Напоминание

Пути формирования экологической культуры


Автор: Томина Евгения Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №28 "Вишенка"
Населённый пункт: город Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Пути формирования экологической культуры
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Низкий уровень экологической культуры проявился практически во

всех аспектах: в экологическом просвещении (в отрывочных знаниях о

природе, о ее взаимосвязи с обществом, об изменении окружающей среды в

процессе

производственной

деятельности,

о

взаимодействии

системы

«общество

природа

человек»),

в

экологическом

воспитании

(неуважительное отношение к природе, отсутствие личной ответственности

за ее судьбу, слабое понимание ее красоты и гуманистической сущности) и в

экологическом поведении (ориентация не на гармонизацию отношений

человека

с

природой,

не

на

активное

содействие

сбережению

и

приумножению ее богатств, а на то, чтобы взять от природы побольше, не

считаясь

с

ее

ресурсами

и

возможностями).

Трагичность

многих

экологических проблем высветила одну стратегическую идею: экологическая

культура человека не может быть сформирована случайным образом, она

нуждается в целенаправленном развитии, побуждающем людей к активным

действиям по защите окружающей среды. Состояние природной среды-

критерий культурного уровня как государства в целом, так и каждого

гражданина в частности.

Критерием эффективности экологической культуры нужно считать не

только знания и приобретенные качества по охране окружающей среды, но и

активное

экологическое

поведение,

направленное

на

сбережение

и

приумножение природных богатств страны.

Эта активность в современных условиях проявляется по-разному.

Прежде всего она отражается в росте заинтересованности людей в решении

экологических проблем. Уже существуют различные формы «зеленого»

движения, самодеятельных организаций, выступающих за соблюдение

экологической культуры, против нарушения предприятиями санитарных

правил,

против

бездеятельности

органов

власти

и

наплевательского

отношения к природной среде и среде обитания человека со стороны

различных министерств и ведомств. Они добиваются создания национальных

парков, оберегая то, что создано в процессе естественного развития земли,

помогая природе сохранить имеющееся. Также «зеленые» выступают

инициаторами формирования активной экологической политики, которая

направлена

на

экономические,

социальные

и

культурные

изменения,

необходимые для выживания человечества и сохранения природы.

Экологическая культура не будет полной, если ей не овладеют еще две

активные социальные силы – государство и организаторы производства,

экономических отношений. Практика показывает, что для формирования

экокультуры со стороны государства необходимы экономические механизмы

регуляции, хорошо подготовленная нормативно-правовая база, внедрение

основ

экологического

воспитания

в

системе

образования,

а

также

экологическое просвещение.

И, наконец, экологическая культура проявляется в поведении всех

людей (а не только активистов «зеленого» движения или деятелей политики

и

производства).

Экологическая

культура

человека

не

может

быть

сформирована случайным образом, она нуждается в целенаправленном

развитии,

побуждающем

людей

к

активным

действиям

по

защите

окружающей среды. Формирование экологической культуры людей нужно

начинать как можно раньше. Как начальное звено, экологическое воспитание

детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего

общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в

человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается

значительная

часть

взрослого

населения

страны-работники

сферы

дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение

для всеобщей экологизации сознания и мышления. Реальные достижения в

работе с детьми обеспечиваются профессионализмом воспитателя, знанием и

практическим владением методами экологического воспитания.

Безусловно, большую роль в формировании экологической культуры

играет семья. Ведь именно идейно-нравственные ценности, привитые с

детства, являются самыми устойчивыми в последующей жизни. Весьма

неправильна позиция многих родителей, перекладывающих ответственность

за формирование экологических убеждений на систему государственного

образования: ведь не подкрепленные вне учебных заведений знания и умения

просто-напросто угаснут.

Формирование

начал

экологической

культуры-это

становление

осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем

ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям,

создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это

также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и

здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание

своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Таким образом, пути формирования экологической культуры общества

адекватны путям достижения устойчивого развития. Для этого требуется: —

система

экологического

образования

и просвещения,

формирующая

экологические

знания,

экологические

ценности

и идеалы; —

система

экологического законодательства, экологизация всей правовой системы; —

информационная

система,

обеспечивающая

получение

экологической

информации

всеми

социальными

группами

населения; —

система

экологического менеджмента; — развитие высоких, биосферосовместимых

технологий, использование вторичных ресурсов; — развитие гражданских

экологических инициатив, общественных экологических организаций; —

повышение статуса экологических проблем в общественном сознании,

формирование действенной экологической политики государства.

Экологические проблемы и катастрофа человечества непосредственно

связаны с процессом образования населения-его недостаточность или полное

отсутствие породили потребительское отношение к природе. Таким образом,

актуальность проблем экологической культуры возрастает. Это вызвано: —

необходимостью

повышения

экологической

культуры

человека; —

необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни

человека на Земле; — необходимостью решения актуальных проблем,

связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на

одного

человека; —

необходимостью

сохранения

и восстановления,

рационального использования и приумножения природных богатств; —

низким

уровнем

восприятия

обществом

экологических

проблем; —

недостаточно развитой в обществе потребностью практического участия

в природоохранной деятельности.

В

задачи

освоения

экологической

культурой,

должно

входить

формирование

экологического

мировоззрения,

пропаганда

знаний

о состоянии природной и культурной среды, принципы деятельности по

предотвращению экологического кризиса; соблюдение законодательства

в области

природопользования;

всемерное

содействие

объединенным

усилиям по сохранению природного комплекса, а также оздоровлении

окружающей среды; созданию систем охраняемых природных территорий,

призванных сберечь разнообразие природных ландшафтов и генофонд

растительного и животного мира на локальном, региональном и глобальном

уровнях.

Экологическая культура позволяет всем жителям Земли осознать

важность поставленных задач и тем самым способствует объединению

усилий людей для достижения цели сохранения благоприятных условий

существования на Земле, для последующих поколений. Экологическую

культуру

следует

понимать

и как

часть

общей

культуры,

которая

непосредственно рассматривает человека в его взаимодействии с природной

средой, обеспечивая тем самым ценностное отношение к ней посредством

духовно-нравственного аспекта.

Экологическая культура человека не может быть сформирована

случайным

образом,

она

нуждается

в

целенаправленном

развитии,

побуждающем людей к активным действиям по защите окружающей среды.

Формирование экологической культуры людей нужно начинать как можно

раньше, начиная с дошкольного возраста.

Как показывает опыт других стран, развитая экологическая культура

общества оказывается еще и весьма «выгодной». Так, увеличивается

продолжительность жизни, уменьшается число заболеваний и патологий,

улучшаются

нравственно-этические

показатели,

рациональное

природопользование приводит к экономии и приумножению природных

ресурсов.

Так есть ли смысл в формировании экологической культуры общества?

Однозначно – да. Ведь, как гласит народная мудрость, «долг платежом

красен», и кто знает, чем может отплатить мудрая Матушка-Природа.



В раздел образования