Напоминание

"Работа над ансамблем в классе фортепиано"


Автор: Светлана Анатольевна Соловей
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МАОУ ДО "ДШИ ГО Эгвекинот"
Населённый пункт: п.Эгвекинот
Наименование материала: статья
Тема: "Работа над ансамблем в классе фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Работа над ансамблем в классе фортепиано.

Ансамбль – это вид совместного музицирования, которым занимались во все

времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения

инструментом. В этом жанре сочиняли почти все композиторы. Это были

ансамбли, предназначенные для домашнего музицирования, интенсивного

обучения и концертных выступлений. Ансамблевое музицирование – одна из

форм ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая, игровая

атмосфера занятий предполагает активное участие в учебном процессе. Игра

в ансамбле способствует формированию широкого музыкального кругозора,

всестороннему развитию эстетических взглядов, музыкальных и творческих

способностей учащихся. Умения и навыки помогают учащимся в занятиях по

теоретическим дисциплинам, в овладении непосредственной игрой на

фортепиано,

а

также

закаляет

характер.

Наиболее

интересным

и

увлекательным занятием, является игра в ансамбле учитель – ученик.

Первоначальным материалом для ансамбля могут служить уже накопленное

сознанием

и

слухом

детей

отрывки

из

музыки

к

кинофильмам,

мультфильмам, фольклорные песни из сказок, скороговорки, загадки и пр.

Даже

играя

одну

ноту,

ребенок

знакомится

с

названием

клавиш,

расположением нот, с диапазоном инструмента; осваивает ритмические

закономерности,

элементарную

динамику,

а

также

приобретает

первоначальные игровые навыки на фортепиано, таким образом, с самого

первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование. Начинать

занятия надо с доступных детям произведений, в игре которых технические

трудности преодолеваются сравнительно легко, а все внимание направляется

на художественные цели. При умелом подборе репертуара, у учащихся будет

рождаться уверенность в своих возможностях, будет активизироваться

рабочий процесс и интерес к исполняемому произведению. Радость и

удовольствие от совместного музицирования – залог устойчивого интереса к

этому виду искусства. Лучше разучить несколько нетрудных пьес и играть их

на художественном высоком уровне, чем работать над одной сложной, так и

не добравшись до творческой ее интерпретации. Следует часть урока

посвящать чтению с листа несложных произведений. Синхронность является

первым техническим требованием игры в ансамбле. Единое понимание и

чувствование

партнерами

темпа

и

ритмического

пульса,

является

результатом правильной работы над синхронностью. Еще одним из важных

этапов в работе, работа над штрихами – это уточнение музыкальной мысли,

нахождение наиболее удачной формы ее выражения. В сфере фразировки

одним из самых действенных выразительных средств является динамика.

Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер

музыкального

произведения,

его

эмоционального

содержания

и

конструктивные особенности формы. По-разному поставленные логические

акценты меняют смысл музыкального произведения. Работая над динамикой,

не следует забывать и о других средствах выразительности. Одним из

основных

признаков

художественной

завершенности

музыкального

произведения является синхронность, слаженность, равновесие, а также

соотношение

частного

с

общим

и

наоборот,

в

результате

чего

устанавливается

целостное

восприятие

формы.

Главным

показателем

эффективности

процесса

обучения

служит

конечный

результат.

Для

учащегося это публичное выступление, которое стимулирует и повышает

результативность обучения, усиливает его привлекательность, воспитывает и

концентрирует

лучшие

качества,

помогает

ощутить

общественную

значимость своего труда и увидеть его результат, повысить интерес и

самооценку, передать свое отношение к музыке, наполнить игру смыслом

созданным им самим. Таким образом, игра в ансамбле помогает музыканту

преодолевать присущие ему недостатки: умение держать темп, вялый или

излишне жесткий ритм; помогает сделать его исполнение более уверенным,

ярким, многообразным.



В раздел образования