Напоминание

Методические приемы в формировании творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения


Автор: Коленченко Ирина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОГБОУ "Пролетарская сош №1"
Населённый пункт: п. Пролетарский Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Методические приемы в формировании творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Раздел: начальное образование





Назад




Методические приемы в формировании творческих способностей младших

школьников на уроках литературного чтения

И. П. Коленченко,

учитель начальных классов

МОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа №1»

Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного

решения, является развитие творческих способностей младших школьников.

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще

переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или изменяет цели и задачи

школьного образования.

Главная

цель,

которая раньше определялась как формирование основ

всесторонне и гармонично развитой личности, сейчас видится в том, чтобы сделать

акцент на воспитание

личности

активной,

творческой,

осознающей

важные

проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

Мир, окружающий ребёнка, становится год от года всё разнообразнее и сложнее и требует

от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты

ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Но именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания

творческой личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит свое отражение в

альтернативных

образовательных

программах,

в

инновационных

процессах,

происходящих в современной школе. Творческая активность развивается в процессе

деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и

удивляться,

находить

решение

в

нестандартных

ситуациях.

Поэтому

сегодня

в

педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм,

способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные

виды

уроков, проблемные

методы обучения,

коллективные

творческие дела во

внеклассной

работе,

способствующие

развитию

творческой

активности

младших

школьников.

Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а

становится

организатором

получения

информации,

источником

духовного

и

интеллектуального импульса, побуждающего к действию. На уроках чтения посредством

творческих заданий решаются следующие задачи:

формировать умение подбирать информацию для составления текста повествовательного

характера с элементами описания (по картине, о случае из жизни, об экскурсиях,

наблюдениях);

формировать умение озаглавливать текст;

формировать умение составлять план (картинный, схематичный, цитатный);

Творческие работы на уроке:

графическое иллюстрирование;

словесное рисование;

творческий пересказ;

чтение по ролям;

драматизация.

Учитель может использовать богатый арсенал форм, средств и приёмов театральной

педагогики: сочинительство, сказкотворчество, этюды и пантомимы, театральные

упражнения и игры, кукольный театр на основе содержания прочитанных произведений.

Словесное рисование ни в коем случае не должно превращаться в пересказ произведения.

Цель

словесного

рисования

приблизить

ребёнка

к

образам,

включить

детское

воображение, сконструировать возникшие представления.

Творческий пересказ предполагает передачу содержания с какими-либо изменениями:

добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;

изменить грамматическое время глаголов;

придумать, как могли разворачиваться события дальше и т.д.

Такие упражнения тренируют гибкость читательского взгляда, приучают видеть позиции

разных героев, сопереживать им.

Виды театральной педагогики: пантомима - помогает через движение уяснять и

объяснять содержание и форму произведения; живая картина - даёт возможность

продумать мизансцену, позы действующих лиц, которые выражают определённое

состояние каждого героя.

Таким образом, все названные приёмы помогают глубже проникнуть в произведение,

вызывают сочувствие героям, становятся средством выражения собственного отношения к

прочитанному. Творческие задания, возможно, применять на уроках чтения независимо от

выбранной программы. Такие задания отвечают требованиям всестороннего развития

личности школьника. Творческие задания вполне приемлемы на уроках чтения, способны

обогатить урок, сделать его интересным, в тоже время, отвечая требованиям и

содержанию различных обучающих программ. Специальных знаний от учителя не

требуют, поэтому не должны вызвать трудности в их организации и реализации.

Театрализация является творческой формой изучения учебного материала. Сейчас театр

всё чаще и многофункциональнее используется в школьном пространстве: театр - как

средство психического развития, диагностики особенностей сенсорики и индивидуальной

одарённости; театр как метод самопознания, естественное средство психокоррекции и

способ

накопления

поведенческого

опыта.

Элементы

драматизации

повышают

познавательную активность, создают положительный эмоциональный фон занятия.

Театрализация - одна из форм организации взаимодействия педагога с детьми, их

отношения становятся более близкими и доверительными. Повышается авторитет учителя

и среди коллег. Театральная педагогика обладает большим потенциалом более тесного

сотрудничества с родителями и привлечения их к данному виду искусства.

