Напоминание

Приемы формирования читательской грамотности


Автор: Вилкова Ольга Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СШ №1
Населённый пункт: р.п.Новоспасское Новоспасского района Ульяновской области
Наименование материала: Выступление
Тема: Приемы формирования читательской грамотности
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: Приемы формирования читательской грамотности

(на примере рассказа Куприна «Чудесный доктор»)

Читательская грамотность — способность человека понимать и

использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением

для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и

возможности,

участвовать

в

социальной

жизни.

Международные

исследования

PISA

пришли

к

выводу,

что

российские

школьники

значительно

отстают

от

своих

иностранных

сверстников

в

уровне

сформированности читательских умений: умения находить и извлекать

информацию

из

текста,

умения

интегрировать

и

интерпретировать

сообщение текста, умения осмысливать и оценивать сообщения текста.

Таким образом, формирование читательской грамотности приобретает

огромное значение как для образования, так и для государства. В настоящее

время главная задача современной школы заключается в воспитании

динамичной личности, которая готова к самообразованию, саморазвитию,

умеющей овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески

мыслить.

Одной из ключевых составляющих такой личности является

умение читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из

мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. –

Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное –

вот в чем главное».

Чтение

это

процесс

восприятия

и

смысловой

переработки

(понимания) письменной речи. Чтение – это и процесс коммуникации с

помощью речи.

Цель читателя – преобразование содержания прочитанного в смысл

«для себя», то есть понимание.

Существуют определенные, наработанные и проверенные на практике

методы и приемы, помогающие школьникам научиться понимать тексты. на

уроках литературы главное – добиться полного осмысления художественных

произведений. Добиться этого можно, если научить учащихся «чувствовать»

читаемое, «пропускать через себя», задавать себе и друг другу вопросы,

отвечать на них, иметь свое собственное суждение. На примере одного

только небольшого рассказа можно открыть ребенку новое, неизведанное,

интересное в чтении. Особенно это важно, если в классе находятся дети,

которые

не

любят

читать

дома,

читать

самостоятельно,

не

умеют

пересказывать. Полезно читать вместе с ними короткие современные

произведения, чтобы успеть их обсудить, чтобы урок стал завершенным.

Одним из таких произведений является рассказ Куприна « Чудесный

доктор».

Начать можно с приема «Да» и «Нет»

Действие рассказа начинается с описания семьи Мерцаловых (нет)

Старшего из мальчиков зовут Гриша (да)

Семья Мерцаловых живёт в подземелье (да)

Отец мальчиков был грубым человеком, который постоянно ругал

своих детей (нет)

Тяжело заболела мать мальчиков (нет)

Мерцалов, из-за несчастий, которые сыпались на его семью, решился

расстаться с жизнью (да)

В парке Мерцалов случайно встречает доктора (да)

Доктор, поздоровавшись, назвал свою фамилию (нет)

Гриша Мерцалов, когда вырос, стал врачом (нет)

После встречи с доктором Пироговым жизнь в семье Мерцаловых

изменилась к лучшему (да)

Прием «Ассоциативный куст» (примерный вариант)

помогает

спасает

чудесный доктор

надежный

опытный

лечит душу, тело

(запись на доске)

- Какие образы, ассоциации у вас возникают при слове «доктор»?

- Опишите это слово, применяя существительные, глаголы, прилагательные.

Эффективен прием обращения к притчам, эпизодам из произведений,

пословицам в начале урока. Например:

Притча о доброте и милосердии.

Ясным майским утром один молодой человек увидел у стены парка мужчину,

примерно его возраста, просившего милостыню. Рядом с ним стоял плакат,

представлявший собой надпись от руки на обломке доски: «Я слепой».

Эта мольба явно не трогала сердца жителей и туристов большого города,

торопливо проходивших мимо. Если не считать нескольких монеток, миска

для сбора подаяния была пуста.

Тронутый этим печальным зрелищем, прохожий подумал о том, чего лишён

этот несчастный молодой человек в такой чудесный день, и подошёл к

нищему.

— Я не могу дать вам денег, — виновато объяснил он нищему, — потому что

сам несколько месяцев без работы. Но, если вы не против, я могу помочь вам

другим способом. Я бы хотел внести кое-какие изменения в вашу просьбу о

помощи.

