Напоминание

Инновационные формы работы по художественно-эстетическому развития с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации кружковой деятельности


Автор: Умерова Татьяна Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ДС №6 "Жемчужинка"
Населённый пункт: г. о. Егорьевск, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные формы работы по художественно-эстетическому развития с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации кружковой деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Инновационные формы работы по

художественно-эстетическому развития с

детьми старшего дошкольного возраста в

рамках реализации кружковой деятельности.

Умерова Татьяна Викторовна

Старший воспитатель

Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому

является

документ

– Федерально

Государственный

Образовательный Стандарт

дошкольного образования (ФГОС ДО). В рамках которого создаются условия для

выявления и развития одаренных детей, что способствуют воспитании личности,

способной к творческому решению жизненных задач, предусматривающей воспитание

творческого человека, способного к созданию общечеловеческих ценностей: духовных и

культурных.

Как обозначено в ФГОС ДО, художественно-эстетическое развитие предполагает

развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений

искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление

эстетического

отношения

к

окружающему

миру;

формирование

элементарных

представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы,

фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

реализацию

самостоятельной

творческой

деятельности

детей

(изобразительной,

конструктивно-модельной,

музыкальной

и

др.).

Художественно-эстетическая

деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно

может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки,

поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность.

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства

и приносит много радости дошкольникам. Каждый ребенок рождается художником.

Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце

добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Кружковая деятельность в дошкольном учреждении

позволяет более углублённо

реализовать потребность в рисовании у детей старшего дошкольного возраста.

Творчество заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они

изучают его. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся

лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам

передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития

и

потенциала

нового

поколения,

этого

недостаточно

для

развития

творческих

способностей одаренных детей.

Задача педагога – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству,

свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. В учебный

процесс можно включить размывание краски пальцами, рисование воском, мылом,

нитками, пластилином и так далее, а также комбинировать разные материалы, используя

смешанные изобразительные техники.

Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы,

ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также определенные умения

и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Изобразительное творчество — одно из любимейших занятий детей. Эта работа

требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты, декоративного

искусства, дизайна. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений,

творческое воображение. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в

рисунках свои впечатления от увиденного и прочитанного. Он берет в руки карандаши,

краски, кисти, бумагу...

Еще

Аристотель

подчеркивал,

что

занятия

по

рисованию

способствуют

всестороннему развитию личности ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги

прошлого: Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребель, многие русские преподаватели,

педагоги и психологи.

В рисовании таятся богатые возможности для эстетического воспитания. Ребенок

познает такие качества предметов и явлений, как стройность формы, гармоничность

красок, целесообразность строения и т.д. Эти свойства – элементы прекрасного. Они

придают изображению выразительность, а процессу изображения – эмоциональную

насыщенность.

Т.О. изобразительная деятельность имеет большое значение для развития таких

психических процессов, как воображение, представление, мышление, внимание и память

детей. Так, дети воспроизводят в рисунке то, что восприняли ранее, с чем уже знакомы.

Большей частью они создают рисунки по представлению или по памяти.

Работы

специалистов

свидетельствуют,

что

художественно-творческая

деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх,

обеспечивает положительное эмоциональное состояние. В настоящее время работа по

этому направлению, а именно коррекция психологического состояния детей, развитие

креативности, развитие и гармонизация личности, помогающие при решении любых

проблем, называется

АРТ-ТЕРАПИЯ. Арт-терапия- естественный и бережный метод исцеления и

развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс

психотерапевтических

методик.

Арттерапия

предоставляет

ребенку

возможность

проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему

наиболее удобным для психики ребенка способом.

Арттерапия

– это специализированная форма психотерапии, основанная на

искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Основная цель арттерапии -

дать

социально приемлемый выход

агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками,

картинами,

скульптурами является безопасным способом выпустить "пар" и

разрядить напряжение.

Рисуя,

ребенок дает

выход

своим

чувствам,

желаниям,

мечтам,

перестраивает свои

отношения

в

различных

ситуациях

и

болезненно

соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей

и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и

выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.

Арттерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве

одного из вспомогательных методов.

Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого

себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных

переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать свои мечты и

надежды. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей

выполнения программы совершенствования огранизма.

Арттерапия предполагает использование следующих методик:

Свободное

рисование (каждый

рисует,

что

хочет).

Рисунки

выполняются

индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема или задается или выбирается

детьми самостоятельно. На рисование отводится 30 минут, затем рисунки вывешиваются,

и начинается обсуждение. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а затем сам

автор.

Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой

лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило,

вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок.

После окончания процесса рисования происходит обсуждение процесса рисования. При

этом обсуждаются не художественные достоинства созданного произведения, а те мысли,

чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у членов подгрупп, и их

отношение к друг другу в процессе рисования.

Совместное рисование. Несколько человек (или вся группа) молча рисуют на

одном листе (например, групп, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т.д.). по

окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и

особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.

Дополнительное рисование. Рисунок посылается по кругу – один начинает

рисовать, другой продолжает, что-то добавляя и т.д.

В

работу с одаренными детьми мы внедрили нетрадиционные технологии

рисования.

В

процессе

работы

по

этому

направлению

мы

применяем

самые

разнообразные нетрадиционные техники и материалы.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и

восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

Мы пришли к выводу, что оригинальное рисование раскрывает творческие возможности

ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно,

если ребята перепачкаются, главное – чтобы они получали удовольствие от общения с

красками и радовались результатам своего труда.

Многолетний

опыт

педагогической

работы

показывает,

что

отсутствие

необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и

невыразительности детских работ, так как не владея определенными способами

изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые

затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем

творчестве, нужно всегда стараться своевременно помочь ему.

Детям

очень

сложно

изображать

предметы,

образы,

сюжеты,

используя

традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование

лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие

способности. Они не способствую развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать

можно чем угодно и как угодно!

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие

методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание,

сформировать у них знания, умения, навыки. Выделяют следующие методы обучения:

представлены на слайде

В информационно-рецептивный метод включаются следующие приемы:

рассматривание;

наблюдение;

экскурсия;

образец воспитателя;

показ воспитателя.

Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и

навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в

себя:

прием повтора;

работа на черновиках;

выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо

моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы

самостоятельно.

Исследовательский

метод

направлен

на

развитие

у

детей

не

только

самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно

выполнить не какую - либо часть, а всю работу.

В старшем дошкольном возрасте дети в кружковой работе используют методы и

техники нетрадиционного рисования :

рисование песком, крупой ;

рисование мятой бумагой;

кляксография с трубочкой и обычная;

печать по трафарету ;

монотипия предметная и пейзажная;

пластилинография;

граттаж

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям

чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает

полную

свободу

для

самовыражения.

Нетрадиционных

техник

рисования

очень

многообразны и каждая из них способна заинтерисовать , а главное творчески развить

одаренного ребенка.

Положительным

результатам

кружковой

деятельности

является

участие

воспитанников и педагога в различных творческих конкурсах. Программа кружка была

опубликована на сайте педагога и сайте учреждения

Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают

свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они

начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к

достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.

Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути,

есть только свой собственный путь"



В раздел образования