Драматизация учебного процесса создаёт здоровьесберегающий и здоровьесозидающий

эффект.

Театральные

игры

снимают

психическую

и

физическую

утомляемость,

корректируют

различные

стороны

психики,

межличностные

взаимоотношения.

Театральная

педагогика

способствует

профилактике

асоциального

поведения

и

социально-педагогической реабилитации неуспешных детей.

Театр комбинирует в себе различную творческую деятельность: придумывают сценарий,

исполняют роли, клеят, рисуют декорации, шьют костюмы. Во время таких занятий

ребёнок учиться общаться. Театральная технология обладает огромным потенциалом в

формировании у подрастающего поколения духовной культуры - системы ценностей,

мотивов поведения, отражённых в мировоззрении, идейной позиции.

Драматизировать можно сказки, короткие рассказы, поэмы, басни. Возможно создание

"Сказок на новый лад", изменяя сюжет уже знакомых детям произведений, что влечёт

лучшее их запоминание, развивает творческое воображение. Стихотворения трудно или

даже невозможно драматизировать, но их можно читать, исполняя разные роли (поэта,

внешнего наблюдателя и т.д.) Такие задания повысят интерес к литературе.

Пантомима имеет также и оздоровительное значение, развивая гибкость, мелкую

моторику

рук;

со

стороны

психологического

здоровья

-

помогает

преодолеть

стеснительность.

Возможен такой вариант: дети пытаются изобразить события, ну

например, басни. Остальные учащиеся угадывают, кто угадал, показывает другую сценку

и так далее. Это своего рода игра, а дети любят играть.

Широко используется графическое иллюстрирование. Специфическое значение детской

изобразительной деятельности для расширения и обогащения опыта ребёнка неоспоримо.

Следует особо подчеркнуть, что изобразительная деятельность развивает не только

познавательный,

но

и

эмоциональный

опыт

ребенка.

Детская

изобразительная

деятельность

способствует

формированию

довольно

сложного

опыта

ребёнка,

основанного на его впечатлениях и переживаниях. Из всех видов познавательных

способностей, участвующих в расширении опыта ребёнка, особая роль принадлежит

творческому

воображению,

которое

формируется

посредством

изобразительной

деятельности.

Можно делать зарисовки по мере прочтения произведений, составляя целые циклы

иллюстраций, по котором в последующем можно воспроизвести прочитанное. Возможно

изображение чувств, образов, возникающих у читателя, можно показать в красках

отношение к тому или иному герою и т.д.

Творческий пересказ наиболее насыщен простором для фантазии ребёнка, для творчества,

как для создания нового. К тому же это хорошее упражнение для развития речи,

пополнению словаря, формированию коммуникативных умений и навыков. Не требует

специальной подготовки со стороны учителя.

Для творческого пересказа подходят все литературные жанры. Идея творческого

пересказа заключается в создании нового на основе оригинального произведения: изменив

какое-либо событие, изложенное в прочитанном, или рассказав историю от лица одного из

героев, продолжить рассказ своими предположениями о том, что могло произойти дальше

или, наоборот, в прошлом и т.д.

Чтение

по ролям осуществимо

полноценно

в

том

случае,

когда

дети владеют

читательскими навыками. Оно предполагает не только чтение реплик, но и передачу

эмоций героя, его характера и отдельных характеристик, от того, как представляется

ученику данный герой.

Словесное рисование картин основано на умениях логически выстраивать предложения,

пользоваться

эпитетами,

метафорами,

олицетворениями

и

др.

средствами

выразительности, воплощать образы в рассказе. Красота изложения таких работ зависит

также от лексического словарного запаса. Целесообразно последовательно обогащать

словарный запас детей.

Предварительная работа с текстом также служит развитию творческих способностей, ведь

ребёнок выстраивает свои предположения о том, что будет изложено в произведении,

создаётся "продукт" связанный монологический рассказ.

Большую помощь учителю в развитии творческой индивидуальности школьников

оказывают рабочие тетради по литературному чтению, а именно: рубрики “Проба пера”,

“Поиск”, “Эрудит”, “Соответствие” “Отзыв”. Выполняя все эти задания систематически и

целенаправленно, дети развивают воображение, вырабатывают привычку к собственному

решению, открытиям, умению отойти от образца и работать по собственному замыслу.