Удивлённый нищий некоторое время колебался, а затем пожал плечами:

— Ладно, делайте, что хотите. Но должен вам сказать, что вряд ли найдутся

слова, способные пробудить жалость у жителей этого города к очередному

попрошайке.

Молодой мужчина извлёк из кармана маркер, приписал на плакате несколько

слов и продолжил свой путь.

К концу дня он возвращался через парк и, проходя мимо нищего, с

удовлетворением отметил, что новый плакат доказал свою эффективность в

раскрытии сердец и кошельков прохожих. Миска была полна денег, причём

не только мелких монет, но даже пяти- и десятидолларовых купюр.

— Дела у вас пошли гораздо лучше, — сказал он нищему Точно, — ответил

тот, а затем, узнав голос молодого человека, озадаченно спросил: — Что вы

сделали с моим плакатом?

— Я всего лишь добавил несколько слов, — объяснил прохожий. — Но

ничего такого, что было бы неправдой. Теперь там написано: «Я слепой — а

на улице весна…

О чем ребята притча? (о доброте и милосердии)

Как вы думаете, что обозначают

слова «доброта», «милосердие»,

«сочувствие», «сострадание»?

Словарная работа

Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из

сострадания, человеколюбия.

Сострадание – чувство жалости к тому, у кого несчастье, горе.

Сочувствие – отзывчивое,

участливое

отношение

к

переживаниям,

несчастью других.

Бескорыстие – нежелание наград и возмездий за добрые дела. Бескорыстен

тот, кто думает более о других, чем о себе.

Бесценные эти человеческие качества! Добро» - сострадание, сочувствие,

милосердие, гуманизм. (кластер) подберите синонимы к слову «чудесный»

(волшебный, удивительный, необычный, очаровательный, поразительный,

исключительный)

Пословицы о милосердии

На свете не без добрых людей.

С добрым жить хорошо.

В поле пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.

Кто добро творит, тому бог отплатит.

Большая

душа,

что

большой

костёр

издалека

видна.

Доброму

человеку

и

чужая

болезнь

к

сердцу.

Доброта без разума пуста.

Доброе дело питает и душу и тело.

Милосердный человек в добре живет век.

Прием «Остановка»

Выразительное чтение фрагмента рассказа с начала до слов «...отыскали

ощупью свою дверь и отворили её».

- Как можно озаглавить этот эпизод?

- Какие чувства вызывает у мальчиков витрина гастрономического

магазина и картина праздничного города?

Прием «Составление таблиц»

Картины города

Картины

жизни

семьи

Мерцаловых

Еда

Горы

яблоков

и

апельсинов;

Пирамиды

мандаринов;

Гирляндами колбас;

С утра ничего не ели,

кроме пустых щей;

Борщ от обеда остался…

только холодный;

Свет

Освещенные

ярким

светом

висящих

ламп;

Сияющие ёлки;

Особенности

рождественского

(святочного) рассказа

Пример

из

рассказа

Куприна

События приурочены к

Рождеству

сочельник

Наличие чуда

Помогает Мерцалову, когда

все отвернулись

Мораль(назидательность

)

Нужно делать добрые дела,

быть милосердным

Счастливый конец

Маша

выздоравливает,

мальчики

поступают

в

гимназию

на

казенный

счет,

Мерцалов

находит

работу

Герой- ребенок

Герои мальчики, больная

девочка

Составление проблемных вопросов по тексту

В центре города красуются прекрасные магазины с великолепными и

освещенными ярким светом витринами. На улицах стоят сияющие елки,

гуляют празднично оживленные толпы. Отовсюду слышен веселый гул. В

домах стоят елки с гроздьями ярких, сияющих пятен, слышны звуки веселой

польки Малолюдные, кривые, узкие, мрачные, неосвещенные переулки,

косогоры наполняли окраины города. Грязный двор с ветхим домом стоял

особняком. В подвале, где жила семья Мерцаловых, было темно, стены

закоптелые, плачущие от сырости, повсюду развешено грязное белье. Стоял

ужасный запах. Тишину нарушал крик грудного ребенка. На грязной постели

лежала

больная

девочка.

Сердце

сжималось

от

острого,

недетского

страдания.

-Какие чувства испытывают люди, за которыми наблюдают мальчики?

-Что чувствуют герои, живущие в таких условиях?

Радость,

веселье,

праздничное

ликование,

счастье

Горе,

несчастье,

страдание — в доме Мерцаловых.

