Автор: Томина Евгения Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №28 "Вишенка"
Населённый пункт: город Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Пути формирования экологической культуры
Раздел: дошкольное образование
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Низкий уровень экологической культуры проявился практически во
всех аспектах: в экологическом просвещении (в отрывочных знаниях о
природе, о ее взаимосвязи с обществом, об изменении окружающей среды в
процессе
производственной
деятельности,
о
взаимодействии
системы
«общество
–
природа
–
человек»),
в
экологическом
воспитании
(неуважительное отношение к природе, отсутствие личной ответственности
за ее судьбу, слабое понимание ее красоты и гуманистической сущности) и в
экологическом поведении (ориентация не на гармонизацию отношений
человека
с
природой,
не
на
активное
содействие
сбережению
и
приумножению ее богатств, а на то, чтобы взять от природы побольше, не
считаясь
с
ее
ресурсами
и
возможностями).
Трагичность
многих
экологических проблем высветила одну стратегическую идею: экологическая
культура человека не может быть сформирована случайным образом, она
нуждается в целенаправленном развитии, побуждающем людей к активным
действиям по защите окружающей среды. Состояние природной среды-
критерий культурного уровня как государства в целом, так и каждого
гражданина в частности.
Критерием эффективности экологической культуры нужно считать не
только знания и приобретенные качества по охране окружающей среды, но и
активное
экологическое
поведение,
направленное
на
сбережение
и
приумножение природных богатств страны.
Эта активность в современных условиях проявляется по-разному.
Прежде всего она отражается в росте заинтересованности людей в решении
экологических проблем. Уже существуют различные формы «зеленого»
движения, самодеятельных организаций, выступающих за соблюдение
экологической культуры, против нарушения предприятиями санитарных
правил,
против
бездеятельности
органов
власти
и
наплевательского
отношения к природной среде и среде обитания человека со стороны
различных министерств и ведомств. Они добиваются создания национальных
парков, оберегая то, что создано в процессе естественного развития земли,
помогая природе сохранить имеющееся. Также «зеленые» выступают
инициаторами формирования активной экологической политики, которая
направлена
на
экономические,
социальные
и
культурные
изменения,
необходимые для выживания человечества и сохранения природы.
Экологическая культура не будет полной, если ей не овладеют еще две
активные социальные силы – государство и организаторы производства,
экономических отношений. Практика показывает, что для формирования
экокультуры со стороны государства необходимы экономические механизмы
регуляции, хорошо подготовленная нормативно-правовая база, внедрение
основ
экологического
воспитания
в
системе
образования,
а
также
экологическое просвещение.
И, наконец, экологическая культура проявляется в поведении всех
людей (а не только активистов «зеленого» движения или деятелей политики
и
производства).
Экологическая
культура
человека
не
может
быть
сформирована случайным образом, она нуждается в целенаправленном
развитии,
побуждающем
людей
к
активным
действиям
по
защите
окружающей среды. Формирование экологической культуры людей нужно
начинать как можно раньше. Как начальное звено, экологическое воспитание
детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего
общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в
человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается
значительная
часть
взрослого
населения
страны-работники
сферы
дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение
для всеобщей экологизации сознания и мышления. Реальные достижения в
работе с детьми обеспечиваются профессионализмом воспитателя, знанием и
практическим владением методами экологического воспитания.
Безусловно, большую роль в формировании экологической культуры
играет семья. Ведь именно идейно-нравственные ценности, привитые с
детства, являются самыми устойчивыми в последующей жизни. Весьма
неправильна позиция многих родителей, перекладывающих ответственность
за формирование экологических убеждений на систему государственного
образования: ведь не подкрепленные вне учебных заведений знания и умения
просто-напросто угаснут.
Формирование
начал
экологической
культуры-это
становление
осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем
ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям,
создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это
также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и
здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание
своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Таким образом, пути формирования экологической культуры общества
адекватны путям достижения устойчивого развития. Для этого требуется: —
система
экологического
образования
и просвещения,
формирующая
экологические
знания,
экологические
ценности
и идеалы; —
система
экологического законодательства, экологизация всей правовой системы; —
информационная
система,
обеспечивающая
получение
экологической
информации
всеми
социальными
группами
населения; —
система
экологического менеджмента; — развитие высоких, биосферосовместимых
технологий, использование вторичных ресурсов; — развитие гражданских
экологических инициатив, общественных экологических организаций; —
повышение статуса экологических проблем в общественном сознании,
формирование действенной экологической политики государства.
Экологические проблемы и катастрофа человечества непосредственно
связаны с процессом образования населения-его недостаточность или полное
отсутствие породили потребительское отношение к природе. Таким образом,
актуальность проблем экологической культуры возрастает. Это вызвано: —
необходимостью
повышения
экологической
культуры
человека; —
необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни
человека на Земле; — необходимостью решения актуальных проблем,
связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на
одного
человека; —
необходимостью
сохранения
и восстановления,
рационального использования и приумножения природных богатств; —
низким
уровнем
восприятия
обществом
экологических
проблем; —
недостаточно развитой в обществе потребностью практического участия
в природоохранной деятельности.
В
задачи
освоения
экологической
культурой,
должно
входить
формирование
экологического
мировоззрения,
пропаганда
знаний
о состоянии природной и культурной среды, принципы деятельности по
предотвращению экологического кризиса; соблюдение законодательства
в области
природопользования;
всемерное
содействие
объединенным
усилиям по сохранению природного комплекса, а также оздоровлении
окружающей среды; созданию систем охраняемых природных территорий,
призванных сберечь разнообразие природных ландшафтов и генофонд
растительного и животного мира на локальном, региональном и глобальном
уровнях.
Экологическая культура позволяет всем жителям Земли осознать
важность поставленных задач и тем самым способствует объединению
усилий людей для достижения цели сохранения благоприятных условий
существования на Земле, для последующих поколений. Экологическую
культуру
следует
понимать
и как
часть
общей
культуры,
которая
непосредственно рассматривает человека в его взаимодействии с природной
средой, обеспечивая тем самым ценностное отношение к ней посредством
духовно-нравственного аспекта.
Экологическая культура человека не может быть сформирована
случайным
образом,
она
нуждается
в
целенаправленном
развитии,
побуждающем людей к активным действиям по защите окружающей среды.
Формирование экологической культуры людей нужно начинать как можно
раньше, начиная с дошкольного возраста.
Как показывает опыт других стран, развитая экологическая культура
общества оказывается еще и весьма «выгодной». Так, увеличивается
продолжительность жизни, уменьшается число заболеваний и патологий,
улучшаются
нравственно-этические
показатели,
рациональное
природопользование приводит к экономии и приумножению природных
ресурсов.
Так есть ли смысл в формировании экологической культуры общества?
Однозначно – да. Ведь, как гласит народная мудрость, «долг платежом
красен», и кто знает, чем может отплатить мудрая Матушка-Природа.