направлено на реализацию речевых возможностей (развитие речи,
активизацию мыслительных процессов), изучение нового и закрепления изученного
материала.
В пособии используются различные варианты игровых заданий и упражнений с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Дидактическое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста
группы
компенсирующей
направленности.
Пособие
может
быть
использовано
в
следующих
образовательных
областях:
социально-коммуникативное
развитие,
познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Представленное пособие может вызвать интерес и быть полезным практикующим
педагогам дошкольного образования, родителям.
Актуальность этого пособия в том, что оно имеет развивающее, обучающее и
воспитательное значение. Особенно актуально использование данного пособия в
коррекционно-развивающей
работе
с
учетом
потребностей
и
индивидуальных
особенностей детей с ОВЗ.
Дидактическое пособие реализует требования ФГОС ДО:
насыщенность: наличие комплектов игровых материалов для познавательной
активности детей в соответствии с возрастными возможностями детей и содержанием
образовательной деятельности.
вариативность: наличие разнообразных игровых и демонстрационных материалов,
обеспечивающих свободный выбор детей;
доступность: свободный доступ всех детей к пособию и игровым материалам;
безопасность:
пособие надежно и безопасно в использовании, соответствует
требованиям СанПин
Цель:
развитие познавательной и творческой деятельности у детей старшего
дошкольного возраста компенсирующей направленности, формирование элементарных
представлений о времени года, его периодичности, последовательности месяцев в году.
Задачи:
• Способствовать повышению уровня речевой и познавательной активности детей
через знакомство с временами года в игровой форме;
• Развивать связную речь, память и мышления детей средствами наглядного
образных представлений, развивать творческие способности.
• Объяснить, что такое погода, как она может изменяться и влиять на образ жизни
людей и животных;
• Обратить внимание, как люди и животные приспосабливаются к жизни в
зависимости от времени года.
• Уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;
• Развивать интегративные качества: любознательность, активность, отзывчивость.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Увеличить степень участия родителей в жизни детского сада.
С помощью дидактического пособия происходит развитие:
- Мелкой и крупной моторики;
- Внимательности и самостоятельности;
- Мышления;
- Сенсорики;
- Творческого потенциала;
- Логики, памяти;
- Развития речи;
Формы работы с «Дерево сезонов»:
- Образовательная деятельность;
- Совместная деятельность;
- Индивидуальная деятельность;
- Дидактическая игра.
Ожидаемые результаты:
у детей:
Достигнутые итоги позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий,
которые были проведены в ходе проекта (беседы, выставки, тематические занятия,
совместная деятельность детей и родителей, заучивание стихотворений о месяцах года,
взаимодействие с методическим пособием «Дерево») был получен положительный
результат:
- Дети пополнили знания об окружающем мире, о временах года, запомнили много
стихов и загадок
- У детей увеличился словарный запас, развито воображение, память, логическое
мышление, творческие способности, они умеют устанавливать контакт с собеседником,
поддерживать беседу.
у родителей:
Повысилась активность участия родителей в жизнедеятельности группы.
Повысилась педагогическая культура родителей.
Создан положительный эмоциональный микроклимат взаимодействия
с педагогом и детьми.
у педагога:
Создан положительный эмоциональный микроклимат взаимодействия
с родителями и детьми.
Материал
методического пособия
по временам года «Дерево» (материал фетр,
фоамиран, фурнитура).
Пособие представляет собой объемное дерево, 4 стороны, каждая сторона
определенное время года, со съемными атрибутами, с которыми можно играть,
передвигать, прикреплять на усмотрение детей.
Содержание
работы
с дидактическим игровым пособием «Дерево сезонов»,
согласно сезонности:
Декабрь-февраль
• Знакомство с календарем (времена года и месяцы)
• Беседа о зиме «Зимние братья»
• Рассматривание репродукций картин по теме «Зима» И. Грабаря «Февральская
лазурь», И Шишкина «Зима».
• Чтение художественной литературы Г. Скребицкий «На лесной полянке», М.
Пришвин «Беличья память», И. Соколов- Микитов «Тетерева». Русск. Народная сказка
«Морозко», «Два Мороза», «В гостях у дедушки Мороза», по К. Ушинскому «Проказы
старухи Зимы».
• Продолжать знакомить с календарем (времена года и месяцы)
• Заучивание стихотворений: С. Есенин «Поет, зима аукает», С. Есенин «Береза»,
К. Бальмонт «Снежинка».
• Дидактические игры: «Разноцветный сундучок»; «Кто кем был или что чем
было»; «Какая бывает собака?»; «Доскажи словечко»; «На чем дети катаются».
• Словесно-речевые игры: «Так бывает или нет?»; «Карусель»; «Зайка»; «Какое
время года?»
• Дыхательные упражнения: «Лыжник»; «Ушки»; «Дышим тихо, спокойно и
плавно»; «Язык «трубкой»
• Подвижные игры: «Снежинки и ветер»; «Попади снежком в круг»; «Мороз –
Красный нос»; «Снежная королева»; «Снежная карусель».
• Познавательно – исследовательская деятельность
• Прослушивание
аудиозаписей
П.
