Автор: Светлана Анатольевна Соловей
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МАОУ ДО "ДШИ ГО Эгвекинот"
Населённый пункт: п.Эгвекинот
Наименование материала: статья
Тема: "Работа над ансамблем в классе фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
Работа над ансамблем в классе фортепиано.
Ансамбль – это вид совместного музицирования, которым занимались во все
времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения
инструментом. В этом жанре сочиняли почти все композиторы. Это были
ансамбли, предназначенные для домашнего музицирования, интенсивного
обучения и концертных выступлений. Ансамблевое музицирование – одна из
форм ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая, игровая
атмосфера занятий предполагает активное участие в учебном процессе. Игра
в ансамбле способствует формированию широкого музыкального кругозора,
всестороннему развитию эстетических взглядов, музыкальных и творческих
способностей учащихся. Умения и навыки помогают учащимся в занятиях по
теоретическим дисциплинам, в овладении непосредственной игрой на
фортепиано,
а
также
закаляет
характер.
Наиболее
интересным
и
увлекательным занятием, является игра в ансамбле учитель – ученик.
Первоначальным материалом для ансамбля могут служить уже накопленное
сознанием
и
слухом
детей
отрывки
из
музыки
к
кинофильмам,
мультфильмам, фольклорные песни из сказок, скороговорки, загадки и пр.
Даже
играя
одну
ноту,
ребенок
знакомится
с
названием
клавиш,
расположением нот, с диапазоном инструмента; осваивает ритмические
закономерности,
элементарную
динамику,
а
также
приобретает
первоначальные игровые навыки на фортепиано, таким образом, с самого
первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование. Начинать
занятия надо с доступных детям произведений, в игре которых технические
трудности преодолеваются сравнительно легко, а все внимание направляется
на художественные цели. При умелом подборе репертуара, у учащихся будет
рождаться уверенность в своих возможностях, будет активизироваться
рабочий процесс и интерес к исполняемому произведению. Радость и
удовольствие от совместного музицирования – залог устойчивого интереса к
этому виду искусства. Лучше разучить несколько нетрудных пьес и играть их
на художественном высоком уровне, чем работать над одной сложной, так и
не добравшись до творческой ее интерпретации. Следует часть урока
посвящать чтению с листа несложных произведений. Синхронность является
первым техническим требованием игры в ансамбле. Единое понимание и
чувствование
партнерами
темпа
и
ритмического
пульса,
является
результатом правильной работы над синхронностью. Еще одним из важных
этапов в работе, работа над штрихами – это уточнение музыкальной мысли,
нахождение наиболее удачной формы ее выражения. В сфере фразировки
одним из самых действенных выразительных средств является динамика.
Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер
музыкального
произведения,
его
эмоционального
содержания
и
конструктивные особенности формы. По-разному поставленные логические
акценты меняют смысл музыкального произведения. Работая над динамикой,
не следует забывать и о других средствах выразительности. Одним из
основных
признаков
художественной
завершенности
музыкального
произведения является синхронность, слаженность, равновесие, а также
соотношение
частного
с
общим
и
наоборот,
в
результате
чего
устанавливается
целостное
восприятие
формы.
Главным
показателем
эффективности
процесса
обучения
служит
конечный
результат.
Для
учащегося это публичное выступление, которое стимулирует и повышает
результативность обучения, усиливает его привлекательность, воспитывает и
концентрирует
лучшие
качества,
помогает
ощутить
общественную
значимость своего труда и увидеть его результат, повысить интерес и
самооценку, передать свое отношение к музыке, наполнить игру смыслом
созданным им самим. Таким образом, игра в ансамбле помогает музыканту
преодолевать присущие ему недостатки: умение держать темп, вялый или
излишне жесткий ритм; помогает сделать его исполнение более уверенным,
ярким, многообразным.