Широко используется в практике синквейн – это творческая работа,

которая

имеет

короткую форму

стихотворения,

состоящего

из пяти

нерифмованных

строк.

Пишется

оно

по

определенным

правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;

2

строка

– два

прилагательных,

выражающих

главную

мысль;

3

строка

– три

глагола,

описывающие

действия

в

рамках

темы;

4

строка

– фраза,

несущая

определенный

смысл;

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым

словом).

Милосердие

Деятельное, бескорыстное

Помогать, переживать, спасать

Мы должны проявлять милосердие.

Милосердие должно быть в жизни.

Милосердие – это помощь нуждающимся.

Доброта

Прием

«Ментальные

карты»

на

уроках

литературы

можно

использовать при работе с лексическим материалом, литературоведческим,

при введении терминов, контроле. Использование картинок и образов

облегчает понимание и запоминание значения материала. Читая книгу,

можно

составить

ее

краткий

конспект,

отметив

ключевые

моменты

и сохранив

заинтересовавшие

цитаты.

На

уроках

литературы

можно

составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные

произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые

выражения, биографию писателей.

Например,

при изучении и анализе творчества писателя ментальная карта составляется

по следующему плану: в центре – имя писателя, даты жизни, ветви –

основные этапы творчества, литературное направление, ключевые темы

творчества, образы, критика;

художественного произведения: в центре – автор и название произведения,

год создания, ветви – жанр, герои, сюжет, смысл (идея и тема произведения);

литературоведческих понятий: в центре – термин, ветви – определение,

история возникновения;

литературных течений: в центре – название, ветви – определение, время и

место зарождения, характерные черты, представители.

Кому было дано задание поработать в «Справочном бюро»? Дайте нам,

пожалуйста, справку о Николае Ивановиче Пирогове.

Пирогов Николай Иванович (1810-1881 гг.) – великий русский врач,

основоположник

военно-полевой

хирургии.

Профессор

медико-

хирургической академии в Петербурге. Исследования Пирогова выдвинули

русскую хирургию на одно из первых мест в Европе. Он первым применил

наркоз при операции, ввел в практику неподвижную гипсовую повязку…

- Николай Иванович дважды принимал участие в боевых действиях, где

оказывал помощь раненым. Жизненный принцип «жить не только себя» -

считал основой милосердия. Он способствовал организации движения сестер

милосердия в России. Позднее это движение стало называться Общество

Красного Креста.

- «Люблю Россию, люблю честь Родины, а не чины», - писал он. Он лечил

всех: и императора Александра, когда во время прогулки в него выстрелил

террорист. Но более всего в его приемной ждали бесчисленные пациенты, в

основном, бедные люди. Они шли к нему толпами. Он помогал им как мог.

Выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на рецепт было нелепо. И он

попросту

раздавал

деньги

беднякам.

Благотворительная

деятельность

Пирогова – врача оставила след в художественной литературе. Рассказ

Куприна «Чудесный доктор» - это дань гуманности, доброте и благородству

Пирогова.

Вызывает интерес у ребят составление писем.

Уважаемый Савелий Петрович.

Обращаюсь к вам с______________________.

Есть совсем_________________. Одна дочка ________________________.

Теперь вторая_____________________________________________________.

Денег

нет

не

то

что

на

_________________,

но

даже

и

на

__________________.

Моего заработка ни на что ________________________________.

Мой

муж,

как

только

устроится,

сразу

же_______________________________________.

Прошу Вас, ___________________________.

С уважением, Елизавета Ивановна Мерцалова.

Слова для справок: огромная просьба, есть нечего, три месяца назад умерла,

лежит в жару и без сознания, на лекарства, но и еду, на отопление, не

хватает, Вас отблагодарит, не откажите.

Таким образом, перед школой ставится новая задача – пробудить

интерес к сознательному чтению литературы, что является средством

формирования и развития личности учащегося обучение приемам работы с

текстом

приобретает

всеобъемлющий,

надпредметный

характер.

Это

диктуется не только и не столько требованиями ОГЭ и ЕГЭ, сколько

реальной речевой практикой. От того, как понимают информацию и умеют с

ней работать учащиеся, зависит формирование основ их читательской

грамотности.

Текст

на

всех

школьных

предметах

должен

стать

полноправным объектом изучения как максимально информативная единица

языка в речи. Уроки литературы в школе имеют наибольший потенциал и

возможности по формированию читательской грамотности.



В раздел образования