Автор: Умерова Татьяна Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ДС №6 "Жемчужинка"
Населённый пункт: г. о. Егорьевск, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные формы работы по художественно-эстетическому развития с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации кружковой деятельности
Раздел: дошкольное образование
Инновационные формы работы по
художественно-эстетическому развития с
детьми старшего дошкольного возраста в
рамках реализации кружковой деятельности.
Умерова Татьяна Викторовна
Старший воспитатель
Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому
является
документ
– Федерально
Государственный
Образовательный Стандарт
дошкольного образования (ФГОС ДО). В рамках которого создаются условия для
выявления и развития одаренных детей, что способствуют воспитании личности,
способной к творческому решению жизненных задач, предусматривающей воспитание
творческого человека, способного к созданию общечеловеческих ценностей: духовных и
культурных.
Как обозначено в ФГОС ДО, художественно-эстетическое развитие предполагает
развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление
эстетического
отношения
к
окружающему
миру;
формирование
элементарных
представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы,
фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию
самостоятельной
творческой
деятельности
детей
(изобразительной,
конструктивно-модельной,
музыкальной
и
др.).
Художественно-эстетическая
деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно
может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки,
поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства
и приносит много радости дошкольникам. Каждый ребенок рождается художником.
Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце
добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Кружковая деятельность в дошкольном учреждении
позволяет более углублённо
реализовать потребность в рисовании у детей старшего дошкольного возраста.
Творчество заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они
изучают его. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся
лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам
передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития
и
потенциала
нового
поколения,
этого
недостаточно
для
развития
творческих
способностей одаренных детей.
Задача педагога – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству,
свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. В учебный
процесс можно включить размывание краски пальцами, рисование воском, мылом,
нитками, пластилином и так далее, а также комбинировать разные материалы, используя
смешанные изобразительные техники.
Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы,
ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также определенные умения
и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Изобразительное творчество — одно из любимейших занятий детей. Эта работа
требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты, декоративного
искусства, дизайна. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений,
творческое воображение. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в
рисунках свои впечатления от увиденного и прочитанного. Он берет в руки карандаши,
краски, кисти, бумагу...
Еще
Аристотель
подчеркивал,
что
занятия
по
рисованию
способствуют
всестороннему развитию личности ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги
прошлого: Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребель, многие русские преподаватели,
педагоги и психологи.
В рисовании таятся богатые возможности для эстетического воспитания. Ребенок
познает такие качества предметов и явлений, как стройность формы, гармоничность
красок, целесообразность строения и т.д. Эти свойства – элементы прекрасного. Они
придают изображению выразительность, а процессу изображения – эмоциональную
насыщенность.
Т.О. изобразительная деятельность имеет большое значение для развития таких
психических процессов, как воображение, представление, мышление, внимание и память
детей. Так, дети воспроизводят в рисунке то, что восприняли ранее, с чем уже знакомы.
Большей частью они создают рисунки по представлению или по памяти.
Работы
специалистов
свидетельствуют,
что
художественно-творческая
деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх,
обеспечивает положительное эмоциональное состояние. В настоящее время работа по
этому направлению, а именно коррекция психологического состояния детей, развитие
креативности, развитие и гармонизация личности, помогающие при решении любых
проблем, называется
АРТ-ТЕРАПИЯ. Арт-терапия- естественный и бережный метод исцеления и
развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс
психотерапевтических
методик.
Арттерапия
предоставляет
ребенку
возможность
проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему
наиболее удобным для психики ребенка способом.
Арттерапия
– это специализированная форма психотерапии, основанная на
искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Основная цель арттерапии -
дать
социально приемлемый выход
агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками,
картинами,
скульптурами является безопасным способом выпустить "пар" и
разрядить напряжение.
Рисуя,
ребенок дает
выход
своим
чувствам,
желаниям,
мечтам,
перестраивает свои
отношения
в
различных
ситуациях
и
болезненно
соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.
Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей
и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и
выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.
Арттерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве
одного из вспомогательных методов.
Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого
себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных
переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать свои мечты и
надежды. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей
выполнения программы совершенствования огранизма.
Арттерапия предполагает использование следующих методик:
Свободное
рисование (каждый
рисует,
что
хочет).
Рисунки
выполняются
индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема или задается или выбирается
детьми самостоятельно. На рисование отводится 30 минут, затем рисунки вывешиваются,
и начинается обсуждение. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а затем сам
автор.
Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой
лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило,
вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок.
После окончания процесса рисования происходит обсуждение процесса рисования. При
этом обсуждаются не художественные достоинства созданного произведения, а те мысли,
чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у членов подгрупп, и их
отношение к друг другу в процессе рисования.
Совместное рисование. Несколько человек (или вся группа) молча рисуют на
одном листе (например, групп, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т.д.). по
окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и
особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.
Дополнительное рисование. Рисунок посылается по кругу – один начинает
рисовать, другой продолжает, что-то добавляя и т.д.
В
работу с одаренными детьми мы внедрили нетрадиционные технологии
рисования.
В
процессе
работы
по
этому
направлению
мы
применяем
самые
разнообразные нетрадиционные техники и материалы.
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и
восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
Мы пришли к выводу, что оригинальное рисование раскрывает творческие возможности
ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно,
если ребята перепачкаются, главное – чтобы они получали удовольствие от общения с
красками и радовались результатам своего труда.
Многолетний
опыт
педагогической
работы
показывает,
что
отсутствие
необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и
невыразительности детских работ, так как не владея определенными способами
изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые
затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем
творчестве, нужно всегда стараться своевременно помочь ему.
Детям
очень
сложно
изображать
предметы,
образы,
сюжеты,
используя
традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование
лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие
способности. Они не способствую развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать
можно чем угодно и как угодно!
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие
методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание,
сформировать у них знания, умения, навыки. Выделяют следующие методы обучения:
представлены на слайде
В информационно-рецептивный метод включаются следующие приемы:
рассматривание;
наблюдение;
экскурсия;
образец воспитателя;
показ воспитателя.
Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и
навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в
себя:
прием повтора;
работа на черновиках;
выполнение формообразующих движений рукой.
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо
моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы
самостоятельно.
Исследовательский
метод
направлен
на
развитие
у
детей
не
только
самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно
выполнить не какую - либо часть, а всю работу.
В старшем дошкольном возрасте дети в кружковой работе используют методы и
техники нетрадиционного рисования :
рисование песком, крупой ;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой и обычная;
печать по трафарету ;
монотипия предметная и пейзажная;
пластилинография;
граттаж
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям
чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает
полную
свободу
для
самовыражения.
Нетрадиционных
техник
рисования
очень
многообразны и каждая из них способна заинтерисовать , а главное творчески развить
одаренного ребенка.
Положительным
результатам
кружковой
деятельности
является
участие
воспитанников и педагога в различных творческих конкурсах. Программа кружка была
опубликована на сайте педагога и сайте учреждения
Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают
свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они
начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к
достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.
Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути,
есть только свой собственный путь"