Напоминание

Городецкая роспись. Цветочные узоры


Автор: Назекенова Гульнара Гайсовна
Должность: преподаватель декоративно-прикладного творчества
Учебное заведение: ГУ ДО Озинская ДШИ
Населённый пункт: р.п. Озинки, Саратовской области
Наименование материала: План-конспект урока
Тема: Городецкая роспись. Цветочные узоры
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное учреждение дополнительного образования

«Озинская детская школа искусств»

План – конспект урока с презентацией

Тема урока: «Городецкая роспись. Цветочные узоры»

Выполнила

Назекенова Гульнара Гайсовна

Преподаватель декоративно-прикладного творчества

Озинки

2022г.

«Городецкая роспись. Цветочные узоры»

Класс: 3

Дисциплина: прикладное творчество

Вид урока: комбинированный

Тема: «Городецкая роспись. Цветочные узоры»

Цели урока:

- Формирование навыков рисования городецких цветов.

- Развитие творческой фантазии, художественного вкуса.

- Воспитание интереса к искусству Городецких мастеров.

Задачи урока:

Знакомство с историей развития Городецкой росписи, с основными этапами

росписи, видами цветочных композиций.

Материалы и оборудование:

Для учителя:

наглядные пособия, презентация, технологические карты

поэтапной росписи цветов.

Для учеников: бумага, гуашь, набор кистей для росписи, баночка для воды.

План урока (45 мин):

1.

Организационный момент. Проверка готовности к уроку. (3-5 мин.)

2.

Теоретическая часть. Вводная беседа о городецкой росписи, с

демонстрацией

презентации.

Объяснение

последовательности

выполнения росписи цветов. (10-15 мин.)

3.

Практическая

часть.

Овладение

основными

приемами

росписи

городецких цветов. Поэтапное выполнение росписи. (15-20 мин.)

4.

Заключительная часть. Подведение итогов. (3-5 мин.)

Ход занятия:

1. Организационный момент

Учитель приветствует всех и отмечает присутствующих, проверяет

наличие необходимых инструментов.

Тема сегодняшнего занятия «Роспись городецких цветочных узоров».

В ходе занятия мы с вами познакомимся с историей возникновения

городецкой росписи, узнаем, что символизируют городецкие цветы, чем

бутон отличается от купавки, а розан от ромашки. Вы познакомитесь с

видами цветочных композиций, с особенностями изображения цветочных

полос и гирлянд.

2. Теоретическая часть.

На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По

преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как

сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во

время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он,

словно птица Феникс, отстроился заново.

Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково) славились

как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и

разнообразный материал, из которого делали все:

детские игрушки,

домашнюю утварь, посуду, прялки, коромысла, колыбели и т.д. Свои изделия

крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись,

выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая. (Слайд 2)

Резные городецкие

прялки предшествовали появлению

росписи,

которая обрела

большую известность.

Особую популярность завоевали

донца

для

прялок (это лавочка, на которую садилась мастерица).

Городецкие прялки в отличие от других были разборными. Окончив работу,

пряха вынимала гребень, а донце вешала на стену для украшения избы.

Поэтому народные умельцы особенно старательно украшали их резьбой и

росписью. (Слайд 3)

В росписи использовались яркие сочные краски - красного, желтого,

зеленого, черного цветов. Ею стали украшать не только прялки, но и многие

предметы народного быта: стульчики, лукошки, короба, солонки, сани,

игрушки, мебель, даже части дома — ставни, двери, ворота. Городецкая

роспись – это цветы и орнаменты, сюжеты и узоры, в которых хочется

разглядывать каждую деталь.

В Городецком стиле значительное место занимают цветочные мотивы.

Местные мастера особенно любили цветы и «разбрасывали» их щедро и

пышно на расписном поле. Веселые гирлянды, жизнерадостные букеты и

даже цветочные занавесы создавали приятный взгляду узор, гармонично

сливались в цветовых сочетаниях. (Слайд 4)

Городецкие цветы считались символом здоровья, жизненных сил и

процветания.