Чайковский
«Декабрь»,
В.
Шаинский
«Снежинки»
• Изобразительная
деятельность:
«Зимушка-зима,
«На
зимней
прогулке»,
«Снежинки».
• Аппликация, лепка: «Снеговик», «Зима в лесу».
• Взаимодействие с семьей: привлечь к изготовлению елочных украшений;
изготовлению
костюмов;
изготовление
поделок
для
выставки
«Зимняя
сказка»;
разучивание стихов с детьми о зиме.
Март-май
• Беседа на тему «Весна».
• Дидактические игры: «Разноцветный сундучок» (см. прил. в разделе зима, «Кому
угощение?», "Кто кем был или что чем было", «Угадай дерево по листу».
• Словесно-речевые игры: «Что дальше?», «Коршун», «Так бывает или нет?», «Кто
в домике живет?».
• Дыхательные упражнения: «Пчелка», «Косим траву», «Ветер», «Радуга, обними
меня».
• Подвижные игры: «Мы веселые ребята», «Солнышко и дождик», «Карусель»,
«Паук и муха», «Золотые ворота»
• Приметы, пословицы, поговорки, стихи о весне.
• Продолжать знакомить с календарем (времена года и месяцы)
• Разучивание стихов С. Есенин «Поет Зима - аукает», А. Плещеев «Весна»; С.
Маршак «Весенняя песенка», И. Токмакова «Весна».
• Чтение художественной литературы: М. Пришвин «Золотой луг», К. Ушинский
«Ласточка», русская народная сказка «Снегурочка».
• Рассматривания фотографий, открыток.
• Прослушивания П. Чайковского «Времена года»
• Изобразительная деятельность: «Весна идет», «Весенний сад», «Зеленый май».
• Взаимодействие с семьей: привлечь к подбору бросового и природного
материала; привлечь к высадке цветов на участке; привлечь к изготовлению поделок к
праздникам.
Июнь-август
• Беседа «Беседа о Лете».
• Разучивание песен о лете.
• Закрепление знаний о календаре (времена года и месяцы)
• Слушание музыки: Г. Свиридов «Дождик», С. Прокофьев «Полет шмеля», А.
Вивальди «Времена года».
• Изготовление поделок из природного и бросового материала.
• Пословицы и поговорки про лето, стихи.
• Изобразительная деятельность: «Лето- красное пришло», «Летние цветы», «Я
рисую море», «Веселое лето».
• Аппликация, лепка «ягоды и фрукты», «Консервация фруктов»
• Дидактические игры: «Кто летает?», «Четвертый лишний», «Отгадай предмет по
названиям его частей».
• Словесно-речевые игры: «Какое время года?», «Что дальше?», «Когда это
бывает?», «Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое?»
• Дыхательные упражнения: «Ёж», «Трубач», «Жук», «Цветы»
• Хороводные игры: «Веселые музыканты», «Кто у нас хороший?», «Мы на луг
ходили».
• Игры с природным материалом: песок, вода.
Сентябрь-ноябрь
• Беседа на тему «Осень в гости к нам пришла».
• Рассматривания иллюстраций художников: И. Шишкина, И. Левитана, К.
Коровина.
• Собор, засушивания листьев для гербария.
• Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет.
• Заучивания стихотворений: В. Степанова «Следом за летом осень идет», И. Бунин
«Листопад», А. Н Плещеева «Осень наступила…».
• Дидактические игры: «Что растет в саду и в огороде?», «Узнай и назови», «Что
бывает осенью?», «Чего не стало?»; «Подбери овощи и фрукты по цвету».
• Словесно-речевые игры: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»;
«Так бывает или нет?»; «Мыши».
• Дыхательные упражнения: ««Дерево на ветру»; «Синьор – Помидор»; «Ёжик»;
«Гуси летят»; «Задуй свечку».
• Подвижные игры: «Картошка»; «Огуречик, огуречик»; «У медведя во бору»;
«Лиса в курятнике»; «Зайцы и волк».
• Хороводные игры: «Мы на луг ходили»; «Огородная хороводная»; «Васька - кот».
• Познавательно – исследовательская деятельность
• Игры с природным материалом (шишки, листья и др.)
• Прослушивание аудиозаписи П. Чайковский «Октябрь» из цикла «Времена года»,
А. Вивальди «Осень».
• Изобразительное искусство по теме: «Осенние деревья», «Дары осени», «Осенние
листья»
• Взаимодействие с семьей: привлечь к изготовлению костюмов к развлечению;
изготовление поделок к выставке «Осень в гости к нам пришла»; изготовление кормушек
для птиц.
Дидактические игры:
«Что растет в саду и в огороде?», «Узнай и назови», «Что бывает осенью?», «Чего
не стало?»; «Подбери овощи и фрукты по цвету», «Разноцветный сундучок»; «Кто кем
был или что чем было»; «Какая бывает собака?»; «Доскажи словечко»; «На чем дети
катаются», «Кому угощение?», "Кто кем был или что чем было", «Угадай дерево по
листу», «Кто летает?», «Четвертый лишний», «Отгадай предмет по названиям его частей».