Прекрасным средством для развития творчества учащихся является проведение уроков

литературного чтения вне здания школы. Ведь важным условием развития воображения

является умение наблюдать, всматриваться в окружающее, замечать что-то необычное,

созерцать

красоту

и

наслаждаться

ею.

Очень

нравятся

ученикам

такие

уроки

соприкосновения с природой, где можно в непринуждённой обстановке поговорить и о

литературном произведении, и о своих чувствах, и о своих фантазиях, и можно просто

молча помечтать.

Особое место среди средств, обеспечивающих развитие творческих способностей

учащихся на уроке, занимают совместные творческие дела. При профессиональной

организации такой работы у учащихся появляется возможность всесторонне и полно

раскрыть свои возможности. В своей практике, при организации познавательных

творческих дел, я использую следующие формы работы:

1. Турниры-викторины, в которых участвует несколько команд, каждая из которых

готовит вопросы-задачи и ответы-решения по изученной теме или по изученному

произведению. Такое совместное творческое дело, объединяющее в себе особенности

викторины и турнира, расширяет кругозор ребят, развивает их познавательные интересы,

формирует умение вести совместный поиск истины. Главное при проведении турнира-

викторины – это совместный поиск решения трудных познавательных задач, обмен

мыслями, впечатлениями и предложениями.

2. “Поэтический ручеёк”. Это форма совместной творческой деятельности способствует

вовлечению всех в чтение любимых стихотворений, приобщает к миру поэзии, развивает

чувство прекрасного. Стихи выбираются или на определённую тему, или одного автора.

Каждый ученик читает свои любимые произведения, известные ему ранее, или находит

интересные для него строки в предложенных сборниках стихов. Далее учащиеся делятся

впечатлениями, мыслями о прочитанном и услышанном.

3. “Аукцион знаний”. Это познавательное творческое дело, связанное условно с

“распродажей” литературного произведения с целью приобретения о нём исчерпывающих

знаний.

Каждая

микрогруппа

изучает

дополнительную

литературу

об

авторе

произведения,

находит

материалы

об

истории

создания

произведения,

может

инсценировать отрывки и т.д. для того, чтобы на аукционе как можно больше рассказать о

произведении, полнее раскрыть тему и основную мысль.

4. “Творческая мастерская”. Она создаёт условия для максимальной реализации

интеллектуальных способностей ребёнка. Дети представляют для обсуждения работы

собственного сочинения различных жанров и тематики.

5. “Юный критик”. Учитель предлагает произведения современных детских поэтов и

писателей.

Задача учащихся высказать своё мнение о произведении,

дать ему

характеристику, оценить по пятибалльной системе, доказать значимость данного

произведения для детской литературы.

6. Выпуск литературной газеты. Тематика газеты может быть различной: посвящена

юбилею писателя, какому – либо празднику, времени году и т.д. Но одно условие должно

соблюдаться обязательно: все произведения и заметки должны быть придуманы,

написаны только учениками.

Успех выполнения творческих работ зависит от эмоций. В ходе развития творческого

потенциала ребёнка проявляется взаимосвязь эмоциональных и интеллектуальных

процессов:

эмоции

развиваясь,

интеллектуализируются,

становятся

"умными",

обобщёнными, предвосхищающими, а процессы познавательные, функционируя в данной

системе, приобретают аффективными характер и начинают выполнять особую роль

смыслоразличения и смыслообразования. Создание эмоциональной атмосферы задача

учителя. В помощь можно избрать музыку, собственные эмоциональные переживания,

анализ критики данного произведения.

Можно сделать вывод о том, что творческие работы приемлемы на уроках чтения и

должны

способствовать

раскрытию

творческого

потенциала

детей,

развитию

воображения, коммуникативных навыков, обогащению эмоциональной сферы ребёнка. А

также

несут

оздоровительную,

воспитывающую

функции.

Вовлекают

детей

в

читательскую самостоятельность и развивают угасающий в современном мире интерес к

книге.

Пробудить заложенные в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться,

помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой

и наполненной жизни – к этому и стремимся мы в меру своих сил и способностей,

организуя наши уроки. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если

каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к нему, то выиграют, в конечном

счете, наши дети, наше будущее.



В раздел образования