Цветы в городецкой росписи традиционно собирают в «букеты», а они

составляют гирлянды. К примеру, один или два крупных цветочка по центру,

в стороны от них разойдутся цветы помельче, с листочками. Растения могут

вписываться в полосу или круг, могут размещаться серповидно.

Букет — симметричное изображение, которое обычно и украшает

разделочные доски, а также блюда. На коробочках, стаканчиках и солонках

можно встретить миниатюрные «букетики». (Слайд 5)

Гирлянда. Один либо два крупных цветка в центре, которые уходят в

стороны чередой мелких цветочков с листьями. Обычно вырисовывают их в

полосу или круг, на угловых заставках размещаются серповидно. Шкатулки,

а также хлебницы, блюда и даже детская мебель – вот стандартная основа

для гирлянды. (Слайд 6)

Ромб. Вариация гирлянды, в центре ее один либо два цветка с

ромбовидной серединкой, листья и бутоны же мягко уменьшаются к

вершинам ромба. (Слайд 7)

Полоса. Это либо ленточная композиция с повторяющимися цветками

и листьями одного размера, либо композиция с чередованием цветков,

разных по характеристикам (размеру или цвету). Украшает такой узор

объемные вещи – круглые шкатулки, например. (Слайд 8)

Венок. Это та же цветочная полоса, но замкнутая по краям предмета

(блюдца, шкатулки). (Слайд 9)

В

течение

многих

десятилетий

мастера

отрабатывали

приемы

рисования цветов и выработали определенные правила. Сначала готовят

цветной фон, часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой

шелухой.

1 этап росписи – подмалёвок

Берётся

один

цвет

и

прорисовывается

расположение

основных

элементов узора, (цветы). Так, все цветы в своей основе имеют круг, по краю

которого рисуются лепестки.

2 этап – оттенёвка

Мазками

более

темного

цвета

рисуются

полудуги

создающие

впечатление лепестков сказочного цвета. Когда вся композиция намечена,

переходят к оживке.

3 этап – оживка (разживка)

Белым или черным цветом расписываются мелкие детали: точки,

окаймляющие центр цветка, края лепестков, прожилки на листочках и так

далее.

Поэтапное рисование розы (Слайд 10)

1.

Выполните красный кружок замыкающим движением.

2.

Черной краской прорисуйте серединку розы, которая состоит из

кружка и серпика. К кружочку пропишите лепестки-скобочки. Каждая

скобка выполняется так, чтобы фон был заметен внутри нее.

3.

Разживка выполняется белой краской в виде мелких скобочек. В

середине розы можно сделать «жемчужинки» и тонкие параллельные

штрихи.

Поэтапная прорисовка розана (Слайд 11)

1.

Подмалёвка – рисование круга 1-2 мазками;

2.

Оттенёвка – прорисовывание середины и серповидных элементов

коричневым/черным цветом. Теневка на голубом фоне выполняется

темно-синим цветом. Серповидные элементы и середина цветка

прорисовываются более тонкими кистями.

3.

Оживка (разживка) - наносится белой краской вплотную к темному

цвету оттенёвки, за счет чего достигается контрастность. Это могут

быть каплевидные элементы, устремляющиеся к центру. А в самой

сердцевине цветка будет серповидный элемент и точка.

Поэтапное выполнение ромашки (Слайд 12)

Подберите цвет – например, оранжевый, он будет хорошей основой для

цветка.

1.

Выполняется кружок замыкающим движением.

2.

После высыхания красной краской нарисовать точку в середине и

капли по диаметру.

3.

Добавить разживку: белые капли и точки посередине.

3. Практическая часть.

А теперь давайте перейдем к практике. Для того чтобы качественно и

правильно выполнять городецкую роспись, как и любую другую роспись, для

начала необходимо прорисовать основные элементы данной росписи.

Используя технологические карты, выполните поэтапную прорисовку розы,

купавки и ромашки.

4. Подведение итогов урока.

Сегодня мы с вами познакомились с особенностями городецкого стиля

и орнаментальными мотивами. Изучили историю и элементы городецкой

росписи, овладели основными приемами её выполнения.

Задание на дом: закрепить знания, полученные на уроке, отработать

технику выполнения розы, купавки и ромашки.



В раздел образования